ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-86/2016 от 12.12.2016 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-86/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2016 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

судьи Оренбургского областного суда Хакимовой О.В.,

при секретаре Камеристовой К.И.,

с участием представителя администрации муниципального образования (адрес)ФИО5, действующего на основании доверенности от (дата),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года,

установил:

ФИО3 обратился с административным исковым заявлением, которое поступило в суд (дата), об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 14 538 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений на землях предназначенных для размещения объектов промышленности, адрес (местоположение) объекта: (адрес), в отношении которого установлена кадастровая стоимость в размере 7 494 339 рубля.

Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют его рыночной стоимости, которая составляет 3 343 700 рублей на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.

Административный истец полагает, что существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет нарушение его права, поскольку кадастровая стоимость является базовой для расчета арендной платы.

Просит установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка, равной рыночной стоимости, указанной в предоставленном суду отчёте об определении рыночной стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования (адрес)ФИО5, просил суд вынести законное и обоснованное решение.

Административный истец, представители административного ответчика и заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Административный истец, представители административного ответчика и заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, просили рассмотреть дело без их участия.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности») и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

В силу части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В 2012 году на территории Оренбургской области проведена очередная Государственная кадастровая оценка населенных пунктов.

Результаты этой оценки утверждены постановлением правительства (адрес) от (дата)-п.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 является собственником:

- 1-2 этажного нежилого здания административно-бытового корпуса переходная галерея литер ВВ1В2, общей площадью 2197,5 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), ;

- одноэтажного нежилого здания проходной, общей площадью 26,7 кв.м., инв. , лит.В10, расположенного по адресу: (адрес), ;

- одноэтажного нежилого здания - гаражи, материальный склад, общей площадью 1053,3 кв.м., инв. , лит.В3В4В5В6, расположенного по адресу: (адрес), ;

- одноэтажного нежилого здания подстанции, общей площадью 24,7 кв.м., инв. , лит.В11, расположенного по адресу: (адрес), ;

- одноэтажного нежилого здания контрольно-сварочная лаборатория, гаражи, общей площадью 213,5 кв.м., инв. , лит.В7В8В9, расположенного по адресу: (адрес), .

Указанные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 14 538 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений на землях предназначенных для размещения объектов промышленности, адрес (местоположение) объекта: (адрес), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: *** от (дата).

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с абз. 8 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата), лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от (дата) N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет -о от (дата), составленный оценщиком ООО «Оценка и экспертиза» ФИО6, который является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ФИО2», что подтверждается свидетельством от (дата), стаж работы в оценочной деятельности с 2009 г.

Указанным отчётом по состоянию на (дата) определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 3 343 700 рублей.

На указанный отчет и заключение, администрацией МО (адрес) были представлены замечания и заявлено ходатайство о проведении экспертизы.

Определением суда от (дата) (л.д. 195) ходатайство удовлетворено по делу назначалась экспертиза, проведение которой было поручено эксперту Центра оценки «Доляна» индивидуальному предпринимателю ФИО7, члену Некоммерческого партнерства «СРОО «Экспертный совет», включенной в реестр (дата) за , стаж работы в оценочной деятельности с 2001 года.

Согласно заключению эксперта № Э-01-11/16 от (дата), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на (дата) составляет 3 286 000 рублей.

Представленное в суд экспертное заключение № Э-01-11/16 от (дата), соответствует требованиям, предъявленным законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности.

Экспертом-оценщиком проведено изучение рынка земельных участков, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом коэффициента вариации выборки, поправок на условия продаж, условия финансирования, категорию и назначение земель, площадь, объем правомочий, наличие построек, наличие инженерных коммуникаций, местоположение и наличие подъездных путей. Информация об объектах-аналогах проанализирована и приведена в расчетной таблице.

Надлежащих доказательств, опровергающих выводы, сделанные экспертом, назначенным определением суда, административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска ФИО3, с учетом сведений полученных при проведении судебной экспертизы.

Доводы Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области о необоснованности их привлечения к участию в рассмотрении дела, являются ошибочными.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление ФИО3 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 14 538 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений на землях предназначенных для размещения объектов промышленности, адрес (местоположение) объекта: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года в размере 3 286 000 рублей на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 26 августа 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Мотивированное решение суда изготовлено (дата).