УИД: 04OS0000-01-2021-000125-20
Дело № 3а-86/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 октября 2021 года г.Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Свистунове А.И., с участием прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Носкова Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» о признании недействующим в части приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 11 декабря 2020 №3/96 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 13 декабря 2018г. № 3/89 «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей ОАО «РЖД» (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению),
У С Т А Н О В И Л:
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее также – РСТ Республики Бурятия) от 13 декабря 2018г. №3/89 утверждены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей ОАО «РЖД» (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской Дирекции по тепловодоснабжению). Приказ опубликован на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 19 декабря 2018г.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 11 декабря 2020 года №3/96 в названный приказ внесены изменения в связи с корректировкой тарифа на 2021г.: приложения №1, №2, №3, №4 к приказу изложены в новой редакции Указанный приказ опубликован на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 17 декабря 2020г.
Приложением №4 к приказу (в новой редакции) утверждены одноставочные тарифы в сфере водоотведения для потребителей ОАО «РЖД» (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской Дирекции по тепловодоснабжению) в МО ГП «Бабушкинское» Кабанского района (ст. Мысовая) с календарной разбивкой: 1 полугодие 2019г. - 411,30 руб./м3; 2 полугодие 2019г. – 420,17 руб./м3; 1 полугодие 2020г. - 420,17 руб./м3; 2 полугодие 2020г. – 441,06 руб./м3; 1 полугодие 2021г. - 386,40 руб./м3; 2 полугодие 2021г. – 386,40 руб./м3; 1 полугодие 2022г. - 437,27 руб./м3; 2 полугодие 2022г. – 442,54 руб./м3; 1 полугодие 2023г. - 442,54 руб./м3; 2 полугодие 2023г. – 455,36 руб./м3.
ОАО «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (далее – ОАО «РЖД») обратилось с административным иском, требования по которому уточнило в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим приказа РСТ Республики Бурятия от 11 декабря 2020 года №2/91 в части приложения №4.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что размер тарифа на 2021г., установленный РСТ Республики Бурятия, не отвечает принципу экономической обоснованности, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Снижение тарифа в новой редакции приказа связано с корректировкой РСТ Республики Бурятия неподконтрольных расходов ОАО «РЖД» на 2021г. по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов».
По предложению предприятия по данной статье на 2021г. было заявлено по ст. Мысовая 797,17. тыс. руб., однако тарифным органом данные затраты приняты в размере 729,00 тыс. руб. Из расчета начисленной амортизации за 2019 год исключены амортизационные отчисления по основным средствам, введенным в эксплуатацию без утвержденной инвестиционной программы и учтены отчисления на 2021 год, исходя из остаточной первоначальной стоимости основных средств.
Исключение из состава необходимой валовой выручки амортизации основных средств противоречит пунктам 74, 77 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
В судебном заседании представитель административного истца - ОАО «РЖД» ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят в установленном порядке органом, к чьей компетенции это относится, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Регулирующим органом была проведена экспертиза поступившего предложения, в результате которой были скорректированы затраты истца на амортизацию основных средств в связи с отсутствием у предприятия инвестиционной программы. Исходя из п.78 Основ ценообразования, приобретение, машин и (или) оборудования после 2013 года, по которым начислялась амортизация основных средств, должно было осуществляться в рамках утвержденной инвестиционной программы, что ОАО «РЖД» не соблюдено. Кроме того, в представленной детализации расходов (2084 ДТВ - по МОЛ на 31.12.2019г.) и в ведомости амортизации разнится размер расходов на амортизацию, которые истец просил включить в тарифную составляющую (по ст. Мысовая 79858,72 против 797168,45).
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, заключение прокурора Прокуратуры Республики Бурятия Носкова Я.Г., указавшего об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, приходит к выводу, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
Государственное регулирование тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение регламентируется Федеральным законом от 7 декабря 2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов в указанной сфере наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. №29, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия.
В соответствии со ст.31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся помимо прочих холодное водоснабжение, водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод.
Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской Дирекции по тепловодоснабжению) осуществляет регулируемую деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 13 декабря 2018г. №3/89 методом индексации были утверждены долгосрочные тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей ОАО «РЖД» (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской Дирекции по тепловодоснабжению) на период 2019г. – 2023г.
28 апреля 2020г. истец обратился в РСТ Республики Бурятия с заявлением корректировке тарифа по очистке стоков на очистных сооружениях ст.Мысовая на 2021г.
В соответствии с указанным предложением регулируемой организации на основании п.п. 12, 13 Правил регулирования тарифов было открыто дело об установлении цен (тарифов), в соответствии с пунктом 25 Правил экспертом подготовлено экспертное заключение, в котором часть расходов на амортизацию основных средств, которые заявитель предлагал включить в расчет тарифов, уменьшены как экономически необоснованные.
Решение об установлении тарифа принято в соответствии с п.27 Правил органом регулирования по итогам заседания коллегии РСТ Республики Бурятия, состоявшегося 13 декабря 2020г., нормативный акт опубликован в порядке, установленном статьей 4 Закона Республики Бурятия №47-I от 26 октября 1994 г. и Указом Главы Республики Бурятия от 23 августа 2013г. №180 «Об утверждении Порядка размещения (опубликования) нормативных правовых актов Республики Бурятия на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-коммуникационной сети Интернет (www.egov-buryatia.ru)».
Таким образом, оспариваемый приказ принят РСТ Республики Бурятия в пределах предоставленных полномочий, процедура принятия нормативно-правовых актов регулирующим органом была соблюдена, административным истцом нормативно-правовой акт по мотиву нарушения процедуры принятия не оспаривается.
Вместе с тем, рассматривая доводы административного истца относительно необоснованного исключения из расчета тарифа части расходов на амортизацию основных средств, суд приходит к выводу, что РСТ Республики Бурятия было допущено нарушение положений нормативно-правовых актов, регулирующих ценообразование в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.1 ст.32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной в том числе методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности (п.5 ст.32 Закона).
Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.8 ст.32 Закона).
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а – д» пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).
Согласно пунктам 43, 77 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.
Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.
Нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001г. № 26н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003г. № 91н (далее - Методические указания № 91н).
Согласно п.7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Как следует из п.17 ПБУ 6/01 и п.49 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.
В соответствии с п.п.12, 13 Методических указаний № 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.
При наличии большого количества объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях их учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта (п.16 Методических указаний № 91н ).
Пунктом 41 Методических указаний №91н предусмотрено, что стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.
Таким образом, из приведенных норм следует, что при корректировке тарифа в случае отсутствия у организации инвестиционной программы суммы амортизационных отчислений учитываются в тарифе по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации - без учета переоценки основных средств, а также стоимости капитальных вложений, то есть новых объектов основных средств, введенных в эксплуатацию (принятых к бухгалтерскому учету) после начала долгосрочного периода регулирования.
При этом для проверки корректности расчета расходов регулируемой организации в распоряжение регулирующего органа должны быть представлены расчетные и обосновывающие документы, подтверждающие в том числе принятие регулируемой организацией объектов основных средств к бухгалтерскому учету (инвентарные карточки), величину фактически начисленной амортизации по объектам (положение об учетной политике организации, расчет начисленной амортизации), иные документы, позволяющие проверить первоначальную и остаточную стоимость объектов основных средств, срок полезного использования, амортизационную группу, амортизацию на плановый период, наличие оснований для переоценки (инвестиционная программа).
При корректировке тарифа на 2021г. ОАО «РЖД» данные бухгалтерского учета были представлены в электронном виде с тарифной заявкой на корректировку тарифа и дополнительно по запросу тарифного органа в виде инвентарных карт и инвентарного списка (ведомость детализации расходов 2084 ДТВ - по МОЛ на 31 декабря 2019г.
Как следует из заявления ОАО «РЖД» на корректировку долгосрочных тарифов от 28 апреля 2020г., регулируемой организацией было предложено скорректировать тариф на 2021г. по ст.Мысовая в следующих размерах:
- с 1 января 2021г. – 732 руб./м.куб.;
- с 1 июля 2021г. – 732 руб./м.куб.
По статье «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности» организация просила учесть амортизационные начисления в размере 797168 руб.
По данным предприятия, в соответствии с ведомостью 2084 ДТВ по МОЛ на 31.12.2019г. амортизация была начислена на 32 объекта, размер амортизации (столбец 23) составил 794858,72 руб.
Из протокола заседания коллегии РСТ Республики Бурятия от 11 декабря 2020г. следует, что при корректировке тарифов на водоотведение в МО ГП «Бабушкинское» Кабанского района (ст.Мысовая) среди основных статей расходов (таблица 11) приняты расходы на амортизацию основных средств в размере 729 000 руб., отклонение от предложения предприятия составило 68 170 руб.
При этом из экспертного заключения, подготовленного по результатам исследования представленных предприятием документов, а также пояснений представителя ответчика и допрошенной в качестве свидетеля эксперта <...> следует, что в связи с отсутствием у предприятия инвестиционной программы не была учтена амортизация по 3 объектам основных средств: установка крофта - в размере 30192 руб. (дата ввода – 30.09.2003г.), 2 газосигнализатора Джин-Газ ГСБ-3М (дата ввода – 30.12.2016г.) – по 16 445,9 руб. каждый, что в совокупности составляет 63083,8 руб.
Основания, по которым не были приняты амортизационные отчисления в размере 5086,2 руб. (68170 – 63083,8) в протоколе и экспертном заключении не приведены, обоснование по указанному расхождению не представлено ответчиком и в ходе рассмотрения дела.
Как следует из пояснений эксперта, амортизация по этим объектам была учтена при установлении тарифа в первом периоде долгосрочного регулирования (2019г.), что подтверждается также представленной ведомостью начисленной амортизации за 2017г. из материалов тарифного дела 2019г.
В соответствии с ведомостью детализации расходов 2084 ДТВ - по МОЛ на 31 декабря 2019г. установка крофта имела остаточную стоимость 0 руб., остаточная стоимость газосигнализаторов составляла по 34 262,3 руб.
Анализ указанных материалов тарифного дела, а также данных о начисленной амортизации при установлении тарифа на 2019 год (первый период долгосрочного периода регулирования) позволяет прийти к выводу о том, что объекты основных средств - установка крофта и 2 газосигнализатора Джин-Газ ГСБ-3М, амортизация по которым не была принята регулятором при корректировке тарифа на 2021г., были учтены при тарифном регулировании 2019г. (первый год регулирования), поскольку участвовали в осуществлении предприятием регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и были приняты к бухгалтерскому учету в 2003г. и 2016г. соответственно.
Следовательно, исходя из приведенных положений Основ ценообразования и Методических указаний, расходы на амортизацию указанных основных средств подлежали учету при корректировке тарифа в сфере водоотведения на очередной период регулирования с учетом остаточной стоимости данных объектов.
Отсутствие инвестиционной программы предприятия, вопреки доводам ответчика, не является основанием для исключения заявленной суммы расходов на амортизацию объектов. Ссылки в связи с этим на п.78 Основ ценообразования при этом не могут быть приняты во внимание, поскольку она не регламентирует порядок учета амортизации, в соответствии с данной нормой определяется величина нормативной прибыли регулируемой организации, включающей величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами.
Доводы представителя ответчика о ненадлежащей форме представления документов (электронно) также нельзя принять во внимание, поскольку о наличии каких-либо нарушений законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, допущенных организацией при составлении представленных в тарифный орган документов, регулятором не указано ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания коллегии РСТ. Представленные организацией документы были проанализированы экспертом, которым часть расходов, подтвержденных данными документами, была включена в тарифную составляющую предложений о необходимости их представления в ином виде направлено при этом не было.
Таким образом, расходы на амортизацию основных средств при корректировке тарифа на 2021г. были определены тарифным органом с нарушением требований пункта 43, 77 Основ ценообразования, пункта 28 Методических указаний и Методических указаний по бухгалтерскому учету и без надлежащего обоснования.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что установленный оспариваемым нормативно-правовым актом РСТ Республики Бурятия тариф в сфере водоотведения для потребителей ОАО «РЖД» в МО «Бабушкинское» Кабанского района Республики Бурятия на 1 и 2 полугодие 2021 года нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не соответствует, потому в соответствии с пунктом 1 части 2 ст.215 КАС РФ приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 11 декабря 2020 года №3/96 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 13 декабря 2018 года № 3/89 «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей ОАО «РЖД» (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению) в части Приложения № 4, установившего тариф в сфере водоотведения для потребителей ОАО «РЖД» в МО «Бабушкинское» Кабанского района Республики Бурятия на 1 и 2 полугодие 2021 года подлежит признанию недействующим.
Оснований для признания недействующим оспариваемого приказа в остальной части (в части установления в приложении №4 тарифов на 2019, 2020, 2022, 2023г.г.) суд не находит, поскольку какие-либо доводы относительно правильности установлении названных тарифов истцом не приведены, фактически исковые требования были направлены на оспаривание тарифа в сфере водоотведения на 2021г.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый приказ имеет ограниченный срок действия – 2021г., он подлежит признанию недействующими в части с момента принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Бурятия
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ОАО «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» удовлетворить частично.
Признать не действующим с момента принятия приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 11 декабря 2020 года №3/96 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 13 декабря 2018 года № 3/89 «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей ОАО «РЖД» (Улан-Удэнский территориальный участок Восточно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению) в части Приложения № 4, установившего тариф в сфере водоотведения для потребителей ОАО «РЖД» в МО «Бабушкинское» Кабанского района Республики Бурятия на 1 и 2 полугодие 2021 года.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Обязать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном Интернет-портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Б. Казанцева