Дело № 3а-86/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2019 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Никитиной Г.Н.
при секретаре Тулуповой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т об оспаривании уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области,
установил:
Т обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, оформленное в виде уведомления.
В обоснование заявленных требований указывает, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №. Реализуя свое право, предусмотренное частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», 7 мая 2019 года он подал в Комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по Новосибирской области (далее –Комиссии) заявление о пересмотре кадастровой стоимости арендованного земельного участка, приложив к нему все необходимые документы.
Уведомлением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № № ему было отказано в рассмотрении заявления и одновременно возвращено заявление с приложенными к нему документами.
Полагает, что данный отказ является необоснованным и незаконным, поскольку положения ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предоставляют ему право обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, а положения Федерального закона от 22.07.2010 года № 167- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к спорным правоотношениям не применимы.
В судебном заседании административный истец Т и его представитель Б заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Управления Росреестра по Новосибирской области К в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. (л.д. 40)
При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанного представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав административного истца и его представителя, представителя Управления Росреестра по Новосибирской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 Кодекса с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При рассмотрении данной категории дел суд устанавливает в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГТ является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2418,29 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> используемое для обслуживания здания гаража. Срок действия договора определен по ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 8).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. определена в размере – 3 237 002,08 руб. (л.д. 11).
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 07.05.2019 г. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Помимо заявления о пересмотре кадастровой стоимости, Т были представлены Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка (л.д.68).
Уведомлением секретаря Комиссии от 08.05.2019 г. № № заявление административного истца было возвращено, поскольку в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных по договорам на проведение государственной кадастровой оценки, заключенным до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», но определенных после истечения указанного срока, порядка оспаривания, отличного от судебного, законодательством об оценочной деятельности, не предусмотрено.
Проверяя законность указанного отказа комиссии в принятии к рассмотрению заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости здания, оформленного уведомлением секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области от 8 мая 2019 года № №, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в Комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Новосибирской области создана на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 года № П/454 при Управлении Росреестра по Новосибирской области. (л.д. 51).
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пункт 15 Порядка устанавливает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Таким образом, перечень оснований для отказа в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости к рассмотрению, указанный в Порядке, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
На основании приведенных норм права и установленных обстоятельств, суд считает, что уведомление секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области от 8 мая 2019 года № № о возвращении заявлении административного истца по причине того, что в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных по договорам на проведение государственной кадастровой оценки, заключенным до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», но определенных после истечения указанного срока, порядка оспаривания, отличного от судебного, законодательством об оценочной деятельности, не предусмотрено, является незаконным, поскольку такого основания для возвращения пунктом 15 Порядка не предусмотрено.
Кроме того, согласно статье 5 Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого закона ( 24 сентября 2010 г.) и работы по проведению которой, не завершились в указанный в данной части срок.
Вместе в тем, названные положения относятся к процедурным вопросам принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизы такого отчета, утверждения результатов определения кадастровой стоимости и не касаются вопросов оспаривания кадастровой стоимости в Комиссии и в суде путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, требования Т об установлении кадастровой стоимости земельного участка должны быть рассмотрены, при соблюдении им требований Порядка, вне зависимости от того, до или после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании изложенного, решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области о возвращении заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, оформленное в виде уведомления секретаря Комиссии от 8 мая 2019 года № №, не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. № 263, вследствие этого является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления, в том числе физического лица, о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть заявление административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Т о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области от 8 мая 2019 года № № о возвращении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Новосибирской области в виде уведомления от 8 мая 2019 года № № о возвращении заявления Т о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поступившее 7 мая 2019 года, и обязать Комиссию устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Т.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий судья Г.Н. Никитина