Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
« 2 » августа 2021 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Габриелян Д.А.
с участием представителя ФИО1 – ФИО2, представителя правительства Амурской области ФИО3, прокурора Пряхиной И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к правительству Амурской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что он является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – <адрес>, совместно с несовершеннолетними внучками Ф.И.О.1, Ф.И.О.2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от <дата>. Квартира включена в Списки жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из которых планируется переселение граждан в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015-2024 годы», утвержденной постановлением администрации города Тынды от 03.10.2014 № 3660. Переселение граждан в городе Тында Амурской области осуществляется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 и подпрограммы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446. Положения раздела 7 и пункта 15 приложения № 5 государственной программы Амурской области ограничивают законное право административного истца на переселение из жилого помещения (квартиры), расположенной в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанного непригодным для проживания, обеспечение жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2021 году и обязывает его реализовать свое право переселения только путем предоставления жилых помещений в 2019-2021 годах. Не выплата денежных средств (социальной выплаты) необоснованно ведет к затягиванию вопроса по переселению из аварийного дома и ставит под угрозу жизнь и здоровье административного истца и членов его семьи. 26.05.2021 администрация города Тынды в ответе на адвокатский запрос сообщила, что согласно Порядку предоставления жилых помещений, гражданам, переселяемым из ветхого жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области, утвержденного постановлением администрации города Тынды от 14.03.2017 № 476а, предусматривается возмещение собственнику помещения в сносимом жилом доме исключительно в натуральной форме в виде жилого помещения по договору мены и денежные средства (социальная выплата) не предоставляются гражданам, подлежащим переселению. Установленные ограничения в выплате денежных средств (социальной выплаты) только в 2022 году нарушают права и свободы административного истца на переселение в 2021 году, путем получения социальной выплаты и не соответствуют законодательству Российской Федерации. На основании изложенного, административный истец просил признать недействующими положения государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446: раздел 7 в части слов: «количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания (семей), обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений (с 2019 года по 2021 год); количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений и (или) социальной выплаты на приобретение жилого помещения (с 2022 года)»; пункт 15 приложения № 5 в части слов: «количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений (в 2019-2021 годах); количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений и (или) социальной выплаты на приобретение жилого помещения (с 2022 года)».
В письменных возражениях представитель правительства Амурской области ФИО3 выразила несогласие с заявленными требованиями. Указала, что из оспариваемой нормы раздела 7 государственной программы Амурской области следует, что административный истец не ограничен временными рамками, поскольку имеет право на переселение и в 2021 году и в 2022 году. Установление показателей результативности для органов местного самоуправления не влияет на порядок получения социальной выплаты административным истцом в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Амурской области, утвержденной постановлением правительства Амурской области от 22.06.2021 № 397. Кроме того, федеральным законодательством субъекту Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять условия предоставления социальных выплат. Оспаривая пункт 15 приложения № 5 государственной программы Амурской области административный истец не указывает какой норме противоречит его положения. При этом подпунктом 2 пункта 2 приложения № 5 государственной программы Амурской области определенно, что субсидии предоставляются как на приобретение жилья, так и на предоставление социальных выплат. Нормативными правовыми актами Амурской области предоставлено право административному истцу претендовать на получение социальной поддержки при наличии ассигнований в соответствующих бюджетах, и при соблюдении иных определенных условий.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы административного искового заявления.
Представитель правительства Амурской области ФИО3 в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
ФИО1 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, обеспечил явку представителя.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора отдела прокуратуры Амурской области, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, постановлением правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2025 годы».
В состав названной государственной программы Амурской области включена подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области».
Постановление правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 «Об утверждении государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области» опубликовано в изданиях «Амурская правда», № 198, 22.10.2013 (постановление, приложение (начало)), «Амурская правда», № 199, 23.10.2013 (приложение (окончание)).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Амурской области в пределах компетенции, с соблюдением установленной процедуры, подписан уполномоченным должностным лицом, опубликован надлежащим образом, что не оспаривается административным истцом в рамках настоящего дела.
Согласно пункту 5 подпрограммы ее задачей является обеспечение жильем граждан, проживавших в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, и (или) жилищном фонде с высоким уровнем износа. Срок реализации подпрограммы – 2014- 2025 годы (пункт 6).
На основании данной государственной программы Амурской области постановлением администрации города Тынды от 03.10.2014 № 3660 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015-2024 годы».
ФИО1 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от <дата>.
Постановлением администрации города Тынды от 25.01.2021 № 75 указанная квартира под <номер> включена в Списки жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из которых планируется переселение граждан в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015-2024 годы», утвержденной постановлением администрации города Тынды от 03.10.2014 № 3660.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт непосредственно регулирует правоотношения, участником которых являлся ФИО1, в связи с чем он был вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.
В силу подпункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Сроки реализации государственных программ субъекта Российской Федерации определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, формирования и реализации указанных программ устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (приложение № 8 к государственной программе Российской Федерации) субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения, приобретенные (построенные) с использованием субсидий, а также социальные выплаты предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, и членам их семей, в первую очередь лицам, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье (пункт 5 Правил).
Порядок и условия предоставления социальных выплат лицам, указанным в пункте 5 Правил, в том числе являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и изъявившим желание переселиться, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 6 Правил).
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя бюджетных средств, на цели, указанные в пункте 1 данных Правил (пункт 7 Правил).
Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали, предусмотрены приложением № 5 государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области».
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что субсидии используются на следующие цели:
приобретение муниципальными образованиями жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья;
предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться.
Согласно пункту 6 Порядка условиями предоставления субсидий являются, в том числе: наличие утвержденной муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по приобретению муниципальными образованиями жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья; и (или) предоставлению социальных выплат; наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии.
В целях реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области» постановлением правительства Амурской области от 22.06.2021 № 397 утверждены Правила предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Амурской области, которыми установлены условия и порядок предоставления названных социальных выплат.
Согласно пункту 2 данных Правил право на получение социальной выплаты имеет гражданин, отвечающий в совокупности следующим требованиям:
на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты постоянно проживает в расположенном в зоне Байкало-Амурской магистрали в жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, или в жилом доме, признанном непригодным для проживания;
гражданин включен в Список семей граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали, в соответствующем году, сформированный в текущем году в соответствии с порядком формирования, утвержденным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Амурской области;
отсутствие задолженности по коммунальным платежам в отношении занимаемого жилого помещения, непригодного для проживания.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством, регулирующим рассматриваемые отношения, предусмотрено право граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали, на получение таких мер социальной поддержки как предоставление жилых помещений и предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения при наличии соответствующих бюджетных ассигнований.
В рамках настоящего дела ФИО1 оспаривает постановление правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 «Об утверждении государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», считая, что положения раздела 7 и пункта 15 приложения № 5 государственной программы ограничивают его право на переселение из жилого помещения (квартиры), расположенной в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанного непригодным для проживания, и обеспечение жильем путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2021 году, обязывая его реализовать свое право переселения только путем предоставления жилого помещения в 2019-2021 годах.
В разделе 7 государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области» определены общие показатели (идентификаторы) ее реализации, в том числе: количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания (семей), обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений (с 2019 года по 2021 год); а также количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений и (или) социальной выплаты на приобретение жилого помещения (с 2022 года).
Пунктом 15 приложения № 5 государственной программы Амурской области установлено, что муниципальные образования обеспечивают достижение показателей результативности, значение которых определяется соглашением, в том числе: количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений (в 2019-2021 годах); количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений и (или) социальной выплаты на приобретение жилого помещения (с 2022 года).
Анализ оспариваемых норм позволяет суду сделать вывод о том, что предусмотренные государственной программой показатели (индикаторы) эффективности ее реализации, а также показатели результативности исполнения муниципальными образованиями мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, сами по себе каких-либо нормативных предписаний, которые могли бы нарушить права и законные интересы административного истца, ограничить его право на получение социальной выплаты, не содержат, конкретным положениям законодательства не противоречат.
Данные нормы порядок переселения граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, по существу не определяют и права административного истца на получение социальной выплаты не затрагивают.
Иных доводов о нарушении прав, свобод и законных интересов ФИО1 оспариваемыми положениями государственной программы Амурской области им сформулировано не было.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, по своему содержанию каким-либо конкретным положениям федерального законодательства не противоречит, каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в удовлетворении требований ФИО1 следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований ФИО1 о признании недействующими положений государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446:
- раздел 7 в части слов:
«количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания (семей), обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений (с 2019 года по 2021 год);
количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений и (или) социальной выплаты на приобретение жилого помещения (с 2022 года)»;
пункт 15 приложения № 5 в части слов:
«количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений (в 2019-2021 годах);
количество семей граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, обеспеченных жильем путем предоставления жилых помещений и (или) социальной выплаты на приобретение жилого помещения (с 2022 года)»
- отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26 августа 2021 года.
Председательствующий Никитин В.Г.
1версия для печатиДело № 3а-85/2021 ~ М-87/2021 (Решение)