Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2018 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
представителя административного истца Архипова М.А.,
представителя административного ответчика Нестеровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-876/2018 по административному исковому заявлению ООО «Территория отдыха «Дубки» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Территория отдыха Дубки» обратилось в Самарский областной суд административным иском к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просило признать недействующим пункт № «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, признать недействующим пункт № «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, а также просило взыскать с административного ответчика в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.
В обосновании требований административный истец указал, что приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год». Под пунктами №№ № и № соответственно в вышеуказанные перечни включено принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 2262,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Включение указанного нежилого здания в Перечни является незаконным, противоречащим нормам НК РФ, поскольку здание не относятся к объектам, обозначенным в подпунктах 1 и 2 п.2, а также пунктах 3, 4 ст.378.2 НК РФ.
Рассматриваемое нежилое здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: для строительства базы отдыха (без права рубки леса) и не предполагает размещение на нем объектов делового, административного или коммерческого использования, объектов торговли, объектов бытового обслуживания или объектов общественного питания. Включение нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества произведено при отсутствии у административного ответчика сведений о том, что более 20% общей площади помещений, расположенных в указанном здании, предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Здание используется для образовательной деятельности и частично сдается в аренду, имеет вспомогательные помещения.
Включение спорного объекта недвижимости в Перечни возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. В связи с чем, ООО «Территория отдыха Дубки» просит административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 01.02.2018 года Архипов М.А. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности от 26.12.2017 года № № Нестерова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.
Заинтересованное лицо кадастровый инженер Шершина О.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативно-правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца, в части налогообложения, исходя из его кадастровой стоимости, судебные расходы подлежат возмещению.
Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению здания, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.102017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru – 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313(29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» № 218 (30176), от 01.11.2017 года № 283 (30178), от 02.11.2017 года № 285 (30180), от 16.11.2017 года № 297 (30192).
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под номером № (на 2017 год) и под номером № (на 2018 год) включен объект с кадастровым номером №, общей площадью 2262,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по наименованию здания, указанному в Едином государственном реестре недвижимости как Клуб-столовая.
Указанное нежилое здание на основании протокола №№ внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Территория отдыха Дубки» от 16.12.2009 года принадлежит административному истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.03.2010 года, выпиской из Единого государственного Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.12.2017 года.
Факт того, что принадлежащее административному истцу нежилое здание имеет наименование Клуб-столовая, без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на объект недвижимости, выписке из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером № – Клуб-столовая имеет назначение: нежилое здание.
Из технического паспорта на нежилое здание (Клуб-столовая) усматривается, что нежилое здание 1973 года постройки, количество этажей 3, общей площадью с учетом открытых неотапливаемых планировочных элементов 2262,3 кв.м. Подвальный этаж состоит из: холла, площадью 93,0 кв.м, подсобных помещений, площадью 8,7 кв.м., 14 кв.м, 14,5 кв.м, разделочной, площадью 18,6 кв.м, складов, площадью 5 кв.м, 5,1 кв.м, 14,1 кв.м, душа, площадью 2,9 кв.м, душа, площадью 3 кв.м, душа, площадью 3,1 кв.м, санузла, площадью 1,2 кв.м, умывальника, площадью 1,1 кв.м, санузла, площадью 1,2 кв.м, умывальника, площадью 1,3 кв.м, бытовки, площадью 22,6 кв.м, склада, площадью 16,7 кв.м, коридора, площадью 4,8 кв.м, овощного цеха, площадью 24,6 кв.м, коридора, площадью 62,1 кв.м, мясного цеха, 26,2 кв.м, узла управления, площадью 22,8 кв.м, коридора, площадью 8,6 кв.м, лестничной клетки, площадью 13,2 кв.м, коридора, площадью 3,1 кв.м, компрессорной, площадью 9,2 кв.м, подсобного помещения, площадью 7,6 кв.м., холодильных камер, площадью 11,7 кв.м, 6,9 кв.м, коридора, площадью 4,4 кв.м, холодильной камеры, площадью 10,3 кв.м, склада, площадью 14,6 кв.м, вентиляционных, площадью 63,6 кв.м, 8,4 кв.м, подсобного помещения, площадью 4 кв.м, коридора, площадью 11,5 кв.м, склада, площадью 31,8 кв.м., коридора, площадью 65,5 кв.м.
Первый этаж состоит из: зрительного зала, площадью 219 кв.м, сцены, площадью 92,4 кв.м, лестничной клетки, площадью 31 кв.м, коридора, площадью 14 кв.м, умывальника, площадью 4,7 кв.м, коридора, площадью 2,4 кв.м, подсобных помещений, площадью 2,6 кв.м, 3,2 кв.м, коридора, площадью 2 кв.м, умывальника, площадью 4,6 кв.м, санузла, площадью 1,4 кв.м, 2 кв.м, умывальника, площадью 6,9 кв.м, игровой, площадью 30,3 кв.м, кабинетов, площадью 14,9 кв.м, 14,4 кв.м, 15,5 кв.м, подсобного помещения, площадью 2,8 кв.м, кабинета, площадью 29 кв.м, коридора, площадью 62,5 кв.м, буфета, площадью 53,4 кв.м, холла, площадью 48,6 кв.м, коридора, площадью 8 кв.м, кабинетов, площадью 21,6 кв.м, 23,6 кв.м, коридора, площадью 36,6 кв.м, складских помещений, площадью 10,2 кв.м, 11,1 кв.м, кабинета, площадью 14,9 кв.м, коридора, площадью 11,4 кв.м, кабинета, площадью 12,6 кв.м, подсобного помещения, площадью 2,5 кв.м, кабинета, площадью 13,8 кв.м, подсобного помещения, площадью10,7 коридора, площадью 2,7 кв.м, складского помещения, площадью 18,1 кв.м, лестничной клетки, площадью 14,2 кв.м, коридора, площадью 14,6 кв.м, кабинетов, площадью 7,4 кв.м, 13,4 кв.м, 10,2 кв.м, бытовки, площадью 13,5 кв.м, кинопрожекторной, площадью 17,8 кв.м, коридора, площадью 3,2 кв.м, кинобудки, площадью 6,0 кв.м, санузла, площадью 1,4 кв.м.
Второй этаж состоит из: лестничной клетки, площадью 31,9 кв.м, коридора, площадью 12,6 кв.м, умывальника, площадью 5 кв.м, залов, площадью 138 кв.м, 247 кв.м, холодильного цеха, площадью 23,9 кв.м, кухни, площадью 92,7 кв.м, хлеборезки, площадью 4,5 кв.м, коридора, площадью 9,1 кв.м, мойки, площадью 30,6 кв.м, лестничной клетки, площадью 12,9 кв.м, мойки, площадью 12,8 кв.м, холодильного цеха, площадью 17,7 кв.м.
Согласно заключению кадастрового инженера Шершиной О.В. от 05.02.2018 года, нежилое здание составляет 2262,3 кв.м., изменений технических характеристик не зафиксировано. Подсобная площадь, используемая под холлы, подсобные, разделочные, склады, души, санузлы, умывальники, бытовки, узлы управления, лестничные клетки, коридоры, компрессорные, холодильные камеры, мойки, хлеборезки, вентиляционные, составляет 1152,5 кв.м. (50,9 % от общей площади здания). Основная площадь используется под конференц. зал, кабинеты, кинопрожекторную, кинобудку, учебные классы, кухню и составляет 1016 кв.м. (44,9% от всей площади). Площадь, используемая под офисы, составляет 93,8 кв.м. (4,2 % от общей площади здания). В ходе визуального осмотра кадастровым инженером не выявлены характеристики, соответствующие критериям объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. Под офис используются нежилые помещения, площадью 93,8 кв.м., что составляет менее 20% общей площади помещений, принадлежащих ООО «Территория отдыха Дубки».
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 16.02.2018 года следует, что одним из учредителей ООО «Территория отдыха Дубки» является Общественная организация «Федерация профсоюзов Самарской области», основной вид деятельности – деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов. Согласно Уставу ООО «Территория отдыха Дубки», утвержденному протоколом общего собрания участников 18.11.2009 года № 1, видами деятельности общества являются: деятельность по операциям с недвижимым имуществом, собственным или арендуемым, деятельность ресторанов и кафе, гостиниц с ресторанами, гостиниц без ресторанов и др.
Согласно штатному расписанию от 30.05.3016 года № 3, на период с 01.06.2016 года штат ООО «Территория отдыха Дубки» составляет 3 единицы: директор, главный бухгалтер, заместитель директора. Из представленных документов налоговой отчетности следует, что административный истец не оказывает услуги физическим лицам.
В соответствии с Уставом Общественной организации «Федерация профсоюзов Самарской области», утвержденным 30.09.3005 года, Федерация профсоюзов Самарской области является членской организацией Федерации Независимых Профсоюзов России и представляет ее в Самарской области, сотрудничает с профобъединениями других регионов Российской Федерации и зарубежных стран, является неотъемлемой частью профсоюзного движения России.
Согласно договору о взаимопользовании помещениями от 01.01.2017 года № 1, заключенному между ООО «Территория отдыха Дубки» и Частным учреждением Федерации Профсоюзов Самарской области «Самарский Институт Профсоюзного Движения», Частное учреждение Федерации Профсоюзов Самарской области «Самарский Институт Профсоюзного Движения», на время проведения образовательных мероприятий, связанных с обучением, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров профсоюзного движения ООО «Территория отдыха Дубки» предоставляет в безвозмездное пользование Учреждению нежилые помещения, общей площадью 1016 кв.м., а именно: 1 этаж №№ 1,2,14,15,16,17,19,21,34,40,41,42,44,46, 2 этаж № 4,5,7. Помещения передаются в пользование бессрочно.
Частное учреждение Федерации профсоюзов Самарской области «Самарский институт профсоюзного движения» имеет лицензию на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии.
Из Устава Частного учреждения Федерации профсоюзов Самарской области «Самарский институт профсоюзного движения», утвержденного 03.12.2015 года, следует, что учредителем Института является Общественная организация «Федерация профсоюзов Самарской области», институт создан для осуществления просветительских, социально-культурных, управленческих, образовательных и иных функций некоммерческого характера в сфере социально-трудовых отношений и развития гражданского общества. Видами деятельности Института является: изучение и исследование профсоюзного движения, принципов и системы социального партнерства, социально-трудовых отношений гражданского общества в целом, а также обобщение и распространение передового опыта работы, оказание методической, организационной и консультативной помощи профсоюзным организациям и их объединениям, образовательная деятельность по программам профессионального обучения, дополнительным образовательным программам и др.
ООО «РГК» на праве аренды владеет частью помещений в нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды нежилого здания, находящегося в собственности арендодателя, от 01.01.2017 года № №. Площадь, сдаваемая в аренду, составляет 93,8 кв.м. (комната № 24, 25, 29, 30, 32). Помещение используется под офис и передается согласно акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Из акта осмотра объекта недвижимого имущества от 26.04.2018 года, выполненного ГКУ СО «Региональный Центр Недвижимости», следует, что доступ на прилегающую к объекту территорию беспрепятственный. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось. По результатам визуального осмотра офисные помещения занимают 138,9 кв.м., объекты общественного питания - 270,8 кв.м., холл, централизованная приемная - 62 кв.м., кухонный цех -106 кв.м., мойка посуды - 50,6 кв.м., комнаты приема пищи и отдыха - 60,2 кв.м., гардероб – 20,2 кв.м., подсобные помещения – 286,9 кв.м., склады - 159,4 кв.м., тамбур – 402,2 кв.м., технические помещения занимают 45,4 кв.м, комнаты охраны – 10,8 кв.м., актовый зал – 134,9 кв.м., пустое помещение – 24,4 кв.м., санузлы – 70,6 кв.м.
Из пояснений представителя административного истца следует, что под офисы используется менее 20% от общей площади здания, основная часть здания используется в целях проведения обучения Частным учреждением Федерации профсоюзов Самарской области «Самарский институт профсоюзного движения», территория расположения спорного здания огорожена забором, что подтверждается актом осмотра кадастрового инженера Шершиной О.В. и представленными административным истцом фотографиями.
Суд считает необоснованными указания в акте осмотра недвижимого имущества, выполненном ГКУ СО «Региональный Центр Недвижимости», на определение размера площади недвижимого имущества, определенном под фактическое использование, так как в акте не нашло отражение фактического использования помещений административным истцом под кабинеты директора, бухгалтерии, методических кабинетов и кабинетов педагогов Института профсоюзов, то есть кабинетов, которые не могут быть отнесены к самостоятельным офисным помещениям, а также не указаны размеры площади конкретных помещений, сданных в аренду, следовательно, количество общей площади объекта недвижимости, отнесенное к офисам, неверно. Отсутствует указание на признаки, характерные для общественного питания, в том числе на наличие сервированных столов, посуды, меню, вывески, рекламы столовой.
Толкование пункта 1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 года № 402, в его системной взаимосвязи со ст.378.2 Налогового кодекса РФ, позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Помещения с наименованием «кабинет» не могут быть отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку в них расположены кабинеты руководства и бухгалтерии административного истца, а также преподаватели Института Профсоюзов. В аренду под офисы сдаются помещения общей площадью 93,8 кв.м., что составляет 4,2% от общей площади здания. Основная площадь, используемая под конференц зал, кабинеты, кинопрожекторную, кинобудку, учебные классы, кухню составляет 44,9% от общей площади здания, подсобная площадь составляет 50,9% от общей площади здания, что подтверждается актом осмотра кадастрового инженера Шершиной О.В.
Из материалов дела следует, что административный истец не оказывает услуги общественного питания населению и не соответствует требованиям ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», согласно которым общественное питание (индустрия питания) – это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание население, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей. Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания. Под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания (п.3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования»).
Таким образом, доказательств фактического использования здания под объект общественного питания, не представлено.
При включении спорного нежилого здания в Перечни административный ответчик не производил осмотр нежилого здания на предмет его фактического использования.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (действовавших на момент включения объекта, принадлежащего административному истцу, в оспариваемый Перечень) определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 69000 кв.м. относится к землям лесного фонда, разрешенное использование: для строительства базы отдыха (без права рубки леса), что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 20.06.2013 года.
Таким образом, отсутствуют доказательства размещения на земельном участке офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов, что не может быть признано безусловно определенным, в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч.9 ст.213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у ООО «Территория отдыха Дубки», критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечни спорного нежилого здания, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечни произведены в целях налогообложения на 2017, 2018 годы, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2017, 2018 гг.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд полагает, что являются обоснованными и требования о взыскании с административного ответчика судебных расходов в сумме 4 500 рублей (оплаченной при обращении в суд государственной пошлины) поскольку в соответствии с положениями части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Решение суда постановлено в пользу административного истца, факт несения расходов по оплате государственной пошлины подтвержден платежным поручением от 13.02.2018 года № №.
При таких обстоятельствах, судебные расходы подлежат полному возмещению стороной административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ООО «Территория отдыха Дубки» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, удовлетворить.
Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 № 1907, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области за счет казны Самарской области в пользу ООО Территория отдыха «Дубки» в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года.
Председательствующий: М.А.Панкова