ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-85/2021 от 12.10.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-85/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 12 октября 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.

с участием представителей административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В., Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оола В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кендена А.Б. к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

Кенден А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 августа 2014 года на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ему благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, 19 сентября 2014 года решение суда вступило в законную силу. В настоящее время решение суда должником не исполняется, вследствие нарушения законодательства Российской Федерации Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва он не может получить гарантированное государством жилье. Срок исполнения судебного решения является неразумным, не отвечающим основам Конституции Российской Федерации, существенно ущемляющим его права. Общая продолжительность исполнения решения суда составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2335 дней. Считает, что указанная продолжительность судопроизводства по делу нарушает его право на судопроизводство в разумный срок. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с учетом практики Европейского суда по правам человека, принципов разумности и справедливости в размере 294 210 рублей, взыскать расходы по уплате государственной пошлине в размере 300 рублей.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 27 сентября 2021 года в качестве административного ответчика привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, заинтересованных лиц – Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оол В.К. просит отказать в удовлетворении административного иска Кендена А.Б., поскольку решением суда по данному делу обязанность предоставить истцу жилое помещение возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, поэтому возражает против статуса министерства в качестве административного ответчика. Министерство труда и социальной политики имеет полномочие по предоставлению жилья детям-сиротам из специализированного жилого фонда по мере формирования с 1 января 2019 года. Специализированный жилищный фонд Республики Тыва в настоящее время не сформирован и исполнить решение суда фактически невозможно, в связи с чем министерство не является органом, допустившим нарушение прав административного истца.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что в соответствии с Положением Министерство финансов Республики Тыва осуществляет финансовую, бюджетную, налоговую политику в Республике Тыва, доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений и бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Одного финансирования на приобретение жилья для детей-сирот недостаточно, для исполнения решения суда необходимо выполнить ряд мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, а именно Министерство финансов Республики Тыва финансирует денежные средства на основании заявок Министерства строительства Республики Тыва. Министерство строительства Республики Тыва заключает государственные контракты с подрядчиками и после принятия жилых помещений передает на баланс в республиканскую собственность в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва передает Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва для дальнейшего распределения жилых помещений детям-сиротам. Со стороны Министерства финансов Республики Тыва своевременно финансируется предусмотренные финансовые средства на основании заявок Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва. Министерство финансов несогласно с доводами административного истца, так как со стороны ответчиков каких-либо противоправных действий не было совершено.

В судебное заседание административный истец Кенден А.Б. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В., Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оола В.К. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска.

Представители административного ответчика – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы административного и гражданского дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 августа 2014 года, вступившим в законную силу 19 сентября 2014 года, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу предоставить Кендену А.Б. на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ВС .

5 ноября 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения Кендену А.Б. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 августа 2014 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 19 сентября 2014 года, следовательно, оно должно было быть исполнено до 19 марта 2015 года.

Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (ДД.ММ.ГГГГ) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (ДД.ММ.ГГГГ), составила ** лет ** месяцев.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и финансовое обеспечение возложенных на Министерство функций (пункты 1 и 48 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года № 591).

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Поскольку обязанность предоставить Кендену А.Б. жилое помещение возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, соответственно, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство труда и социальной политики Республики Тыва – ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому административный иск Кендена А.Б. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 27 сентября 2021 года из МОСП города Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы заверенные копии материалов исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству -ИП, исполнительный лист ВС выдан Кызылским городским судом Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ и получен службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ.

5 ноября 2014 года судебным приставом-исполнителем Кызыл-оол Ш.О. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое получено Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - должник) 15 ноября 2014 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, после истечения 6 месяцев со срока, установленного в исполнительном документе.

5 ноября 2014 года должнику направлено извещение на прием к судебному приставу-исполнителю.

21 ноября 2014 года министр земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщает о том, что в связи с отсутствием нормативной базы в Республике Тыва, Министерством ведется работа в данном направлении.

22 декабря 2014 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва уведомляет судебного пристава-исполнителя, что добровольный срок для исполнения решения суда истекает 19 марта 2015 года, кроме того в Республике Тыва отсутствует порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений, отсутствует специализированный жилищный фонд для детей-сирот, поэтому исполнить решение суда возможно за счет приобретения и строительства жилья.

8 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому требование исполнительного документа по состоянию на указанную дату не исполнено.

8 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, получено должником 9 апреля 2015 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 8 апреля 2015 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 13 апреля 2015 года, получено должником 9 апреля 2015 года.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в письме за исх. № 74-1025 от 10 апреля 2015 года сообщает, что со стороны Министерства злостного неисполнения решения суда, а равно воспрепятствование его исполнению нет, поскольку по состоянию на апрель 2015 года в реестре республиканского имущества отсутствуют свободные жилые помещения.

10 апреля 2015 года должником подано заявление в Кызылский городской суд Республики Тыва об освобождении от исполнительского сбора, которое принято судом.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 июня 2015 года заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора оставлено без рассмотрения.

Письмом от 13 ноября 2015 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщает судебному приставу-исполнителю о подаче им заявления в Кызылский городской суд Республики Тыва о замене стороны в исполнительном производстве, в связи с чем просит отложить исполнительные действия.

13 ноября 2015 года должником подано заявление о замене стороны в исполнительном производстве, принято Кызылским городским судом Республики Тыва 17 ноября 2015 года.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 13 ноября 2015 года об отложении исполнительных действий по исполнительному производству.

Письмом от 3 марта 2016 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщает судебному приставу-исполнителю о невозможности в настоящее время исполнить судебное решение по объективным причинам, в связи с чем просит отложить исполнительные действия по данному исполнительному документу.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 мая 2016 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 2 июня 2016 года, получено должником 31 мая 2016 года.

20 ноября 2016 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда к 18 часам 00 минут 25 ноября 2016 года, получено должником 21 ноября 2016 года.

7 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено и в тот же день должник предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

7 марта 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 7 апреля 2017 года и направлено требование об исполнении решения суда.

30 мая 2017 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 9 июня 2017 года и в тот же день должник предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

23 августа 2017 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 29 августа 2017 года.

28 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем должник предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

24 октября 2017 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 27 октября 2017 года.

18 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

13 ноября 2017 года должником подано заявление в Кызылский городской суд Республики Тыва о замене стороны исполнительного производства.

12 января 2018 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о замене должника в исполнительном производстве на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва отказано.

6 февраля 2018 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда, предоставить письменный ответ, подтверждающий временную невозможность исполнения решения суда до 14 февраля 2018 года к 14 часам.

15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос в Министерство финансов Республики Тыва о предоставлении информации по денежным средствам на строительство и приобретение жилья детям-сиротам.

15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий.

9 апреля 2018 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 13 апреля 2018 года.

14 мая 2018 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 18 мая 2018 года.

7 июня 2018 года должнику направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.

18 июня 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий.

4 июля 2018 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 9 июля 2018 года и в тот же день должник предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

20 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий.

4 октября 2018 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 10 октября 2018 года.

12 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

31 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда до 9 ноября 2018 года.

26 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.

30 января 2019 года должником получено требование о явке к судебному приставу-исполнителю и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.

21 февраля 2019 года должник уведомлен о составлении судебным приставом-исполнителем протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

26 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт об обнаружении правонарушения.

26 февраля 2019 года судебный пристав-исполнитель составил протокол об административном правонарушении в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6 марта 2019 года постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.

7 июня 2019 года решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП г.Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. от 6 марта 2019 года изменено, назначенное должнику наказание в виде ** рублей заменено на предупреждение.

19 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

19 ноября 2019 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 25 ноября 2019 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 19 ноября 2019 года назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 25 ноября 2019 года.

20 января 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

20 января 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 31 января 2020 года и направлено требование от этой же даты.

27 января 2020 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Требованием судебного пристава-исполнителя должнику в 7-дневный срок обязали предоставить копию приказа о назначении на должность министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ултургашева И.И., копию его приказа на должность, копию доверенности, лица уполномоченного представлять интересы от имени министерства.

Должником судебному приставу-исполнителю представлены истребуемые документы на министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ултургашева И.И.

2 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

2 октября 2020 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 14 часов 16 октября 2020 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 2 октября 2020 года назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 16 октября 2020 года.

В письме Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 13 октября 2020 года, адресованному судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку должник утратил полномочия по представлению жилых помещений.

20 октября 2020 года должник уведомлен о составлении судебным приставом-исполнителем протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

21 октября 2020 года судебный пристав-исполнитель составил протокол об административном правонарушении в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

28 октября года постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.

9 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий.

В январе 2021 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда до 2 февраля 2021 года.

2 февраля 2021 года должником направлено письмо судебному приставу-исполнителю о том, что он не уклоняется от исполнения решения суда, а находится в зависимом положении от отраслевых органов исполнительной власти в части финансирования, строительства и заключения договоров специализированного найма жилого помещения.

12 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда до 14 часов 18 марта 2021 года.

18 марта 2021 года должником направлено письмо судебному приставу-исполнителю, где сообщает, что исполнит решение суда невозможно в силу объективных, независящих от Министерства обстоятельств.

18 марта 2021 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в Кызылский городской суд Республики Тыва подано заявление об отсрочке исполнения решения суда и приостановлении исполнительного производства.

26 мая 2021 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 14 июня 2021 года.

26 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

27 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

27 сентября 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 4 октября 2021 года и направлено требование от этой же даты.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение до сих пор не исполнено, с учётом приведенных выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия государственных органов, на которые возложено исполнение судебного решения, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несет.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Кендена А.Б. подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 294 210 рублей.

Исходя из требований Кендена А.Б., принимая во внимание личность административного истца, длительность принудительного исполнения судебного акта – ** лет ** месяцев, шестимесячный срок для добровольного исполнения решения суда, установленный судебным решением, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Кенден А.Б. является **, включен в список лиц из числа ** на получение жилья на территории г.Кызыла Республики Тыва, состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 170000 рублей.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета Кендену А.Б. подлежат возмещению его расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком по безналичной оплате услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Кендена А.Б. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административное исковое заявление Кендена А.Б. к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить Кендену А.Б. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 170 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на расчётный счёт Кендена А.Б. открытый в Красноярском отделении ПАО **», ИНН банка получателя 7707083893, БИК 040407627, кор.счёт .

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 октября 2021 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа