ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-875/2022 от 03.06.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

№ 3а-875/2022

32OS0000-01-2022-000482-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 03 июня 2022 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Пешей Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД» ( далее –ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД»; Общество) обратилось в Брянский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащих Обществу на праве собственности объектов недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: цех вспомогательного производства, площадью 1428 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , кадастровая стоимость которого составляет 11 863 909,68 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: здание склада (модуль «Кисловодск»), площадью 952 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , кадастровая стоимость которого составляет 5 224 233,28 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: цех разлива напитков, площадью 1060,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , кадастровая стоимость которого составляет 8 643 349,09 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: главный склад, площадью 164,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , кадастровая стоимость которого составляет 1 899 746,97 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: административно-бытовой корпус, площадью 698,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , кадастровая стоимость которого составляет 9 115 158,15 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность; под промышленное предприятие; для производственных целей; для промышленного производства, площадью 18251+/-47 кв.м., кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 4 064 315,19 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность, площадью 8846+/-33 кв.м., кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 1 969 915,74 руб., равной их рыночной стоимости, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца, как налогоплательщика.

Просит установить кадастровую стоимость:

здания, назначение: нежилое, наименование: цех вспомогательного производства, площадью 1428 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 3 567 000 руб.;

здания, назначение: нежилое, наименование: здание склада (модуль «Кисловодск»), площадью 952 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 09 июня 2021 года в размере 2 619 000 руб.;

здания, назначение: нежилое, наименование: цех разлива напитков, площадью 1060,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 августа 2021 года в размере 3 591 000 руб.;

здания, назначение: нежилое, наименование: главный склад, площадью 164,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 154 000 руб.;

здания, назначение: нежилое, наименование: административно-бытовой корпус, площадью 698,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 787 000 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность; под промышленное предприятие; для производственных целей; для промышленного производства, площадью 18251+/-47 кв.м., кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 ноября 2021 года в размере 1 700 000 руб.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность, площадью 8846+/-33 кв.м., кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2021 года в размере 936 000 руб.

Административный истец ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель Общества не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Правительство Брянской области, администрация Злынковского района о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В отзыве на административное исковое заявление от 28 апреля 2022 года представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е. возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований, ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере рыночной стоимости не оспаривает.

В ходатайстве от 27 мая 2022 года представитель административного ответчика - управления Росреестра по Брянской области Казанская Ю.М. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях на административный иск от 25 апреля 2022 года представителем управления Росреестра по Брянской области Казанской Ю.М. указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается, а также не оспаривается представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов. Управление Росреестра по Брянской области административные исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку, как регистрирующий орган, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.

В отзыве на административный иск от 28 апреля 2022 года представитель административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е. против удовлетворения заявленных требований возражает, ссылаясь на то, что полученный оценщиком результат рыночной стоимости спорных объектов не соответствует действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной не оспаривает.

В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД», административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Правительства Брянской области, администрации Злынковского района.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости (часть 7, пункт 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.

Как следует из материалов административного дела, административному истцу ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

здание, назначение: нежилое, наименование: цех вспомогательного производства, площадью 1428 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: здание склада (модуль «Кисловодск»), площадью 952 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: цех разлива напитков, площадью 1060,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: главный склад, площадью 164,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: административно-бытовой корпус, площадью 698,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: ;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность; под промышленное предприятие; для производственных целей; для промышленного производства, площадью 18251+/-47 кв.м., кадастровый , местоположение:

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность, площадью 8846+/-33 кв.м., кадастровый , местоположение: .

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 января 2022 года № КУВИ-001/2022-6858921, № КУВИ-001/2022-6866367 и приказу управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 кадастровая стоимость здания, кадастровый , адрес: , составляет 1 899 746,97 руб.; здания, кадастровый , адрес: , - 9 115 158,15 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 22 января 2020 года и 23 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) указанных объектов – 01 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости 1498 22.11.2019.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 января 2022 года № КУВИ-001/2022-6852758 и акту об определении кадастровой стоимости ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» № АОКС-32/2021/000181 от 05 августа 2021 года кадастровая стоимость здания, кадастровый , адрес: , составляет 11 863 909,68 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 11 августа 2021 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 29 июля 2021 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 29 июля 2021 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-32/2021/000181 05.08.2021.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 января 2022 года № КУВИ-001/2022-6854806 и акту об определении кадастровой стоимости ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» № АОКС-32/2021/000138 от 16 июня 2021 года кадастровая стоимость здания, кадастровый , адрес: , составляет 5 224 233,28 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 18 июня 2021 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 09 июня 2021 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 09 июня 2021 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-32/2021/000138 16.06.2021.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 января 2022 года № КУВИ-001/2022-6857418 и акту об определении кадастровой стоимости ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» № АОКС-32/2021/000203 от 02 сентября 2021 года кадастровая стоимость здания, кадастровый , адрес: , составляет 8 643 349,09 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 06 сентября 2021 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 25 августа 2021 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 25 августа 2021 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-32/2021/000203 02.09.2021.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 января 2022 года № КУВИ-001/2022-6868533 и акту об определении кадастровой стоимости ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» № АОКС-32/2021/000286 от 03 декабря 2021 года кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый , местоположение: , составляет 4 064 315,19 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 10 декабря 2021 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 30 ноября 2021 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 30 ноября 2021 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-32/2021/000286 03.12.2021.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 января 2022 года № КУВИ-001/2022-68722323 и акту об определении кадастровой стоимости ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» № АОКС-32/2021/00106 от 14 мая 2021 года кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый , местоположение: , составляет 1 969 915,74 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 18 мая 2021 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 28 апреля 2021 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 28 апреля 2021 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости АОКС-32/2021/00106 14.05.2021.

В соответствии с требованиями статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, являются налогоплательщиками налога на имущество организаций.

Согласно части 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В силу требований части 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Исходя из требований статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются налогоплательщиками земельного налога.

Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу требований статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Таким образом, права и обязанности административного истца ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД», как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, и Общество вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении данных объектов рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД», оспаривая кадастровую стоимость указанных в административном иске объектов недвижимости, в обоснование заявленных требований представил отчет об оценке от 10 февраля 2022 года № 9, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО1, согласно которому рыночная стоимость объектов оценки составляет:

цех вспомогательного производства, назначение: нежилое, площадью 1428 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , по состоянию на 29 июля 2021 года - 3 567 000 руб.;

здание склада (модуль «Кисловодск»), назначение: нежилое, площадью 952 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , по состоянию на 09 июня 2021 года - 2 619 000 руб.;

цех разлива напитков, назначение: нежилое, площадью 1060,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , по состоянию на 25 августа 2021 года - 3 591 000 руб.;

главный склад, назначение: нежилое, площадью 164,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , по состоянию на 01 января 2019 года - 1 154 000 руб.;

административно-бытовой корпус, назначение: нежилое, площадью 698,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , по состоянию на 01 января 2019 года - 3 787 000 руб.;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность; под промышленное предприятие; для производственных целей; для промышленного производства, площадью 18251+/-47 кв.м., кадастровый , местоположение: , по состоянию на 30 ноября 2021 года - 1 700 000 руб.;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность, площадью 8846+/-33 кв.м., кадастровый , местоположение: , по состоянию на 28 апреля 2021 года - 936 000 руб.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 20 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверяя представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, указанных в административном исковом заявлении, суд исходит из того, что согласно требованиям Федеральных стандартов оценки №№ 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки, ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата, перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Как следует из материалов административного дела, содержание представленного отчета об оценке от 10 февраля 2022 года № 9, выполненного частнопрактикующим оценщиком ФИО1, свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценки оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, оценщиком учтено месторасположение спорных объектов, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных месту расположения объектов оценки.

Согласно статье 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости указанных в административном иске объектов недвижимости от 10 февраля 2022 года № 9 выполнен оценщиком ФИО1, который является действительным членом саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, его деятельность по оценке застрахована.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Вместе с тем, доказательств, опровергающих указанный выше отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали обоснованность представленного отчета о рыночной стоимости спорных объектов, доказательств иного размера рыночной стоимости объектов не представили, ходатайств о назначении по делу экспертизы не заявляли.

Таким образом, оценивая представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года №№ 297, 298, 299, от 25 сентября 2014 года № 611, и находит его допустимым доказательством по делу, поскольку оценка рыночной стоимости объектов недвижимости произведена на основании исследования и анализа рынка недвижимости, расчет итоговой рыночной стоимости земельных участков сделан на основе результатов, полученных с использованием сравнительного подхода, зданий - на основе результатов, полученных с использованием доходного подхода, обоснованность применения которых надлежащим образом изложена в описательной части отчета.

На основании изложенного, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости спорных объектов, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости указанных в административном иске объектов недвижимости, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 10 февраля 2022 года № 9, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО1, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД» и установлении кадастровой стоимости:

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: цех вспомогательного производства, площадью 1428 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 3 567 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: здание склада (модуль «Кисловодск»), площадью 952 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 09 июня 2021 года в размере 2 619 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: цех разлива напитков, площадью 1060,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 августа 2021 года в размере 3 591 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: главный склад, площадью 164,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 154 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: административно-бытовой корпус, площадью 698,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 787 000 руб.;

объекта недвижимости - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность; под промышленное предприятие; для производственных целей; для промышленного производства, площадью 18251+/-47 кв.м., кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 ноября 2021 года в размере 1 700 000 руб.;

объекта недвижимости - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность, площадью 8846+/-33 кв.м., кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2021 года в размере 936 000 руб.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД» обратилось в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 18 марта 2022 года (л.д.100).

Таким образом, датой подачи ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД» заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 18 марта 2022 года, т.е. дату его обращения в суд.

С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Доводы представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, изложенные в представленных возражениях на административный иск, о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: цех вспомогательного производства, площадью 1428 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2021 года в размере 3 567 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: здание склада (модуль «Кисловодск»), площадью 952 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 09 июня 2021 года в размере 2 619 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: цех разлива напитков, площадью 1060,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 августа 2021 года в размере 3 591 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: главный склад, площадью 164,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 154 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: административно-бытовой корпус, площадью 698,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 787 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность; под промышленное предприятие; для производственных целей; для промышленного производства, площадью 18251+/-47 кв.м., кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 ноября 2021 года в размере 1 700 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: пищевая промышленность, площадью 8846+/-33 кв.м., кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2021 года в размере 936 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 марта 2022 года – дату обращения ООО «Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков «КАСКАД» с настоящим административным иском в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 20 июня 2022 года