ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-85/2017 от 13.06.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-85/2017

Мотивированное решение изготовлено 13.06.2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 13 июня 2017 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Ошмариной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя ФИО1 в интересах ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Представитель ФИО1, действующая по доверенности, в интересах ФИО2 обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 140 977 кв.м, с кадастровым номером , категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 11 942 000 рублей по состоянию на 08 июля 2014 года.

Заявление обосновано следующим: ФИО2 является собственником указанного земельного участка на основании договора купли-продажи земельного участка и объектов недвижимого имущества от 14 декабря 2015 года. Постановлением Правительства Ярославской области от 15.12.2011 N 976-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области, которым утверждены удельные показатели данной категории земель. С учетом методических рекомендаций кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 08 июля 2014 года определена в размере 41 757 387,40 рублей.

ФИО2 произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 08 июля 2014 года. Согласно отчету ООО «ПрофОценка» №16365/н от 10 апреля 2017 года рыночная стоимость земельного участка на указанную дату установлена в размере 11 942 000 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель ФИО2 по доверенности ФИО1 административное исковое заявление поддержал.

Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представил суду на административный иск отзыв, в котором оставил разрешение дела на усмотрение суда. Подтвердил размер кадастровой стоимости земельного участка в размере 41 757 387,40 рублей.

Управление Росреестра по Ярославской области представило письменные объяснения на заявление, в которых указало на рассмотрение дела в отсутствии их представителя.

Администрация городского поселения Любим в отзыве на административное исковое заявление указала, что не возражают против требований административного истца.

Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в сообщении просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя, возражал против заявленных требований.

Иные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по административному исковому заявлению акционерного общества не представили.

Заслушав представителя административного истца по доверенности ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка площадью 140 977 кв.м, с кадастровым номером , категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: <адрес>.

Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 февраля 2016 года.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ФИО2 в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого он является.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на учет в Единый государственный реестр недвижимости 03 апреля 2003 года, он вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2009 года – дату проведения государственной оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 15.12.2011 года N 976-п.

08 июля 2014 года в количественные характеристики данного земельного участка были внесены изменения в части уточнения площади земельного участка, что нашло отражение в сведениях кадастрового учета об объекте недвижимости и подтверждено материалами кадастрового дела.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 08 июля 2014 года определена в размере 41 757 387,40 рублей.

Административным истцом представлен отчет ООО «ПрофОценка» №16365/н от 10 апреля 2017 года оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 08 июля 2014 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на указанную дату установлена в размере 11 942 000 рублей.

Возражения заинтересованного лица - Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области относительно установленной оценщиком рыночной стоимости являются голословными и неподтвержденными объективными доказательствами.

В обоснование своей позиции ФИО2 представил положительное экспертное заключение № 686/2017 от 21 апреля 2017 года, согласно которому отчет оценки рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Рыночная стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается.

С учетом выводов указанной экспертизы, а также отсутствия убедительных доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного административным истцом отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка заявителя.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения заявителя с заявлением в суд по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), то есть – 29 мая 2017 года.

Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 29 мая 2017 года, то установленная судом кадастровая стоимость земельного участка применяется с 1 января 2017 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление представителя ФИО1 в интересах ФИО2 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 140 977 кв.м, с кадастровым номером , категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 11 942 000 (одиннадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи) рублей по состоянию на 08 июля 2014 года на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 11 942 000 (одиннадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 29 мая 2017 года

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Нуждин С.В.