УИД 70OS0000-01-2020-000090-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 сентября 2020 года
Томский областной суд в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
при секретаре Степановой А.В.,
с участием:
прокурора Семитко С.Е.,
представителя административного истца Шукюрова Рашида Гусенгулу оглы Жихровой Е.Ю.,
представителя ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Осокиной М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-86/2020 по административному исковому заявлению Шукюрова Рашида Гусенгулу оглы к Департаменту управления государственной собственностью Томской области о признании недействующим в части пункта 34 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28.11.2016 № 96-о; пункта 32 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 № 85-о; пунктов 32, 1613, 1621 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 № 105-о; пунктов 31, 1598, 1606 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 № 99-о,
У С Т А Н О В И Л:
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28.11.2016 № 96-о «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год», распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 № 105-о «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год», распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 № 99-о «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены перечни объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Указанные распоряжения и приложения к ним опубликованы 30 ноября 2016, 30 ноября 2017, 30 ноября 2018 и 29 ноября 2019 соответственно на официальном интернет – портале «Электронная администрация Томской области» http//www.tomsk.gov.ru в разделе нормативно-правовые акты и интернет - портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети интернет http://дугс.рф.
Пунктом 1 указанных распоряжений определен перечень объектов для целей налогообложения на 2017, 2018, 219, 2020 годы согласно приложению к настоящему распоряжению.
В соответствии с пунктом 34 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год», пунктом 32 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год», пунктом 32 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год», пунктом 31 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 99-о от 27 ноября 2019 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год» в указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/.
В соответствии с пунктами 1613, 1621 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» и пунктами 1598, 1606 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 99-о от 27 ноября 2019 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год» в указанный Перечень включены нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ и здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу /__/.
Подпунктом 2 пункта 2, данных распоряжений установлено, что указанные перечни подлежат направлению в соответствующие налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества в срок не позднее 1 января 2017, 2018, 2019 и 220 года.
Шукюров Р.Г. являющийся собственником указанных нежилых зданий и помещений в них, обратился в Томский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжений Департамента по управлению государственной собственностью Томской области: № 96-о от 28 ноября 2016 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год» № 85-о от 29 ноября 2017 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год» и распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» и № 99-о от 27 ноября 2019 года «Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год» в части включения в Перечень принадлежащих ему на праве собственности указанных выше объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что включение нежилого здания расположенного по адресу /__/ в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядку определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденному постановлением Администрации Томской области № 454а от 03.12.2014, нарушает его права в сфере экономической деятельности, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости здания, значительно увеличивая налоговую базу по налогу.
Административный истец ссылается на то, что нежилое здание, расположенное по /__/, принадлежащее ему на праве собственности, не относятся к видам объектов (объектов общественного питания), предусмотренных п.2 ч.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку их назначение и фактическое использование не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Вид разрешённого использования земельного участка «для размещения гостиниц», также не предполагает размещение на земельном участке указанных объектов. Акт обследования нежилого здания от 14.03.2016 также не позволял прейти к выводу о том, что в здании находится объект общественного питания, поскольку в нем отсутствуют указания на конкретные помещения которые были признаны объектом общественного питания. Кроме того отнесение здания к объектам более 20% помещений которых используются для размещения объекта общественного питания противоречит ГОСТ 31985-2013.
Здание по /__/ в /__/, по мнению истца также включено в перечень незаконно, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, в границах которого расположено здание (для объектов общественно-делового значения), ни назначение здания и помещений в нем не позволяли отнести его к конкретному виду объектов предусмотренных ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того здание было разделено истцом на пять нежилых помещений, в связи с чем включение всего здания как объекта недвижимости является незаконным.
Здание по адресу /__/ также включено незаконно, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка (для объектов общественно-делового значения), ни назначение здания и помещений в нем также не позволяли отнести здание ни к одному из объектов предусмотренных ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца Жихрова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала и относительно незаконности включения в перечень нежилого здания, расположенного по адресу /__/, приводя анализ ГОСТ 31985-2013 и ГОСТ 30524-2013, пояснила что не смотря на то что согласно техническому плану в цокольном этаже имеются помещения с наименованием «кухня» площадью /__/ кв.м и «обеденный зал» площадью /__/ кв.м само по себе наличие указанных помещений не свидетельствует о наличии в здании объекта общественного питания.
Представитель административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Осокина М.И. в ходе судебного заседания возражала против заявленных административных исковых требований, полагала что процедура определения вида фактического использования, а также включения в перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Актом обследования уполномоченной организации установлено, что в здании по /__/ находится объект общественного питания - ресторан, что подтверждается актом обследования нежилого здания, фотоматериалами. Указанный ресторан находится в цокольном этаже и в соответствии с ГОСТ 30389-2013 относиться к объектам общественного питания. Вид разрешенного использования земельного участка (для эксплуатации гостинцы, ресторана), а также назначение помещений общей площадью более 20% от общей площади здания (кухня и обеденный зал), также предполагает размещение объектов общественного питания. Нежилое здание по адресу /__/, включено в перечень по виду разрешенного использования земельного участка в границах которого оно находится – «для эксплуатации магазина». Нежилое здание по адресу /__/ также, включено в перечень по виду разрешенного использования земельного участка в границах которого оно находится – «для эксплуатации и обслуживания здания магазина розничной торговли».
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, проанализировав оспариваемые административным истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативного правового акта, а также заслушав заключение прокурора Семитко С.Е., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1).
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1).
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 382.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Из решения Думы Города Томска от 11.11.2014 № 1145 «Об установлении на территории муниципального образования «Город Томск» налога на имущество физических лиц» следует, что данным решением установлены ставки налога на имущество физических лиц включенного в перечень объектов для целей налогообложения, а именно физическим лицам в отношении объектов, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, в виде уменьшения налоговой ставки, установленной статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2015 году - до 0,5 процента; в 2016 году - до 1,0 процента; в 2017 году - до 1,5 процента,
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет на соответствующий налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (вместе с «Положением о Комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения») утвержден указанный порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений).
Согласно п.16 постановления Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (далее - Порядок) в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Из положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области № 68 от 11.06.2013, следует, что Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения налогом на имущество, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подп.8.1 п.10 положения).
При таких обстоятельствах суд полагает, что Департамент по управлению государственной собственностью Томской области наделен достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого административным истцом в части нормативного правового акта.
Пунктом 3 Порядка определено, что обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится (далее - Мероприятие) Уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.
Согласно пункту 6 Порядка перед осуществлением Мероприятия Уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества не позднее чем за 7 дней о предстоящем Мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).
В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам проведенного Мероприятия представителями Уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения.
Уполномоченной организацией на территории Томской области является ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», целями деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения является определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 415 от 19.12.2015 утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 1 квартал 2016 года (л.д.207-208 т.1).
В соответствии с пунктом 59 приложения к приказу ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» от 19.12.2015 № 415 нежилое здание по адресу: /__/ было включено в План проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области на 1 квартал 2016 года.
Письмом от 13.01.2016 № 16 ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» уведомило Шукюрова Р.Г. о проведении обследования нежилого здания (л.д. 209 т.1).
Указанное обстоятельство вопреки доводам представителя истца подтверждается копией журнала регистрации отправляемых документов, из которого следует, что указанное уведомление 13.01.2016 было направлено адресату простым письмом (л.д.211 т.1).
Приказом директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 92 от 02.03.2016 утвержден состав комиссии по определению вида фактического использования объекта недвижимости нежилого здания по адресу: /__/, обследование назначено на 03.03.2016 (л.д. 218 т.1).
По результатам обследования нежилого здания 03.03.2016 комиссией был составлен акт № 01-28/2016-57/01 от 14.03.2016 о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения, которым согласно которому помещения цокольного этажа площадью 296, отнесены к площади занимаемой объектом общественного питания (рестораном). Указанная площадь составляет согласно акту 26, 15% от общей площади здания (л.д.219-224 т.1).
Исходя из положений раздела 4 Порядка комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - Комиссия) рассматривает поступившие от Уполномоченной организации перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведено соответствующее обследование, утверждает сводный перечень объектов недвижимого имущества, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, который носит рекомендательный характер, и направляет его в Департамент. В свою очередь, Департамент на основании полученных сведений определяет перечень объектов для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.
Согласно пункту 15 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а (далее - Положение), решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
При этом в силу п. 11 Положения заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины от общего числа членов Комиссии.
Протоколом Комиссии № 4 от 23.11.2016 был утвержден:
1) перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых было проведено обследование фактического использования в 2016 году для включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, в состав которого вошло и нежилое здание, принадлежащие административному истцу.
2) перечень объектов недвижимости на 2017 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии с приложением № 1
3) Утвержден сводный перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2017 год в соответствии с приложением № 2 (л.д. 139-140 т.1)
Согласно протоколу № 4 от 23 ноября 2016 года в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов.
Протоколом Комиссии № 6 от 15.11.2017 был утвержден:
1) сводный перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2018 год в соответствии с приложением № 6. Согласно протоколу № 6 от 15 ноября 2017 года в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов (л.д. 142-145 т.1).
Протоколом Комиссии № 8 от 30 октября 2018 было рекомендовано Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области утвердить сводный перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2019 год, состоящий из 2086 объектов согласно приложению. Согласно протоколу № 8 от 30 октября 2018 года в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов (л.д. 147-149 т.1).
Протоколом Комиссии № 10 от 28 октября 2019 было рекомендовано Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области утвердить сводный перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, состоящий из 2559 объектов согласно приложению. Согласно протоколу № 10 от 28 октября 2019 года в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов (л.д. 153 т.1).
Распоряжениями от 28.11.2016 № 96-о; от 29.11.2017 № 85-о; от 29.11.2018 № 105-о, от 27.11.2019 № 99-о объекты недвижимости принадлежащие административному истцу на праве собственности, указанные выше были включены в перечни объектов для целей налогообложения, после чего административный ответчик направил указанный перечень объектов в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества и опубликовал Перечни на официальном сайте Департамента.
Таким образом, установленная процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и его введения в действие (опубликования) была соблюдена.
Проверив распоряжение № 96-о от 28 ноября 2016 года в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу п. 1, 2 ч.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п.2 ч.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если: разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; либо фактически используется для размещения таких объектов. При этом, фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как установлено судом Шукюрову Р.Г., согласно данным выписок из ЕГРН принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/ площадью /__/ кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером /__/, имеющим вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания (ресторан, гостиница)» (л.д.111-121 т.1).
Данный земельный участок был образован на основании постановления Мэра г. Томска № 1949з от 03.07.2006 в целях проведения конкурса по продаже права аренды и последующего предоставления для строительства объекта административно-торгового назначения и предоставлен административному истцу на основании постановления Мэра г. Томска № 883-з от 13.05.2013 с видом разрешенного использования – для эксплуатации нежилого здания (ресторан, гостиница).
По результатам обследования нежилого здания расположенного по адресу /__/ проведенного 03.03.2016 комиссией был составлен акт № 01-28/2016-57/01 от 14.03.2016 о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения, согласно которому площадь здания составляет /__/ кв.м, помещения первого этажа /__/ кв.м, второго этажа – /__/ кв.м, мансарды – /__/ кв.м, занимает гостиница «Купеческий двор», помещения цокольного этажа площадью 296, 4 занимает ресторан «Купеческий двор», указанная площадь отнесена к площади занимаемой объектом общественного питания. Указанная площадь составляет согласно акту 26, 15% от общей площади здания (л.д.219-224 т.1).
Согласно письму директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» в акте в части площади занимаемой объектом общественного питания (п.3 акта) допущена ошибка площадь ошибочно указана 296, 4 вместо 262, 3 кв.м. Также допущена ошибка в части наименования ресторана ошибочно указано «Купеческий двор» вместо «Купеческий дом» (л.д. 200-203 т.1).
Согласно представленным фотоматериалам, являющимся приложением к акту обследования в цокольном этаже здания по адресу /__/, переулок Батенькова, 7 расположен ресторан «Купеческий Домъ», о чем свидетельствуют вывески над входом в ресторан. Вход в ресторан осуществляется с улицы, вход расположен отдельно от входа в гостиницу. Внутри ресторана имеется обеденный зал, где расположен в том числе бар, отдельно оборудованы Вип-комнаты вход в которые осуществляется из обеденного зала. На этом же этаже расположена кухня ресторана (л.д. 220-224 т.1).
Из показаний свидетеля Б., допрошенной в ходе судебного заседания, следует, что обследование здания по /__/ было запланировано на первый квартал 2016, о чем в январе 2016 собственнику указанного здания было простой почтой направлено уведомление по адресу указанному в выписке ЕГРН. В ходе обследования было установлено, что в цокольном этаже здания располагается ресторан. Вход в него осуществляется с улицы. Вход свободный. Остальные этажи заняты гостиницей. В ходе обследования помещений цокольного этажа было установлено, что ресторан имел общее помещение для приема пищи, ВИП-комнаты, где находились оборудованные для приема пищи и сервированные столы, кухню, кабинет руководства. Вход в специально обрадованные комнаты (ВИП-комнаты) осуществлялся из общего зала. На момент обследования у них был технический паспорт. Помещение № 12 по техническому паспорту – это кабинет руководства ресторана, помещения № 13 и 14 это ВИП-комнаты, помещение № 2 обеденный зал, помещение № 8 это кухня. К помещениям предназначенным для размещения объекта общественного питания ресторана они отнесли помещения № 2,13,14, 12,8, что составило /__/ кв.м или 23% от общей площади здания.
Анализируя приведенные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что порядок обследования нежилого здания уполномоченной организацией был соблюден, а в результате обследования было установлено, что более 20% помещений используется для размещения объекта общественного питания.
Так, согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В этом же стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
В силу положений п. 3.2 указанного Национального стандарта под рестораном понимается предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров. Аналогичное понятие содержится в п. 25 ГОСТ 31985-2013.
В силу п 5.14. Национального стандарта предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия.
Актом обследования установлено, что объект общественного питания расположенный в цокольном этаже обследуемого здания (ресторан) полностью соответствует указанным выше критериям.
Из показаний свидетеля Б. и фотоматериалов, являющихся приложением к акту обследования следует, что указанный объект общественного питания предназначен для предоставления услуг общественного питания неопределённому кругу лиц, а не только клиентам гостиницы. На это указывает, в том числе обособленный вход с улицы в помещение обеденного зала, сервировка помещения и вип-кабинетов для приема пищи. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
При этом совокупная площадь данного объекта общественного питания (обеденного зала, вип-кабинетов, кухни) составляет 253, 1 кв.м (187,2+47, 9+8,4+9,6), что составляет 22,3% о площади здания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что помещения в которых располагается ресторан площадью 253, 1 кв.м использовались для оказания услуг общественного питания, что на основании положений п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса позволяло административному ответчику принять решение о включении здания в перечень объектов для целей налогообложения.
Оценивая законность распоряжений Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 №85-о; от 29.11.2018 №105-о, от 27.11.2019 № 99-о в части включения в перечень нежилого здания по /__/ суд исходит из следующего.
Согласно положениям под. 1 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с положениями подп.2 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 услуги общественного питания (далее именуются - услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
В соответствии с ГОСТ 31985-2013. «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» предприятие общественного питания (предприятие питания): объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (п.3). Ресторан: предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров, в т.ч. табачных изделий (п.25). Зал предприятия общественного питания (зал обслуживания): специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него (п.16 ГОСТ 31985-2013).
ГОСТ 30389-2013 в приложении Б содержит таблицу Б.1 («минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов»), согласно которой зал (зал обслуживания) является обязательным помещением в таком объекте общественного питания, как ресторан.
Здание с кадастровым номером /__/ согласно выписке ЕГРН расположено на земельном участке с кадастровым номером /__/, имеющим вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания (ресторан, гостиница)». Согласно ответу ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Томской области указанный вид разрешённого использования земельного участка указан на основании постановления Мэра г. Томска № 883-з от 13.05.2013 и с 28.10.2013 по настоящее время не изменялся.
Согласно Техническому паспорту здания, расположенного по адресу /__/, литер А, назначение данного здания в документах технического учета указано - общественное, площадь здания составляет /__/ кв.м, здание является Брусовым двухэтажным зданием с цокольным и мансардным этажами. Помещения цокольного этажа имеют наименования: тамбур, обеденный зал, санузел, кухня, электрощитовая, узел ввода, кабинет. При этом обеденный зал имеет площадь /__/ кв.м, кухня /__/, что в совокупности составляет /__/ кв.м или 20,7 % от общей площади здания.
Поскольку общая площадь помещений, расположенных в цокольном этаже здания, которые по своему наименованию, содержащемуся в данных технического учета, в совокупности могли быть отнесены к объектам общественного питания в силу приведенных выше положений ГОСТ 31985-2013 и ГОСТ 30389-2013 составляла более 20% от общей площади здания у Департамента по управлению государственной собственностью Томской области имелись правовые основания для включения здания, расположенного по адресу /__/ с кадастровым номером /__/ в перечень объектов для целей налогообложения на 208, 219 и 220 годы в силу положений под. 2 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность распоряжений Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29.11.2018 и № 99-о от 27.11.2019 в части включения в перечни объектов для целей налогообложения зданий с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ и кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ суд приходит к выводу о законности решений административного ответчика исходя из следующего.
Согласно положениям под.1 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно выпискам из ЕГРН в отношении нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/, оно расположено на земельном участке с кадастровым номером /__/, а нежилое здание с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/, расположено на земельном участке с кадастровым номером /__/.
Из ответов ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Томской области на запросы суда и запрос административного ответчика следует, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ указан в соответствии с постановлением Мэра г. Томска № 4644з от 17.11.2005 как «для эксплуатации магазина» и в период с 2017 по настоящее время не изменялся. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ указан на основании постановления Мэра г. Томска № 1211-з от 24.08.1998 как «для эксплуатации и обслуживания здания магазина розничной торговли» и в период с 2017 по настоящее время не изменялся.
Представленные административным истцом сведения ФГИС ЕГРН, согласно которым вид разрешенного использования указанных земельных участков «для объектов общественно-делового значения» суд оценивает критически, поскольку ни правоустанавливающих, ни правоподтверждающих документов содержащих информацию о данном виде разрешенного использования истцом не представлено (со слов представителя они истцом утеряны). В тоже время из ответа уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета органа ФГБУ ФКП Росреестра следует, что запросы ФГИС ЕГРН обрабатываются в автоматическом режиме и в учетные системы региона данные запросы не поступают.
Положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 04.04.2019) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым вид разрешенного использования Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) включает в себя размещение объектов капитального строительства, с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг.
Пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункта 14 ГОСТа Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст, раскрывают понятие торгового объекта и относят магазин к названной категории.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 июня 2015 года N 1259-О констатировав, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений, указал, что установление вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости, в качестве основного критерия для отнесения объекта недвижимости к имуществу, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, не может расцениваться как нарушение конституционных прав участников налоговых правоотношений.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены принадлежащие административному истцу нежилые здания с кадастровыми номерами /__/, и /__/, предусматривает размещение на них торговых объектов, следовательно, их включение в перечень соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца об обратном не нашли своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Доводы административного истца о том что нежилое здание с кадастровым номером /__/ было разделено административным истцом на отдельные нежилые помещения не имеет правового значения, поскольку истец согласно данным ЕГРН является собственником, как всех указанных нежилых помещений, так и собственником здания с кадастровым номером /__/.
Кроме того суд учитывает, что в соответствии с пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Кодекса в качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использование здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).
В связи с изложенным исходя из системного толкования положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне.
Вопросы исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Таким образом, нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречили бы распоряжения в оспариваемой части, не имеется.
Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет - портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://дугс.рф), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Шукюрова Гусенгулу оглы к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующим в части пункта 34 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28.11.2016 №96-о; пункта 32 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 №85-о; пунктов 32, 1613, 1621 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 №105-о; пунктов 31, 1598, 1606 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 № 99-о. - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 23 сентября 2020 года