ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-874/2023 от 22.01.2024 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

УИД: 52OS0000-01-2023-000689-70 Дело №3а-97/2024 (№ 3а-874/2023)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 22 января 2024 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дудиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Любимцевой С.В.,

с участием прокурора Маркова Д.В.,

с участием представителя административного истца ООО «Москоу-Дэсижн» Смирновой Е.А.,

с участием представителя административного ответчика городской Думы города Нижнего Новгорода Абрамовой А.К.,

с участием представителя заинтересованного лица администрации города Нижнего Новгорода Бекишевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Москоу-Дэсижн» о признании недействующим полностью решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» от 24 апреля 2019 года № 79 по утверждению «Порядка проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки из технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов»,

У С Т А Н О В И Л :

Решением городской Думы города Нижнего Новгорода «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» от 24 апреля 2019 года № 79 принят «Порядок проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» (приложение к решению городской Думы от 24.04.2019 № 79).

Решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 24 апреля 2019 года № 79 размещено на официальном сайте городской Думы города Нижнего Новгорода http://www.gorduma.nnov.ru, 29.04.2019; на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода нижнийновгород.рф, 29.04.2019; в газете «День города. Нижний Новгород», № 36(1428), 8-14 мая, 2019.

ООО «Москоу-Дэсижн» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим полностью решение городской Думы города Нижнего Новгорода «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки из технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» от 24 апреля 2019 года № 79 по утверждению «Порядка проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки из технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов»,

В обоснование административного искового заявления ООО «Москоу-Дэсижн» указывает на то, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы административного истца и подлежит признанию недействующим.

ООО «Москоу-Дэсижн» является собственником нежилого помещения кадастровый [номер], расположенного на первом этаже здания, находящегося по адресу [адрес].

Неизвестное лицо, представившееся Дмитрием Аношиным, как представителем администрации г. Нижнего Новгорода, позвонил и сообщил о предстоящей проверке объекта Строй-центр Бекетов по факту поступившей в прокуратуру жалобы от организации ВИТА-ПРИНТ.

Применение данного нормативно-правового акта нарушает права административного истца, в том числе неограниченного круга лиц, также в связи с тем, что ООО «Москоу-Дэсижн» никак не уведомлены о потенциальном осмотре СЦ Бекетов.

Данный муниципальный нормативный правовой акт может быть применен в отношении административного истца, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Этим актом создается угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку он предусматривает возможность проведения проверки помещения в здании, принадлежащем административному истцу, третьим лицам.

К компетенции Городской Думы в соответствии со ст. 26 устава города Нижнего Новгорода относится: принятие муниципальных правовых актов, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования город Нижний Новгород по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, а также по вопросам местного значения городского округа; принятие муниципальных правовых актов по вопросам организации деятельности городской Думы города Нижнего Новгорода; принятие муниципальных правовых актов по иным вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, в том числе по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области.

Согласно ст. 54 Устава города Нижнего Новгорода предусмотрено, что проекты муниципальных нормативных правовых актов подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 2. Закона Нижегородской области от 03.09.2014 № 109-3 (ред. от 28.12.2021) «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области» проекты муниципальных нормативных правовых актов городского округа город Нижний Новгород, а также иных муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области, включенных в перечень муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области, указанный в статье 2 настоящего Закона, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области.

Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, утвержден Постановлением администрации г.Н.Новгорода от 29.12.2014 №5493 (далее - Порядок проведения ОРВ) согласно пп.3,4 Порядок проведения ОРВ все материалы публичных консультаций, включая уведомление о проведении публичных консультаций по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку, к которому прилагается проект правового акта и пояснительная записка, опросный лист, отчет о проведении публичных консультаций, заключение об оценке регулирующего воздействия размещаются на официальных сайтах администрации города Нижнего Новгорода и Правительства Российской Федерации.

В открытом доступе не содержится сведений о результатах проведенной оценки регулирующего воздействия, выполненной в соответствии с законодательством.

Таким образом, нормативно-правовой акт не прошел оценку регулирующего воздействия проекта нормативно правового акта. Соответственно не была соблюдена обязательная процедура для его принятия.

Согласно п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ: к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: 7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.11 статья 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.

Согласно п. 1 ст. 17.1 ФЗ 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общим принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, осмотр, порядок проведения которого предусмотрен оспариваемым Решением Городской Думы г. Н.Новгорода №79 от 24.04.2019г. осуществляется в рамках муниципального контроля, за соблюдением градостроительного законодательства.

При этом, согласно пп.4 п.2 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020г. № 248-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусматривается, что порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о соответствующем виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Однако в нарушение данного требования положение о муниципальном контроле в сфере градостроительного законодательства Городской Думой города Нижнего Новгорода не утверждено.

В отсутствие утвержденного положения о муниципальном контроле за соблюдением градостроительного законодательства проведение осмотра незаконно и нарушает требования федерального законодательства.

В судебном заседании представитель ООО «Москоу-Дэсижн» Смирнова Е.А. просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем и в дополнении к административному заявлению основаниям.

В судебном заседании представитель городской Думы города Нижнего Новгорода Абрамова А.К., представитель администрации города Нижнего Новгорода Бекишева Е.С. указали на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, просили в иске отказать.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Маркова Д.В., обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 7, ч. 1. 2 ст. 43 Федерального закона № 131 -ФЗ принимаемые по вопросам местного значения нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Материалами дела установлено, что на основании жалобы ООО НПП «Вита-Принт» комиссией, созданной при администрации города Нижнего Новгорода, был проведен осмотр административно-торгового здания, расположенного по адресу: [адрес] в целях оценки технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации.

В результате осмотра [дата] комиссией был составлен акт, из которого усматривается, что были выявлены признаки реконструкции здания, а именно, объект капитального строительства не соответствует техническому паспорту на нежилое здание, составленному ГП НО «Нижтехинвентаризация» Кулебакский филиал по состоянию на [дата], со стороны переулка <данные изъяты> к зданию пристроена открытая терраса, огражденная перилами, с лестницами и пандусом, а на террасе с левой и правой стороны фасада к зданию пристроен наружные холодные тамбуры («левый вход» и «правый вход», которые отсутствуют в техническом паспорте на здания. При этом данные строительные конструкции, как и центральный наружный холодный тамбур («центральный вход») размещены за пределами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенным использованием «под автомобильную дорогу общего пользования», терраса, левый и правый тамбуры размещены на сооружении «Автомобильное покрытие и тротуары с кадастровым номером <данные изъяты>.

Также были выявлены признаки изменения фасадов здания, а именно, частично окна заменены на ленточное остекление, которое отсутствует на здание на торцевом фасаде и на фасаде со стороны двора размещены наружные блоки инженерного оборудования в техническом паспорте.

По результатам осмотра даны рекомендации провести комплексное обследования техническому состояния здания; привести здание в состояние, соответствующее техническому паспорту, либо на реконструированное здание получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Осмотр нежилого здания был произведен на основании Порядка проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки из технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» от 24 апреля 2019 года № 79.

Собственник нежилого помещения, расположенного по адресу: [адрес] ООО «Москоу-Дэсижн» полагает, что указанное решение Думой было принято без соблюдения обязательной процедуры для его принятия, а именно, нормативно правовой акт не прошел оценку регулирующего воздействия нормативно правового акта. Осмотр, порядок которого предусмотрен решением городской Думы города Нижнего Новгорода №79 от 24.01.2019 года, осуществляется в рамках муниципального контроля за соблюдением градостроительного законодательства, тогда как положение о муниципальном контроле в сфере градостроительного законодательства городской Думой не утверждено, в связи с чем проведение осмотра незаконно и нарушает требование п.п.4 п.2 ст.3 Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Суд полагает доводы административного истца необоснованными по следующим основаниям.

В силу ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров здании, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В силу подп.8 п.3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиям технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 11 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, муниципального округа, городского округа.

Подпунктом 7 пункта 5 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 № 91 установлено, что администрация города Нижнего Новгорода в области градостроительной и инвестиционной деятельности проводит осмотр зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемым к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдает рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 № 91, городская Дума города Нижнего Новгорода по вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижнего Новгорода, решение об удалении главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности городской Думы города Нижнего Новгорода и по иным вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа муниципального образования федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода.

Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.04.2019 № 79 утвержден порядок проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов.

Согласно пункту 5 статьи 46 Устава города Нижнего Новгорода в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты городской Думы города Нижнего Новгорода.

Пунктом 1 статьи 51 Устава города Нижнего Новгорода установлено, что городская Дума города Нижнего Новгорода принимает решения.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться уставом муниципального образования.

Пунктом 2 статьи 51 Устава города Нижнего Новгорода в редакции, действовавшей на момент принятия решения городской Думы № 79, было установлено, что решения, устанавливающие либо изменяющие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижнего Новгорода, принимаются большинством голосов от установленной настоящим Уставом ценности депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, если иное не установлено федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода в редакции, действовавшей на момент принятия решения городской Думы № 79, городская Дума города Нижнего Новгорода состояла из 47 депутатов.

Согласно выписке из протокола сорок седьмого заседания городской Думы города Нижнего города шестого созыва от 24 апреля 2019 г. № 47 на заседании городской Думы города Нижнего города присутствовало 35 депутатов, «за» принятие проекта решения в первом чтении проголосовали 35 депутатов, то есть большинство от установленной численности депутатов (от 47), за поправку 33 депутата, то есть большинство от установленной численности депутатов (от 47), «за» принятие проекта решения во втором чтении проголосовали 34 депутата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Устава города Нижнего Новгорода муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом, за исключением правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода о налогах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город Нижний Новгород, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.04.2019г. № 79 «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» вступило в силу после его официального опубликования.

Опубликовано указанное решение в газете «День города. Нижний Новгород» № 36(1428), 8-14 мая 2019 года; на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (нижнийновгород.рф) - 29 апреля 2019 года; на официальном сайте городской Думы города Нижнего Новгорода http://www.gorduma.nnov.ru 29 апреля 2019 года.

Таким образом, порядок принятия решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.04.2019г. № 79 «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» соблюден, правила введения правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, соблюдены.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, соответствующей требованиям Устава города Нижнего Новгорода и Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

А также, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Вместе с тем ч. 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, кроме соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно п. 11 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, муниципального округа, городского округа.

В силу п.1.1, 1.2 Порядка, утверждённого Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.04.2019 № 79, настоящий порядок устанавливает процедуру организации и проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требование проектной документации указанных объектов.

Осмотр проводится комиссией по проведению осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемым к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации указанных объектов (далее Комиссия).

Согласно п.1.3 - 1.6 Порядка № 79, порядок не применяется в случае, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) соответствии с федеральными законами.

Порядок распространяется на здания, сооружения любой формы собственности, расположенные на территории муниципального образования город Нижний Новгород.

Предметом осмотра является оценка технического состояния зданий, сооружений и их надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации указанных объектов.

Основанием проведения осмотра является заявление физических или юридических лиц (далее - Заявление):

о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений;

о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений.

Согласно пункту 3.2 Порядка №79 по результатам проведения осмотра составляется акт осмотра здания, сооружения в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов (далее - Акт) по форме согласно приложению к Порядку. Акт составляется в день проведения осмотра. К Акту прикладываются материалы фотофиксации осматриваемых зданий, сооружений, оформленные в ходе Осмотра.

В случае выявления при проведении Осмотра нарушений требований технических регламентов, предъявляемых к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требований проектной документации указанных объектов в Акте излагаются рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений (в том числе о необходимости проведения инструментального обследования специализированной организацией, если такая необходимость установлена в ходе Осмотра).

Копии акта направляются ответственным органом заявителю, лицу, ответственному за эксплуатацию зданий, сооружений (при наличии сведений о лице, ответственном за эксплуатацию здания, сооружения), правообладателю здания, сооружения в течение двух рабочих дней со дня его составления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручаются указанным лицам под роспись, а в случае проведения Осмотра здания, сооружения на основании Заявления о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений - вручаются Заявителю, лицу, ответственному за эксплуатацию зданий, сооружений (при наличии сведений о лице, ответственном за эксплуатацию зданий, сооружений) правообладателю здания, сооружения в день проведения Осмотра здания, сооружения любым доступным способом.

Пунктом 1.3 Порядка №79 проведения осмотра предусмотрено, что Порядок не применяется в случае, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами.

Решение городской Думы № 79 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно части 11 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приведенной в решении выше.

Указанное решение городской Думы принято в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия городской Думы города Нижнего Новгорода, правила введения правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, соблюдены.

Доводы административного истца о том, что нормативный правовой акт не прошел оценку регулирующего воздействия суд находит необоснованными на основании следующего.

Частью 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого правового акта, было установлено, что проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением: 1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; 2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Порядок проведения осмотра не устанавливает новые, не изменяет ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Данный Порядок принят в соответствии с требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 11 статьи 55.24 который предусматривает, что осмотр зданий, сооружений производится в случае поступления в орган местного самоуправления заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий.

Таким образом, осмотр зданий, сооружений производится в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности.

Порядок проведения осмотра регулирует правоотношения в области установления и регулирования процедуры организации и проведения осмотра зданий, сооружений, регулирует порядок оформления результатов осмотра, утверждает акт осмотра здания, сооружения в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности в безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов.

Решение городской Думы № 79 правоотношения в области предпринимательской и инвестиционной деятельности не регулирует.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что проведение оценки регулирующего воздействия проекта решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» не требовалось.

Административный истец полагает, что осмотр, порядок проведения которого предусмотрен решением городской Думы № 79, осуществляется в рамках муниципального контроля за соблюдением градостроительного законодательства, в связи с чем городской Думой города Нижнего Новгорода должно быть принято положение о муниципальном контроле в сфере градостроительного законодательства.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами. Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни иным федеральным законом осуществление муниципального контроля в области градостроительной деятельности, в области осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов не предусмотрено.

Более того, часть 11 статьи 55.24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что представительным органом городского округа устанавливается порядок проведения осмотра, а не устанавливается соответствующий вид муниципального контроля и не принимается порядок его осуществления.

Статьей 90 Федерального закона от 3 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан: 1) выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля; 2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен; 3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности; 4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством; 5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В то же время часть 11 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что после проведения осмотра направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.

Следовательно, Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает специальную процедуру осмотра зданий, сооружений, отличную от процедуры муниципального контроля.

Таким образом, порядок проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов осуществляется не в рамках муниципального контроля за соблюдением градостроительного законодательства.

Доводы административного истца о том, что п.3.3 Решения № 79 предусматривается принятии мер ответственности в адрес административного истца, суд считает также необоснованной, поскольку данным пунктом регулируется порядок осмотра только для муниципального имущества.

Так согласно п. 3.3 в случае выявления в ходе осмотра возникновения угрозы разрушения осматриваемых здания, сооружения, находящихся в собственности муниципального образования город Нижний Новгород, ответственные орган администрации города Нижнего Новгорода, к дополнениям которого отнесено управление и распоряжение муниципальным имуществом города Нижнего Новгорода, обращение о принятии мер, предусмотренных законодательством и направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан.

Кроме того, как следует из сообщения Прокуратуры Нижегородской области, что правовой и антикоррупционной экспертизой решения городской Думы г.Н.Новгорода от 24.04.2019г. № 79 «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» несоответствия федеральному законодательству, коррупциогенные фактора не выявлены.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Доводы административного истца о нарушении его прав не нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Рекомендации, указанные в акте осмотра, не носят обязательный характер и не нарушают права и законные интересы административного истца.

Оснований для признания решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.04.2019 № 79 «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» недействующим не имеется, в связи с чем, суд отказывает административному иску в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «Москоу-Дэсижн» о признании недействующим полностью решения городской Думы города Нижнего Новгорода «О порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки из технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» от 24 апреля 2019 года № 79 по утверждению «Порядка проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки из технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда Е.С. Дудина

Решение в окончательной форме принято 05 февраля 2024 года.

Судья Е.С. Дудина