ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Дело № 3а-86/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Владикавказ 30 июля 2022 года
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Кадзаева К.Р.,
при секретаре судебного заседания Гурциевой З.Г.,
с участием прокурора Нарикаевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» к Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным постановления об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, возложении обязанности
установил:
Постановлением Центральной избирательной комиссией РСО-Алания от 17 июня 2022 года №13/80-7 «О назначении выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва» выборы депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва назначены на 11 сентября 2022 года.
... Центральной избирательной комиссией РСО-Алания издано постановление №23/136-7 пунктом 1 которого из списка кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» по единому республиканскому избирательному округу, исключены в том числе ФИО1 (№27 в списке), ФИО2 (№48 в списке), ФИО3 (№19 в списке) и ФИО4 (№42 в списке), а пунктом 2 отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» по единому республиканскому избирательному округу.
Не согласившись с таким постановлением Центральной избирательной комиссии РСО-Алания, Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ» обратилась в Верховный Суд РСО-Алания с административным исковым заявлением к Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным постановления №23/136-7 от 24 июля 2022 года «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» по единому республиканскому избирательному округу», возложении обязанности заверить список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» по единому республиканскому избирательному округу в количестве 72 кандидатов, принять необходимые меры для обеспечения возможности регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» и открытия специального избирательного счета, о чем оперативно уведомить соответствующее отделение ПАО «Сбербанк», принять документы для регистрации списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ», для решения вопроса о регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» по единому республиканскому избирательному округу.
В обоснование заявленных требований указала, что согласно постановлению ЦИК РСО-Алания №23/136-7 ФИО1 и ФИО2 исключены из списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, в связи с тем, что указанные кандидаты, по мнению ЦИК РСО-Алания, являются членами Партии «Единая Россия», а ФИО3 и ФИО4 исключены из указанного списка из-за непредставления в отношении супругов сведений, предусмотренных частью 6 статьи 13 Закона РСО-Алания от 29 декабря 2006 года №69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания». Согласно подпункту «е» пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одним из оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это не предусмотрено политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии. Решение об исключении из списка кандидатов ФИО1 и ФИО2 незаконно, поскольку факт или предположение наличия у кандидата членства в иной партии в принципе не является основанием для исключения кандидата из списка кандидатов до его заверения. Принять указанное решение возможно только на стадии принятия решения о регистрации списка кандидатов. Незаконно решение и об исключении из списка кандидатов ФИО3 и ФИО4, поскольку они не состояли в браке на день подписания ими заявлений о согласии баллотироваться, ни на день назначения выборов, соответственно не требовалось представить в отношении их супругов сведений, предусмотренных частью 6 статьи 35 Закона РСО-Алания от 29 декабря 2006 года №69-... года расторгла брак с ФИО5, а ФИО4 расторг брак с ... В целях выдвижения кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва руководителем ЦИК Партии был представлен Председателю Партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» список кандидатур из 85 человек для последующего рассмотрения и выдвижения Центральным советом Партии с указанием фамилий, имен и отчеств предлагаемых кандидатур, их дат рождения и мест жительства. В указанном списке были предложены среди иных кандидатур кандидатуры ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 15 июля 2022 года на заседании Центрального совета Партии Председателем Партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» членам Центрального совета Партии были предложены кандидатуры списка кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва, а также представлены анкеты с персональными данными. В анкетах данные кандидатур ФИО8 (под №33) и ФИО9 (под №47) были записаны с ошибками в части написания их имени и отчества. Вследствие чего, в бюллетене для тайного голосования по вопросу выдвижения списка кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва кандидатуры ФИО8 (под №33) и ФИО9 (под №47) были указаны как ФИО6 и ФИО7. При этом данная ошибка не является нарушением порядка выдвижения, поскольку члены Центрального совета рассматривали все представленные кандидатуры, видели их данные о датах рождения, адресе места жительства, месте работы, занимаемой должности и иную информацию. Все указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что члены Центрального совета голосовали за конкретных кандидатов.
Представитель административного истца - Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» по доверенности ФИО10 в судебном заседании административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного истца - Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» по доверенности ФИО11 в судебном заседании административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Из письменных объяснений ФИО11 усматривается, что он является руководителем Центрального исполнительного комитета Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ». 11 июля 2022 года им был подготовлен список кандидатур в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва в количестве 85 человек с приложением анкет, в которых были указаны персональные данные. Указанный список вместе с анкетами был передан Председателю Партии для рассмотрения им о возможности выдвижения их на заседании Центрального совета Партии кандидатами в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва. При рассмотрении вопроса о выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва члены Центрального совета Партии, рассмотрев все кандидатуры и изучив их анкеты, приняли решение о включении всех этих лиц в бюллетень для тайного голосования. Счетная комиссия изготовила бюллетени с указанием фамилий, имен и отчеств кандидатов, полученных из списка кандидатур и их анкет, которые рассматривали члены Центрального совета Партии. Вследствие чего, в бюллетене для тайного голосования по вопросу выдвижения списка кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва Счетной комиссией были записаны данные кандидатур под №33 в списке как ФИО6, а под №47 как ФИО7. Впоследствии, сотрудником аппарата Партии ФИО12 при подготовке соответствующих документов для представления в ЦИК РСО-Алания были обнаружены ошибки в написании данных в имени и отчестве кандидатов под №33 и №47 в списке, а именно, ФИО8 был ошибочно записан как ФИО6, а ФИО9 ошибочно как ФИО7. Аппаратом Партии были подготовлены документы для представления в ЦИК РСО-Алания с правильно указанными данными в имени и отчестве кандидатов. Указанные ошибки произошли исключительно из-за неверной информации об этих кандидатах в представленном им списке кандидатур и их анкетах. Нарушений, связанных с процедурой и порядком выдвижения кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва, допущено не было.
Представитель административного ответчика - Центральной избирательной комиссии РСО-Алания по доверенности ФИО13 в судебном заседании административные исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Из письменных возражений на административное исковое заявление ФИО13 усматривается, что в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона РСО-Алания от 29 декабря 2006 года №69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по единому республиканскому избирательному округу, не может быть менее 70 человек и более 105 человек. Согласно информации руководителя Регионального исполнительного комитета СОРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидаты ФИО1 и ФИО2 являются членами Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Таким образом, Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ» нарушила порядок выдвижения списка кандидатов, включив туда кандидатов, являющихся членами иной политической партии. В отношении кандидатов ФИО3 и ФИО4, включенных в список кандидатов, отсутствовали сведения, предусмотренные частью 6 статьи 35 Закона РСО-Алания от 29 декабря 2006 года №69-РЗ, в отношении супругов кандидатов. В копиях паспортов у указанных кандидатов были обнаружены отметки о регистрации брака, о чем незамедлительно сообщили уполномоченному представителю. Однако он не воспользовался возможностью предоставить необходимые документы, либо подтвердить отсутствие супругов у указанных кандидатов. На заседании Центрального совета Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» были предложены и включены в бюллетень для тайного голосования №1 ФИО6 (№33 в списке), а не ФИО8, ФИО7 (№47 в списке), а не ФИО9, по которому проводилось тайное голосование за выдвижение списка кандидатов. Вместе с тем, согласно представленному уполномоченным представителем Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» списку кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва, выдвинутому Партией в количестве 85 человек и заверенному в соответствии с уставом избирательного объединения председателем политической партией, в его состав включены ФИО8, ... (№33 в списке), и ФИО9, ... (№47 в списке). Указанные обстоятельства свидетельствуют о проведении тайного голосования по выдвижению списка кандидатов в отношении иного списка кандидатов, отличающегося от представленного в Комиссию, поскольку голосование проходило по выдвижению списка в целом (количественному, поименному составу кандидатов и по порядку их размещения в списке). Иных мероприятий по вопросу выдвижения списка кандидатов избирательным объединением не проводилось, дополнительных уведомлений в адрес Комиссии не поступало, не представлены также документы об изменениях в выдвинутом тайным голосованием списке кандидатов. Таким образом, вопрос о выдвижении списка кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва, который представлен в Комиссию уполномоченным представителем Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», на заседании Центрального совета Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» 15 июля 2022 года не рассматривался, а, исходя из представленных копий документов, процедура тайного голосования в отношении представленного в Комиссию списка кандидатов не проводилась.
Представитель административного ответчика - Центральной избирательной комиссии РСО-Алания по доверенности ФИО14 в судебном заседании административные исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административных исковых требований отказать, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно п. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.
В силу п. 13 ст. 20 данного Федерального закона решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
Частью 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 8 статьи 34 Закона РСО-Алания от 29 декабря 2006 года №69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по единому республиканскому избирательному округу, не может быть менее 70 человек и белее 105 человек.
В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидатов для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" федеральный законодатель ввел запрет для политической партии выдвигать кандидатами в депутаты граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии.
Пунктами 4.2.1, 4.2.1.1 и 4.2.1.2 устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" установлено, что прием в члены партии осуществляется местным отделением партии (местным политическим советом) на основании личного письменного заявления вступающего, которое подается им в местное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания; решение о приеме в партию принимается открытым голосованием большинством голосов от числа зарегистрированных на заседании членов партии; вступающий считается принятым в члены партии со дня рассмотрения его заявления местным политическим советом и принятия им соответствующего решения.
Прекращение членства в партии наступает со дня принятия решения об исключении ее члена из партии уполномоченным органом, а в случае добровольного выхода из партии - со дня регистрации соответствующего письменного заявления гражданина (пункты 4.3.1 и 4.3.7 устава).
Судом установлено, что на дату принятия решения Центральной избирательной комиссией Республики Северная Осетия-Алания от отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» по единому республиканскому избирательному округу, ФИО1, ..., и ФИО2, ..., являлись членами Всероссийской политической партии "Единая Россия", в связи с чем не могли быть выдвинуты кандидатами в депутаты Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ».
Подтверждением указанного вывода являются следующие письменные доказательства: заявление ФИО1 о приеме в члены Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 01 декабря 2009 года, выписка из протокола заседания местного политического совета Дигорского местного отделения партии Всероссийской политической партии "Единая Россия" N 11 от 01 декабря 2009 года о приеме ФИО1 в члены названной политической партии, заявление ФИО2 о приеме в члены Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 02 декабря 2008 года, выписка из протокола заседания местного политического совета Ирафского местного отделения партии Всероссийской политической партии "Единая Россия" N 12 от 02 декабря 2008 года о приеме ФИО2 в члены указанной политической партии, письмо руководителя регионального исполнительного комитета Северо-Осетинского Регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 29 июля 2022 года о том, что ФИО1 и ФИО2 является членом данной партии, при этом документами о выходе указанных лиц из партии «Единая Россия» Региональное отделение не располагает.
Согласно пункту 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 11 Закона РСО-Алания от 29 декабря 2006 года №69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» в качестве оснований для исключения кандидата из списка кандидатов до его заверения, отказа в заверении списка кандидатов закон называет отсутствие документов, указанных в законе, а также несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Таким образом, довод представителей истца о том, что наличие у кандидата членства в другой партии не является основанием для исключения кандидата из списка кандидатов до его заверения, основан на неверном толковании закона.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО15 показал, что он являлся секретарём Ирафского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" с ноября ... года. В его полномочия входили вопросы принятия заявлений о вступлении в ряды партии и вопросы выхода из него. ФИО2 знает с детства, он являлся членом партии «Единая Россия». Они неоднократно участвовали в районных выборах, были в одной команде. ... году ФИО2 известил его о том, что хочет написать заявление и выйти из партии «Единая Россия». В июле ... ФИО2 приехал к нему на работу в здание администрации Ирафского района РСО-Алания и принёс заявление, а также свой партийный билет. Он принял их у него и расписался на заявлении. Согласно установленному порядку, он подписывает заявление, указав, что принял его, в дальнейшем передает его вместе с партийным билетом исполнительному секретарю. При этом он дает указание о том, чтобы было подготовлено решение о выходе конкретного лица из партии. Лицо считается выбывшим из состава партии со дня написания заявления, независимо от того, когда принято решение. Случались различные ситуации, тем более перед выборами много работы с документами, могло быть и так, что исполнительным комитетом не было принято решение, также решение могло быть принято, однако ввиду того, что у них не было отдельного помещения, дверь была постоянно открыта, вход был свободным, решение могло быть утеряно. Однако он помнит, что заявление о выходе из партии было написано, оно было им завизировано. Он передал его исполкому, который должен был направить это заявление в республиканский исполком для принятия решения региональным политическим советом о выводе ФИО2 из рядов партии. По факту он вышел, так как им было подано заявление.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании показал, что в настоящее время он состоит в партии «НОВЫЕ ЛЮДИ». Ранее он состоял в партии «Единая Россия», однако 3 июля 2018 года он вышел из нее из-за возникших разногласий, написав заявление, которое он отдал секретарю Ирафского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" ФИО15
Учитывая отсутствие оригинала заявления ФИО2 о выходе из партии «Единая Россия», данных о его регистрации в установленном законом порядке, а также вышеуказанные сведения, полученные из Северо-Осетинского Регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" о том, что документами о выходе ФИО2 из партии «Единая Россия» Региональное отделение не располагает, суд показания свидетелей ФИО15 и ФИО2 в части того, что ФИО2 03 июля 2018 года было подано заявление о выходе из партии «Единая Россия» оценивает критически.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств о выходе из партии «Единая Россия» ФИО2 и ФИО1
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 названного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Пунктом 3.1 статьи 33 этого Федерального закона предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 утверждена форма справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.
Подпунктом "в" этого же пункта Указа Президента Российской Федерации утверждена форма справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов.
Приведенные формы справок содержат сноски, разъясняющие порядок представления и заполнения указанных справок и внесения необходимых сведений.
Согласно сноске 1 к форме справки, утвержденной подпунктом "б" пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации, и сноске 2 к форме справки, утвержденной подпунктом "в" пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации, справки заполняются отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения.
В связи с этим, справки, как в отношении кандидата, так и в отношении его супруга являются самостоятельными документами, представление каждого из которых в избирательную комиссию является обязательным в силу прямого на то указания в законе.
Из сноски 5 к форме справки, утвержденной подпунктом "б" пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации, следует, что сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении соответствующих выборов.
Из сноски 1 к форме справки, утвержденной подпунктом "в" пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации, следует, что данная справка заполняется в случае, если сумма сделки, совершенной в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.
В соответствии также с ч. 6 ст.35 Закона РСО-Алания от 29 декабря 2006 года №69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» Вместе с заявлением, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, в Центральную избирательную комиссию Республики Северная Осетия-Алания также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной федеральным законодательством:
1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Установлено, что в отношении кандидатов ФИО3 и ФИО4, включенных в список кандидатов, представленного в ЦИК РСО-Алания, отсутствовали сведения, предусмотренные частью 6 статьи 35 Закона РСО-Алания от 29 декабря 2006 года №69-РЗ, в отношении супругов кандидатов.
Из представленных в судебном заседании свидетельств о расторжении брака следует:
брак между ФИО5 и ......
брак между ФИО4 и ...).
Поскольку брак между ФИО4 и ФИО16 прекращен 29 апреля 2022 года, названные выше сведения в отношении супруги ФИО4 подлежали представлению в период выдвижения наряду с другими документами кандидата, непредставление указанных сведений обоснованно повлекло исключение кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Кроме того, согласно п. 2 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2014 года N 233/1478-6 "Об определении страниц паспорта гражданина Российской Федерации, копии которых представляются в избирательные комиссии при выдвижении (самовыдвижении) кандидатов, списка кандидатов" при проведении выборов, на которых предусмотрена необходимость представления в избирательную комиссию сведений о размере и об источниках доходов, расходах, имуществе супруги (супруга), несовершеннолетних детей кандидата, к заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться, дополнительно к указанным в пункте 1 настоящего постановления копиям страниц паспорта, прилагаются копии четырнадцатой и пятнадцатой страниц паспорта, на которых предусмотрено проставление отметок о регистрации и расторжении брака.
Вместе с тем, при наличии отметок о регистрации брака в паспортах у ФИО3 и ФИО4, уполномоченным представителем Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» сведения о расторжении брака в ЦИК РСО-Алания не представлены.
В соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона N 95-ФЗ от 11.07.2001 года "О политических партиях" Решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Установлено, что на заседании Центрального совета Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» были предложены и включены в бюллетень для тайного голосования №1, утвержденный ... года председателем Счетной комиссии, ФИО6 (№33 в списке), а также ФИО7 (№47 в списке), по которому проводилось тайное голосование за выдвижение списка кандидатов.
Между тем, в ЦИК РСО-Алания уполномоченным представителем Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» представлен список кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва, выдвинутого Партией в количестве 85 человек, заверенный в соответствии с уставом избирательного объединения председателем политической партией, куда включены - ФИО8, ... (№33 в списке), и ФИО9, ... (№47 в списке).
Из письменных объяснений ФИО17, являющейся членом Центрального совета Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», усматривается, что 15 июля 2022 года она принимала участие в работе Центрального совета Партии и голосовала по всем вопросам, связанным с выдвижением кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания. Список кандидатур, а также их анкеты были предоставлены ей и другим членам Центрального совета. Члены Центрального совета открытым голосованием проголосовали за включение фамилий, имен и отчеств этих кандидатур в бюллетень для тайного голосования. Затем была проведена процедура тайного голосования о выдвижении кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва и утверждены ее итоги. В последующем, руководителем Центрального исполнительного комитета Партии ФИО11 до нее была доведена информация, что при подготовке соответствующих документов для представления в ЦИК РСО-Алания о выдвижении кандидатов были обнаружены ошибки в написании данных в имени и отчестве двух кандидатов под №33 и №47 в списке, а именно, ФИО8 был записан ошибочно как ФИО6, а ФИО9 ошибочно как ФИО7.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о проведении тайного голосования по выдвижению списка кандидатов, отличающегося от списка, представленного в ЦИК РСО-Алания.
На заседании Центрального Совета Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» какие-либо изменения по указанным лицам не вносились, обращений по этому поводу в ЦИК РСО-Алания не поступало. Об обнаружении ошибки в написании данных в имени и отчестве двух кандидатов административным истцом указано только после обращения в суд.
Согласно п.12 Закона РСО-Алания от 29 декабря 2006 года №69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» после представления списка кандидатов в Центральную избирательную комиссию Республики Северная Осетия-Алания его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов.
Кроме того, утверждение представителей административного истца о том, что при представлении в ЦИК РСО-Алания списка кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания седьмого созыва и проверке документов избирательная комиссия каких-либо претензий не высказывала и не извещала о неполноте представленных сведений, не является основанием для признания незаконным вышеуказанного решения об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Парламента РСО-Алания.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях и определениях, включая и названное выше постановление от 12 марта 2021 г. N 6-П, неоднократно излагал правовую позицию, указывая, что недостатки в документах, представленных кандидатом в избирательную комиссию, в том числе неполнота сведений о нем, отсутствие или ненадлежащее оформление документов, могут стать основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в его регистрации. Наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлены предусмотренные законом основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления Центральной избирательной комиссии РСО-Алания №23/136-7 от 24 июля 2022 года, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» к Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным постановления №23/136-7 от 24 июля 2022 года «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» по единому республиканскому избирательному округу», возложении обязанности заверить список кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» по единому республиканскому избирательному округу в количестве 72 кандидатов, принять необходимые меры для обеспечения возможности регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» и открытия специального избирательного счета, о чем оперативно уведомить соответствующее отделение ПАО «Сбербанк», принять документы для регистрации списка кандидатов, выдвинутых Избирательным объединением «Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ», для решения вопроса о регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания седьмого созыва, выдвинутого Политической партией «НОВЫЕ ЛЮДИ» по единому республиканскому избирательному округу, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия в Третий апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья К.Р. Кадзаев
Решение04.08.2022