ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3a-85/2020
УИД 75OS0000-01-2020-000148-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2020 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Никифоровой Е.В.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
представителя административного истца акционерного общества «Тепловодоканал» Мурзиной Т.С.,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Серебряковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тепловодоканал» о признании не действующим пункта 14.3 приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 5 ноября 2015 года № 209 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нежилых помещениях, встроенных в многоквартирный дом на территории Забайкальского края»,
установил:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 5 ноября 2015 года № 209 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края (далее – приказ РСТ Забайкальского края № 209).
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Азия-Экспресс» от 18 декабря 2015 года № 50/1 и действует в редакции приказов от 30 июня 2016 года № 85-НПА (опубликован 7 июля 2016 года в газете «Азия-Экспресс», № 27), от 30 сентября 2016 года № 125-НПА (опубликован 6 октября 2016 года в газете «Азия-Экспресс», № 40), от 18 октября 2016 года № 133-НПА (опубликован 27 октября 2016 года в газете «Азия-Экспресс», № 43), от 30 декабря 2016 года № 618-НПА (опубликован 30 декабря 2016 года в газете «Азия-Экспресс», № 52/1), от 27 января 2017 года № 9-НПА (опубликован 2 февраля 2017 года в газете «Азия-Экспресс», № 4), от 12 октября 2017 года № 230-НПА (опубликован 19 октября 2017 года в газете «Азия-Экспресс», № 40), от 30 ноября 2017 года № 496-НПА (опубликован 6 декабря 2017 года в газете «Азия-Экспресс», № 47/2), от 7 декабря 2017 года № 533-НПА (опубликован 11 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф), от 27 декабря 2019 года № 663-НПА (опубликован 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
5 июня 2020 года акционерное общество «Тепловодоканал» (далее – АО «Тепловодоканал») посредством представителя по доверенности Мурзиной Т.С. обратилось в Забайкальский краевой с указанным административным исковым заявлением, уточненным 25 августа 2020 года, о признании не действующим со дня принятия пункта 14.3 приложения к приказу РСТ Забайкальского края от 5 ноября 2015 года № 209, устанавливающего норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории городского поселения «Новочарское» в размере 0,0373 Гкал/кв.метр.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям пунктов 4, 9-11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила № 306), поскольку административным ответчиком установлен единый норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях городского поселения «Новочарское». Вместе с тем жилой фонд городского поселения состоит из одноэтажных, двухэтажных и пятиэтажных домов разных годов постройки с материалами стен из панелей/блоков и дерева. Административный истец считает, что РСТ Забайкальского края не были приняты все необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов и жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства по каждой группе домов. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца на начисление корректной стоимости ресурса и получение полной оплаты в соответствии с поставленными объемами тепловой энергии.
В судебном заседании представитель административного истца Мурзина Т.С. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что представленное административным ответчиком экспертное заключение по расчету норматива отопления в жилых помещениях на территории Забайкальского края не содержит сведений о принятии органом государственной власти решения о поэтапном переходе к установлению единых нормативов. Полномочиями на принятие указанного решения РСТ Забайкальского края не обладает. В случае признания оспариваемой части нормативного правового акта недействующей, возникнет недостаточная правовая урегулированность правоотношений, связанных с начислением платы за поставленный коммунальный ресурс, что свидетельствует о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта.
Представитель РСТ Забайкальского края Серебрякова А.Ю. в удовлетворении административного искового заявления просила отказать, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях, указав, что на основании полученной от органов местного самоуправления информации РСТ Забайкальского края произведен расчет нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования городское поселение «Новочарское». Выявлен рост норматива по отношению к установленному органами муниципальных образований, в том числе в городском поселении «Новочарское» на 126,82%, что в свою очередь привело бы к росту индекса платы граждан на 122,36%, что в соответствии с действующим законодательством недопустимо. Кроме того, единовременное введение нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом дифференциации приведет к значительному росту индекса платы граждан проживающих в одно и двухэтажных домах до 1999 года постройки. РСТ Забайкальского края в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 принято решение о поэтапном переходе к единым на территории Забайкальского края нормативам потребления коммунальных услуг. При этом отмечает, что установление норматива отопления для отдельных домов, первоначально указанных в административном исковом заявлении, будет противоречить действующему законодательству. В нарушение пункта 19 Правил № 306, части 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» АО «Тепловодоканал» до настоящего времени не представило сведения, необходимые для расчета норматива, об установке общедомовых приборов учета, показания которых можно взять за основание расчета норматива. Согласно государственной программе Забайкальского края «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2016 года № 530, срок действия которой 2016-2021 годы, планируется завершить все начатые, но не законченные в полном объеме к настоящему времени работы организационного характера, касающиеся как установки приборов учета, так и создания необходимого правового регулирования для развития энергосбережения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее – Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, а именно по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению, а также требования к их формированию.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта на территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 10.2.20 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 229, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, была наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
В настоящее время полномочия РСТ Забайкальского края на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, закреплены в пунктах 1, 13.2.31 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196.
Таким образом, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края по установлению нормативов потребления коммунальных услуг и, соответственно, принятию нормативных правовых актов по их утверждению.
Действуя в пределах своей компетенции, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края издала приказ от 5 ноября 2015 года № 209 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края».
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Соблюдение порядка утверждения РСТ Забайкальского края нормативов потребления было проверено в рамках административного дела № 3а-169/2016 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Коммунальник» о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 5 ноября 2015 года № 209 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края» в части пункта 23.6 Приложения к указанному приказу; решение Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2016 года определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2017 года оставлено без изменения.
Кроме того, Забайкальским краевым судом рассмотрено административное дело № 3а-27/2017 по административному исковому заявлению Любина А.В. о признании недействующим пункта 10.1 приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 5 ноября 2015 года № 209 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края»; решение Забайкальского краевого суда от 5 июня 2017 года определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2017 года оставлено без изменения.
Приказ РСТ Забайкальского края № 209 принят на заседании Правления РСТ Забайкальского края при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно (выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 5 ноября 2015 года № 82). Приказ опубликован в газете «Азия-Экспресс» от 18 декабря 2015 года № 50/1 и вступил в силу.
Оснований полагать нарушенными процедуру принятия и введения в действие приказов РСТ Забайкальского края от 30 июня 2016 года № 85-НПА, от 30 сентября 2016 года № 125-НПА, от 18 октября 2016 года № 133-НПА, от 30 декабря 2016 года № 618-НПА, от 27 января 2017 года № 9-НПА, от 12 октября 2017 года № 230-НПА, от 30 ноября 2017 года № 496-НПА, от 7 декабря 2017 года № 533-НПА, от 27 декабря 2019 года № 663-НПА о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт не имеется, в подтверждение их соблюдения органом тарифного регулирования представлены выписки из протоколов заседания правления от 30 июня 2016 года № 40, от 30 сентября 2016 года № 63, от 18 октября 2016 года № 67, от 27 января 2017 года № 6, от 30 ноября 2017 года № 82, от 7 декабря 2017 года № 87, от 27 декабря 2019 года № 96. Выписки из протоколов заседания правления от 30 декабря 2016 года № 104 и от 12 октября 2017 года не представлены в связи с утратой (л.д. 190 т. 3), однако соответствующими приказами РСТ Забайкальского края внесены изменения в приказ РСТ Забайкальского края № 209, в части не касающейся оспариваемой по настоящему административному делу.
Перечисленные приказы опубликованы в краевой газете «Азия-Экспресс» (выпуски от 7 июля 2016 года № 27, от 6 октября 2016 года № 40, от 27 октября 2016 года № 43, от 30 декабря 2016 года № 52/1, от 2 февраля 2017 года № 4, от 19 октября 2017 года № 40, от 6 декабря 2017 года № 47/2), а также на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 11 декабря 2017 года, 30 декабря 2019 года).
Пунктом 14.3 приложения к приказу РСТ Забайкальского края № 209 (в редакции приказа от 30 июня 2016 года № 85-НПА, ранее – пункт 12.3) установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории городского поселения «Новочарское» на периоды с 1 января 2016 года и с 1 июля 2016 года в размере 0,0373 Гкал/кв.м. Указанный норматив, согласно пункту 1 приказа РСТ Забайкальского края от 5 ноября 2015 года № 209 (в редакции приказа от 30 декабря 2016 года № 618-НПА), определен с применением расчетного метода и введен в действие с 1 января 2016 года.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
Согласно подпункту «д» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам (пункты 10, 11 Правил № 306).
Согласно таблице № 6 «Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению» (приложение № 2 к Правилам № 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
В силу пунктов 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (пункт 21 Правил № 306).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 31 - 42 Правил № 306.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах (пункт 31 Правил № 306). Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями (пункт 32 Правил № 306).
Согласно пункту 32(2) Правил № 306 информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.
В силу пункта 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и регулирующий орган при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Как установлено судом, АО «Тепловодоканал» является теплоснабжающей организацией на территории городского поселения «Новочарское».
Из реестров жилого фонда городского поселения «Новочарское» усматривается, что он состоит из одно-, двух-, трех- и пятиэтажных домов, введенных в эксплуатацию с 1980 по 2006 годы, сведений о степени благоустройства жилых домов, данных приборного учета не имеется.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что установление норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории городского поселения «Новочарское» осуществлялось по инициативе Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
В материалы дела экспертное заключение по расчету норматива отопления на территории муниципального образования городского поселения «Новочарское» РСТ Забайкальского края не представлено, представлена лишь копия экспертного заключения по расчету норматива отопления в жилых помещениях на территории Забайкальского края (л.д. 139-142 т. 4). При этом согласно пояснениям представителя РСТ Забайкальского края Серебряковой А.Ю. подлинник данного экспертного заключения в РСТ Забайкальского края не сохранился.
Также следует отметить, что в выписках из протоколов заседаний Правления РСТ Забайкальского края от 5 ноября 2015 года № 82 (л.д. 128-133 т. 3), от 30 июня 2016 года № 40 (л.д. 199-203 т. 3) отражен лишь вывод об установлении и введении в действие нормативов потребления населением коммунальной услуги по отоплению на территории Забайкальского края, при этом какого-либо обоснования, мотивов, экономического анализа установленных нормативов, их расчета не имеется.
В экспертном заключении по расчету норматива отопления в жилых помещениях на территории Забайкальского края приведены выводы о невозможности применения при установлении нормативов отопления метода аналогов в связи с отсутствием репрезентативной выборки, а также по причине отсутствия в ряде муниципальных образований приборов учета расхода тепловой энергии (л.д. 139-142 т. 4). По представленным администрациями муниципальных образований данным (реестры жилого фонда) РСТ Забайкальского края был проведен расчет норматива на отопление расчетным методом.
В силу положений, закрепленных в пунктах 9, 9(1), 31, 32, 32(1), 32(2), 33 Правил № 306, РСТ Забайкальского края, устанавливая нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению по своей инициативе, должна была предпринять меры по запросу у органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, товариществ собственников жилья сведений, необходимых для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренных пунктом 38 Правил, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37 Правил, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности, а также совершить мероприятия, направленные на реализацию положений, закрепленных в пунктах 32-42 Правил.
Согласно представленным сведениям регулирующий орган запросил у органов местного самоуправления только реестры жилого фонда городского поселения «Новочарское».
Из пояснений представителя РСТ Забайкальского края Серебряковой А.Ю. установлено, что какая-либо иная информация помимо реестров жилого фонда городского поселения «Новочарское», в том числе дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации не запрашивались.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что регулирующая организация в нарушение приведенных выше положений Правил № 306 не приняла все необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или жилых домов, по снятию показаний приборов учета и по истребованию соответствующих показаний приборов учета от органов местного самоуправления, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, потребителей, управляющих компаний, иных ресурсоснабжающих организаций, а значит, отказ от применения метода аналогов следует признать необоснованным.
Помимо изложенного суд приходит к выводу о том, что, несмотря на указание в тексте нормативного правового акта на применение при определении размера нормативов потребления коммунальных услуг расчетного метода, указанный метод также применен не был.
Данный вывод следует из содержания экспертного заключения, в выводах которого указано, что согласно произведенным расчетам применение расчетного метода может привести к существенному росту действующего норматива по отношению к нормативу, установленному органами местного самоуправления от 101 до 251 % и превышению предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2182-р, в связи с чем нормативы на отопление были оставлены без изменения. Как следует из пояснений представителя административного ответчика норматив на отопление был рассчитан путем перераспределения действующего норматива отопления, установленного постановлением администрации городского поселения «Новочарское» от 23 января 2010 года № 03, относительно продолжительности отопительного сезона (9 месяцев).
При этом расчет нормативов на отопление расчетным методом в экспертном заключении отсутствует, приведена лишь формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, предусмотренная в пункте 18 Правил № 306. Соответственно, и не имеется анализа вероятности превышения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, поскольку такие расчеты отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, устанавливая норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории городского поселения «Новочарское», РСТ Забайкальского края необоснованно не применила ни один из предусмотренных пунктами 13, 19 Правил № 306 методов расчета, что нельзя признать законным.
Доводы представителя административного ответчика Серебряковой А.Ю. о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 года принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории региона нормативов потребления (в отношении всех или отдельных муниципальных образований) не позднее 1 января 2021 года, а значит, РСТ Забайкальского края как органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять такое решение, не могут быть приняты во внимание.
Согласно Положению о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 229, действовавшему на момент принятия оспариваемой нормы, равно как и актуальному на момент рассмотрения административного дела Положению, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196, РСТ Забайкальского края полномочиями на принятие указанного решения не обладает. Ссылок на такое решение экспертное заключение не содержит, сведений о принятии уполномоченным органом государственной власти решения о поэтапном переходе к установлению единых нормативов потребления материалы дела не содержат.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам возлагается на орган, принявший такой акт
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии пункта 14.3 приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 5 ноября 2015 года № 209 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нежилых помещениях, встроенных в многоквартирный дом на территории Забайкальского края» действующему законодательству, в связи с чем в данной части оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.
Поскольку оспариваемая норма применялась, и на ее основе осуществлялось начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, она подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование о возложении на РСТ Забайкальского края обязанности по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный не действующим в части, поскольку для этого отсутствуют основания, предусмотренные частью 4 статьи 216 КАС РФ. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что в результате признания оспариваемой нормы недействующей возникнет недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не усматривается.
При этом, как следует из пояснений представителя РСТ Забайкальского края Серебряковой А.Ю., начиная с 2019 года РСТ Забайкальского края ведется работа, направленная на установление новых нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Забайкальского края, запрашивается необходимая информация в муниципальных образованиях Забайкальского края, по итогам сбора которой в 2020-2021 году РСТ Забайкальского края будет принят новый нормативный правовой акт.
В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 4 500 рублей в силу положений статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Тепловодоканал» удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 14.3 приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 5 ноября 2015 года № 209 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нежилых помещениях, встроенных в многоквартирный дом на территории Забайкальского края».
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Азия-Экспресс» и на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу акционерного общества «Тепловодоканал» сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева
Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2020 года.