ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-85/2022 от 08.08.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-85/2022

Решение

Именем Российской Федерации

08 августа 2022 года г.Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.

при секретаре судебного заседания Антоновой П.Э.

с участием прокурора Захаровой Я.А.,

представителей административного истца – МУП «Водоканал» МО городское поселение город Конаково – Некрасова С.Б., Суворова А.А.,

представителей административного ответчика - Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области Волченко В.С., Хамояна Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования городское поселение город Конаково об оспаривании приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 16 декабря 2021 года № 462-нп «О тарифах на питьевую воду, водоотведение и транспортировку сточных вод организациям водопроводно-канализационного хозяйства для потребителей муниципального образования Тверской области Конаковский район на 2022 год»,

установил:

приказом Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 16 декабря 2021 года № 462-нп, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20 декабря 2021 года, установлены тарифы на питьевую воду, водоотведение и транспортировку сточных вод организациям водопроводно-канализационного хозяйства для потребителей муниципального образования Тверской области Конаковский район на 2022 год согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5.

Приложением 3 к данному приказу установлены тарифы на питьевую воду муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования городское поселение город Конаково для потребителей города Конаково, поселка Энергетик, деревни Белавино городского поселения город Конаково муниципального образования Тверской области Конаковский район на 2022 год:

- на первое полугодие 2022 года в размере: для бюджетных и прочих потребителей без НДС - 14,68 руб./куб.м, для населения с НДС – 17,62 руб./куб.м,

- на второе полугодие 2022 года в размере: для бюджетных и прочих потребителей без НДС - 15,20 руб./куб.м, для населения с НДС – 18,24 руб./куб.м.

Приложением 4 к данному приказу установлены тарифы на транспортировку сточных вод муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования городское поселение город Конаково для потребителей города Конаково, поселка Энергетик, деревень Вахромеево, Карачарово городского поселения город Конаково муниципального образования Тверской области Конаковский район на 2022 год:

- на первое полугодие 2022 года в размере: для бюджетных и прочих потребителей без НДС - 8,34 руб./куб.м,

- на второе полугодие 2022 года в размере: для бюджетных и прочих потребителей без НДС – 8,60 руб./куб.м.

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования городское поселение город Конаково (далее МУП «Водоканал») обратилось в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании приказа ГУ РЭК Тверской области от 16 декабря 2021 года № 462-нп не действующим в части размера тарифов, установленных в приложениях 3 и 4 к данному приказу (т. 1, л.д. 212).

Заявленные требования мотивированы тем, что предприятие является вновь созданным, ранее регулируемую деятельность не осуществляло. Оспариваемый приказ принят с нарушениями законодательства, прав и законных интересов МУП «Водоканал».

В частности, нарушения, допущенные при установлении тарифов на питьевую воду, привели к снижению суммы необходимой валовой выручки на 2022 год, заявленной в размере 38169,31 тыс. руб., утвержденной в размере 31907,36 тыс. руб., и заключаются в следующем.

1. Производственные расходы:

1.1. на приобретение электроэнергии снижены с 6983,29 тыс. руб. до 5221,04 тыс. руб. без учета увеличения подъема воды и удельного расхода электроэнергии, который при утверждении тарифа определен равным 0,33 кВт/куб.м, однако за 9 месяцев 2020-2021 года составил 0,42 кВт/куб.м, а за первый квартал 2022 года – 0,65 кВт/куб.м,

1.2. на осуществление производственного контроля снижены с 290 тыс. руб. до 154,45 тыс. руб.,

1.3. прочие производственные расходы предложены в размере 75 тыс. руб., утверждены – 0,00 руб.

2. Административные расходы:

2.1. на услуги вневедомственной охраны снижены с 243,10 тыс. руб. до 171,25 тыс. руб.,

2.2. на оплату труда административно-управленческого персонала снижены с 8544,75 тыс. руб. до 6835,80 тыс. руб. в результате уменьшения заявленной численности с 25 до 20 человек,

2.3. отчисления на социальные нужды снижены с 2589,06 тыс. руб. до 2064,41 тыс. руб.,

2.4. на тепловую энергию снижены с 436,29 тыс. руб. до 289,74 тыс. руб. в результате неправомерного применения индекса цен 2020 года, а не тарифов на тепловую энергию, установленных ООО «Теплосеть».

3. Расходы на амортизацию снижены с 555,40 тыс. руб. до уровня расходов предыдущего предприятия за 2020 год - 86 тыс. руб., несмотря на то, что административный истец является вновь созданным предприятием, которое ранее амортизацию не начисляло.

4. Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов, снижены по налогу на имущество с 321,50 тыс. руб. также до уровня расходов предыдущего предприятия за 2020 год - 16,7 тыс. руб.

5. Нормативная прибыль, предложенная в сумме 1 111,70 тыс. руб., снижена до 471,54 тыс. руб. со ссылкой на пункт 84 Методических указаний № 1746-э, применяющийся при расчете тарифов методом индексации.

Нарушения, допущенные при установлении тарифов на транспортировку сточных вод, привели к снижению суммы необходимой валовой выручки на 2022 год, заявленной в размере 45018,40 тыс. руб., утвержденной в размере 27268,32 тыс. руб., и заключаются в следующем:

1. Производственные расходы:

1.1. на оплату труда основных производственных рабочих снижены с 9254,89 тыс. руб. до 7403,92 тыс. руб. в результате уменьшения рассчитанной заявителем численности с 40 до 32 человек,

1.2. отчисления на социальные нужды снижены с 2804,23 тыс. руб. до 2235,98 тыс. руб.,

1.3. на охрану труда предложены в размере 227,76 тыс. руб., утверждены - 0,00 руб.,

1.4. прочие расходы, в том числе на обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты, на проведение медосмотров, на возмещение вреда в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, на приобретение смывающих и обеззараживающих средств, молока и других равноценных продуктов - предложены в размере 75 тыс. руб., утверждены – 0,00 руб.,

1.5. на приобретение вспомогательных материалов предложены в сумме 281 тыс. руб., утверждены – 0,00 руб.

2. Ремонтные расходы:

2.1. на текущий ремонт централизованных систем водоотведения предложены в сумме 2586,64 тыс. руб. в соответствии с производственной программой предприятия и сметами, утверждены – 2158,60 тыс. руб.

3. Административные расходы:

3.1. на консультационные услуги, в частности, программное обеспечение, предложены 184 тыс. руб., утверждены - 0,00 руб.,

3.2. на услуги по вневедомственной охране объектов и территорий предложены - 303,1 тыс. руб., утверждены - 0,00 руб.,

3.3. на управленческие услуги предложены 26 тыс. руб., утверждены 0,00 руб.

3.4. на оплату труда административно-управленческого персонала снижены с 10443,60 тыс. руб. до 3481,20 тыс. руб. в результате уменьшения численности с 30 человек до 10 человек,

3.5. отчисления на социальные нужды снижены с 3164,41 тыс. руб. до 1051,32 тыс. руб.,

3.6. прочие расходы - на тепловую энергию предложены в сумме 533,25 тыс. руб., утверждены – 0,00 руб.

4. Расходы на амортизацию предложены в сумме 1881,60 тыс. руб., утверждены – 0,00 руб. в результате неправомерного вывода эксперта об истечении срока полезного использования имущества предприятия.

5. Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов, предложены по налогу на имущество в сумме 1089,30 тыс. руб., утверждены в сумме 0,00 руб.

6. Нормативная прибыль, предложенная в сумме 1143,90 тыс. руб., утверждена в сумме 0,00 руб. со ссылкой на пункт 84 Методических указаний № 1746-э, применяющийся при расчете тарифов методом индексации.

В судебном заседании представители МУП «Водоканал» МО городское поселение город Конаково Суворов А.А. и Некрасов С.Б. заявленные требования поддержали.

Представители административного ответчика - ГУ РЭК Тверской области Волченко В.С. и Хамоян Э.А. возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве, указали, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий регулирующего органа в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Захаровой Я.А. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что оспариваемый приказ принят в пределах компетенции ГУ РЭК Тверской области, определенной подпунктом «а» пункта 13.1 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года № 141-пп, согласно которому ГУ РЭК Тверской области устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу пункта 1 части 1, пункта 1 части 2, пункта 2 части 7, пункта 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения, транспортировка сточных вод - к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения; тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на транспортировку сточных вод подлежат регулированию.

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Правила регулирования тарифов, утвержденными постановлениемПравительства Российской Федерации от 13 мая 2013года № 406, Методическими указаниямипо расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказомФедеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013года № 1746-э (далее Методические указания № 1746-э).

МУП «Водоканал» муниципального образования городское поселение город Конаково создано 11 октября 2021 года в целях организации оказания услуг по водоснабжению и водоотведению жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры на территории муниципального образования на основании решения Совета депутатов данного муниципального образования от 27 мая 2021 года № 181 и постановления Администрации города Конаково от 05 октября 2021 года № 781 (материалы тарифного дела на поставку питьевой воды, л.д. 3-5).

В соответствии с распоряжением Администрации города Конаково от 16 ноября 2021 года № 437 за МУП «Водоканал» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, необходимое для осуществления указанной деятельности (материалы тарифных дел по установлению тарифов на поставку питьевой воды и на транспортировку сточных вод).

Постановлением Администрации города Конаково от 09 ноября 2021 года № 882 МУП «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение (материалы тарифного дела на поставку питьевой воды, л.д. 19).

Из объяснений представителей сторон в судебном заседании, материалов тарифных дел и экспертного заключения ГУ РЭК Тверской области об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод следует, что переданное МУП «Водоканал» имущество ранее эксплуатировало МУП «Водное хозяйство», осуществлявшее в 2020-2021 годах деятельность по поставке питьевой воды и водоотведению, включая транспортировку и очистку сточных вод.

В 2022 году услуги водоотведения оказывают две организации: МУП «Водоканал» осуществляет прием сточных вод от потребителей и их транспортировку по канализационным сетям до очистных сооружений; ГУП «Коммунальные системы» производит очистку стоков и утилизацию сточной жидкости. Затраты на транспортировку сточных вод в полном объеме включены в необходимую валовую выручку ГУП «Коммунальные системы», осуществляющего сбор платы с конечных потребителей (т. 1, л.д. 45).

Для МУП «Водоканал» 2022 год является первым периодом регулирования, в связи с чем на основании пункта 7 Основ ценообразования в отношении предприятия применен метод экономически обоснованных расходов.

Оспариваемый приказ ГУ РЭК Тверской области принят на основании предложений МУП «Водоканал» об установлении тарифов на поставку питьевой воды и на транспортировку сточных вод, поступивших в ГУ РЭК Тверской области 12 ноября 2021 года (материалы тарифных дел по установлению тарифов на поставку питьевой воды и на транспортировку сточных вод).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.

Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования (пункт 24 Основ ценообразования).

Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеетнедополученные доходыпрошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии сметодическими указаниямиорганом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

В силу подпунктов «е», «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов регулируемая организация обязана приложить обосновывающие материалы, в том числе: расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных; копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.

На основании пункта 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии сОсновами ценообразованияи методическими указаниями не подтверждена.

Тарифы на питьевую воду.

1. Производственные расходы:

1.1. Расходы на приобретение электроэнергии заявлены МУП «Водоканал» в размере 6983,29 тыс. руб., установлены ГУ РЭК Тверской области в сумме 5221,04 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 38, подпунктом «б» пункта 39 Основ ценообразования расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду учитываются в составе производственных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку.

Согласно пункту 48Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

Пунктом 22 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из предусмотренных данным пунктом Основ ценообразования источников информации. В частности, могут быть использованы сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (подпункт «г» данного пункта).

Из пункта 20 Методических указаний № 1746-э следует, что в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

МУП «Водоканал» заявлены для учета в необходимой валовой выручке на водоснабжение расходы на электроэнергию - 6983,29 тыс. руб. исходя из объема электрической энергии 1 045 тыс. кВт*ч в год (в том числе по уровням напряжения: СН 2 - 784 тыс. кВт*ч, СН 1 -261 тыс. кВт*ч), удельного расхода 0,42 кВт*ч/куб. м, цены по уровням напряжения: СН 2 – 6,76 руб./кВт*ч, СН 1 - 6,45 руб./кВт*ч.

Перечень электрооборудования, используемого при осуществлении регулируемой деятельности, расчет объема электроэнергии, необходимой для его эксплуатации, в материалах тарифного дела отсутствует.

В обоснование указанных расходов МУП «Водоканал» в составе указанных материалов представило лишь расчетную таблицу по форме приложения 2.1.2 к Методическим указаниям № 1746-э, а в пояснительной записке указало, что удельный расход электроэнергии им рассчитан по факту работы МУП «Водное хозяйство» за 9 месяцев 2021 года (материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 1, 54, 66).

Вместе с тем, из содержания пункта 15 Основ ценообразования, пункта 9 Правил регулирования тарифов, пунктов 11, 12 Методических указаний № 1746-э следует, что расчетный период, данные которого могут быть учтены при формировании НВВ регулируемой организации на очередной период, составляет 1 год.

В связи с этим эксперт ГУ РЭК Тверской области в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, подпунктом «г» пункта 16 Методических указаний № 1746-э обоснованно использовал в своем расчете данные МУП «Водное хозяйство», осуществлявшего регулируемую деятельность на том же оборудовании, что и административный истец за последний расчетный период регулирования, в частности, показатель удельного расхода электроэнергии за 2020 год - 0,33 кВт*ч/куб.м, и с учетом планового объема поднятой воды из источников водоснабжения на 2022 год, установленного по предложению МУП «Водоканал» - 2487,37 тыс.куб.м, определил необходимый объем потребляемой электроэнергии – 820 тыс. кВт*ч (т. 1, л.д. 89, 99).

Довод административного искового заявления о том, что увеличение предложенного МУП «Водоканал» удельного расхода электроэнергии с 0,33 до 0,42 кВт*ч является следствием увеличения объема оказываемых услуг, ничем не подтвержден и не соответствует материалам тарифного дела, согласно которым указанный плановый объем поднятой воды меньше аналогичного фактического показателя МУП «Водное хозяйство» за 2020 год - 2 514,76 тыс. куб.м, в течение которого удельный показатель электроэнергии составил 0,33кВт*ч/куб.м (материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 46).

На основании актов первичного учета электроэнергии и счетов-фактур на покупку электроэнергии МУП «Водное хозяйство» с применением индексов роста цен на электроэнергию на 2021 год и на 2022 год эксперт распределил необходимый на 2022 год объем электроэнергии по уровням напряжения: СН 2 - 791,22 тыс. кВт*ч, СН 1 - 28,78 тыс. кВт*ч, установил цену электроэнергии СН 2 - 6,38 руб./кВт*ч, СН 1 - 6,03 руб./кВт*ч, а также общую сумму плановых расходов на электрическую энергию на 2022 год - 5 221,04 тыс. руб. (т. 1, л.д. 99, 107, материалы по фактическим затратам по водоснабжению за 2020 год МУП «Водное хозяйство», т. 2, л.д. 426-457).

Данный вывод эксперта соответствует требованиям законодательства и является обоснованным.

1.2. Расходы на осуществление производственного контроля заявлены МУП «Водоканал» в сумме 290 тыс. руб., установлены ГУ РЭК Тверской области в сумме 154,45 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 18 Методических указаний № 1746-э расходы на осуществление производственного контроля качества воды учитываются в составе прочих производственных расходов, непосредственно связанных с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемых в составе ремонтных расходов.

В нарушение подпунктов «е», «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов МУП «Водоканал» расчет и документы, содержащие экономическое обоснование заявленной суммы расходов, в материалы тарифного дела не представило, указав ее лишь в смете расходов по водоснабжению и в калькуляции затрат (материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 49, 64).

В связи с этим эксперт ГУ РЭК Тверской области, проведя анализ счетов-фактур, представленных в подтверждение тех же расходов за 2020 год МУП «Водное хозяйство», осуществлявшего регулируемую деятельность в сопоставимых условиях, на сумму 139,70 тыс. руб., на основании подпункта «г» пункта 22 Основ ценообразования, подпункта «г» пункта 16 Методических указаний № 1746-э обоснованно определил указанные расходы МУП «Водоканал» на уровне фактических расходов предыдущего предприятия с учетом индекса роста потребительских цен на 2021-2022 годы в сумме 154,45 тыс. руб. (139,70*6%*4,3%) (т. 1, л.д. 90, 101).

1.3. Прочие расходы заявлены МУП «Водоканал» в сумме 75 тыс. руб., ГУ РЭК Тверской области в НВВ не включены.

Вопреки приведенным положениям Правил регулирования тарифов МУП «Водоканал» расчет и документы, содержащие экономическое обоснование заявленной суммы, в материалы тарифного дела не представило, а ее назначение - «разработка санитарных карт по скважинам» и размер указало лишь в смете расходов и в калькуляции затрат по водоснабжению (материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 49, 64).

В связи с этим, проанализировав документы, подтверждающие фактические расходы МУП «Водное хозяйство» за 2020 год, эксперт пришел к выводу о том, что данные расходы организация ранее не осуществляла, необходимость их несения в будущем периоде не подтверждена, в связи с чем расходы по данной статье затрат не приняты в полном объеме.

Ссылка административного истца на имеющийся в материалах о фактических затратах МУП «Водное хозяйство» по водоснабжению за 2020 год счет-фактуру от 20 января 2020 года № 4 об оплате услуг ООО «Геоцентр-Тверь» на сумму 64000 руб. (л.д. 183) вывод эксперта не опровергает, поскольку указанный счет-фактура предусматривает оплату услуги по подготовке документации по описанию зон санитарной охраны артезианских скважин, а не по разработке санитарных карт, как указано в смете расходов и в калькуляции затрат МУП «Водоканал».

Представленные в суд документы: акт приема-передачи выполненных работ от 09 декабря 2020 года, в соответствии с которым АО «Центральное ПГО» выполнило работы на сумму 32965,68 руб., в том числе по составлению учетной карточки на одну скважину на сумму 8837,28 руб., акт от 25 декабря 2020 года, согласно которому ООО «Геосервис» выполнило работы по разработке карты (плана) зон санитарной охраны артезианской скважины на сумму 12250 руб. - в материалы тарифного дела не представлены, предметом экспертизы, проведенной в рамках процедуры установления тарифов, не являлись и органом регулирования не могли быть учтены, в связи с чем о незаконном характере оспариваемого тарифного решения не свидетельствуют, поскольку в силу пункта 25 Правил регулирования тарифов в редакции, действовавшей на дату принятия указанного приказа, решения правления органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (т. 2, л.д. 14, 15).

2. Административные расходы:

2.1. Расходы на услуги вневедомственной охраны предложены МУП «Водоканал» в сумме 243,10 тыс. руб., установлены ГУ РЭК Тверской области в сумме 171,25 тыс. руб.

Указанные расходы регулируемой организацией также указаны лишь в смете и калькуляции затрат, ничем не обоснованы и не подтверждены, расчет их в материалы тарифного дела не представлен.

Договоры на оказание услуг по охране объектов, на которые административный истец ссылается в дополнительных пояснениях, в том числе относящиеся к деятельности МУП «Водное хозяйство», в материалах тарифного дела отсутствуют (т. 1, л.д. 232).

При таких обстоятельствах административный ответчик в соответствии с подпунктом «г» пункта 22 Основ ценообразования, подпунктом «г» пункта 16 Методических указаний № 1746-э данные расходы определил в размере фактически понесенных затрат МУП «Водное хозяйство» за 2020 год с учетом индексации (т. 1, л.д. 101, материалы о фактических затратах по водоснабжению за 2020 год МУП «Водное хозяйство» за 2020 год, л.д. 3, материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 50).

2.2. Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала (АУП) МУП «Водоканал» заявлены в сумме 8544,75 тыс. руб. исходя из численности – 25 человек, средней заработной платы – 28482,50 руб.

Данные расходы орган регулирования утвердил в размере 6835,80 тыс. руб., снизив численность персонала до 20 человек, согласившись с предложенным размером средней заработной платы.

Таким образом, в рамках настоящего судебного разбирательства предприятием оспаривается только показатель численности персонала.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии сметодическими указаниямис учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 17 Методических указаний № 1746-э что при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:

параметры отраслевого тарифного соглашения;

параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);

размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значениеиндекса потребительских цен;

условия коллективного договора;

прогнозный индекс потребительских цен.

Предложенная МУП «Водоканал» численность АУП – 25 человек ничем не обоснована, ее расчет в материалы тарифного дела не представлен.

Штатное расписание АУП и ИТР МУП «Водоканал», действующее с 01 декабря 2021 года, устанавливает общую численность сотрудников предприятия данной категории в количестве 31 человек (15,5 человек – АУП, 15,5 человек – ИТР) без распределения по видам деятельности (материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 117).

Пунктом 2.4 приказа МУП «Водоканал» от 11 октября 2021 года № 1-а, которым утверждена учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету предприятия на 2021 год, предусмотрено, что расходы на оплату труда АУП и ИТР, вспомогательное производство, в том числе охрана, диспетчерская служба, учитываемые на счете бухгалтерского учета 26, распределяются между видами деятельности - водоснабжение и канализация пропорционально заработной плате основных работников (материалы тарифного дела по установлению тарифов на транспортировку сточных вод, л.д. 31).

Согласно сметам расходов на оплату труда по указанным основным видам деятельности МУП «Водоканал» соотношение фонда оплаты труда основных производственных рабочих составляет 45% - водоснабжение и 55% - транспортировка сточных вод (материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 56, по транспортировке сточных вод, л.д. 54).

Следовательно, численность АУП и ИТР, установленная штатным расписанием, согласно учетной политике предприятия должна распределяться: 13 человек – водоснабжение, 18 человек – транспортировка сточных вод.

Таким образом, тарифное предложение МУП «Водоканал» в части численности АУП, относимой на вид деятельности водоснабжение - 25 человек, не соответствовало штатному расписанию и учетной политике предприятия.

Кроме того, из представленного административным истцом в материалы настоящего административного дела расчета численности АУП, выполненного в соответствии с приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр «Об утверждении Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства», следует, что в предложенную предприятием численность АУП включен предусмотренный штатным расписанием рабочих прочий эксплуатационный персонал предприятия (водители, машинисты, трактористы, слесари, электрогазосварщики, уборщики, электромонтеры, токари, слесари-сантехники, разнорабочие) в количестве 24 человека. Таким образом, общая численность АУП составила 55 человек (31+24), которая затем распределена между видами деятельности в соотношении 45% и 55%, и для учета в тарифах предложена численность АУП: на питьевую воду - 25 человек, на транспортировку сточных вод - 30 человек (т. 2, л.д. 20-27, материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д.113).

Вместе с тем, из имеющихся в материалах тарифного дела Положения об оплате труда работников МУП «Водоканал», Положения о премировании, штатных расписаний рабочих, а также АУП и ИТР следует, что порядок и условия оплаты труда производственного и прочего эксплуатационного персонала предприятия являются едиными, отличающимися от порядка и условий оплаты труда АУП и ИТР. В частности, для рабочих установлена часовая тарифная ставка, премии и надбавки за работу в ночные и праздничные дни, доплата за вредность, премия по итогам работы – 25%, размер среднемесячной оплаты труда составляет – 19805,16 руб. Для АУП и ИТР установлены разряды оплаты и премия – 50%, размер среднемесячной оплаты труда составляет - 35529,52 руб. (материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 106-118).

Включение прочего эксплуатационного персонала в состав административно-управленческого персонала, для которого предусмотрен более высокий размер средней заработной платы, также не соответствует предусмотренному пунктами 10, 11, 12 Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр, распределению работников предприятия по группам: административно-управленческая часть (руководители, специалисты и служащие), производственная часть (рабочие), обслуживающая часть (вспомогательные службы). Водители, уборщики, сотрудники, обслуживающие котельные, тепло- и энергетическое хозяйство входят в последнюю из названных групп.

С учетом приведенных обстоятельств эксперт ГУ РЭК Тверской области не согласился с тарифным предложением в указанной части и определил численность АУП и ИТР расчетным путем в соответствии с названными Типовыми отраслевыми нормами в количестве 19,837 (с учетом округления до целого числа – 20) человек(л.д. 91, 102, 202).

В соответствии с пунктом 6 данных Типовых отраслевых норм при расчете численности работников могут быть применены методы интерполяции (определение промежуточного значения нормы численности работников внутри интервала) и экстраполяции (определение значения нормы численности работников вне интервала).

Принимая во внимание, что таблицей 1 пункта 10 тех же Типовых отраслевых норм предусмотрена минимальная численность работников, в отношении которой устанавливаются нормы численности соответствующих должностей руководителей, специалистов, служащих – 100 человек, которая существенно превышает численность производственного персонала, предложенного МУП «Водоканал» и утвержденного органом регулирования - 31 человек, эксперт ГУ РЭК Тверской области обоснованно рассчитал соответствующие показатели численности АУП с применением метода интерполяции.

Так, согласноуказанной таблице 1 при среднесписочной численности работников до 100 человек нормативная численность административно-управленческого персонала, осуществляющего общие функции управления, составляет 2 человека.

Поскольку численность рабочих водопроводного хозяйства организации составляет 31 человек, используя метод интерполяции, эксперт ГУ РЭК Тверской области в пределах приведенных интервалов (от 0 до 100 человек рабочих и от 0 до 2 человек АУП) правильно рассчитал нормативную численность АУП, осуществляющего общие функции управления, в количестве 0,62 человека (2/100 х 31 = 0,62).

Из содержания экспертного заключения, отзыва ответчика и пояснений эксперта Хамояна Э.А. в судебном заседании следует, что при определении численности АУП МУП «Водоканал» он также проанализировал результаты деятельности за 2020 год МУП «Водное хозяйство», осуществлявшего аналогичный регулируемый вид деятельности в сопоставимых условиях, согласно которым фактическая численность АУП за указанный период составила 19 человек (материалы о фактических затратах по водоснабжению за 2020 год МУП «Водное хозяйство», т. 1, л.д. 2).

В результате в соответствии с указанными Типовыми отраслевыми нормами, предусматривающими с учетом особенностей деятельности регулируемой организации возможность применения повышающих и понижающих коэффициентов, к полученному результату приведенного расчета эксперт применил повышающий коэффициент 2, определив таким образом численность персонала, осуществляющего общие функции управления, в количестве 1,24 (0,62*2) человека, а общую численность АУП в количестве 20 человек. Оснований не согласиться с результатом такого расчета суд не находит.

Расчет, представленный административным истцом в суд, выполненный в соответствии с теми же Типовыми отраслевыми нормами, вывод эксперта не опровергает, поскольку не учитывает существенное отличие численности производственного персонала предприятия от приведенного минимального нормативного показателя, а потому не соответствует установленному законом принципу учета в составе тарифов только экономически обоснованных расходов регулируемой организации.

2.3. Отчисления на социальные нужды являются производными от расходов на оплату труда. Применение экспертом процента отчислений – 30,2% предприятием не оспаривается. В то же время снижение органом регулирования указанных расходов до 2064,41 тыс. руб. по сравнению с заявленной МУП «Водоканал» суммой - 2589,06 тыс. руб. обусловлено снижением предложенных предприятием расходов на оплату труда АУП, которое произведено обоснованно.

2.4. Расходы на тепловую энергию заявлены МУП «Водоканал» в сумме 436,29 тыс. руб., установлены ГУ РЭК Тверской области в сумме 289,74 тыс. руб.

В отсутствие в материалах тарифного дела расчета и документального обоснования эксперт ГУ РЭК Тверской области определил размер указанных расходов на основании подпункта «г» пункта 22 Основ ценообразования, подпункта «г» пункта 16 Методических указаний № 1746-э в сумме фактических расходов МУП «Водное хозяйство» за 2020 год - 268,40 тыс. руб., указанной в калькуляции затрат предприятия, а также в смете расходов МУП «Водоканал» на 2022 год в качестве фактических расходов предыдущего периода, к которой применил индексы показателей инфляции на услуги ЖКХ на 2021 год и на 2022 год, определенные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2022год и на плановый период 2023 и 2024годов (268,40 тыс. руб.*3,9%,*3,9%) (т. 1, л.д. 104, материалы о фактических затратах МУП «Водное хозяйство» за 2020 год по водоснабжению, л.д. 3, 419-425, материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 51, 66).

Довод административного искового заявления об обязанности ГУ РЭК Тверской области применить в данном случае тарифы на тепловую энергию, установленные ООО «Теплосеть», не основан на материалах тарифного дела, в которых сведений о приобретении предприятием тепловой энергии у данной теплоснабжающей организации, а также о том, что ООО «Теплосеть» в 2022 году является единственной организацией, оказывающей услуги теплоснабжения в городском поселении город Конаково, не имеется.

Представленный в материалы настоящего административного дела договор теплоснабжения между ООО «Теплосеть» и МУП «Водное хозяйство» от 06 марта 2019 года правильность вывода ГУ РЭК Тверской области не опровергает, поскольку к деятельности МУП «Водоканал» не относится.

3. Расходы на амортизацию заявлены МУП «Водоканал» в размере 555,40 тыс. руб., утверждены ГУ РЭК Тверской области в размере 86 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования, пунктом 28 Методических указаний 1746-э расходы наамортизациюосновных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о бухгалтерском учете.

Пунктом 19 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н, действовавшего до 01 января 2022 года, определено, что при линейном способе начисления амортизации объектов основных средств годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Согласно пункту 20 того же Положения срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из: ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

На основании пункта 21 ПБУ 6/01 начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Амортизационные группы, в которые включаются объекты основных средств, а также максимальный срок их полезного использования определены Классификацией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года № 1.

Административный истец, заявив указанную сумму амортизации, факт принятия к бухгалтерскому учету объектов основных средств, используемых в процессе осуществления регулируемой деятельности, их первоначальную стоимость, амортизационные группы ничем не подтвердил. Расчета амортизации в материалах тарифного дела также не имеется.

Договор хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества водоснабжения и водоотведения, переданного МУП «Водоканал», на который ссылается административный истец, в составе данных материалов отсутствует, имеется лишь гарантийное письмо Администрации города Конаково от 22 октября 2021 года № 3005 о том, что договор будет заключен между Администрацией и МУП «Водоканал» с 01 декабря 2021 года (материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 20).

В соответствии с пунктами 12, 13, 14 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 октября 2003года №91н, действовавших до 01 января 2022 года, учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

Между тем, инвентарные карточки объектов основных средств, содержащие сведения, необходимые для расчета амортизации, в материалах тарифного дела отсутствуют.

При этом из 293 объектов водоснабжения, закрепленных за МУП «Водоканал» на основании распоряжения Администрации города Конаково от 16 ноября 2021 года № 437, 277 объектов имеют остаточную стоимость 0,00 руб., что исключает возможность начисления амортизации. Сведения о первоначальной и остаточной стоимости остальных 16 объектов в данном распоряжении не указаны.

При таких обстоятельствах орган регулирования определил указанные расходы на уровне расходов предыдущего предприятия за 2020 год, обоснованно не согласившись с тарифным предложением административного истца.

4. Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов (по налогу на имущество) заявлены МУП «Водоканал» в размере 321,50 тыс. руб., установлены ГУ РЭК Тверской области в размере расходов МУП «Водное хозяйство» за 2020 год, составивших 16,7 тыс. руб.

Вопреки утверждению, содержащемуся в административном исковом заявлении, возможность иным образом установить сумму данных расходов у ГУ РЭК Тверской области отсутствовала в связи с непредставлением в материалы тарифного дела соответствующего документального обоснования, подтверждающего в соответствии со статьями 374, 375 Налогового кодекса Российской Федерации наличие недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета,и налоговую базу.

5. Нормативная прибыль заявлена МУП «Водоканал» в сумме 1 111,70 тыс. руб. ГУ РЭК Тверской области утверждена - 471,54 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 38 Основ ценообразования нормативная прибыль входит в состав НВВ регулируемой организации при применении метода экономически обоснованных расходов.

Согласно пункту 46 Основ ценообразования учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя:

а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренныхНалоговым кодексомРоссийской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам;

б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий;

в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Величина нормативной прибыли не может превышать 7 процентов суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов, указанных в подпунктах «а» - «ж» пункта 38настоящего документа (пункт 47 Основ ценообразования).

Пунктом 6.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016года, предусмотрена возможность, а не обязательность осуществления выплат социального характера, исходя из финансовых возможностей организаций, за счет основной и прочей деятельности, в порядке и на условиях, устанавливаемых непосредственно в Организациях.

Назначение нормативной прибыли предприятие указало в калькуляции затрат – финансирование капитальных расходов (материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду, л.д. 68).

Между тем, инвестиционная программа МУП «Водоканал» не утверждалась.

Коллективный договор предприятием не заключался.

Расчета и обоснования заявленной нормативной прибыли материалы тарифного дела не содержат.

Вместе с тем, эксперт ГУ РЭК Тверской области, проанализировав материалы тарифного дела по установлению тарифов на питьевую воду: приложение 2.2 «Расходы на оплату труда», Положение об оплате труда работников, Положение о премировании, штатные расписания рабочих и АУП, ИТР, с учетом суммы одноименных плановых расходов МУП «Водное хозяйство», учтенных в составе тарифов на 2021 год – 970,15 тыс. руб., в пределах величины нормативной прибыли, установленной пунктом 47 Основ ценообразования определил нормативную прибыль организации, предназначенную на финансирование расходов на социальные нужды, в размере 1,5% суммы указанных расходов, то есть 471,54 тыс. руб.

Необходимость увеличения данной суммы до заявленного МУП «Водоканал» размера материалами тарифного дела не подтверждена. Ошибочная ссылка в экспертном заключении на пункт 84 Методических указаний № 1746-э, применяемый при установлении долгосрочных тарифов с использованием метода индексации, о наличии оснований для такого увеличения, а также о существенном нарушении установленного порядка расчета тарифов, при котором тарифное решение подлежит признанию недействующим, не свидетельствует.

Тарифы на транспортировку сточных вод.

Как следует из содержания экспертного заключения и отзыва ГУ РЭК Тверской области на административное исковое заявление, деятельность по транспортировке сточных вод для потребителей городского поселения город Конаково до 01 января 2022 осуществлялась МУП «Водное хозяйство» в составе полного цикла услуг по водоотведению, включая транспортировку и очистку сточных вод. Раздельный учет по указанным видам деятельности МУП «Водное хозяйство» не вело. В связи с этим возможность учесть результаты деятельности данной организации по итогам 2020 года при утверждении тарифов на транспортировку сточных вод для МУП «Водоканал» у ГУ РЭК Тверской области отсутствовала.

1. Производственные расходы:

1.1. Расходы на оплату труда основных производственных рабочих заявлены МУП «Водоканал» в сумме 9254,89 тыс. руб., исходя из численности – 40 человек, средней заработной платы – 19281,03 руб.

Данные расходы орган регулирования утвердил в размере 7403,92 тыс. руб., снизив численность персонала до 32 человек, согласившись с предложенным размером средней заработной платы.

Таким образом, в рамках настоящего судебного разбирательства предприятием оспаривается только показатель численности производственных рабочих.

Предложенная МУП «Водоканал» численность основного производственного персонала – 40 ед. обоснована штатным расписанием рабочих по разделу «канализация» (материалы тарифного дела по установлению тарифов на транспортировку сточных вод, л.д. 92).

Расчет нормативной численности в материалах тарифного дела отсутствует, представлен в количестве 67,698 человек (канализационные насосные станции (КНС) – 48,974 человек, канализационные сети – 18,724 человек) только в суд (т. 2, л.д. 18).

В соответствии с пунктом 11 Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства», утвержденных приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр, нормативная численность рабочих рассчитывается исходя из вида, количества и производительности эксплуатируемого оборудования.

Так, согласно таблице 27 данного пункта минимальная производительность канализационной насосной станции, для которой устанавливается норматив численности рабочих, осуществляющих ее обслуживание и эксплуатацию, контроль за состоянием и режимом работы - 4 - 6 человек, определен в объеме до 15 тыс.куб.м/сутки. При производительности от 15 до 50 тыс.куб.м/сутки норматив численности рабочих составляет 6 - 7 человек.

Представленный в суд расчет численности рабочих МУП «Водоканал» выполнило в отношении 8 обслуживаемых КНС: «Центральная», «Север», «Полтевская», «ЗИК», «ПМК», «Лебедь», «ЗСК», «Вахромеево», исходя из производительности первых двух насосных станций – от 15 до 50 тыс.куб.м/сутки, остальных шести – до 15 тыс.куб.м/сутки. Соответственно общая минимальная производительность данных КНС согласно расчету составит 120 тыс. куб.м/сутки (15 тыс. куб.м/сутки*8) или 43800 тыс. куб. м в год, что значительно превышает предложенный предприятием на 2022 год и утвержденный ГУ РЭК Тверской области объем оказываемых услуг по транспортировке сточных вод - 3219,40 тыс.куб.м.

Кроме того, производительность обслуживаемых КНС указана лишь в пояснительной записке к структурным схемам водоотведения, (материалы тарифного дела по установлению тарифов на транспортировку сточных вод, л.д. 14). Документального подтверждения данной характеристики обслуживаемых в процессе осуществления регулируемой деятельности КНС, а также их количества не имеется. При этом сведения, приведенные в указанном расчете нормативной численности, отличаются от данных, имеющихся в тарифном деле.

Так, в пояснительной записке в материалах тарифного дела перечислено 13 КНС: «Центральная», «Север», «Полтевская», «ЗИК», «ПМК», «Лебедь», «ЗСК», «Вахромеевская», «Воровского», «Байкал», «микр.«Южный», «№ 1 микр.«Зеленый бор», «№ 2 микр.«Зеленый бор» (материалы тарифного дела по установлению тарифов на транспортировку сточных вод, л.д. 14).

В штатном расписании рабочих предусмотрены должности рабочих 5 КНС: «Центральная», «Север», «Полтевская», «ЗИК», «Лебедь» (т. 2, л.д. 23).

В расчет амортизации, представленный в суд, предприятием включены лишь 2 КНС: («Север» и по ул.Первомайская) (т. 1, л.д. 230).

С учетом изложенных обстоятельств расчет нормативной численности МУП «Водоканал» не может быть признан соответствующим установленному законом принципу экономической обоснованности расходов регулируемой организации.

Эксперт ГУ РЭК Тверской области определил указанную численность расчетным путем в соответствии с приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр «Об утверждении Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства» методом интерполяции в количестве 31,83 (с учетом округления до целого числа – 32) человека (т. 1, л.д. 112, 198).

При этом общую производительность КНС - 8,8203 тыс.куб.м/сутки эксперт определил исходя из годового объема оказываемых услуг: 3219,40 тыс.куб.м/365.

Поскольку данный показатель значительно ниже минимального параметра – 15 тыс.куб.м/сутки, предусмотренного приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр, для которого установлен интервал численности рабочих – 4 – 6 человек, эксперт методом интерполяции произвел расчет численности рабочих КНС в количестве 2,94 человек в пределах интервала численности от 0 до 5 рабочих, обслуживающих КНС производительностью до 15 тыс.куб.м/сутки (5/15*8,8203).

Данный расчет соответствует указанным Типовым отраслевым нормам, предусматривающим возможность определения численности рабочих по суммарной производительности одновременно обслуживаемого оборудования (пункт 11, примечание к таблице 18).

Количество рабочих, обслуживающих канализационные сети – 21 человек, с учетом протяженности сетей 94,83 м установлено экспертом на уровне максимального значения интервала – от 15 до 21 человек для данного параметра.

Расчет численности цехового персонала в количестве 7,89 человек, выполненный экспертом в соответствии с теми же Типовыми отраслевыми нормами, административным истцом не оспаривается.

Необходимость производственного персонала в большей численности административным истцом не подтверждена.

Также следует учесть, что согласно представленному МУП «Водоканал» в суд анализу деятельности за период с 01 января 2022 года по 31 марта 2022 года фактически расходы на оплату труда предприятия за 1 квартал текущего года составили 7372 тыс. руб., что меньше суммы, учтенной в тарифах – 7922,70 тыс. руб. (т. 1, л.д. 132-133).

Принимая во внимание, что размер среднемесячной оплаты труда, принятый ГУ РЭК Тверской области для расчета тарифов, был предложен МУП «Водоканал», приведенные результаты анализа деятельности предприятия свидетельствуют о том, что утвержденный административным ответчиком фонд оплаты труда является достаточным для финансирования указанных расходов регулируемой организации и содержит резерв для увеличения запланированной численность рабочих.

1.2. Расходы на отчисления на социальные нужды являются производными от расходов на оплату труда. Соответственно, снижение расходов на оплату труда производственного персонала привело к тому, что сумма отчислений на социальные нужды, заявленная МУП «Водоканал» в размере 2804,23 тыс. руб., утверждена органом регулирования в размере 2235,98 тыс. руб. исходя из процента отчислений 30,2%, не оспариваемого регулируемой организацией.

1.3. Расходы на охрану труда предложены МУП «Водоканал» в размере 227,76 тыс. руб., ГУ РЭК Тверской области в составе НВВ не учтены.

1.4. Прочие расходы предложены МУП «Водоканал» в размере 75 тыс. руб., ГУ РЭК Тверской области в составе НВВ также не учтены.

В материалах тарифного дела расчет и экономическое обоснование расходов по каждой из двух приведенных статей, в том числе позволяющее установить их целевое назначение, отсутствует.

При этом в административном исковом заявлении указано, что к прочим расходам в сумме 75 тыс. руб. относятся затраты на обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты, на проведение медицинских осмотров, на приобретение смывающих и обеззараживающих средств (т. 1, л.д. 222).

Однако в представленном в суд расчете на сумму 227,76 тыс. руб. те же расходы включены в состав расходов по охране труда (т. 2, л.д. 1).

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить, в том числе: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 03 октября 2008 года № 543н.

Пункт 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н, требования которых распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, помимо необходимости соблюдения типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, устанавливает правило о том, что предоставление работникам одежды и обуви, средств индивидуальной защиты осуществляется на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Вместе с тем, обоснование и документы, содержащие сведения о характере и условиях работы персонала, занятого в процессе деятельности по транспортировке сточных вод, подлежащего согласно указанным Типовым нормам обеспечению специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, результаты проведения специальной оценки условий труда, а также расчет соответствующих расходов в материалах тарифного дела отсутствует.

Кроме того, административный истец сообщает, что персонал предприятия частично спецодеждой обеспечен, не уточняя ее вид и количество (т. 2, л.д. 1).

Возможность принять за основу штатное расписание МУП «Водоканал», содержащее предусмотренные приказом Минздравсоцразвития России от 03 октября 2008 года № 543н профессии и должности (машинист насосных установок, обходчик водопроводно-канализационной сети, слесарь-ремонтник, оператор на решетке КНС, слесарь аварийно-восстановительных работ), с учетом отсутствия документов, подтверждающих наличие и характер фактических трудовых отношений, перечня и производительности КНС, участвующих в производственной деятельности предприятия, у эксперта ГУ РЭК Тверской области отсутствовала.

При таких обстоятельствах возможности определить минимально необходимые плановые расходы истца по указанной статье затрат для учета их в составе экономически обоснованных тарифов ответчик не имел.

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, установлен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 года № 29н.

Согласно пунктам 8, 9 данного Порядка предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем в соответствии с утвержденным им списком лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.

Пунктом 21 того же Порядка предусмотрено составление списка работников, подлежащих периодическим осмотрам с указанием наименования профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.

На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, составляются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам (пункт 23 указанного Порядка).

Списки работников МУП «Водоканал», занятых в осуществлении деятельности по транспортировке сточных вод, подлежащих обязательным периодическим медосмотрам, результаты специальной оценки условий труда, расчет расходов по данной статье затрат, в разрезе каждого вида проводимого медицинского осмотра, с учетом специфики профессий, периодичности прохождения и численности персонала, а также обосновывающие его документы регулируемой организацией не представлены.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года № 835н.

В соответствии с пунктом 6 данного Порядка обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Документальное подтверждение наличия в штате МУП «Водоканал» определенного числа водителей транспортных средств, в отношении которых работодатель обязан обеспечить проведение периодических и предрейсовых медосмотров, в материалы тарифного дела не представлено. Расчет расходов с учетом доли отнесения затрат на вид деятельности по транспортировке сточных вод в материалах тарифного дела отсутствует.

В связи с этим следует согласиться с тарифным решением ответчика в данной части, мотивированным отсутствием в материалах тарифного дела документов, обосновывающих заявленные расходы, а также данных о фактических затратах за истекший расчетный период.

1.5. Расходы на приобретение вспомогательных материалов предложены МУП «Водоканал» в сумме 281 тыс. руб., ГУ РЭК Тверской области в составе тарифов не учтены.

Назначение данных вспомогательных материалов, обоснование необходимости их приобретения и расчет соответствующих расходов в материалах тарифного дела отсутствуют, в связи с чем их исключение из НВВ произведено правомерно.

2. Ремонтные расходы на текущий ремонт централизованных систем водоотведения МУП «Водоканал» предложены в сумме 2586,64 тыс. руб. в соответствии с производственной программой предприятия и сметами, утверждены ГУ РЭК Тверской области в сумме 2158,60 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 38, пунктами 40, 51Основ ценообразования в необходимую валовую выручку подлежат включению ремонтные расходы, включая расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, и расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала. Размер ремонтных расходов определяется с использованием расчетных цен и экономически (технически, технологически) обоснованного объема ремонтных работ, предусмотренного производственной программой регулируемой организации.

В обоснование заявленной суммы МУП «Водоканал» в орган регулирования представлен план мероприятий по текущему ремонту объектов водоотведения, локальные сметы, производственная программа предприятия (материалы тарифного дела по установлению тарифов на транспортировку сточных вод, л.д. 67-80).

Документов, свидетельствующих о необходимости проведения текущего либо капитального ремонта производственного оборудования, используемого предприятием, в материалах тарифного дела не имеется.

Данные об определении технического состояния производственных объектов в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05 августа 2014года №437/пр, а также Методическими рекомендациями по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Министерством регионального развития РФ 25 апреля 2012года, в частности, акты визуального и измерительного контроля при наружном осмотре трубопровода отсутствуют.
 В связи с этим, учитывая высокую степень износа канализационных сооружений, эксперт принял расходы по данной статье в размере 2158,60 тыс. руб. - на уровне фактически понесенных в 2020 году МУП «Водное хозяйство» - 2857,98 тыс. руб. за исключением расходов, утвержденных для ГУП «Коммунальные системы», осуществляющего очистку сточных вод -699,38 тыс. руб. (т. 1, л.д. 113).
 Доказательств, подтверждающих наличие оснований для увеличения указанной суммы, материалы тарифного дела не содержат.

3. Административные расходы:

3.1. Расходы на консультационные услуги, в частности, программное обеспечение МУП «Водоканал» предложены в сумме 184 тыс. руб.

3.2. Расходы на услуги по вневедомственной охране объектов и территорий МУП «Водоканал» предложены в сумме 303,1 тыс. руб.

3.3. Расходы на управленческие услуги МУП «Водоканал» предложены в сумме 26 тыс. руб.

Перечисленные расходы ГУ РЭК Тверской области в НВВ предприятия не включены.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 41 Основ ценообразования расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг, относятся к административным расходам и учитываются в составе тарифов в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии сметодическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам.

Суммы указанных административных расходов на консультационные, управленческие услуги, на услуги по вневедомственной охране указаны только в смете расходов МУП «Водоканал» (материалы тарифного дела по установлению тарифов на транспортировку сточных вод, л.д. 46). Их экономическое обоснование и расчет в материалах тарифного дела отсутствуют. При таких обстоятельствах оснований для учета приведенных расходов в составе тарифов у ГУ РЭК Тверской области не имелось.

3.4. Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала МУП «Водоканал» заявлены в сумме 10443,60 тыс. руб. исходя из численности 30 человек, средней заработной платы 29010 руб.

Данные расходы ГУ РЭК Тверской области утвердило в размере 3481,20 тыс. руб., снизив численность АУП до 10 человек, приняв среднемесячную оплату труда по предложению предприятия.

Предметом спора в рамках настоящего административного дела является численность АУП.

Расчет данной численности в материалы тарифного дела не представлен.

Штатному расписанию МУП «Водоканал», согласно которому численность АУП и ИТР предприятия в целом составляет 31 человек, и учетной политике предприятия, в соответствии с которой указанная штатная численность должна быть распределена между деятельностью по водоснабжению и транспортировке сточных вод в соотношении 45% (13 человек) - водоснабжение и 55% (18 человек) - транспортировка сточных вод, предложенная предприятием численность АУП – 30 человек не соответствует (материалы тарифного дела по установлению тарифов на транспортировку сточных вод, л.д. 31, 96).

Кроме того, также как при определении численности АУП, относящейся к деятельности по водоснабжению, предприятие в состав расходов на оплату труда АУП, учитываемых в тарифах на транспортировку сточных вод, необоснованно включило прочий эксплуатационный персонал, предусмотренный штатным расписанием рабочих (водители, машинисты, трактористы, слесари, электрогазосварщики, уборщики, электромонтеры, токари, слесари-сантехники, разнорабочие) (т. 2, л.д. 20, материалы по установлению тарифов на транспортировку сточных вод, л.д. 92).

С учетом приведенных обстоятельств эксперт ГУ РЭК Тверской области определил численность АУП расчетным путем в соответствии с приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года № 154/пр «Об утверждении Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства» с применением метода интерполяции в количестве 9,867 (с учетом округления до целого числа – 10) человек (т. 1, л.д. 199).

При этом экспертом учтено, что нормативная численность рабочих МУП «Водоканал» - 31,83 (с учетом округления до целого числа – 32) человека, определяющая норматив численности руководителей, специалистов, служащих, значительно ниже установленной таблицей 1 пункта 10 указанных Типовых отраслевых норм минимальной численности работников – 100 человек.

Так, согласноуказанной таблице при среднесписочной численности работников до 100 человек нормативная численность административно-управленческого персонала, осуществляющего общие функции управления, составляет 2 человека. В связи с этим, в пределах установленных интервалов (от 0 до 100 человек рабочих и от 0 до 2 человек АУП) эксперт ГУ РЭК Тверской области рассчитал численность сотрудников, осуществляющих общие функции управления, которая составила 0,637 человека (2/100*31,83), а также общую численность АУП.

Данный расчет является экономически обоснованным и требованиям законодательства не противоречит.

3.5. Отчисления на социальные нужды заявлены МУП «Водоканал» в сумме 3164,41 тыс. руб., которая снижена ГУ РЭК Тверской области до 1051,32 тыс. руб. в результате уменьшения расходов на оплату труда АУП, и определена исходя из процента отчислений 30,2%.

3.6. Прочие расходы - на тепловую энергию предложены МУП «Водоканал» в сумме 533,25 тыс. руб. ГУ РЭК Тверской области в состав НВВ не включены.

Расчет и документальное обоснование указанных расходов, в частности, перечень объектов, обеспечиваемых тепловой энергией, сведения об объеме потребления тепловой энергии в связи с осуществлением деятельности по транспортировке сточных вод, в материалах тарифного дела отсутствуют.

Данных о фактических расходах иной организации, осуществлявшей деятельность по транспортировке сточных вод в сопоставимых условиях, у органа регулирования также не имелось.

При таких обстоятельствах у ГУ РЭК Тверской области отсутствовала возможность включить экономически обоснованные расходы на тепловую энергию в состав тарифов на услуги по транспортировке сточных вод.

4. Расходы на амортизацию предложены МУП «Водоканал» в сумме 1881,60 тыс. руб.

5. Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов (по налогу на имущество) предложены в сумме 1089,30 тыс. руб.

Указанные расходы в состав НВВ не включены.

Данный вывод органа регулирования, как и в отношении одноименных расходов, предложенных к включению в состав тарифов на питьевую воду, обусловлен тем, что в нарушение пункта 43 Основ ценообразования, пункта 28 Методических указаний № 1746-э, подпункта «е» пункта 17 Правил регулирования тарифов, обоснование, соответствующее законодательствуРоссийской Федерации о бухгалтерском учете, в частности, документальное подтверждение принятия к бухгалтерскому учету объектов основных средств, используемых в процессе осуществления регулируемой деятельности, их первоначальную стоимость, срок полезного использования, который к тому же согласно распоряжению Администрации города Конаково от 16 ноября 2021 года № 437 в отношении 287 из 308 объектов истек, расчет амортизации и суммы налога на имущество МУП «Водоканал» не представило.

При таких обстоятельствах орган регулирования не имел возможности установить экономически обоснованную сумму расходов по амортизации и налогу на имущество.

6. Нормативная прибыль МУП «Водоканал» предложена в сумме 1143,90 тыс. руб. (2,61%), ГУ РЭК Тверской области состав НВВ не включена.

В материалах тарифного дела расчет и обоснование заявленной суммы нормативной прибыли отсутствует.

В смете расходов по водоотведению МУП «Водоканал указало назначение нормативной прибыли – иные экономически обоснованные расходы на социальные нужды в соответствии с пунктом 84 Методических указаний № 1746-э, согласно которому нормативная прибыль относится к числу долгосрочных параметров регулирования тарифов и определяется при установлении тарифов с использованием метода индексации (материалы тарифного дела по установлению тарифов на транспортировку сточных вод, л.д. 49).

В то же время согласно калькуляции затрат МУП «Водоканал» нормативная прибыль предназначена на капитальные расходы (материалы тарифного дела по установлению тарифов на транспортировку сточных вод).

С учетом противоречивых данных о назначении нормативной прибыли, в отсутствие обосновывающих данные расходы документов, принимая во внимание, что минимальный уровень нормативной прибыли нормативными правовыми актами в сфере тарифного регулирования не нормируется, вывод органа регулирования об исключении данных расходов из состава НВВ МУП «Водоканал» является правомерным.

Таким образом, доводы административного искового заявления о неверном определении необходимой валовой выручки МУП «Водоканал» в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли.

Несогласие административного истца с оспариваемым приказом органа регулирования мотивировано доводами, которые вопреки пункту 17 Правил регулирования тарифов документально не были подтверждены, а потому не могли быть учтены при принятии тарифного решения.

При этом экономически обоснованные расходы предприятия, возникшие в ходе регулируемого периода, могут быть учтены в последующих расчетных периодах в порядке, предусмотренном пунктом 15 Основ ценообразования, при условии их документального подтверждения.

Поскольку оспариваемый приказ ГУ РЭК Тверской области требованиям действующего законодательства соответствует, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования городское поселение город Конаково о признании частично недействующим приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 16 декабря 2021 года № 462-нп «О тарифах на питьевую воду, водоотведение и транспортировку сточных вод организациям водопроводно-канализационного хозяйства для потребителей муниципального образования Тверской области Конаковский район на 2022 год» отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 17 августа 2022 года.

Председательствующий подпись Т.В.Парфенова