ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-86/2023 от 12.09.2023 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-86/2023

УИД21OS0000-01-2023-000082-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2023 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Петрухиной О. А.,

при секретаре судебного заседания Жуковой Л. Ю.,

с участием:

представителя административного истца Смирнова Ю. И.,

представителя административного ответчика Михайлова Е. В.,

прокурора Власовой Ю. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. о признании недействующим со дня принятия пункта 7 раздела VI Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 29 декабря 2021 года № 02-03/237 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве»,

установил:

Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики 29 декабря 2021 года издан Приказ № 02-03/237 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве», приложением к которому является «Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве».

Так, в разделе VI «Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации» Перечня содержится пункт № 7, в котором имеется указание на пункты 11.1 и 17 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике».

Индивидуальный предприниматель Софронов Г. Н. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 7 Раздела VI Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, ссылаясь на то, что проведение процедур регионального государственного контроля (надзора) не предусмотрено действующим законодательством и превышает полномочия Минтранса Чувашии, а также ссылаясь на то, что обязательные требования, указанные в подпункте 2 пункта 2 раздела 1 Положения являются предметом государственного федерального контроля, поскольку положениями пункта 5 части 2 ст. 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта» обязательные требования в области организации регулярных перевозок является предметом федерального государственного контроля.

Административный истец Софронов Г. Н., уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, реализовав свое право на участие в разбирательстве дела через своего представителя Смирнова Ю. И., который в судебном заседании поддержал заявленные административные требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Михайлов Е. В. в ходе рассмотрения дела требования административного иска не признал, указав, что оспариваемый в части Приказ № 02-03/237 принят Министерством в пределах представленных полномочий, его содержание полностью соответствует действующему законодательству, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не является нормативным правовым актом и не нарушает прав административного истца.

Выслушав представителей сторон, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Власовой Ю. М., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Чувашской Республики приходит к следующему.

Статья ст. 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующая рассмотрение административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее - акты, обладающие нормативными свойствами), закрепляет, что такие дела рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 этого кодекса, с особенностями, определенными данной статьей (часть 1).

При рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц; соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений (часть 3).

В соответствии с требованиями пункта 2 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Материалами дела подтверждается, что ИП Софронов Г. Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Поскольку административный истец осуществляет свою деятельность в сфере перевозок пассажирским транспортом, то есть может оказывать услуги по перевозке пассажиров, то в силу положений ст. 208 КАС РФ он является субъектом регулируемых оспариваемых нормативным правовым актом отношений, и, следовательно, вправе обращаться с рассматриваемым административным иском.

Правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), определяет Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (часть 1 статьи 1).

Согласно статье 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (часть 1); в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента Российской Федерации (часть 2); в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (часть 3).

Частью 5 этой же статьи Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ предусмотрено, что порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определяется указанными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом определенных настоящим Федеральным законом принципов установления и оценки применения обязательных требований (ч. 5 ст. 2).

В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона об обязательных требованиях перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов. Порядок размещения и актуализации перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В пункте 3 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрено, что контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своём официальном сайте перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Правила размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. № 1722 «О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» (далее - Постановление № 1722).

Пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. № 1722 федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также полномочия по государственному контролю (надзору), в 2-месячный срок в соответствии с Правилами предписано обеспечить размещение перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности.

Согласно пунктам 2, 6 Правил перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, формируются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), предоставление лицензий, иных разрешений, а также аккредитацию (далее - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти), и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в случае, предусмотренном пунктом 5 Правил, по каждому виду государственного контроля (надзора), предоставления лицензий, иных разрешений, а также аккредитации (далее - разрешительная деятельность), отдельно, и подлежат утверждению руководителями (заместителями руководителей) заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а в случае, предусмотренном пунктом 5 Правил, руководителями (заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 220-ФЗ).

В силу статьи 2 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1); отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2), а отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами (часть 3).

Закон Чувашской Республики от 29 декабря 2003 № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике» (далее - Закон Чувашской Республики № 48), в силу его статьи 1.1, также регулирует отношения в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом.

Согласно ст. 9. 3 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике», региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Чувашской Республики и региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в соответствии с положениями о виде соответствующего регионального государственного контроля (надзора), утверждаемыми Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 06 июня 2012 года № 217 утверждено Положение о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, в соответствии с п. 1.1 которого Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики является исполнительным органом Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области транспорта, дорожного хозяйства и организации дорожного движения.

Подпунктом 3 раздела 2 Положения предусмотрено, что к числу основных задач Министерства относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

Согласно подпункту 60 раздела 3 Положения предусмотрено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Чувашской Республики.

В соответствии с федеральными законами «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 сентября 2021 года № 486 было утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

В соответствии с п. 1 Положения, данное Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории Чувашской Республики (далее - региональный государственный контроль (надзор).

В соответствии с пунктом 3 Положения, региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

Согласно п. 6 Положения объектами регионального государственного контроля (надзора) является, в том числе, деятельность по осуществлению перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики, не относящаяся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок.

Во исполнение требований пункта 2 Постановления № 1722 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, как орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 сентября 2021 года № 486 функции по контролю (надзору) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, Приказом № 02-03/237 утвердил оспариваемый в части Перечень, размещенный в соответствии с Правилами на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

Данный Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве включает в себя:

- наименование и реквизиты нормативного правового акта (столбец 2);

- краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные правила (столбец 3);

- указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (столбец 4).

Так, в данном Перечне имеется раздел VI «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации», пункт 7 которого содержит указание на п. 11.1 ст. 4 и п. 17 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 48 «Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике».

Приказ Минтранса Чувашии от 29 декабря 2021 года № 02-03/237, определяющий конкретный перечень нормативных правовых актов, нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, в силу статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» имеет целями информирование органами регионального государственного контроля (надзора) контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований и профилактику нарушений обязательных требований.

Таким образом, обозначенные законодателем цели соблюдения обязательных требований указывают на наличие у данного акта нормативных свойств.

Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

Анализ содержания Приказа Минтранса Чувашии от 29 декабря 2021 года № 02-03/237, и приложения к нему позволяет суду сделать вывод о том, что положений, сформулированных в виде правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, они не содержат, а представляют собой сведения о конкретных структурных единицах нормативных правовых актов как результат толкования этих актов в целях определения обязательных требований, подлежащих соблюдению контролируемыми лицами.

С учетом изложенного, данный приказ, которым утвержден Перечень нормативных правовых актов, нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, является актом, содержащим разъяснения законодательства, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (в том числе при привлечении к административной ответственности и осуществлении лицензирования), и, следовательно, обладает нормативными свойствами.

Соответственно, исходя из своей правовой природы, Приказ Минтранса Чувашии от 29 декабря 2021 года № 02-03/237, не являясь нормативным правовым актом, не подлежал государственной регистрации по Правилам подготовки нормативных правовых актов, его издание не требовало официального опубликования.

Данный Приказ издан Минтрансом Чувашии по вопросам, относящимся к его компетенции, и направлен на реализацию Постановления № 1722.

Оспариваемый в части Перечень действует в настоящее время в редакции приказа Минтранса Чувашии от 30 июня 2023 года № 01-03/100/1 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики», согласно которому в пункте 7 раздела 6 Перечня структурные единицы Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 48 изложены как ч. 11.1 ст. 4, ч. 17 ч. 4, в то время, как в предыдущей редакции Перечня данные структурные единицы были приведены как п. 11.1 ст. 4, п. 17 ст. 4.

Как указывалось ранее, включенная в пункт 7 Перечня ссылка на структурную единицу Закона Чувашской Республики № 48 ч. 11.1 ст. 4 регламентирует требования, предъявляемые в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, и в том числе: 1) не превышать указанное в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок максимальное количество транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием; 2) не превышать максимально допустимое соотношение 3 процента между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации); 3) обеспечить передачу в региональную информационную систему навигации информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; 4) обеспечить исправную работу установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда; 5) при изменении тарифов на регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок не менее чем за 30 календарных дней до даты введения в действие новых тарифов на регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок информировать об изменении уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики, а также владельцев автовокзалов и автостанций.

В свою очередь п. 17 статьи 4 Закона Чувашской Республики № 48, также включенная в пункт 7 Перечня, предписывает перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок обеспечить соответствие транспортных средств автомобильного транспорта или городского наземного электрического транспорта требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также реализацию прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.

Вместе с тем, выводы административного истца о неправомерности включения Минтрансом Чувашии в оспариваемую позицию 7 раздела VI Перечня данных структурных единиц Закона Чувашской Республики № 48 являются несостоятельными в силу следующего.

Из положений части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» следует, что контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за соблюдением обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, осуществляется посредством:

1) федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве - уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве - уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положениями, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что предметом федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение:

1) обязательных требований, установленных статьями 6 и 7, частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 18, статьями 21.1 и 27 настоящего Федерального закона;

2) лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами;

3) обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов;

4) обязательных требований к осуществлению: а) проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн; б) движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля); в) проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства; г) эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения; д) работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;

5) обязательных требований в области организации регулярных перевозок: а) к наличию карт маршрутов регулярных перевозок у перевозчиков и водителей транспортных средств; б) к соответствию характеристик транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок; в) к порядку посадки пассажиров в транспортные средства и высадки пассажиров из транспортных средств; г) к оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов); д) к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок; е) к выполнению установленных ограничений к организации перевозок пассажиров и багажа по заказу в целях беспрепятственного осуществления регулярных перевозок;

6) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок: а) к транспортным средствам, используемым для осуществления международных автомобильных перевозок; б) к наличию и соответствию оформления (заполнения) документов, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (разрешений, учетных талонов, уведомлений, товарно-транспортных накладных и других документов); в) к отличительным знакам государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство; г) к перевозке пассажиров автобусами; д) к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов); е) к транзитным перевозкам, в том числе перевозкам отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и отдельных видов товаров;

7) обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов;

8) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств: а) к организации работы водителей транспортных средств в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности дорожного движения путем: проведения стажировки водителей; проведения соответствующих инструктажей водителей в целях обеспечения их оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки; повышения квалификации и профессионального мастерства водителей; б) к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций; в) к организации проведения мероприятий по устранению причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; г) к организации мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; д) к осуществлению технического обслуживания транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств; е) к организации мероприятий по оснащению принадлежащих им транспортных средств тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверяемых в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;

9) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями): а) к соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; б) к созданию условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, в том числе работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения; в) к обеспечению стоянки транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах); г) к осуществлению технического обслуживания и ремонта транспортных средств, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации; д) к обеспечению соответствия работников, а также индивидуального предпринимателя при осуществлении им перевозок самостоятельно профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок; е) к организации мероприятий по проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств; ж) к соблюдению правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта при осуществлении перевозок пассажиров трамваями;

10) обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг;

11) обязательных требований к обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу;

12) обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

13) изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

14) обязательных требований к порядку, срокам и способам размещения владельцами автомобильных дорог общего пользования информации в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов.

Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение обязательных требований:

1) в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения: а) к эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования; б) к осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;

2) установленных в отношении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, не относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок.

Пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) предусмотрено, что порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), для вида регионального государственного контроля устанавливается положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), осуществляемых в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации утверждаются с учетом общих требований к организации и осуществлению отдельных видов регионального государственного контроля (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ).

Так, согласно пункту 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 № 1043 (далее - Положение № 1043), предметом надзора является соблюдение:

а) обязательных требований, установленных статьями 6 и 7, частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 18 и статьями 21.1 и 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

б) лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами;

в) обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов;

г) обязательных требований к осуществлению: проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн; движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля); проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства; эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения; работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;

д) обязательных требований в области организации регулярных перевозок: к наличию карт маршрутов регулярных перевозок у перевозчиков и водителей транспортных средств; к соответствию характеристик транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок; к порядку посадки пассажиров в транспортные средства и высадки пассажиров из транспортных средств; к оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов); к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок; к выполнению установленных ограничений к организации перевозок пассажиров и багажа по заказу в целях беспрепятственного осуществления регулярных перевозок;

е) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок: к транспортным средствам, используемым для осуществления международных автомобильных перевозок; к наличию и соответствию оформления (заполнения) документов, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (разрешений, учетных талонов, уведомлений, товарно-транспортных накладных и других документов); к отличительным знакам государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство; к перевозке пассажиров автобусами; к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов); к транзитным перевозкам, в том числе перевозкам отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и отдельных видов товаров;

ж) обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов;

з) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств: к организации работы водителей транспортных средств в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности дорожного движения путем проведения стажировки водителей, проведения соответствующих инструктажей водителей в целях обеспечения их оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки и повышения квалификации и профессионального мастерства водителей; к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций; к организации проведения мероприятий по устранению причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; к организации мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; к осуществлению технического обслуживания транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей транспортных средств; к организации мероприятий по оснащению принадлежащих им транспортных средств тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверяемых в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;

и) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями): к соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; к созданию условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, в том числе работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения; к обеспечению стоянки транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах); к осуществлению технического обслуживания и ремонта транспортных средств, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации; к обеспечению соответствия работников, а также индивидуального предпринимателя при осуществлении им перевозок самостоятельно профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок; к организации мероприятий по проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств; к соблюдению правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта при осуществлении перевозок пассажиров трамваями;

к) обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг;

л) обязательных требований к обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу;

м) обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

н) изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных пунктами 12 - 24.19 технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС 014/2011, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», в части ремонта и содержания автомобильных дорог.

В свою очередь в соответствии с п. 2 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.09.2021 № 486, предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - контролируемое лицо) обязательных требований:

1) в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике:

- к эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике;

- к осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;

2) установленных в отношении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики, не относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок.

Пунктом 2 статьи 76 Конституции РФ установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ по указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Частью 4 статьи 17 Федерального закона № 220 предусмотрено право устанавливать законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам:

1) максимального количества транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием;

2) максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации). К невыполненным не относятся рейсы, не выполненные вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, рейсы, не учтенные вследствие технических сбоев в информационной системе навигации, а также рейсы, не выполненные вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом;

3) обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес;

4) обязанности обеспечения исправной работы установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда.

Подпунктом 11.1 ст. 4 Закона Чувашской Республики № 48 предусмотрено, что в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, предъявляются следующие требования:

1) не превышать указанное в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок максимальное количество транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием;

2) не превышать максимально допустимое соотношение 3 процента между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренных для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации);

3) обеспечить передачу в региональную информационную систему навигации информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок;

4) обеспечить исправную работу установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда;

5) при изменении тарифов на регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок не менее чем за 30 календарных дней до даты введения в действие новых тарифов на регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок информировать об изменении уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики, а также владельцев автовокзалов и автостанций.

Согласно части 17 статьи 4 Закона Чувашской Республики № 48 при осуществлении регулярных перевозок перевозчики обеспечивают соответствие транспортных средств автомобильного транспорта или городского наземного электрического транспорта требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также обеспечивают реализацию прав пассажиров на оплату проезда электронными средствами оплаты.

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что Приказ № 02-03/237 от 29 декабря 2021 года издан Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в пределах его компетенции при реализации функций и задач, возложенных на него Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 06 июня 2012 года № 217 и действовавшим на день принятия оспариваемого акта, и направлен на реализацию Постановления Правительства РФ № 1722 от 22 октября 2020 года.

Кроме того, исходя из приведенных законоположений, суд приходит к выводу о том, что формирование оспариваемого перечня было произведено административным ответчиком исходя из предмета конкретного вида регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого Минтрансом Чувашии как уполномоченным органом, осуществляющим функции по региональному государственному контролю (надзору) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

При этом, доводы административного иска в части того, что проведение процедур регионального государственного контроля (надзора) не предусмотрено действующим законодательством и превышает полномочия Минтранса Чувашии, исходя из вышеприведенных норм права являются несостоятельными.

Также основаны не неверном толковании норм действующего законодательства и доводы административного истца о том, что обязательные требования, указанные в подпункте 2 пункта 2 раздела 1 Положения являются предметом государственного федерального контроля, поскольку положениями пункта 5 части 2 ст. 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта» обязательные требования в области организации регулярных перевозок является предметом федерального государственного контроля, а потому данные доводы отклоняются судом, как несостоятельные.

Позиции пункта 7 раздела 6 Перечня не изменяют и не дополняют законодательство Российской Федерации, а также законодательство Чувашской Республики, регламентирующее организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также законодательство Российской Федерации и Чувашской Республики, регламентирующее региональный государственный контроль (надзор) в данной сфере, поэтому содержание оспариваемого акта, не устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Таким образом, вопреки утверждениям административного истца в оспариваемой части Перечень соответствует действующему законодательству и действительному смыслу разъясняемых положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, а также не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Таким образом, по приведенным выше основаниям Приказ № 02-03/237 от 29 декабря 2021 года в оспариваемой части, а именно пункт 7 раздела VI Перечня не подлежит признанию не действующим по результатам проверки его содержания, поскольку не оказывает общерегулирующего воздействия на общественные правоотношения, отличного от требований закона.

В связи с изложенным, административный иск индивидуального предпринимателя Софронова Г. Н. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Софронова Г.Н. о признании недействующим со дня принятия пункта 7 раздела VI Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 29 декабря 2021 года № 02-03/237 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве», отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья О. А. Петрухина

Мотивированное решение составлено 26 сентября 2023 года.