ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-867/2021 от 18.11.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–867/2021

УИД 26 ОS0000-04-2021-000553-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 18 ноября 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,

с участием представителя административного истца Л.В.А.,

представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н.,

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Л.Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Е.А.М. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим в части со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2018 года №985,

установил:

Е.А.М. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным иском, впоследствии уточненным, к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2018 года №985, в части включения в пункт 2034 объекта недвижимости с кадастровым номером ….., расположенного по адресу: …...

В обоснование административных исковых требований указано, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 26 июня 2019 года исковые требования Е.А.М. к ФИО1 и ПАО «Сбербанк России» о выделе доли из права общей долевой собственности удовлетворены.

Выделено в собственность Е.А.М. в счет принадлежащей ей 1/100 доли в праве общей долевой собственности нежилого здания, расположенного по адресу: ….., общей площадью 12 751.80 кв.м., кадастровый номер ….. – помещения № 1-12, подвал под лит. А3, общей площадью 127.5 кв.м., расположенные в подвале нежилого здания по адресу: …., кадастровый номер …...

Право общей долевой собственности Е.А.М. в размере 1/100 на нежилое здание, расположенное по адресу: …., общей площадью 12 751.80 кв.м., кадастровый номер ….., - прекращено.

28 декабря 2018 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год». Пунктом 2034 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером …, расположенный по адресу: …..

Е.А.М. обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением об исключении из оспариваемого Перечня на 2019 год объекта недвижимости с кадастровым номером …...

Согласно налоговому уведомлению № 151137410 от 15 марта 2021 года Е.А.М. подлежит уплате налог на имущество физических лиц (за недвижимое имущество, расположенное по адресу: г…, с кадастровыми номерами …, …..) за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2019 года в размере 22297 рублей (191120214 рублей (налоговая база)*2% (налоговая ставка)*0.01 (доля в праве собственности)/12 мес*7 мес). В связи с тем, что помещение ошибочно отнесено к торговому центру и включено в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, рассчитанный согласно налоговому уведомлению налог в 4 раза превышает сумму, подлежащую уплате.

Согласно справке на объект недвижимости ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» от 28 июня 2007 года здание, расположенное по адресу: ….., общей площадью 12751.8 кв. м. состоит из многоквартирных жилых домов (5.7.9.10.10 этажных) и встроенно-пристроенных к ним нежилых помещений.

Принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимого имущества: наименование — нежилое помещение, назначение — нежилое помещение, этаж - подвал, площадь - 127.5 кв.м., кадастровый номер ….. является подвальным помещением под встроенно-пристроенным помещением к вышеуказанному десятиэтажному многоквартирному жилому дому. Данное помещение не является торговым центром, не предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, не является обособленным, отдельно стоящим нежилым зданием, не используется в целях размещения объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания.

Из ответа федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю от 17 марта 2020 года № 04505/2-13/20 на обращение Е.А.М. следует, что при анализе данных Единого государственного реестра недвижимости выявлены дублирующие сведения об объектах учета, расположенных по адресу: Ставропольский край, …., с кадастровыми номерами …. и ….. Сведения об объекте недвижимости включены в ЕГРН на основании электронной копии технического паспорта, переданной в рамках исполнения государственного контракта от 30 сентября 2010 года № 120Д по теме: «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (1 этап)». Сведения о здании с кадастровым номером …. переданы из Управления Росреестра по Ставропольскому краю. В связи с выявленными несоответствиями, сведения о дублирующем объекте недвижимости с кадастровым номером …. архивированы. Зданию с кадастровым номером …. отдан приоритет в связи с более корректными сведениями технической инвентаризации.

Согласно выписке из ЕГРН от 28 мая 2020 года №26-0-1-133/4013/2020-7098 объект недвижимости с кадастровым номером …., дата присвоения кадастрового номера 16 декабря 2011 года, адрес: …., площадь 988.8 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: основное, количество этажей, в том числе подземных: 2, в том числе подземных – 1, кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении: …, …., …..

На момент принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, нежилые помещения находились в общей долевой собственности без выделения каждому дольщику конкретного нежилого помещения. Общая площадь здания составляет 12 751.80 кв.м., доля в праве Е.А.М. на тот момент составляла 1/100 — 127.5 кв.м. Доля встроенно-пристроенного помещения, кадастровым номер …., площадью 988.8 кв.м., находящегося на тот момент в общей долевой собственности составляет менее 20 % площади здания, что не является основанием для включения здания в оспариваемый перечень.

Решением Ставропольского краевого суда от 16 июля 2020 года административные исковые требования К.Ю.Ю. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части – удовлетворены.

Суд признал недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1122 от 27 декабря 2017 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» в части включения в пункт № 3544 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенного по адресу: …..

При таких обстоятельствах, по мнению административного истца, объект недвижимого имущества с кадастровым номером …. подлежит исключению из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

В судебном заседании представитель административного истца Л.В.А. заявленные в иске с учетом уточнений требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н. просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении не представили. ФИО1 представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по административному делу, проверив приказы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Л.Н.В., полагавшую административные исковые требования обоснованными, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером …., расположенного по адресу: ….., на момент принятия оспариваемого Перечня являлась, в том числе Е.А.М. (доля в праве 1/100, дата, номер государственной регистрации 30 июля 2015 года, № …..).

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 26 июня 2019 года исковые требования Е.А.М. к К.Ю.Ю. и ПАО «Сбербанк России» о выделе доли из права общей долевой собственности удовлетворены.

Выделено в собственность Е.А.М. в счет принадлежащей ей 1/100 доли в праве общей долевой собственности нежилого здания, расположенного по адресу: …., общей площадью 12 751.80 кв.м., кадастровый номер …. – помещения № 1-12, подвал под лит. А3, общей площадью 127.5 кв.м., расположенные в подвале нежилого здания по адресу: …., кадастровый номер …..

Право общей долевой собственности Е.А.М. в размере 1/100 на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, лит. А1-А3, общей площадью 12 751.80 кв.м., кадастровый номер …., - прекращено.

Из налогового уведомления № 151137410 от 15 марта 2021 года Е.А.М. начислен налог на имущество физических лиц – объекты недвижимости с кадастровыми номерами …, …. в размере 28 757 рублей.

Таким образом, административный истец вправе обжаловать Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный приказом от 28 декабря 2018 года №985, в части включения в пункт 2034 объекта недвижимости с кадастровым номером …, расположенного по адресу……, затрагивающий его законные права в части установления размера налоговых платежей за указанное недвижимое имущество.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.

28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

В утвержденный данным приказом Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, пунктом 2034 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенный по адресу: …..

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Вышеуказанный оспариваемый приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www.pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

При таких обстоятельствах, оспариваемый в части нормативный акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав сведений, включенных в данный Перечень объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28 ноября 2014 года №ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 м 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».

В соответствии с пунктами 16.1 – 16.3 Положения о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года №137, Министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административными истцами.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам сов местного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 403 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с 1 января 2016 года.

Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На основании приведенных выше норм федерального закона и законов Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, помещения находились в общей долевой собственности без выделения каждому дольщику конкретного нежилого помещения. Общая площадь здания составляет 12 751.80 кв.м., доля в праве ФИО2 на тот момент составляла 1/100 – 127.5 кв.м.

Согласно справке на объект недвижимости ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от 28 июня 2007 года № 11-40 по результатам инвентаризации от 15 июня 2007 года здание, расположенное по адресу: ….., общей площадью 12 751.8 кв.м. состоит из многоквартирных жилых домов и встроенно-пристроенных к ним нежилых помещений.

Наименование собственников: АК Сберегательный банк РФ (ОАО), доля в праве собственности 5/100, договор об отступном № 026000020 от 30 марта 2006 года, регистрационное свидетельство № 26-26-12/007/2006-561 от 11 апреля 2006 года; ФИО1, 2/100, договор купли-продажи № 01-04/06 от 05 апреля 2006 года, регистрационное свидетельство № 26-26-12/007/2006-562 от 14 апреля 2006 года; ЗАО «МИРКОМ», 1/100, договор передачи в уставный капитал от 05 июня 2006 года, регистрационное свидетельство №26-01/12-51/2000-8 от 14 апреля 2006 года; ОАО «УралСиб», 3/100, договор купли-продажи, регистрационное свидетельство №26-01/12-12/1999-88.1 от 13 октября 1999 года; ТСЖ «Мирный дом», 44/100, договор передачи недвижимости от 21 апреля 1999 года; Жилищно-ремонтное эксплуатационное предприятие № 9, 45/100, постановление главы администрации г. Ставрополя № 3603 от 20 октября 1995 года.

Наименование объекта недвижимости, литер объекта с пристройками (при их наличии): жилой дом со встроенными нежилыми помещениями в 1-ом этаже литер А, назначение объекта: жилое и нежилое, количество этажей (этаж): 5-9; подвал под литер А, нежилое, количество этажей (этаж): 1 (0); нежилые помещения пристройка литер А, нежилое, количество этажей (этаж): 1; подвал под литер А, нежилое, количество этажей (этаж): 1(0); жилой дом со встроенными нежилыми помещениями в 1-ом этаже Литер А1, жилое и нежилое, количество этажей (этаж): 10; подвал под Литер А1, нежилое, количество этажей (этаж): 1(0); жилой дом со встроенными нежилыми помещениями в 1-ом этаже Литер А2, жилое и нежилое, количество этажей (этаж): 10; подвал под Литер А2, нежилое, количество этажей (этаж): 1(0); нежилое, пристроенное Литер А3, нежилое, количество этажей (этаж): 1; подвал под Литер А3, нежилое, количество этажей (этаж): 1(0); вход в подвал Литер А1, нежилое, количество этажей (этаж): 1(0).

Сведения об арестах имущества и иных ограничениях по его отчуждению: на отдельные квартиры наложены аресты.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 26 июня 2019 года исковые требования Е.А.М. к К.Ю.Ю. и ПАО «Сбербанк России» о выделе доли из права общей долевой собственности удовлетворены.

Выделено в собственность Е.А.М. в счет принадлежащей ей 1/100 доли в праве общей долевой собственности нежилого здания, расположенного по адресу: …., общей площадью 12 751.80 кв.м., кадастровый номер ….. – помещения № 1-12, подвал под лит. А3, общей площадью 127.5 кв.м., расположенные в подвале нежилого здания по адресу: …., кадастровый номер ….

Право общей долевой собственности Е.А.М. в размере 1/100 на нежилое здание, расположенное по адресу: ….., общей площадью 12 751.80 кв.м., кадастровый номер …., - прекращено.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 12 августа 2019 года объект недвижимости с кадастровым номером ….. находится в собственности Е.А.М., номер и дата государственной регистрации права …., 12 августа 2019 года, документы-основания: решение Ленинского районного суда г. Ставрополя №2-3097/2019 от 26 июня 2019 года, площадью 127.5 кв.м., наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, номер этажа, на котором расположено помещение: подвал №, адрес: ….., кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости: …..

Правообладателями здания с кадастровым номером ….., расположенного по адресу: …., являются: АКБ «Токобанк» (дата, номер государственной регистрации 13 октября 1999 года, ….., дата, номер, основание государственной регистрации перехода (прекращения) права: 13 октября 1999 года, …., договор купли-продажи), ОАО АКБ «Атобанк-Никойл» (доля в праве 3/100, дата, номер государственной регистрации права 13 октября 1999 года, ….., дата, номер, основание государственной регистрации перехода (прекращения) права: 10 августа 2006 года, ….., передаточный акт, связанный с присоединением ОАО АКБ «Автобанк-Никойл» к ОАО «Урало-Сибирский Банк», утвержденный Внеочередным собранием акционеров ОАО АКБ «Автобанк-Никойл», приложение к передаточному акту, договор о присоединении), ООО «Перспектива» (доля в праве 8/100, дата, номер государственной регистрации 01 августа 2020 года №…., дата, номер, основание государственной регистрации перехода (прекращения) права: 01 августа 2020 года №…., акт приемки законченного строительством объекта), ЗАО «МИРКОМ» (доля в праве 8/100, дата, номер государственной регистрации 01 августа 2000 года, № …., дата, номер, основание государственной регистрации перехода (прекращения) права: 11 апреля 2006 года, № …., договор об отступном), ЗАО «МИРКОМ» (доля в праве 3/100, дата, номер государственной регистрации 11 апреля 2006 года, …., дата, номер, основание государственной регистрации перехода (прекращения) права: 14 апреля 2006 года, № ….., договор купли-продажи недвижимого имущества); ПАО «Сбербанк России» (доля в праве 5/100, дата, номер государственной регистрации 11 апреля 2006 года, № …., дата, номер, основание государственной регистрации перехода (прекращения) права: 03 марта 2020 года, № …., решение Ленинского районного суда г. Ставрополя), ЗАО «МИРКОМ» (доля в праве 1/100, дата, номер государственной регистрации 14 апреля 2006 года, № …., дата, номер, основание государственной регистрации перехода (прекращения) права: 30 июля 2015 года, …, договор дарения), К.Ю.Ю. (доля в праве 2/100, дата, номер государственной регистрации 14 апреля 2006 года, № …., дата, номер, основание государственной регистрации перехода (прекращения) права: 16 августа 2019 года, ….., решение Ленинского районного суда г. Ставрополя), ПАО «БАНК УРАЛСИБ» (доля в праве 3/100, дата, номер государственной регистрации 10 августа 2006 года, № …., дата, номер, основание государственной регистрации перехода (прекращения) права: 26 июля 2017 года, …., соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества), Е.А.М. (доля в праве 1/100, дата, номер государственной регистрации 30 июля 2015 года, № …., дата, номер, основание государственной регистрации перехода (прекращения) права: 29 января 2020 года, …., решение Ленинского районного суда г. Ставрополя, заявление об исправлении технической ошибки), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 12 октября 2021 года № КУВИ-002/2021-135869810.

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», под пунктом 3544 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером ….., расположенное по адресу: <...>.

Решением Ставропольского краевого суда от 16 июля 2020 года удовлетворены административные исковые требования К.Ю.Ю. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Суд признал недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1122 от 27 декабря 2017 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» в части включения в пункт № 3544 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …, расположенного по адресу: …...

Судом установлено, что на момент принятия Перечня нежилые помещения находились в общей долевой собственности без выделения каждому дольщику конкретного нежилого помещения. Общая площадь здания составляет 12 751.80 кв.м. Торгово-складские и спортивно-оздоровительные помещения занимают площадь 988,8 кв.м., что составляет менее 10% площади здания, что не является основанием для включения здания в оспариваемый перечень. Основную площадь занимают жилые помещения (квартиры), что также не является основанием для включения здания в Перечень.

Пунктом 2034 в оспариваемый Е.А.М. Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2018 года №985, включен объект недвижимости с кадастровым номером …., расположенный по адресу: …...

Из ответа Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю от 17 марта 2020 года № 04505/213/20 на обращение Е.А.М. следует, что при анализе данных Единого государственного реестра недвижимости выявлены дублирующие сведения об объектах учета, расположенных по адресу: …., с кадастровыми номерами …. и ….. Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером …. включены в ЕГРН на основании электронной копии технического паспорта, переданной в рамках исполнения государственного контракта от 30 сентября 2010 года №120Д по теме: «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (I этап)». Сведения о здании с кадастровым номером ….. переданы из Управления Росреестра по Ставропольскому краю.

В связи с выявленными несоответствиями, сведения о дублирующем объекте недвижимости с кадастровым номером …. архивированы. Зданию с кадастровым номером …. отдан приоритет в связи с более корректными сведениями технической инвентаризации.

Из справочной информации по объектам недвижимости следует, что здание (нежилое, торговое) с кадастровым номером ….., снято с учета 16 марта 2020 года.

Из ответа Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 4256/06 от 11 марта 2021 года на обращение Е.А.М. следует, что решением Ставропольского краевого суда от 16 июля 2020 года по делу № 3а-219/2020 из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1122 от 27 декабря 2017 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» исключен объект недвижимого имущества с кадастровым номером ….. (пункт 3544).

Для исключения объекта недвижимости из Перечня на 2019 год министерство рекомендовало обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Согласно выпискам из ЕГРН от 28 мая 2020 года № 26-0-1-133/4013/2020-7098, от 12 октября 2021 года № КУВИ-002/2021-135870682 объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:030216:108, дата присвоения кадастрового номера: 16 декабря 2011 года, ранее присвоенный государственный учетный номер: инвентарный номер 12740, кадастровый номер: ….., 1000/А,А1-А3, иной номер: ….., кадастровый номер: …., адрес: ….., площадь 988.8 кв.м., назначение: нежилое здание, наименование: основное, количество этажей, в том числе подземных: 2, в том числе подземных: 1, кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости: …., кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении: …. (этаж № 01, № 27-32, № 48-56, площадь 239.5 кв.м., нежилое), …. (подвал, № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12, площадь 127.5 кв.м., нежилое), …. (этаж 1, подвал, № 34-37,40,42,43,45-47,57-81,13-26, площадь 618.1 кв.м., нежилое).

Принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером …. является подвальным помещением под встроенно-пристроенным помещением к десятиэтажному многоквартирному жилому дому. Данное помещение не является торговым центром, не предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, не является обособленным, отдельно стоящим нежилым зданием, не используется в целях размещения объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания.

Доказательств фактического использования спорных помещений в целях размещения торговых объектов в материалах дела не имеется. Мероприятий по определению фактического использования здания и помещений в нем на день утверждения Перечня не проводилось.

В силу предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанного здания условиям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения данных зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, не представлено.

Доказательств того, что более 20% общей площади зданий используются в качестве торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено.

Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации), спорные нежилые здания подлежат исключению из Перечня, поскольку находящиеся в собственности административного истца объекты недвижимости не соответствуют критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о необоснованности включения в Перечень на 2019 год спорных объектов недвижимости подлежат удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного акта недействующим, суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае, включение спорных объектов в Перечень произведено в целях налогообложения на 2019 год, обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на один год), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного правового акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Е.А.М. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года №985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в части включения в пункт 2034 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …., расположенного по адресу: …...

Министерству имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.11.2021 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко