ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-862/2022 от 08.07.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-862/2022

32ОS0000-01-2022-000410-33

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 08 июля 2022 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Мирошниковой Д.С.,

с участием прокурора Хроленок Т.А.,

представителей административного истца Зиновина С.В. – Бугаева А.С. и Зиновиной К.С., представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиновина Сергея Валентиновича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914),

У С Т А Н О В И Л:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года.

В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914), включены объекты недвижимости, в том числе, помещение, расположенное по адресу: , кадастровый (пункт Перечня 7652).

Административный истец Зиновин С.В. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в него нежилого помещения, расположенного по адресу: , кадастровый , ссылаясь на то, что являлся собственником данного объекта с 21 декабря 2015 года по 08 ноября 2021 года и добросовестно исполнял обязанности плательщика налога на недвижимое имущество. Включение указанного объекта в оспариваемый Перечень нарушает его права, т.к. неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Полагает, что данный объект недвижимости необоснованно включен в оспариваемый Перечень, т.к. не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, и фактически в указанных целях не используется.

Административный истец Зиновин С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В судебном заседании представители административного истца Зиновина С.В. – Бугаев А.С. и Зиновина К.С. административный иск поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив заявленные требования просят признать недействующим с 01 января 2020 года пункт 7652 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914, ссылаясь на то, что с 2018 года спорный объект недвижимости не используется в каких-либо коммерческих целях, никакая деятельность в нем не осуществляется.

Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что спорный объект подлежал включению в оспариваемый Перечень в соответствии с подп.2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по предназначению, т.к. по сведениям из ЕГРН спорный объект имеет назначение «нежилое помещение», наименование «нежилое помещение», по техническому паспорту в составе объекта имеются комнаты с наименованием «обеденный зал», «кухня», площадь, предназначенная для использования в качестве объекта общественного питания, составляет более 20% от общей площади помещения. Кроме того, актом проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого помещения от 04 ноября 2019 года установлено, что нежилое помещение соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает, что включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым в оспариваемый Перечень на 2020 год соответствует требованиям действующего законодательства и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо – ИФНС России по гор.Брянску о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Зиновина С.В. и представителя заинтересованного лица – ИФНС России по гор.Брянску.

Выслушав объяснения представителей административного истца Зиновина С.В. – Бугаева А.С., Зиновиной К.С., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., свидетелей ФИО9, ФИО10, заключение прокурора Хроленок Т.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом

Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу требований пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1) ; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорный объект недвижимости с кадастровым находится в пределах объекта недвижимости с кадастровым , расположенного по адресу:, который согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и информации, предоставленной по запросу суда филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, имеет назначение: многоквартирный дом, наименование: общежитие, площадь 4393 кв.м.

Доказательств, подтверждающих, что здание с кадастровым , в составе которого находится спорное нежилое помещение, отвечает признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения административного дела не представлено.

Согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) введен в действие Приказом Росстандарта от 27 июня 2013 года N 191-ст, общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. Под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

При этом зал предприятия общественного питания (зал обслуживания)- специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. В площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для доготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т.п., недоступных для потребителей (пункт 16). Услуга общественного питания (индустрии питания) представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (пункт 41).

Оказание услуг общественного питания в Российской Федерации на момент определения оспариваемого Перечня регулировалось постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» и «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования (вместе с минимальными требованиями к предприятия (объектам) общественного питания различных типов)», введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года № 1676-ст.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг ( пункт 13 названных Правил).

Как следует из материалов административного дела, по состоянию на дату определения оспариваемого Перечня на 2020 год - 25 ноября 2019 года административный истец Зиновин С.В. являлся собственником объекта недвижимости: вид – помещение, площадь 177,3 кв.м, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, кадастровый , расположение в строении – 1 этаж, адрес:. Право собственности Зиновина С.В. на данный объект зарегистрировано 02 октября 2012 года, прекращено 08 ноября 2021 года.

В соответствии с техническим паспортом, представленным административным истцом, составленным межрайонным отделением по № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 26 января 2022 года на нежилое помещение № 1, расположенное по адресу: , площадью 177,3 кв.м, данный объект состоит из помещений с наименованием: тамбур, коридор, комната, кухня, туалет, кладовая.

Учитывая, что данный технический паспорт составлен в январе 2022 года, т.е. после даты определения Перечня на 2020 год, он не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по настоящему спору.

При этом из представленной межрайонным отделением № 2 по гор.Брянску ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по запросу суда технической документации на помещение 1, площадью 177,3 кв.м, расположенное по адресу:, содержащейся в материалах инвентарного дела № 129 на дом № 1 по а именно экспликации к поэтажному плану нежилого помещения и плана первого этажа, составленных по состоянию на 04 октября 2006 года, следует, что в составе помещения имеются обеденный зал, площадью 90,7 кв.м, кухня, площадью 14,4 кв.м, кухня, площадью 5,3 кв.м, туалет, площадью 2,0 кв.м, туалет, площадью 1,8 кв.м, бильярдная, площадью 21,7 кв.м, кладовая, площадью 3,1 кв.м, раздевалка, площадью 2,4 кв.м, раздевалка, площадью 3,2 кв.м, коридор, площадью 30,3 кв.м, тамбур, площадью 2,4 кв.м; в помещении располагается кафе «Маркус».

Согласно акту проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения от 04 ноября 2019 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым , расположенного по адресу:, площадью 177,3 кв.м, обследование объекта проведено комплексно – путем камерального обследования и последующего натурного обследования, без доступа в нежилое помещение. В результате обследования установлено, что нежилое помещение используется как объект общественного питания и соответствует признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. К акту приложены фотоматериалы с изображением входа в кафе-бар «Столичный рай» с информацией о графике работы и предоставляемых услугах.

Из объяснений свидетеля ФИО9 – инженера по инвентаризации строений и сооружений МО № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» следует, что в назначенное для обследования время доступ в помещение предоставлен не был, в связи с чем вывод о соответствии нежилого помещения критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был сделан по визуальным признакам – наличие вывесок с информацией о нахождении в данном помещении кафе, перечнем оказываемых услуг и графиком работы, из которых следовало, что кафе действующее. Площадь помещения указана в акте по сведениям, содержащимся в ЕГРН, и исходя из имевшейся на момент обследования технической документации, составленной на дату последней инвентаризации – 04 октября 2006 года, находящейся в материалах инвентарного дела на здание, в котором расположен спорный объект. Согласно экспликации в помещении имелись обеденный зал и кухни, что также отражено и на плане помещения. Иной технической документации на момент обследования не имелось, изменения в техническую документацию были внесены только в 2022 году по заявлению собственника.

Аналогичные показания дала свидетель ФИО10 – инженер по инвентаризации строений и сооружений МО № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», пояснив, что вывод о наличии на момент обследования в спорном помещении кафе был сделан по наличию имеющихся не затертых, не порванных вывесок на входе в помещение о нахождении в нем кафе с графиком его работы.

Представитель административного истца Зиновина К.С. не оспаривала факт нахождения в спорном помещении кафе до 2018 года, пояснив, что в 2018 году аренда была прекращена и помещение не использовалось, а вывески остались старые. При этом не оспаривает, что иной технической документации на данный объект на момент определения Перечня на 2020 год, кроме представленной по запросу суда, не имелось. Новый технический паспорт на спорное помещение был составлен в январе 2022 года по ее заявлению, как собственника.

С учетом изложенного, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости на момент определения Перечня на 2020 год имел в составе помещения, которые по своему назначению предусматривали размещение объекта общественного питания, площадью более 20% от общей площади помещения. Иной технической документации на спорный объект, имевшейся в юридически значимый период, в ходе рассмотрения дела не представлено.

Как следует из указанных выше положений подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, при наличии следующих условий: его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; помещение фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, т.е. каждое из приведенных обстоятельств является достаточным основанием для включения помещения в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база которых исчисляется из кадастровой стоимости.

С учетом приведенных правовых норм назначение нежилого помещения является самостоятельным основанием для признания его объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.

По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включаются такие здания (строения, сооружения), помещения, которые используются или могут быть использованы, в целях делового, административного или коммерческого назначения, т.е. объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, в связи с чем налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.

При таких обстоятельствах доводы представителей административного истца о том, что спорное нежилое помещение не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, т.к. с 2018 года не используется в коммерческих целях, суд находит необоснованными, поскольку критерием установления особенностей определения налоговой базы является не совокупность условий, а наличие хотя бы одного из условий, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, назначение нежилого помещения является одним из критериев включения объекта недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, принимая во внимание назначение спорного нежилого помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации), имевшихся на момент определения оспариваемого Перечня, как объекта недвижимости, назначение которого предусматривает и допускает возможность его использования под объект общественного питания, включение нежилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу: , в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не противоречит требованиям действующего законодательства. Оснований для применения положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в данном случае не имеется.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Зиновина С.В. о признании не действующим оспариваемого Перечня на 2020 год в части включения в него нежилого помещения, кадастровый , расположенного по адресу: .

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Зиновина Сергея Валентиновича о признании не действующим Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года № 914), в части включения в него нежилого помещения, кадастровый , расположенного по адресу: , отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 22 июля 2022 года.