ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-867/20 от 28.09.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2020 г. г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.

при секретаре Секретёвой М.В..

с участием прокурора Христич Т.В.,

представителя административного истца Прохорова А.В.,

представителя администрации Северного округа г.Оренбурга Фоминой АМ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Криворучко А.Н. о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 г. «Об утверждении отчёта по исполнению бюджета муниципального образования Северный район за 2019 год» и решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 г. «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области пятого созыва»,

установил:

решением Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 г. утвержден отчёт по исполнению бюджета муниципального образования Северный район за 2019 год.

Решением Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области пятого созыва на 13 сентября 2020 год.

Тексты документов опубликованы в районной газете «Северная звезда» 25 июня 2020 года.

Оспариваемые решения являются нормативными правовыми актами, что сторонами не оспаривается.

Криворучко А.Н. обратился в Оренбургский областной суд с административным иском, указав, что при принятии нормативных актов нарушен порядок и регламент принятия решений: на заседании Совета присутствовали 7 депутатов, что соответствует 38 % от числа избранных депутатов; участие 3 депутатов посредством нахождения на аудиосвязи не предусмотрено Уставом муниципального образования Северный район Оренбургской области и регламентом работы Совета депутатов.

Просил суд признать незаконными решение Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 г. «Об утверждении отчёта по исполнению бюджета муниципального образования Северный район за 2019 год» и решение Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 г. «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области пятого созыва».

В судебном заседании административный истец и его представитель не присутствовали. Суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области Фомина А.М., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворении административного иска.

Изучив доводы сторон, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего иск необоснованным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Статьей 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) определено, что проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с Бюджетным кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Порядок рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения определяется для местного бюджета муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса (ст. 187 Бюджетного кодекса).

Уставом муниципального образования Северный район Оренбургской области к исключительной компетенции Совета депутатов отнесено, в том числе утверждение районного бюджета и отчёта о его исполнении подпункт 2 пункта 1 статьи 22).

Советом депутатов МО Северный район Оренбургской области принят регламент работы Совета депутатов.

Совет состоит из 18 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основании мажоритарной избирательной системы по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам в соответствии с действующими федеральными законами, законами Оренбургской области и Уставом муниципального образования Северный район сроком на 5 лет (пункт 1 статьи 3 Регламента).

Заседание Совета правомочно, если на нем присутствуют не менее 50% от числа избранных депутатов (пункт 3 статьи 10 Регламента).

Пунктом 2 статьи 22 Регламента предусмотрено, что решение принимается на заседаниях Совета большинством голосов от общего числе депутатов, присутствующих на заседании Совета.

Согласно протоколу заседания Совета депутатов МО Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 г. , на заседании присутствовали 7 депутатов из 13 избранных, 3 депутата находились на аудиосвязи, отсутствовали 3 депутата среди них Криворучко А.Н.

Решения об утверждении бюджета и назначении выборов приняты большинством голосов.

Из пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга и отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (абзац 2 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации приведен круг участников бюджетного процесса, которыми являются: Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования, законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), Центральный банк Российской Федерации, органы государственного (муниципального) финансового контроля, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств.Оспариваемое решение об утверждении бюджета МО Северный район Оренбургской области, как муниципальный правовой акт регулирует отношения, субъектом которых административный истец не является, следовательно, его нормы не затрагивают права и законные интересы Криворучко А.Н. как депутата, не касаются его полномочий, установленных федеральным законодательством и Уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что срок, на который избираются, в том числе органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов устанавливаются уставами муниципальных образований. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона № 67-ФЗ выборы органов (в том числе органов местного самоуправления) или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

В соответствии со статьёй 11 8 Устава МО Северный район Оренбургской области муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета депутатов района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются Советом депутатов муниципального образования.

Оспариваемое решение МО Северный район Оренбургской области о назначении выборов вынесено с соблюдением вышеприведенных положений закона.

Судом установлено, что Кривороручко А.Н. принимал участие в выборах, баллотировался как кандидат в депутаты и являлся избирателем, принимал участие в голосовании, следовательно, реализовал свое право избирать и быть избранным.

Назначение выборов не препятствует и не ограничивает административного истца в праве принять участие в соответствующих выборах, поскольку содержит равные условия для всех участников избирательной кампании, выборы назначены уполномоченным на то органом в установленные законом сроки, что в полной мере согласуется с предписаниями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подлежащими применению в настоящем деле.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд обязан наряду с прочим выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Часть 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в том числе органу местного самоуправления, считающему, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию. Однако, административный истец не наделен полномочиями по обращению с административным исковым заявлением в защиту прав данного представительного органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется. Поскольку оспариваемым муниципальным правовым актом не затрагиваются права и законные интересы административного истца, указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Криворучко А.Н. о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 г. «Об утверждении отчёта по исполнению бюджета муниципального образования Северный район за 2019 год» и решения Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области от 22 июня 2020 г. «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области пятого созыва» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда И.Ф. Селютина