дело № 3а-85/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мариной Ж.В.
при секретаре Цыбульской К.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2016 г. административное дело по административному иску МНН к Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛА:
МНН обратилась в суд с указанным иском к Управлению имущественных отношений Брянской области, ссылаясь на то, что она является арендатором земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Другим арендатором данного земельного участка является МЕН
Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и составляет <данные изъяты> руб.
МНН просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, <данные изъяты> руб., на 1 января 2015 г.
МНН и ее представитель по заявлению ПИС в суде поддержали заявленные исковые требования.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области ХАО иск не признала, ссылаясь на то, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение поступлений в бюджет Брянской области, однако не оспаривала обоснованности и законности составления отчета о рыночной стоимости земельного участка и экспертного заключения.
Представитель заинтересованного лица Правительства Брянской области ТЕВ иск не признала, так как считает кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка обоснованной и не подлежащей изменению.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Брянской области БНС просила разрешить заявленный спор на усмотрение суда, пояснив суду, что претензий к представленным доказательствам по иску не имеет.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области ЛКН просила разрешить заявленный спор на усмотрение суда, пояснив суду, что представленные доказательства по иску не оспаривает.
От МЕН поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Судом указанное ходатайство удовлетворено.
В письменном ходатайстве МЕН указала о признании заявленных исковых требований обоснованными.
Заслушав пояснения истца и его представителя ПИС, представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области ХАО, представителей заинтересованных лиц: Правительства Брянской области ТЕВ, Управления Росреестра по Брянской области БНС, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области ЛКН, суд приходит к следующему.
Согласно договору аренды № земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГМЕН и МНН являются арендаторами земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, для использование в целях: для использования здания стрелкового тира и складских помещений, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 7-10). Договор аренды заключен на период с 13 января 2011 г. по 1 ноября 2059 г.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером №, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости данного земельного участка на 29 февраля 2016 г., составляет <данные изъяты> руб., дата определения кадастровой стоимости – 1 января 2015 г. (л.д. 6).
МНН просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке. Рассматривая заявленный административный иск, суд приходит к следующему.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 135-ФЗ).
Согласно положениям ст.3 Федерального закона N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 г. № 66, к задачам управления относится, в том числе, организация проведения государственной кадастровой оценки, утверждение результатов кадастровой оценки по объектам оценки, отнесенным к компетенции управления (п. 2.11).
Приказом начальника Управления имущественных отношений Брянской области от 11 февраля 2015 г. № 335 предписано провести государственную кадастровую оценку земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области, по состоянию на 1 января 2015 г.
Из материалов дела следует, что результаты проведенной кадастровой оценки, в том числе и спорного земельного участка, утверждены Приказом № 1853 от 26 ноября 2015 г. Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель промышленности и иного специального назначения, расположенных на территории Брянской области».
Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 2.2 определения от 1 марта 2011 г. N 275-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ (п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка возможен при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, то есть по состоянию на 1 января 2015 г.
В материалы дела истцом представлен отчет, подготовленный ООО «Правовая Оценка» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет – <данные изъяты>.
Кроме того, административным истцом представлено положительное экспертное заключение №-1 от ДД.ММ.ГГГГ по проверке отчета ООО «Правовая Оценка» № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенное Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией «Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и экспертов».
В соответствии с выводами заключения отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объектов оценки, являются обоснованными и достоверными.
Мотивированных возражений относительно установленной в указанном отчете рыночной стоимости земельного участка, а также доказательств иного размера рыночной стоимости спорного участка административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено.
Таким образом, исковые требования МНН об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, стоимость земельного участка устанавливается в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> руб., по состоянию на 1 января 2015 г.
При этом суд считает необходимым указать, что статья 24.18 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного Закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с момента получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости, как судом, так и административным органом.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11 марта 2010 г. № П/93, федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МНН, поданное в суд ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – <данные изъяты> руб., по состоянию на 1 января 2015 г.
Вновь установленная кадастровая стоимость земельных участков подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Ж.В. Марина