Дело № 3а–861/2021
УИД 26 ОS0000-04-2021-000543-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 08 октября 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Товчигречко М.М.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,
с участием: представителя административных истцов Р.А.Ш., представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края М.Р.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Б.З.С., Р.Г.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия пунктов 1837, 6448, 6456, 6455 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года №1462,
установил:
Б.З.С., Р.Г.А., действуя через представителя по доверенности Р.А.Ш., обратились в Ставропольский краевой суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия пунктов 1837, 6448, 6456, 6455 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года №1462 в части включения в указанные пункты объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами …., …., …., …., расположенных по адресу: …….
В обоснование административных исковых требований указано, что в ….. расположено нежилое здание с кадастровым номером ….., которое по сведениям ЕГРН имеет наименование «Торгово-офисные помещения». Указанное здание состоит из: подвала, фактическое использование – склад, кадастровый номер …., собственник Б.З.С.; 1 этаж, фактическое использование – магазин «Магнит», кадастровый номер …., собственник Б.З.С.; 2 этаж, фактическое использование – зал обучения настольным играм, кадастровый номер …., собственник Р.Г.А.; чердак, фактическое использование – чердак (котельная), кадастровый номер ….., собственник Б.З.С.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28.12.2020 № 1462, здание в целом и все помещения в нем были включены в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, под следующими пунктами: № 1837 здание в целом, кадастровый номер ….; № 6448, подвал, кадастровый номер ….; № 6454, 1 этаж, кадастровый номер …..; №6456, 2 этаж, кадастровый номер ….; № 6455, чердак, кадастровый номер …...
С включением в Перечень здания в целом, подвала, 2 этажа и чердака административные истцы не согласны, считают его незаконным.
Спорное здание, как следует из сведений ЕГРН, технического паспорта от 10 февраля 2020 года и фактического использования не подпадает под критерии, определяемые ст. 378.2 НК РФ, как административно-деловой центр и (или) торговый центр (комплекс).
По сведениям ЕГРН спорное здание имеет наименование «Торгово-офисные помещения», что само по себе не говорит об административно-деловом использовании здания. Правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, а не назначение, разрешенное использование или наименование самого здания. Назначение здания в целом определяется исходя из назначения помещений внутри этого здания.
Все помещения внутри данного здания (кадастровые номера …., …., …., …..), в соответствии с выписками из ЕГРН имеют одно и тоже назначение и наименование - «Нежилое помещение».
Из технического паспорта от 10 февраля 2020 года следует, что помещения с назначением «Офисы» или помещения с сопутствующей офисной инфраструктуры отсутствуют. Следовательно, по сведениям ЕГРН или документов технического учета данное здание под критерий «Административной-деловой центр» не подпадает.
К торговым центрам (комплексам) данное здание также не может быть отнесено, поскольку из сведений ЕГРН нельзя сделать вывод о торговом (коммерческом, бытовом) назначении входящих в здание помещений, назначение и наименование всех помещений - «Нежилое помещение». В соответствии с техническим паспортом от 10 февраля 2020 года в здании действительно имеется помещение с торговым назначением. Данное торговое помещение расположено на первом этаже здания. В соответствии с техническим паспортом площадь торгового зала составляет 204.4 кв.м. Однако, площадь данного торгового зала менее 20% по сравнению с общей площадью здания, что не позволяет в порядке пп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ отнести данное здание к торговому центру. Так в соответствии с выпиской из ЕГРН площадь здания составляет 1 122.8 кв.м., 18.2%.
Таким образом, можно сделать вывод, что торговая площадь здания менее 20%. Следовательно, данное здание также не может быть признано торговым центром (комплексом) и включено в Перечень.
Фактическое использование нежилого здания с кадастровым номером …. Министерством имущественных отношений Ставропольского края в установленном законом порядке определено не было, акт обследования помещений не составлялся, что также исключало возможность включения данного нежилого здания в Перечень по фактическому использованию в качестве торгового здания.
Административные истцы не возражают против включения в Перечень 1 этажа данного здания (к.н. …..), поскольку на данном этаже действительно расположен магазин. Однако включение в перечень остальных этажей противоречит ст. 378.2 НК РФ и нарушает права и законные интересы административных истцов в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
В представленных в материалы дела письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н. просит отказать в административных исковых требованиях Р.А.Ш. и Б.З.С. в полном объеме.
Указывает, что поскольку более 20 % помещений нежилого здания предназначено для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, то министерство законно включило нежилое здание в Перечень на 2021 год.
В судебном заседании представитель административного истца Р.А.Ш. требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н. просила отказать в удовлетворении требований административного иска по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, пояснив, что указанные объекты включены в перечень по техническим паспортам 2008-2009 годов, технического паспорта от 2020 года в Министерстве не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по административному делу, проверив приказ в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора М.Р.Я., полагавшего административные исковые требования обоснованными, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, что здание с кадастровым номером …., расположенное по адресу: ….., состоит из нежилых помещений, принадлежащих административным истцам на праве собственности: подвал, фактическое использование – склад, кадастровый номер …., собственник Б.З.С.; 1 этаж, фактическое использование – магазин «Магнит», кадастровый номер ….., собственник Б.З.С.; 2 этаж, фактическое использование – зал обучения настольным играм, кадастровый номер ….., собственник Р.Г.А.; чердак, фактическое использование – чердак (котельная), кадастровый номер …., собственник Б.З.С.
Таким образом, административные истцы, являясь собственниками помещений, вправе обжаловать данное постановление, затрагивающие их законные права в части установления размера налоговых платежей за недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.
28 декабря 2020 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
В утвержденный данным приказом Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером ….. (пункт 1837) и находящиеся в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами …. (пункт 6448), ….. (пункт 6456), …. (пункт 6455), расположенные по адресу: г…….
Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Вышеуказанный оспариваемый приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.
При таких обстоятельствах, оспариваемый в части нормативный акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Состав сведений, включенных в данный Перечень объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28 ноября 2014 года №ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 м 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».
В соответствии с пунктами 16.1 – 16.3 Положения о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года №137, Министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административными истцами.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Ставропольского края от 05 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с 1 января 2016 года.
Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и законов Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), административно-деловых центров, нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.
Критериями для включения нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; или наличие фактически используемых в этом здании помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания, в которых размещены офисы и сопутствующая офисная инфраструктура (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что указанное здание включено в Перечень на 2021 год, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером ….., в котором находятся нежилые помещения с кадастровыми номерами …., …., …., …., имеет наименование – торгово-офисные помещения, более 20% помещений указанного здания предназначено для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21 июля 2021 года об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости, имеющейся в материалах административного дела, спорное нежилое здание с кадастровым номером ….., площадью 1 122.8 кв.м., имеет наименование: торгово-офисные помещения (л.д. 15-17).
Вместе с тем, наименование здания не является критерием для признания здания предназначенным для использования в целях торгового центра (комплекса), а также одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Само по себе наименование здания, установленное в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), правового значения не имеет и юридически значимым не является. Для такого признания установлены иные критерии в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, а не назначение, разрешенное использование или наименование самого здания. Это назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании должно соответствовать всем критериям, установленным указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
В здании с кадастровым номером …. расположены следующие нежилые помещения: кадастровый номер ….., площадь 347.4 кв.м., назначение, наименование: нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение: подвал, собственник Б.З.С.; кадастровый номер ….., площадь 317.2 кв.м., назначение, наименование: нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение: 1 этаж, собственник Б.З.С.; кадастровый номер ….., площадь 334.3 кв.м., назначение, наименование: нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение: 2 этаж, собственник Р.Г.А.; кадастровый номер …, площадь 124 кв.м., назначение, наименование: нежилое помещение, номер, тип этажа, на котором расположено помещение: этаж № 01, этаж № 02, чердак, собственник Б.З.С. (л.д. 18-35).
Все помещения внутри данного здания (кадастровые номера …., …., …., …..), в соответствии с выписками из ЕГРН имеют одно и тоже назначение и наименование, а именно «Нежилое помещение».
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 05 августа 2021 года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером ….., на котором расположено спорное нежилое здание, имеет вид разрешенного использования под многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями, проектирование и строительство отдельно стоящих торгово-офисных помещений (л.д. 37-39).
При этом, указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение исключительно торговых, офисных объектов.
Включение здания и помещений в нем в оспариваемый Перечень не обусловлено их фактическим использованием.
Из технического паспорта ООО «Шпаковский гипрозем» по состоянию на 10 февраля 2020 года на здание с кадастровым номером ….., усматривается, что спорный объект имеет площадь 1 122.8 кв.м., наименование: торгово-офисные помещения.
Согласно экспликации к поэтажному плану строения на указанное здание в нем имеются следующие помещения: Литер Б, этаж 1: 1. Торговый зал, 204.4 кв.м., 2. Летница, 26.3 кв.м., 3. Кабинет 7.7 кв.м., 4. Гардеробная 8.5 кв.м, 5. Душевая 2.7. кв.м., 6. Туалет 2 кв.м., 7. Коридор 26.9 кв.м, 8. Склад 10.4 кв.м, 9. Склад 11.6 кв.м., 10. Электрощитовая 2.7 кв.м., 11. Деборкадер 40.3 кв.м. Итого по первому этажу: торговая основная площадь 204.4 кв.м., складская основная площадь 125.9 кв.м., складская вспомогательная 13.2 кв.м. Итого общеполезной площади по этажу: 343.5 кв.м.
Этаж 2: 12. Лестница 23 кв.м., 13. Сан.узел 3.4 кв.м., 14. Туалет 1.4 кв.м., 15. Сан.узел 5.6 кв.м., 16. Электрощитовая 3.7 кв.м., 17. Зал обучения 301.4 кв.м., 18. Подсобное 16.6 кв.м., 19. Сан.узел 2.2 кв.м. Итого по второму этажу: культурно-просветительская основная площадь: 301.4 кв.м., вспомогательная 55.9 кв.м. Итого общеполезной площади по этажу: 357.3 кв.м.
Чердак: 20. Лестница 23 кв.м.; 21. Венткамера 24.5 кв.м.; 22. Котельная 27.1 кв.м. Итого по чердаку площадь 74.6 кв.м.
Подвал: 23. Лестница 22.8 кв.м.; 24. Подсобная 24.4 кв.м.; 25. Сан.узел 2 кв.м.; 26. Душевая 7.1 кв.м.; 27. Кабинет 11.8 кв.м.; 28. Склад 11 кв.м.; 29. Склад строительных материалов 210 кв.м.; 30. Кладовая 34.3 кв.м.; 31. Душевая 6.1 кв.м.; 32. Сан.узел 2.1 кв.м.; 33. Подсобная 15.8 кв.м. Итого по подвалу: площадь складская основная 232.8 кв.м., вспомогательная 114.6 кв.м., общеполезной площади 347.4 кв.м.
Всего по зданию: торговая основная 204.4 кв.м., складская основная 358.7 кв.м., вспомогательная 127.8 кв.м., культурно-просветительская основная 301.4 кв.м., вспомогательная 130.5 кв.м., общеполезной площади 1 122.8 кв.м.
Согласно техническому паспорту от 10 февраля 2020 года помещения с назначением «Офисы» или помещения с сопутствующей офисной инфраструктурой отсутствуют.
При этом, наименование «кабинеты» не тождественно наименованию «офисы», не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), помещения не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, чему должны соответствовать нежилые помещения, предназначенные для офисов.
Складские помещения не отвечают критериям торговых объектов, в них не имеется помещений, специально оснащенных оборудованием, предназначенных и используемых для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Все остальные помещения в составе нежилого здания, как усматривается из экспликации плана объекта недвижимости, являются вспомогательными (подсобными), не имеющими самостоятельного назначения.
Как усматривается из экспликации плана, в здании отсутствуют помещения, подлежащие отнесению к объектам общественного питания и бытового обслуживания.
В здании действительно имеется помещение с торговым назначением – магазин «Магнит», кадастровый номер …... Данное торговое помещение расположено на первом этаже здания. В соответствии с техническим паспортом площадь торгового зала составляет 204.4 кв.м. Однако, площадь данного торгового зала менее 20% (18.2%) по сравнению с общей площадью здания 1 122.8 кв.м., что не позволяет в порядке ст. 378.2 НК отнести данное здание к торговому объекту. Иных торговых помещений в здании не имеется.
В соответствии с актом ГБУ СК «Ставкрайимущество» (сопроводительный лист № 2071/31-03 от 07 июня 2021 года) обследования спорного помещения с кадастровым номером …., принадлежащего Б.З.С., по результату проведенных мероприятий по определению вида фактического использования отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, помещения № 2,12,20 на плане этажа используются, как коридор – лестничная клетка, помещение № 21 – как подсобное, № 22 – котельная. Признаки торгового использования отсутствуют. Соотношение площади нежилых помещений, фактически используемых для размещения офиса и сопутствующей офисной инфраструктуры, торгового объекта, объекта общественного питания и объекта бытового обслуживания, к общей площади объекта недвижимости: - офиса и сопутствующей офисной инфраструктуры: -%; торговых объектов -%; объектов общественного питания -%, объекта бытового обслуживания -%.
Доказательств фактического использования спорных помещений в целях размещения торговых объектов в материалах дела не имеется. Фактическое использование нежилого здания на предмет нахождения в нем помещений, используемых в целях размещения торговых объектов на день утверждения Перечня, уполномоченным органом не установлено.
Со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому указанное здание и помещения в нем не подлежали включению в оспариваемый Перечень на 2021 год.
Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации), спорное нежилое здание и помещения в нем подлежит исключению из Перечней, поскольку на период рассмотрения судом настоящего административного иска, находящиеся в собственности административных истцов объекты недвижимости не соответствует критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования административных истцов в части необоснованности включения в Перечень на 2021 год спорных объектов недвижимости подлежат удовлетворению.
Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного акта недействующим, суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечень произведены в целях налогообложения на 2021 год, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на один год – 2021), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного правового акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Б.З.С., Р.Г.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия пунктов 1837, 6448, 6456, 6455 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года №1462 – удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 года №1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», в части включения в пункты 1837, 6448, 6455, 6456 объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами …., …., …., …., расположенных по адресу: …...
Министерству имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.10.2021 года.
Председательствующий судья М.М. Товчигречко