ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-86/2021 от 09.07.2021 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-86/2021

55OS0000-01-2021-000051-34

Строка стат.отчета 3.011

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Кондратенко Е.В.,

с участием прокурора Бородич А.С.,

при секретаре Зварич Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 июля 2021 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Омскэлектро» к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года № 589/93 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год»,

у с т а н о в и л:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года № 589/93 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год» (далее по тексту – приказ № 589/93, оспариваемый приказ) установлены и введены в действие с календарной разбивкой единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год (пункт 1 приказа) (том 1 л.д.132-144).

Пунктом 2 приказа № 589/93 признан утратившим силу с 1 января 2021 года приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года № 557/91 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2020 год».

В приложении № 1 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Омской области, поставляемой прочим потребителям на 2021 год.

В таблице 1 приложения № 1 к приказу установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации. В пункте 21 таблицы установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь акционерного общества «Омскэлектро» в сумме 1316 245,66 тыс. рублей.

Приказ № 589/93 опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2020 года (том 1 л.д. 131).

Акционерное общество «Омскэлектро» обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) о признании не действующим приказа № 589/93 от 29 декабря 2020 года в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год (раздел 1), а также в части определения суммы необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро» (пункт 21 таблицы № 1 приказа) со дня принятия.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования (т.2 л.д.38) просит признать не действующим со дня принятия приказ РЭК Омской области № 589/93 от 29 декабря 2020 года в части определения суммы необходимой валовой выручки АО «Омскэлектро» (пункт 21 таблицы № 1приказа).

В обоснование требований указано, что при вынесении оспариваемого приказа РЭК Омской области безосновательно уменьшена необходимая валовая выручка организации в связи с исключением понесенных АО «Омскэлектро» в 2018 году расходов в размере 2562,73 тыс. рублей; расходов на амортизационные отчисления за 2019 год в сумме 4,54 млн. рублей, расходов на амортизационные отчисления план на 2021 год в сумме 10 015млн. рублей; расходов на 2020 и 2021 годы в связи с ограничением роста тарифов предельными уровнями в сумме 292,21 млн. рублей; расходов на формирование аварийного запаса материалов для устройств релейной защиты в сумме 180 тысяч рублей (том 1 л.д. 4-12, том 2 л.д. 38).

В судебном заседании представитель АО «Омскэлектро» ФИО1 поддержала заявленные требования с учетом уточнений (письменные пояснения том 2 л.д.67-70, 104-108, 131-132).

Представители РЭК Омской области ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве и дополнениях к нему, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа в пределах компетенции РЭК Омской области, с соблюдением установленного порядка и отсутствие нарушений законодательства при установлении тарифа (том 1 л.д. 121-128, том 2 л.д. 12, 71-76, 123).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы тарифного дела № 03-07, заслушав заключение прокурора Бородич А.С., полагавшей, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня его принятия, суд приходит к следующим выводам.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания № 98-э) и иных нормативных правовых актов.

На розничном рынке, который согласно статьи 3 Закона об электроэнергетике, представляет собой сферу обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).

На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п). К полномочиям РЭК Омской области относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (подпункт 1 пункта 9 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п).

Согласно пункту 3 данного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области». Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов).

Пунктом 5 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).

В силу пункта 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктами 4, 7, 8, 12 22 Правил регулирования цен, в рамках установленных ФАС России предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

Из материалов дела следует, что АО «Омскэлектро» является территориальной сетевой организацией, основным видом деятельности которой является в том числе передача и распределение электрической энергии (том 1 л.д. 28-32).

30 апреля 2020 года АО «Омскэлектро» обратилось в РЭК Омской области с заявлением об открытии дела и утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2021 – 2031 годы, предоставив обосновывающие материалы предприятия – ВХ-20/РЭК-2897 от 30 апреля 2020 года (том 1 л.д. 145-153).

Рассмотрев тарифное дело, открытое на основании заявления и обосновывающих материалов предприятия (ВХ-20/РЭК-2897), необходимая валовая выручка АО «Омскэлектро» на 2021 год определена тарифным органом в размере 1 316 245 тыс. рублей 66 копеек, из них на первое полугодие – 672 103, 67 тысяч рублей, на второе полугодие – 644 141, 99 тысяч рублей.

Перечень затрат регулируемой организации, во включении которых в тариф отказано, приведен в протоколе заседания правления РЭК Омской области от 29 декабря 2020 года № 93 и экспертном заключении 03-03/29. (том 1 л.д. 145 – 153, 154-197).

Так, РЭК Омской области при установлении тарифа принята необходимая валовая выручка АО «Омскэлектро» в сумме 1316 245,66 тыс. рублей. При этом в целях соблюдения предельного уровня единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2021 год, установленного ФАС России, исключены из необходимой валовой выручки экономически обоснованные расходы АО «Омскэлектро» на 2020 и 2021 годы в связи с ограничением роста тарифов предельными уровнями в сумме 292,21 млн. рублей, из которых 257184,02 тыс. рублей – расходы на 2021 год, 35,03 млн. рублей – расходы 2020 года.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Таким образом, возможность установления органом исполнительной власти субъекта РФ тарифов на услуги по передаче электрической энергии, превышающие предельные максимальные уровни тарифов, не предусмотрена. В то же время, законодательством предусмотрен порядок установления цен (тарифов) вне рамок предельных уровней тарифов по согласованию с ФАС России.

Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (абзац второй пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

Приказом ФАС России от 8 ноября 2019 N 1483/19 утвержден порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Так, 11 декабря 2020 года РЭК Омской области обратилось в ФАС России за согласованием решения об установлении тарифов выше предельных максимальных уровней.

25 декабря 2020 года на обращение РЭК Омской области был получен ответ ФАС России об отказе в согласовании решения РЭК Омской области об установлении тарифов на уровне выше максимальных и ниже минимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

При таких обстоятельствах, РЭК Омской области обоснованно исключило из необходимой валовой выручки расходы АО «Омскэлектро» на 2020-2021 годы в сумме 292,21 млн. рублей, поскольку при включении указанных сумм максимальные предельные уровни тарифов, установленные ФАС России, были бы нарушены. При этом факт отсутствия расчета указанных расходов с дифференциацией по статьям, на правильность действий РЭК Омской области в указанной части не влияет.

В соответствии с абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.

Таким образом, Основы ценообразования предусматривают возможность учета экономически обоснованных расходов регулируемых организаций в последующие периоды регулирования.

Также РЭК Омской области исключила из необходимой валовой выручки на 2021 год экономически необоснованные расходы, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности в сумме 2562,73 тыс. рублей и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности (пункт 5.3.4. экспертного заключения РЭК Омской области - том 1 л.д. 154-197).

Как следует из материалов дела, долгосрочным периодом регулирования для АО «Омскэлектро», на который установлена необходимая валовая выручка, являются 2020 – 2024 года. При этом 2020 год является первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования. Также установлено, что при установлении необходимой валовой выручки на 2020 год РЭК Омской области не учла результаты контрольных мероприятий за прошедший долгосрочный период регулирования 2015 – 2019 года по причине того, что на дату издания приказа указанный период не был завершен и не были известны отчетные данные работы предприятия за 2019 год. В связи с чем, при установлении тарифов на 2021 год РЭК Омской области провела анализ расходов АО «Омскэлектро», понесенных в предыдущем периоде регулирования (2015 – 2019 годы), и исключила выявленные расходы, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности. Анализ расходов произведен тарифным органом на основании представленных обосновывающих документов.

В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности.

В силу пункта 11 Методических указаний 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 6.3. Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331, ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы.

Как следует из письма Федеральной антимонопольной службы России от 19 июня 2017 года № ИА/41019/17 вне зависимости от методов регулирования, которые применялись в предыдущем долгосрочном периоде регулирования и который будет применен на следующий долгосрочный период регулирования, органы регулирования при установлении базового уровня операционных, подконтрольных расходов на первый год нового долгосрочного периода регулирования обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем долгосрочном периоде регулирования, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий соответствующим образом учесть эти результаты (том 2 л.д.77-84).

С учетом изложенного, суд считает, что анализ обоснованности расходов АО «Омскэлектро», понесенных в предыдущем периоде регулирования, выявление расходов в сумме 2562,73 тыс., не связанных с осуществлением регулируемой деятельности и их исключение из необходимой валовой выручки, проведено РЭК Омской области обоснованно.

Кроме того, из необходимой валовой выручки исключены расходы на амортизационные отчисления за 2019 год в сумме 4,54 млн. рублей и расходы на амортизационные отчисления план на 2021 год в сумме 10 015млн. рублей.

Как следует из материалов дела, предложение АО «Омскэлектро» по размеру расходов на амортизацию основных средств на 2021 год составило 274852, 80 тыс. рублей, в том числе амортизация производственного оборудования, участвующего в передаче электрической энергии – 246469, 18 тыс. рублей, амортизация прочих основных средств – 28383, 62 тыс. рублей.

При этом сетевой организацией представлены следующие документы: приказ АО «Омскэлектро» от 13 декабря 2019 года № 519 «Изменение к приказу от 29 декабря 2018 № 427 «Об утверждении Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2019 год», договор № 201-432/19 от 25 декабря 2019 года с ООО «Независимая экспертиза «Флагман» на оказание услуг по расчету восстановительной стоимости основных средств и актов, экспертное заключение по определению восстановительной стоимости основных средств, расчет – сведения о фактической и рассчитанной по максимальному сроку полезного использования амортизации, инвентарные карточки учета объекта основных средств и другие документы.

Принято регулирующей организацией 240807, 85 тыс. рублей, в том числе, амортизация производственного оборудования, участвующего в передаче электрической энергии – 225 557, 02 тыс. рублей, амортизация прочих основных средств – 15250, 83 тыс. рублей.

Расходы на амортизацию приняты регулятором на основании подпункта 7 пункта 18 и пункта 27 Основ ценообразования. Не принято 34044, 95 тыс. рублей, в результате корректировки расчетов, амортизационных групп, исключения из расчета активов, не относящихся к регулируемому виду деятельности и активов, планируемых к вводу. Также для расчета амортизации прочих основных средств, не являющейся источником финансирования инвестпрограммы, не приняты результаты проведенной переоценки.

Таким образом, при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2021 год расходы на амортизацию электросетевых объектов на 2021 год уменьшены регулирующей организацией с 274 852, 80 тыс. рублей до 240807, 85 тыс. рублей.

В судебном заседании установлено, что регулируемой организацией представлены расчеты в обоснование заявленных сумм, исходя из того, что электросетевые объекты отнесены к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования 180 месяцев, как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе передачи электрической энергии. РЭК Омской области отнес указанные объекты к восьмой амортизационной группе со сроком полезного использования от 20 до 25 лет «Сооружения линейной кабельной линии технологической связи» с кодом ОКОФ 220.41.20.20.625.

Оценив доводы РЭК Омской области, суд приходит к выводу о необоснованном определении регулятором амортизационной группы основных средств – кабельных линий электропередачи, в силу следующего.

В силу статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно подпункту 7 пункта 18 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, отнесены к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования для расчета регулируемых цен (тарифов) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учета.

В целях исчисления налога на прибыль организаций амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100000 рублей (пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ).

При этом амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ).

При классификации основных средств по амортизационным группам необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», и отнесение основного средства к той или иной амортизационной группе зависит от присвоенного основному средству налогоплательщиком кода ОКОФ.

Согласно Классификации, в редакции, действующей до 1 января 2017 года, кабельные линии электропередач относились к десятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно), в том числе, сооружения электроэнергетики, код ОКОФ 12 4521010, куда входили кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура.

Классификацией, действующей в редакции с 1 января 2017 года, с учетом прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 13-2014 (СНС 2008), утвержденного Приказом Росстандарта от 21 апреля 2016 N 458, кабельные линии электропередачи следует относить к 6 амортизационной группе (имущество со сроком использования свыше 10 лет и до 15 лет включительно) с кодом 220.41.20.20.300 – сооружения топливно - энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий.

Данная позиция разъяснена в приказе Росстандарта от 21 апреля 2016 № 458 «Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов».

Согласно ответам Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.06.2021 года на обращение АО «Омскэлектро» и на запрос суда, отнесение основного средства к той или иной амортизационной группе зависит от присвоенного налогоплательщиком кода ОКОФ. По сообщению АО «Омскэлектро» в Минэкономразвития России 20 февраля 2021 года и 17 мая 2021 года сообщалось, что основному средству – кабельные линии электропередачи заявителем присвоен код ОКОФ 220.41.20.20.300 «сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий». Основные средства по данному коду ОКОФ отнесены к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 10 лет и до 15 лет включительно (том 2 л.д.122,127-128).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о неверном отнесении регулятором кабельных линий электропередачи к восьмой амортизационной группе, что привело к неправильному определению (занижению) размера расходов на амортизацию электросетевых объектов.

Также суд полагает необоснованным исключение РЭК Омской области расходов АО «Омскэлектро» на формирование аварийного запаса материалов для устройств релейной защиты в сумме 182,49 тысяч рублей, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что указанные расходы включают в себя материалы для устройств релейной защиты, автоматики ГПП-27 «Заводская», которая после окончания срока действия договора аренды, возвращена АО «Омскэлектро», в связи с чем возникла необходимость пополнения аварийного запаса материалов в случае аварийного выхода из строя устройств аварийной защиты и автоматики подстанции.

АО «Омскэлектро» настаивает на определении расходов на аварийный запас в качестве прочих неподконтрольных, тогда как регулятор, исходя из положений пункта 2 Основ ценообразования, определяет расходы как подконтрольные, которые утверждаются на очередной долгосрочный период и подлежат индексации.

В соответствии с пунктом 5.7.24 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229, в целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

Необходимость создания организацией неснижаемого аварийного запаса материальных ресурсов предусмотрена требованиями действующего законодательства, в частности Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", Приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 года № 1013 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики" и обусловлена целями бесперебойного осуществления конкретной организацией своих основных задач на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Расчет необходимого количества запасных частей выполнен регулируемой организацией в соответствии с нормами, указанными в РД 34.10.395-90 «Нормы расхода запасных реле и запасных частей для устройства релейной защиты, и автоматики в электрических сетях напряжением 35 кВ и выше». По статье расходов «Аварийный запас» АО «Омскэлектро» представлены пояснительная записка, перечень резервного запаса запасных частей и материалов для устройства релейной защиты, автоматики ГПП-27 «Заводская», а также коммерческие предложения.

В подтверждение правильности решения полного исключения названных расходов тарифный орган сослался на то, что организация, обратившаяся за установлением тарифа, неверно отнесла указанные расходы к неподконтрольным, в то время как в подконтрольных расходах регулирующей организацией учтены подтвержденные расходы на ремонт.

Исключение регулятором из необходимой валовой выручки на 2021 год расходов на формирование неснижаемого аварийно – страхового запаса суд считает необоснованным, поскольку обязанность по его созданию установлена законодателем. При этом создание неснижаемого аварийно – производственного запаса предполагает обособление определенного объема средств и материалов, необходимых конкретной организации на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, что не предполагает его безусловного использования в период регулирования. Данные расходы не могут быть прогнозируемыми, поскольку их фактическое расходование возникает в конкретно определенных случаях, в связи с чем, регулируемая организация обоснованно отнесла названные расходы к неподконтрольным.

Относительно достаточности представленных регулируемой организацией обосновывающих данную статью расходов документов суд считает необходимым отметить, что регулятор в силу положений пунктов 29 и 31 Основ ценообразования не был лишен возможности истребовать необходимые, по его мнению, дополнительные документы, однако указанным правом не воспользовался.

В связи с изложенным суд, оценив представленные доказательства, проанализировав содержание оспариваемого правового регулирования применительно к требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, находит приказ № 589/93 не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интереса административного истца в части.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку рассматриваемый приказ в оспариваемой части принят с нарушением приведенных норм, регламентирующих порядок ценообразования, он подлежит признанию недействующим.

Оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, поэтому признание его не действующими с даты принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ суд возлагает на РЭК Омской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части.

С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать не действующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 29 декабря 2020 года № 589/93 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2021 год» в части необходимой валовой выручки, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области, установленной для акционерного общества «Омскэлектро» в размере 1 316 245 рублей 66 копеек пунктом 21 таблицы № 1 приложения № 1 к данному приказу.

Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Кондратенко

Мотивированное решение составлено 12 июля 2021 года.