ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-861/201806 от 06.09.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-861/2018 06 сентября 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Паламар А.И.

с участием прокурора областной прокуратуры Подчередниченко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 06 сентября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 об отмене регистрации кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Зари В.Н.,

у с т а н о в и л:

Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва от 05 июня 2018 года № 1936 выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва назначены на 09 сентября 2018 года.

Постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 04 мая 2018 года № 65/378-6 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва одномандатного избирательного округа № 5 возложены на Ломоносовскую территориальную избирательную комиссию г. Архангельска.

Постановлением Ломоносовской территориальной избирательной комиссии от 16 июля 2018 года № 54/162 Заря В.Н., выдвинутый избирательным объединением «Архангельское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

ФИО4, зарегистрированный 16 июля 2018 года кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по тому же избирательному округу, 03 сентября 2018 года обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Зари В.Н.

В обоснование заявленных требований указано, что 01 сентября 2018 года в Архангельском городском культурном центре в 17 часов состоялся бесплатный концерт, после которого кандидат в депутаты Заря В.Н. раздавал бесплатные подарки. На одной из аллей вблизи АГКЦ за день до бесплатного концерта, на котором выступал кандидат Заря В.Н., был размещен рекламный баннер с агитационным материалом, призывающим голосовать за данного кандидата. На бесплатный концерт Заря В.Н. приглашал в ходе организационных собраний собственников жилья, проходивших на протяжении всей предвыборной кампании 2018 года во дворах избирательного округа № 5. Данные встречи были инициированы депутатом Архангельского областного Собрания депутатов Зарей В.Н., замещающим выборную государственную должность, через неустановленных лиц, на которых он приглашал инициативных граждан на свой концерт, акцентируя внимание на его безвозмездности. Тем самым Зарей В.Н. был неоднократно нарушен запрет на использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения, что является основанием для отмены регистрации в соответствии с подпунктом «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Участие кандидата в бесплатном концерте 01 сентября 2018 года также свидетельствует о нарушении пунктов 2 и 5 статьи 53 данного закона, запрещающих кандидатам предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также заниматься благотворительной деятельностью и проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. В нарушение Федерального закона № 67-ФЗ информация о предоставлении помещения для проведения предвыборной агитации не была размещена в сети Интернет и не доведена до сведения других кандидатов в данном округе. То, что мероприятие в АГКЦ носило агитационный характер, зафиксировано информацией на баннере перед АГКЦ, на котором содержится призыв голосовать за кандидата Зарю В.Н. Проведение концерта безвозмездно, на который бесплатно приглашались инициативные жители округа № 5, свидетельствует о подкупе избирателей, что является основанием для аннулирования регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал. Пояснил, что кроме указанных в исковом заявлении оснований для отмены регистрации кандидата, Зарей В.Н. во время бесплатного концерта 01 сентября 2018 года также были нарушены авторские права <данные изъяты> и <данные изъяты>, что свидетельствует о нарушении запрета, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ, и является основанием для отмены регистрации.

Представитель административного ответчика Ломоносовской территориальной избирательной комиссии ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что права и обязанности кандидатов ФИО4 и Зари В.Н. возникли с момента предоставления избирательными объединениями, выдвинувшими данных кандидатов, списков кандидатов в избирательную комиссию. 16 июля 2018 года ФИО4 и Заря В.Н. были зарегистрированы кандидатами в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5. Представленные административным истцом доказательства не свидетельствуют о нарушении Зарей В.Н. избирательного законодательства, влекущего отмену регистрации кандидата. Имеющаяся в материалах дела видеозапись бесплатного концерта, в котором принимал участие Заря В.Н., не свидетельствует о подкупе им избирателей, поскольку никакой информации о выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов, предвыборной агитации данное видео не содержит. Упоминание в агитационных материалах и объявлениях о проведении собраний жителей домов, расположенных в избирательном округе № 5, выборной государственной должности Зари В.Н., депутата Архангельского областного Собрания депутатов, не свидетельствует об использовании кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения. Нарушение авторских прав является основанием для отмены регистрации кандидата в случае, если такое нарушение допущено при проведении предвыборной агитации. Доказательств осуществления Зарей В.Н. предвыборной агитации во время проведения 01 сентября 2018 года бесплатного концерта истцом суду не представлено. Исковое заявление подано в суд с пропуском срока, предусмотренного частью 5 статьи 240 КАС РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 241 КАС РФ решение об удовлетворении искового заявления об отмене регистрации кандидата может быть принято не позднее, чем за пять дней до дня голосования.

В судебном заседании представитель административного ответчика Зари В.Н. ФИО7 с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что административным истцом не доказано наличие оснований для отмены регистрации кандидата Зари ФИО6 избирателей не было, поскольку Заря В.Н. не осуществлял предвыборную агитацию во время указанных истцом мероприятий. Организатором концерта ВИА «Зеркало» 01 сентября 2018 года являлась ИП ФИО1, которая оплатила аренду зала и оборудования. Заря В.Н. не расходовал собственные средства на проведение концерта, подарков после концерта не дарил. Административным истцом пропущен срок обращения в суд, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

В судебное заседание административный ответчик Заря В.Н. не явился.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения административного истца, представителей административных ответчиков Ломоносовской территориальной избирательной комиссии и Зари В.Н., показания свидетелей ФИО2 и ФИО3, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 11 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Судом установлено, что постановлением Ломоносовской территориальной избирательной комиссии, выполняющей функции окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 5, от 16 июля 2018 года № 54/161 ФИО4, выдвинутый избирательным объединением «Архангельское областное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

Следовательно, ФИО4 вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу подпункта «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 43 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 170-22-ОЗ «О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов» (далее – Закон Архангельской области).

В соответствии с подпунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В силу пункта 1 статьи 49 данного Федерального закона агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанном пункте.

В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:

подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;

совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;

позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;

относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

Судом установлено, что 01 сентября 2018 года в 17 часов в помещении МУК «АГКЦ» состоялся концерт ВИА «Зеркало», посвященный Дню знаний, на котором в качестве солиста выступал депутат Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва Заря В.Н. Концерт состоялся на условиях аренды по заявке ИП ФИО1. Договор аренды большого зала МУК «АГКЦ», звуковой аппаратуры и светотехнического оборудования заключен и оплачен ИП ФИО1, основным видом деятельности которой согласно выписке из ЕГРИП является зрелищно-развлекательная деятельность.

Как следует из видео, размещенного в сети интернет на сайте «ЭХО СЕВЕРА» и представленного административным истцом в материалы дела на CD-диске, на концерте Заря В.Н. исполнил песни <данные изъяты> и <данные изъяты>. Признаки предвыборной агитации в данном видеоролике отсутствуют.

Административным истцом не представлено доказательств расходования средств избирательного фонда кандидата Зари В.Н. или его собственных средств на осуществление данного мероприятия, а также на приобретение подарков. Представитель ответчика Зари В.Н. ФИО7 эти обстоятельства отрицает.

Из сообщения МУК «АГКЦ» на запрос суда следует, что подарки и цветы на сцене 01 сентября 2018 года вручались от имени и за счет его организаторов.

Доказательств того, что организатором мероприятия являлся Заря В.Н., истцом также не представлено.

Наличие на некотором расстоянии от здания МУК «АГКЦ» агитационного баннера кандидата Зари В.Н., содержащего текст: «ВИКТОР ЗАРЯ. Депутат Архангельского областного Собрания депутатов. Прошу поддержать! 9 сентября», не свидетельствует о проведении им на концерте 01 сентября 2018 года предвыборной агитации.

Согласно подпункту «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Судом установлено, что в августе 2018 года во дворах домов, расположенных на территории избирательного округа № 5, были проведены организационные собрания жителей по вопросу благоустройства дворов в рамках программы «Комфортная среда», на которых присутствовал куратор данной программы депутат Архангельского областного Собрания депутатов Заря В.Н.

О проведении организационных собраний сообщалось в объявлениях, размещенных на подъездах домов, в которых было указано, что Виктор Заря является депутатом Областного Собрания.

Из показаний свидетелей ФИО2 и ФИО3, присутствовавших на собраниях, следует, что Заря В.Н. был представлен как депутат Архангельского областного Собрания депутатов по избирательному округу № 5. Заря В.Н. говорил о том, что если жителями будет принято решение о благоустройстве дворов, после выборов он окажет содействие в реализации проекта «Комфортная среда». При этом призывов голосовать за него как кандидата в депутаты на предстоящих выборах в Архангельской областное Собрание депутатов на данных мероприятиях озвучено не было, агитационный материал в присутствии указанных свидетелей не распространялся.

В соответствии в подпунктом «б» пункта 7 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета.

Следовательно, одно только упоминание должности депутата Архангельского областного Собрания депутатов в агитационном материале Зари В.Н. и в объявлениях о проведении организационных собраний жильцов домов г. Архангельска с его участием не свидетельствует о нарушении кандидатом запрета на использование преимуществ своего должностного или служебного положения.

Согласно подпункту «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1.1 статьи 56 данного закона при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В обоснование доводов о нарушении кандидатом Зарей В.Н. приведенной нормы избирательного законодательства административный истец ссылается на исполнение административным ответчиком на концерте 01 сентября 2018 года песен <данные изъяты> и <данные изъяты> без соответствующего лицензионного соглашения.

Представителем ответчика ФИО7 отсутствие лицензионного соглашения между Зарей В.Н. и правообладателями исполненных им 01 сентября 2018 года песен не оспаривается.

Вместе с тем, доказательств проведения Зарей В.Н. предвыборной агитации во время концерта 01 сентября 2018 года административным истцом суду не представлено.

Таким образом, исполнение песен без лицензионного соглашения в отсутствие признаков предвыборной агитации не свидетельствует о нарушении ответчиком избирательного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Поскольку судом не установлено фактов подкупа Зарей В.Н. избирателей, использования им преимуществ своего должностного или служебного положения, нарушения авторских прав при проведении предвыборной агитации, оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Зари В.Н. не имеется.

Частью 4 статьи 241 КАС РФ предусмотрено, что решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата может быть принято судом не позднее, чем за пять дней до дня голосования.

Последним днем, когда регистрация кандидата могла быть отменена судом, являлось 03 сентября 2018 года.

Кроме того, согласно части 5 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

В соответствии с частями 7, 10 статьи 240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований ФИО4 следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 об отмене регистрации кандидата в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Зари В.Н. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко