ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-85/2022 от 27.04.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2022-000040-79

№ 3а-85/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 27 » апреля 2022 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.,

при секретаре Варанкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никифоровой Галины Георгиевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее - Управление Росреестра по Амурской области), комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Никифорова Галина Георгиевна обратилась в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что 14 декабря 2021 года на заседании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области (далее - Комиссия) принято решение об отказе в удовлетворении заявления Никифоровой Г.Г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное решение полагает незаконным, поскольку при определении кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения об объекте недвижимости, а именно, в общую площадь 573,3 кв.м. включено подвальное помещение - 148,6 кв.м. и гараж - 45,7 кв.м. Целевое назначение данных помещений отличное от основного, следовательно, кадастровая стоимость должна быть значительно ниже. Комиссией не были учтены ценообразующие факторы. До 01 января 2017 года кадастровая стоимость данного объекта составляла 9 595 184,51 рублей. На 01 января 2018 года кадастровая стоимость была пересмотрена и составила 28 111 025,94 рублей. Просит суд признать решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 303 от 14 декабря 2021 года незаконным и нарушающим права и законные интересы.

Административный истец Никифорова Г.Г., представитель административного ответчика комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области, представитель административного ответчика Управления Росреестра по Амурской области, представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», правительства Амурской области, администрации города Благовещенска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от указанных лиц не поступило. В соответствии со статьями 150, 226, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель Управления Росреестра по Амурской области Кантамирова О.Н. в письменных возражениях просила суд принять решение исходя из фактических обстоятельств дела. Указала, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> была определена путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (нежилое) по кадастровому кварталу на площадь помещения.

В письменном отзыве представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Шуранова Ю.В. просила суд принять решение исходя из фактических обстоятельств дела. Указала, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> была определена путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (нежилое) по кадастровому кварталу, в котором расположено помещение в размере 49 033,71 руб./кв.м. на площадь данного помещения (573,3 кв.м.), кадастровая стоимость составила 28 111 025, 94 рублей, дата определения 08 декабря 2017 года. При математическом расчете ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области не допускало ошибок. На территории Амурской области создано Бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области». Определение кадастровой стоимости входит в полномочия бюджетного учреждения. Постановлением правительства Амурской области от 19 ноября 2021 года № 896 утверждены результаты по государственной кадастровой оценке были. Объект недвижимости <номер> вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01 января 2021 года. Кадастровая стоимость объекта составила 18 605 838,07 рублей, дата применения 01 января 2022 года.

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица администрации города Благовещенска Арефьева Е.Г. просит отказать в удовлетворении требований административного искового заявления. Указывает, что при подаче Никифоровой Г.Г. заявления в Комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, доказательств данного факта заявитель не представляет.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Никифорова Г.Г. с 04 февраля 2016 года является собственником объекта недвижимости - встроенного нежилого помещения с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, назначение: нежилое, общей площадью 573,3 кв.м., этаж 1, подвал, номера на поэтажном плане 1,2,4-21 на 1 этаже, 1-5 в подвале.

30 ноября 2021 года Никифорова Г.Г. обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25 октября 2012 г. № П/467 в Амурской области, при Управлении Росреестра по Амурской области, с заявлением № 28-01/21/22068 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2018 года, полагая, что при определении кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения об объекте недвижимости, а именно, в общую площадь 573,3 кв.м. входит подвальное помещение площадью 148,6 кв.м. и гараж (разгрузочная) площадью 45,7 кв.м., стоимость которых должна быть значительно ниже.

К заявлению Никифоровой Г.Г. были приложены копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости, копия технического паспорта, копия свидетельства о собственности, обращение в Федеральную кадастровую палату и ответ на него.

Решением Комиссии № 303 от 14 декабря 2021 года заявление Никифоровой Г.Г. оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 24.18 этого же Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, федеральной территории или муниципального образования.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В силу части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматриваются по правилам главы 22 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Из материалов дела следует, что копия оспариваемого решения Никифоровой Г.Г. была получена 25 декабря 2021 года, с настоящим административным исковым заявлением она обратилась в суд 23 марта 2022 года, т.е. в срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ.

В соответствии со статьей 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: 1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; 2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> была определена по состоянию на 17 октября 2013 года - 9595184, 51 руб., 8 декабря 2017 года - 28111025, 94 руб., 1 января 2022 года - 18605838,07 руб.

Заявителем поставлен вопрос о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, т.е. сведения о которой были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 08 декабря 2017 года.

На основании статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» постановлением правительства Амурской области от 16 ноября 2015 года № 538 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Амурской области» принято решение о проведении в 2016 году (по состоянию на 1 января 2016 года) государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Амурской области: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты недвижимости); заказчиком работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Амурской области является министерство имущественных отношений Амурской области.

Постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года № 536 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области по состоянию на 1 января 2016 года согласно приложению № 1 к настоящему постановлению; средние (минимальные) удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) в разрезе кадастровых кварталов муниципальных образований и городских округов Амурской области согласно приложению № 2 к настоящему постановлению; минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) в разрезе населенных пунктов, муниципальных районов и городских округов Амурской области согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.

При формировании перечня по состоянию на 1 января 2016 года подлежащих государственной кадастровой оценке в указанный перечень объектов оценки не были включены помещения, у которых в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствовала информация о кадастровом номере здания или сооружения, в которых расположены такие помещения.

Объект недвижимости с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, не вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года по причине отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о характеристике - отсутствие кадастрового номера здания, в котором расположено указанное помещение.

7 ноября 2017 года были проведены работы по привязке помещения с кадастровым номером <номер> к зданию с кадастровым номером <номер>, в котором расположено данное помещение.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно пункту 3.1 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113, действующего до вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514, кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

С учетом изложенного, филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> по состоянию на 08 декабря 2017 года в размере 28 111 025,94 руб. исходя из следующего.

Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (нежилое) по кадастровому кварталу, в котором расположено помещение, в соответствии с постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года № 536 (приложение № 2) составило 49033,71 руб./кв.м, площадь объекта - 573,3 кв.м., следовательно, 49 033,71 руб. х 573,3, итого 28111025,94 руб.

Доводы административного истца о том, что при определении кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения относительно площади объекта недвижимости (573,3 кв.м.), в которую включены подвальное помещение площадью 148,6 кв.м., гараж (разгрузочная) площадью 45,7 кв.м., стоимость которых должна быть значительно ниже, суд находит несостоятельными.

Согласно техническому паспорту встроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 14 июня 2006 года встроенное нежилое помещение как единый объект недвижимого имущества состоит из: приемного пункта - 20,7 кв.м., мастерской - 20,5 кв.м., коридора - 7,9 кв.м.,5,1 кв.м., 9,4 кв.м., гардероба - 4,6 кв.м., кабинета - 15,6 кв.м., 16,9 кв.м., туалета - 1,3 кв.м., умывальника – 1,4 кв.м., душевой - 2,6 кв.м., подсобного помещения - 4,0 кв.м., 12,5 кв.м., 7,4 кв.м., 43,8 кв.м., 23,5 кв.м., торгового помещения - 49,3 кв.м., 84,4 кв.м., 48,1 кв.м., разгрузочной - 45,7, подвала - 24,1 кв.м., 43,8 кв.м., 46,3 кв.м., 11,8 кв.м., 22,6 кв.м., итого 573,3 кв.м.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 4 февраля 2016 года и выписки из Единого государственного реестра объекта недвижимости по состоянию на 6 апреля 2022 года общая площадь нежилого помещения с кадастровым номером <номер> составляет 573,3 кв.м.

Пункт 3.1 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113, действующего до вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514, каких-либо исключений относительно площади помещения не содержит, в связи с чем, филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области правомерно была учтена площадь объекта недвижимости - 573,3 кв.м.

Заявление о том, что до 01 января 2017 года кадастровая стоимость данного объекта составляла 9 595 184,51 рублей, не свидетельствует о том, что при определении кадастровой стоимости по состоянию на 8 декабря 2017 года были учтены недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Из представленных Никифоровой Г.Г. документов в Комиссию не следует, что при определении кадастровой стоимости объекта были использованы недостоверные сведения об оценке.

В этой связи решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 декабря 2021 года № 303 является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Никифоровой Галины Георгиевны к Управлению Росреестра по Амурской области, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области о признании незаконным решения № 303 от 14 декабря 2021 года отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.С. Диких

Решение в окончательной форме принято 16 мая 2022 года.

Председательствующий судья Е.С. Диких

УИД 28OS0000-01-2022-000040-79

№ 3а-85/2022