Дело № 3а-85/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2021 года город Смоленск
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Туникене М.В.,
при секретаре Андриановской А.И.,
с участием прокурора Накцевой И.С.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Завод сварочного оборудования «КаВик» о признании недействующими пункта 945 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 30 ноября 2018 г. № 799 «Об определении на 2019 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункта 4864 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 г. № 1615 «Об определении на 2020 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункта 3337 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 г. № 1502 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость»
установил:
30 ноября 2018 г. приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области № 799 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2019 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказ опубликован на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В пункт 945 перечня объектов на 2019 год включен объект (здание столовой с пристройкой) с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Смоленская область, ...
приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области № 1615 от 20 декабря 2019 г. в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказ опубликован на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В пункт 4864 перечня объектов на 2020 год включен вышеуказанный объект (здание столовой с пристройкой) с кадастровым номером №.
24 декабря 2020 г. приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области № 1502 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2021 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказ опубликован на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В пункт 3337 перечня объектов на 2021 год включен вышеуказанный объект (здание столовой с пристройкой) с кадастровым номером №
ООО «Завод сварочного оборудования «КаВик», являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 945 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 30 ноября 2018 г. № 799 «Об определении на 2019 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункта 4864 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 г. № 1615 «Об определении на 2020 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункта 3337 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 г. № 1502 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Свои требования мотивировало тем, что здание столовой с пристройкой не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, поскольку ни предназначение здания, ни его фактическое использование, ни вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствуют о том, что данный объект соответствует критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение его в перечень на 2019-2021 годы противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель административного истца Н. административный иск поддержал.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области ФИО1 административный иск не признала. Указала, что процедура включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Определение вида фактического использования данного здания не проводилось ввиду его включения в перечень объектов для целей налогообложения исходя из его наименования, отраженного в Едином государственном реестре недвижимости «Здание столовой с пристройкой» как здание, предназначенное для использования в целях размещения объектов общественного питания.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Накцевой И.С., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, Смоленский областной суд приходит к следующим выводам.
В силу статей 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), лица, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права, свободы и законные интересы гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Нормативный правовой акт может быть признан судом не соответствующим федеральному закону полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 вышеуказанного закона).
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии оспариваемого положения суд установил следующее.
Нормативное правовое регулирование в части определения на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), направления перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещения перечня, установлено положениями НК РФ.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также – Департамент) является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 3.21.5 раздела 3 Положения о Департаменте).
Согласно части 6 статьи 38 Закона Смоленской области от 15 мая 2001 г. № 37-з «Устав Смоленской области» руководители органов исполнительной власти Смоленской области издают приказы в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Устава к правовым актам иных органов исполнительной власти Смоленской области относятся постановления данных органов исполнительной власти Смоленской области и приказы руководителей данных органов исполнительной власти Смоленской области.
В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 раздела 5 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 20февраля 2009 г. № 86 начальник Департамента издает в порядке, определенном областным законодательством, правовые акты, направленные на реализацию возложенных на Департамент задач.
В силу пункта 8 статьи 378.2 НК РФ состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекты Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Приложением 1 приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость утверждены состав сведений подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30июня 2020 г. № ЕД-7-21/409@, признан утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 28 ноября 2014г. №ММВ-7-11/604@ и в приложении 1 данного приказа утвержден состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формата представления и порядка направления указанных сведений в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, содержащий аналогичные нормы.
Оспариваемый перечень по своей структуре и содержанию соответствует указанному выше составу сведений.
Подпунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определены срок направления перечня в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и форма направления перечня. Указанной нормой установлено, что перечень в электронной форме подлежит направлению в налоговый орган по субъекту Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.
В отношении налога на имущество организаций согласно пункту 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Приложением 2 к приказу Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/604@ утратившим силу и к приказу Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30июня 2020 г. № ЕД-7-21/409@ утвержден формат предоставления сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость в электронной форме.
В соответствии с указанными выше положениями закона Департаментом письмом от 30 ноября 2018 г. № 2820/06 в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области направлен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, согласно приложению.
Письмами Департамента от 20 декабря 2019 г. № 2822/6, от 26 декабря 2020 г. № 2981/6 в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области направлен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 г. и 2021 год..
Таким образом, срок и форма направления перечня в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области Департаментом соблюдены.
В силу подпункта 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Законом Смоленской области от 7 мая 2002 г. № 48-з «О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных актов» (далее - Закон № 48-з) определен порядок принятия, опубликования вступления в силу и действие областных нормативных правовых актов.
Согласно подпунктам 5 и 7 статьи 1 вышеуказанного закона Указы Губернатора Смоленской области, постановления Администрации Смоленской области, постановления уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), приказы руководителей иных органов исполнительной власти Смоленской области, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию, если прямо предусматривают это или если для них Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Смоленской области, настоящим областным законом, иными областными законами предусмотрено официальное опубликование.
На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) указы Губернатора Смоленской области, постановления Администрации Смоленской области, постановления уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), приказы руководителей иных органов исполнительной власти Смоленской области, указанные в абзаце первом настоящего пункта, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания.
Датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах «Смоленская газета», «Рабочий путь», «Смоленские новости», в информационном бюллетене «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», в «Вестнике Смоленской областной Думы» или дата его первого размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 48-з областные нормативные правовые акты о налогах и сборах вступают в силу в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование указанного перечня в общем порядке, а установлена обязанность его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в определенный данной статьей срок.
Данное требование административным ответчиком соблюдено.
Приказ Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 30 ноября 2018 г. № 799 опубликован на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области 14 декабря 2018 г.
Приказ Департамента от 20 декабря 2019 г. № 1615 опубликован на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области 27 декабря 2019 г.
Приказ Департамента от 24 декабря 2020 г. № 1502 опубликован на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области 20 января 2020 г.
В судебном заседании установлено, 30 ноября 2018 г. приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области №799 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2019 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
Объект (здание столовой с пристройкой) с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Смоленская область, ..., включен в пункт 945 перечня объектов на 2019 год.
20 декабря 2019 г. приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области №1615 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
Объект (здание столовой с пристройкой) с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Смоленская область, ..., включен в пункт 4864 перечня объектов на 2019 год.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений от 20декабря 2020 г. № 1502 здание столовой с пристройкой с кадастровым номером №, включено в пункт 3337 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых на 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Проанализировав вышеприведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области в пределах его компетенции, с соблюдением установленного порядка и размещены в установленном порядке на сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации 14 декабря 2018 г., 27 декабря 2019 г. и 20 января 2020 г.
В обоснование заявленных требований о признании оспариваемых приказов недействующими в части, административный истец ссылается на то, что здание столовой с пристройкой не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, поскольку ни предназначение здания, ни его фактическое использование, ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не подтверждают размещение в здании объекта общественного питания.
Указанный довод заслуживает внимание в силу следующего.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 4 статьи 378.2 НК РФ указано, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Смоленской области в налоговом периоде 2019 года в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Смоленской области от 27ноября 2003 г. № 83-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1 Закона Смоленской области от 27ноября 2003 г. № 83-з«О налоге на имущество организаций» позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории Смоленской области осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 августа 2018г. № 574 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Судом установлено, что ООО «Завод сварочного оборудования «КаВик» является собственником нежилого помещения здания столовой с пристройкой, общей площадью 697,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Смоленская область, ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 13-17;77-79).
Здание столовой входит в состав единого промышленно-производственного комплекса, включающего здание проходной (кадастровый номер №), здание прессового цеха (кадастровый номер №), здания инструментального цеха (кадастровый номер №), здание производственного корпуса (кадастровый номер №), пристройку к производственному корпусу (кадастровый номер №), здание бытового корпуса (кадастровый номер №), здание арочного склада (кадастровые номера №), здание теплой автостоянки (кадастровый номер №), гараж (кадастровый номер №), здание столовая с пристройкой (кадастровый номер №).
Спорный объект недвижимости расположен на принадлежавшем на праве собственности земельном участке, общей площадью 14092 кв.м, с кадастровым номером №, по адресу: Смоленская область, Сафоновский район, ..., который отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для производственных целей (л.д. 15). Данный вид разрешенного использования земельного участка не менялся. Периметр земельного участка огорожен забором и оборудован постом охраны, в связи с чем, свободный доступ к зданиям невозможен.
Здание столовой с пристройкой с кадастровым номером № включено в Перечень исходя из его наименования, отраженного в Едином государственном реестре недвижимости «Здание столовой с пристройкой» как здание, предназначенное для использования в целях размещения объектов общественного питания.
Мероприятия по определению вида фактического использования здания для целей налогообложения не осуществлялись.
По сведениям технического паспорта спорного объекта и экспликации поэтажного плана здание «Столовая с пристройкой», площадью 713,1 кв.м состоит из 41 помещения, из которых три помещения являются столовой, общей площадью 93,6 кв.м, что составляет 13,1 % общей площади этого здания.
Приведенные сведения документов технического учета (инвентаризации) не позволяют сделать однозначный вывод, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью менее 20 % общей площади спорного объекта предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, то есть не подтверждают законность включения объекта недвижимости в Перечни.
Кроме того, само по себе наименование здания без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности его отнесения к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
В данном случае, эксплуатируя здание, административный истец не оказывает услуги общественного питания населению.
Фактическое использование столовой нельзя отнести к оказанию услуг общественного питания в том смысле, который следует из содержания подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, деятельность «столовой» в качестве объекта общественного питания самостоятельного значения не имеет.
Согласно статье 223 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организациях по установленным нормам оборудуются, в том числе, помещения для приема пищи.
Требования по созданию столовых также установлены санитарными нормами. Так, п. п. 5.48, 5.51 «СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87», утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №782, предусматривает, что на предприятиях должны быть столовая (при численности работающих в смену более 200 человек), столовая-раздаточная (при численности до 200 человек), комната приема пищи (при численности до 30 человек).
Административным ответчиком не учтено, что административный истец осуществляет деятельность по производству сварочных, понижающих трансформаторов; производственную деятельность по изготовлению комплектующих деталей к трансформаторам сварочным и понижающим; ремонт трансформаторов, двигателей, узлов промышленного оборудования, автотранспорта.
Использование здания связано непосредственно с осуществлением основной деятельности административного истца, оно входит в состав единого промышленно-производственного комплекса, земельный участок, на котором расположены здания, огорожен забором и оборудован постом охраны, в связи с чем свободный доступ к ним невозможен.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения в здании используются для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности, что согласовалось бы со статьей 378.2 НК РФ, суду не представлено.
Данное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение объектов общественного питания, то есть здание не соответствует критериям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому суд считает обоснованными доводы административного истца о неправомерности включения данного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2021 годы.
Равно как указанное здание не могло быть включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества и по другим основаниям, предусмотренным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, установленных при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, суд приходит к выводу о том, что здание в оспариваемые Перечни включено быть не могло, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств использования данного здания в целях оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности и для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.
Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 КАС РФ и пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.
Оспариваемые положения затрагивают права и обязанности административного истца по уплате налога на имущество за 2019- 2021 г.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет уплачивать налог в отношении спорного объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому нормативные правовые акты в оспариваемой части подлежат признанию недействующими со дня вступления приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 30 ноября 2018 г. № 799, от 20 декабря 2019 г. № 1615, от 24 декабря 2020 г. №1502 в силу, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления ООО «Завод сварочного оборудования «КаВик» уплачена государственная пошлина в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежным поручениям от 17 августа 2021 г. №1545 и от 28 сентября 2021 г. №1875. Данные судебные расходы подлежат взысканию с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Завод сварочного оборудования «КаВик» к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 30 ноября 2018 года № 799 в силу, пункт 945 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 30 ноября 2018 года № 799 «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Признать недействующим со дня вступления приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года № 1615 в силу, пункт 4864 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года № 1615 «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Признать недействующим со дня вступления приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 года № 1502 в силу, пункт 3337 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 года № 1502 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте, где были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу ООО «Завод сварочного оборудования «КаВик» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2021 года
Судья М.В. Туникене