ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-863/2022 от 21.09.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

КОПИЯ

Дело №3а-863/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 21 сентября 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

при секретарях судебного заседания Шкариной Т.Н., Лукониной М.В.,

с участием представителя административного истца ЗАО «Авиатех» - ФИО7,

прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЗАО «Авиатех» к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год и на 2021 год,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Авиатех» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что является собственником нежилого помещения общей площадью 509,7 кв.м. с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес].

Указанный объект недвижимости включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 года № 326-13-369863/19 (пункт 1255 Перечня), а также на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 года № 326-13-631667/20 ( пункт 1178 Перечня).

Вместе с тем, указанный объект недвижимости не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования: размещение жилого дома с мансардой, магазином и офисом, в связи с чем, основания для его включения в Перечень на 2020 год и в Перечень на 2021 год у министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, по мнению административного истца, отсутствовали.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО7, действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, пояснил, что спорное помещение используется ЗАО в производственных целях, в связи с чем по заявлению административного истца от 31.03.2022 г. нежилое помещение было исключено министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области из Перечня на 2022 год на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий(строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения от 28.04.2022 г. № 51.

Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в письменном отзыве на иск указало, что объект недвижимости с кадастровым номером [номер] обоснованно включен в Перечни на 2020 год и на 2021 год, поскольку удовлетворял требованиям ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и опубликования, просит отказать в удовлетворении исковых требований ЗАО «Авиатех». Административный ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, каких-либо ходатайств не заявил.

На основании ст. 150, ч.5 ст. 213 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации ( ст.ст. 14, 372 НК РФ).

Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество ( в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании п.п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно п.4 ст. 12 и п.2 ст. 399 НК РФ представительному органу муниципального образования предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Согласно п.7 ст. 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1 и 2 п.1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На территории Нижегородской области в соответствии с п.1 ст. 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров(комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета(инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Пунктом 1 ст. 38 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации п.п. 7, 9 ст. 378.2 НК РФ», с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Нижегородской области от 30.07.2018 года № 557 «О внесении изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года № 61» предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, назначено министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Задачи, функции, права министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отражены в Положении о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 № 183, которым предусмотрено, в числе прочего, издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации распоряжения и приказы, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти.

Судом установлено, что постановлением Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, назначено министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 года №635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (в редакции, действовавшей на день утверждения Порядка) также было установлено, что министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на основании постановления Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» и утверждает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункты 3, 7 Порядка).

Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области является правопреемником министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в связи со слиянием данного государственного органа и министерства инвестиционной политики Нижегородской области и образования министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ от 25.11.2019г. № 326-13-369863/19 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», а также издан приказ от 19.11.2020 г. № 326-13-631667/20 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

Указанные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с пп.3 п.7 ст. 378.2 НК РФ. Оспариваемые в части приказы изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год и на 2021 год, утвержденные приказами министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 года № 326-13-369863/19 и от 19.11.2020 года № 326-13-631667/20 соответственно, в разделах «городской округ город Арзамас» содержат пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 1255 (в Перечне на 2020 год) и 1178( в Перечне на 2021 год), кадастровый номер помещения: [номер], адрес объекта: [адрес].

Судом установлено, что административный истец является собственником объекта недвижимого имущества, включенного в Перечни на 2020год и на 2021 год, с 2013 года, следовательно, он является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми в части приказами министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Согласно данным ЕГРН объект с кадастровым номером [номер] по адресу: [адрес], имеет следующие характеристики: назначение – нежилое здание, наименование –нежилое помещение, площадь 509,7 кв.м., расположено на 1,2 этажах жилого дома с кадастровым номером [номер], на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – размещение жилого дома с мансардой, магазином и офисом.

Согласно данным технического паспорта на объект капитального строительства, изготовленного ГП НО «Нижтехинвентаризация» - Арзамасский филиал, объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом с магазином и офисом, расположенный по адресу: [адрес], по состоянию на 08 октября 2007 года, имеет следующие характеристики: назначение: 2-х этажный жилой дом с мансардой и магазином; фактическое использование: по назначению; общая площадь жилого дома с магазином и офисом – 890,8 кв.м.; общая площадь магазина и офиса – 509,7 кв.м., экспликация плана помещения, принадлежащего административному истцу (площадью 509,7 кв.м.), включает наименование подпомещений: на 1-м этаже: 3 торговых зала (площадью 100,6 кв.м., 42,5 кв.м.,19,1 кв.м.), склад (23,6 кв.м.), гараж, коридоры, лестницы, туалет, душевая; на 2-м этаже: офисное помещение (площадью 144,5 кв.м.), конференц-зал (площадью 74,6 кв.м.), туалеты, кабинет, лестничные клетки.

Согласно пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Нежилое помещение, согласно пп 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Оценив представленные доказательства и проанализировав приведенные выше нормы права, суд полагает, что в удовлетворении административного искового заявления должно быть отказано по следующим мотивам.

Из содержания приведенных выше положений 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что правовыми основаниями для включения объектов недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является не только фактическое использование объектов для целей, перечисленных в статье 378.2 НК РФ, но и предназначение таких объектов для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов согласно документам технического учета (инвентаризации) либо документам кадастрового учета (кадастровый паспорт, Единый государственный реестр недвижимости), а также расположение объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, офисов.

При этом наличие одного из перечисленных признаков является основанием для включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Из материалов дела судом установлено, что по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней, а также на начало налоговых периодов 1 января 2020 года и 1 января 2021 года, документы технического учета спорного объекта недвижимости содержали сведения о расположении в нем помещений, предназначенных для организации торговли, а также офисов, при этом их площадь составляет более 20% от общей площади объекта (торговых – 36%, офисов-28%), в понимании статьи 378.2 НК РФ, что является достаточным основанием для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год и на 2021 год. При этом суд учитывает Национальный стандарт РФ «ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», которым торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения отнесены к торговым объектам. Довод административного истца о том, что помещение фактически используется как производственное, в данном случае правового значения не имеет, поскольку на момент формирования оспариваемых Перечней фактическое использование объекта недвижимости в установленном законом порядке не определялось.

С учетом изложенного, у суда имеются основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку согласно документам технического учета объект недвижимости подпадает под признаки, предусмотренные пп.2 п.4 ст. 378.2 НК РФ и обоснованно, в соответствии с приведенными правовыми нормами включен в оспариваемые Перечни.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ЗАО «Авиатех» о признании недействующими пунктов 1255, 1178 раздела «городской округ город Арзамас» Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год и на 2021 год, утвержденных приказами министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 г. №326-13-369863/19 и от 19.11.2020 г. №326-13-631667/20 – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

П.П. Председательствующий судья Ефимова Е.О.: подпись

В окончательной форме решение суда составлено 05 октября 2022 года.

П.П. Председательствующий судья Ефимова Е.О.: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья областного суда Е.О. Ефимова