ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-877/2021 от 10.08.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-877/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 10 августа 2021 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Судневой В.Н.

при помощнике судьи Никулиной Е.В.

с участием прокурора Пермского края Захарова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Соликамская кооптехника» к Правительству Пермского края о признании недействующими пункта 4672 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 4072 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Соликамская кооптехника» (далее – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующими пункта 4672 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 4072 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что постановлениями Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п, от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» утвержден Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении ко

торых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Указанные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края»», вступили в законную силу.

В Перечни на 2020-2021 гг. включен объект недвижимого имущества, принадлежащий ООО «Соликамская кооптехника» на праве собственности - нежилое 2-х этажное кирпичное здание с киоском, полезная площадь 427,5 кв. метров, с кадастровым номером **:238, расположенное по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Революции, д. 53.

Данное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение его в Перечни на 2020-2021 г.г. не соответствует критериям, установленным ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:5 «для общественно-деловых целей (административное здание райпо»), на котором расположено здание, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Общество вид разрешенного использования земельного участка не меняло, не производило также реконструкцию, переустройство либо перепланировку здания после его приобретения с целью приспособить его по назначению в качестве здания административно-делового центра, торгового или иного коммерческого назначения.

Объект недвижимости, который принадлежит Обществу на праве собственности включен в оспариваемые Перечни, используется исключительно работниками Общества, помещения в здании в аренду сторонним организациям не сдаются и не используются для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности. Согласно техническому паспорту здание имеет два этажа и мезонин, общая полезная площадь помещений здания составляет 530,3 кв. метров без пристроя и хлебного киоска. В сведениях, содержащихся в ЕГРН, ошибочно указана общая полезная площадь здания по наружному обмеру без учета площади второго этажа, мезонина и пристроя – 427,5 кв. метров.

Фактически в здании размещаются рабочие места сотрудников предприятия, обеспечивающие функционирование производственного процесса, данные помещения офисного значения не имеют. В помещении магазина и хлебного киоска не осуществляется розничная продажа непродовольственных товаров, в качестве торговых объектов они не используются. Помещение хлебного киоска киоском не является, так как является пристроенной частью здания, имеет с ним общий фундамент и общую стену, систему отопления и электроснабжения и в качестве торгового объекта на момент формирования указанных Перечней не использовалось. Фактически данные помещения используются в качестве склада для хранения имущества. Помещения не имеют самостоятельного офисного назначения и предназначены для обслуживания деятельности административного истца. Фактического обследования здания на момент включения в указанные Перечни административным ответчиком не производилось.

Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы Общества, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, ООО «Соликамская кооптехника» просит признать недействующими со дня принятия пункт 4672 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 4072 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Представитель ООО «Соликамская кооптехника» Симаков А.В. в судебном заседании заявленное требование поддерживает.

Представитель Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края Щелкова Я.В., возражает против удовлетворения административных исковых требований.

Заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством сформированы Перечни на 2020-2021 гг., которыми Правительством Пермского края утверждены в постановлениях от 28 ноября 2019 г. № 874-п, от 25 ноября 2020 г. № 896-п.

Таким образом, оспариваемые постановления изданы Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликованы (обнародованы), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Закон Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановлений № 874-п, № 896-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения здания в Перечни на 2020-2021 гг.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Правительство Пермского края обязано доказать законность включения спорного объекта недвижимого имущества в оспариваемые Перечни на 2020-2021 г.г.

Из материалов дела усматривается, что обществу с ограниченной ответственностью «Соликамская кооптехника» на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое 2-х этажное кирпичное здание с киоском, с кадастровым номером **:238, расположенное по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Революции, д. 53. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выписке из ЕГРН (л.д. 17-19), полезная площадь здания составляет 427,5 кв. метров.

Согласно выписке из ЕГРН указанное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером: **:5 площадью 627 кв.м с видом разрешенного использования: «для общественно-деловых целей (административное здание райпо)» по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы,114, принадлежащего на праве собственности ООО «Соликамская кооптехника» (л.д. 20-22).

Вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка: «для общественно-деловых целей (административное здание райпо)» в период с 28 ноября 2019 г по настоящее время не изменялся, что подтверждается выпиской с СД диска, предоставленной Управлением Росреестра по Пермскому краю (л.д. 100-101).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным и дополнительным видами деятельности ООО «Соликамская кооптехника» является деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания, сбор и заготовка недревесных лесных ресурсов, производство сухарей, печенья и прочих мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения, торговля оптовая мучными кондитерскими изделиями, торговля оптовая хлебобулочными изделиями, торговля оптовая неспециализированная незамороженными пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (л.д. 35-41).

Возражая против заявленных требований, Правительство Пермского края указывает, что спорный объект признан соответствующим критериям, определенным в статье 378.2 НК РФ, поскольку земельный участок, на котором он находится, предусматривает размещение на нем административно-бытовых зданий, что является достаточным основанием для включения его в Перечни.

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);

- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).

По смыслу вышеприведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).

Между тем, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540, действовавшим на период принятия оспариваемых актов, был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:5 «для общественно-деловых целей (административное здание райпо)», на котором расположено спорное здание, не совпадает с кодами 3.3 «Бытовое обслуживание», 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))», 4.6 «Общественное питание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, следовательно, не соответствует необходимым критериям, установленным нормами Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющими отнести спорные объекты недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Вид разрешенного использования земельного участка должен быть сопоставлен с фактическим использованием расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Однако обследование спорного здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия Перечней в установленном порядке не проводилось, что не оспаривалось представителем Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в ходе рассмотрения дела по существу.

Иным возможным основанием для включения здания в Перечни является его назначение в соответствии с технической документацией.

Как уже указывалось судом согласно свидетельству о государственной регистрации права, выписке из ЕГРН (л.д. 17-19), полезная площадь здания составляет 427,5 кв. метров. По сведениям Росреестра в ЕГРП сведения о рассматриваемом объекте внесены 11.12.2001 на основании выписки из технического паспорта № 5351 по состоянию на 6.09.2001. Из выписки № 5351 от 06.09.2001г., представленной суду, следует, что полезная площадь нежилого 2-х этажного здания райпо составляет 588,1 кв.м., основная площадь 378,5 кв.м., площадь магазина-41,9 кв.м., хлебного кисока-5,3 кв.м. (378,5+41,9+5,3=427,5 кв.м.)

По сведениям технического паспорта, составленного Соликамским районным бюро технической инвентаризации по состоянию на 21.07.2000 г. (л.д. 23-34), объект представляет собой 2-хэтажное административно-бытовое здание общей полезной площадью 530,3 кв.м.: основная площадь -378,5 кв.м., вспомогательная-109,9 кв.м., магазин-41,9 кв.м.( 530,3 кв.м.), а также хлебный кисок-5.3 кв.м.. В техническом паспорте также содержится информация о площади лестничных площадок -57,8 кв.м.(л.д.32 оборот). Таким образом, площадь здания составляет -588,1 кв.м., и она соотносится с площадью, содержащейся в выписке из технического паспорта № 5351, представленной в Росреестр.

Сопоставив и проанализировав сведения, содержащиеся в ЕГРН и в техническом паспорте, суд считает, что при разрешении дела в целях определения общей площади, предусматривающей размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания следует руководствоваться сведениями, содержащимися в техническом паспорте здания, поскольку в ЕГРН фактически внесена информация о полезной площади здания, которая в соответствии с «СП 118.13330.2012.Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» определяется как сумма площадей всех размещаемых в нем помещений, а также балконов и антресолей в залах, фойе и т.п., за исключением лестничных клеток, лифтовых шахт и помещений (пространств), внутренних открытых лестниц и пандусов и шахт и помещений (пространств) для инженерных коммуникаций.

В соответствии со «СП 118.13330.2012.Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 общая площадь здания определяется как сумма площадей всех этажей (включая технический, мансардный, цокольный и подвальный).

Согласно экспликации первый этаж данного здания включает в себя следующие помещения: кабинеты, коридоры, три помещения магазина (площадью 18 кв.м.,12,5 кв.м.,11.4 кв.м.), уборных (всего площадь по первому этажу 234,4 кв.м).

Второй этаж здания включает в себя: помещения бухгалтерии, кладовой, планового отдела, главного бухгалтера, кабинеты, шкафы, отдела кадров, три помещения торгового отдела (площадью 14,8 кв.м.,23,1 кв.м.,11,8 кв.м., мастерская (8,5 кв.м.), всего площадь по второму этажу 268 кв.м..

Помещение мезонина согласно экспликации включает в себя производственный отдел и технический отдел, площадь которых составляет 27,9 кв. метров, площадь лестничных площадок составляет 57,8 кв.м.

Таким образом, по сведениям технического паспорта общая площадь спорного здания, с учетом площади хлебного киоска -5.3 кв.м., составляет 588,1 кв.м.

Доводы представителя ответчика о том, что с учетом площади помещений, поименованных как «магазины», «торговые отделы», «кладовые», «хлебный киоск» общая площадь нежилых помещений, предназначенных для использования в административных целях (офисов), размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, без учета мест общего пользования составляет свыше 20 процентов, следует отклонить как несостоятельные.

Понятие «торгового объекта» приведено в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009г.№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013» «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст.

Так, торговый объект-это здание или часть здание, строения или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Понятие склад указано в пункте 33 названного ГОСТ, это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. При этом, к складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

Кроме того, в соответствии с пунктами 53,54 приведенного Национального стандарта:

Торговый центр-совокупность торговых предприятий и\или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин;

Торговый комплекс-совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. В соответствии со ст. 38 Национального стандарта магазин - стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Следовательно, для того чтобы признать объект недвижимости торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещения предназначенные для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Кроме того, для включения складских помещений в состав торговых объектов недостаточно установить, что склад предназначен или используется в деятельности по продаже товаров (услуг), необходимо, чтобы он был функционально взаимосвязан с помещением, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что здание с кадастровым номером **:238 соответствует вышеназванным требованиям, необходимым для признания его торговым объектом, а равно-торговым центром или торговым комплексом.

Размещение в спорном здании помещений поименованных как «торговый отдел», «кладовая» само по себе не позволяет сделать вывод о том, что это здание может быть отнесено к объекту торговли. Доказательств тому, что торговые отделы используются для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а кладовые фактически являются складскими помещениями, обустроенными для целей хранения товаров, выполнения складских операций, функционально связаны с помещениями, предназначенными для осуществления торговой деятельности, суду не представлено

Общая площадь помещений магазина (№№ 13-15) и хлебного киоска составляет 47,2 кв.м., что менее 20% общей площади здания.

Помещение с назначением «мастерские» не может быть также отнесено к объектам бытового обслуживания.

Действительно, согласно п.90 «ГОСТ Р 57137-2016.Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» к предприятиям бытового обслуживания относится мастерская: небольшое производственное или ремонтное предприятие бытового обслуживания населения или его отделение по оказанию некоторых бытовых услуг населению (ремонт обуви, пошив одежды и т.п.).

Кроме того, в ГОСТ Р 58759-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения» мастерские отнесены к видам производственных мобильных зданий и включают такие разновидности, как ремонтно-механическая, инструментальная, электротехническая, санитарно-техническая, столярно-плотничная, подготовки отделочных материалов, арматурная, диагностическая, ремонта средств малой механизации, ремонта строительных машин, ремонта автомобилей.

Таким образом, виды мастерских не исчерпываются бытовым обслуживанием, а могут быть производственными, что не позволяет однозначно отнести помещение с назначением «мастерские» к объектам бытового обслуживания.

Наименование помещений в спорном здании «кабинет» тождественным понятию «офис» не является и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании таких помещений в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что на момент включения нежилого здания с кадастровым номером **:238 в Перечень на 2020 год и в Перечень на 2021 год Правительство Пермского края не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении здания в качестве административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также о размещении в нем офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20 процентов их общей площади для этих целей, включение здание в оспариваемые Перечни следует признать необоснованным.

Вопреки позиции административного ответчика суд считает, что нежилое здание с кадастровым номером **:238 не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и не подпадает под порядок налогообложения на основании кадастровой стоимости объекта. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2020-2021 гг.). Признание отдельных положений с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Факт уплаты государственной пошлины в размере 9000 руб. подтверждается платежным поручением № 171 от 10.06.2021 (л.д. 16).

В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей, подлежат взысканию в пользу ООО «Соликамская кооптехника» с Правительства Пермского края.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Соликамская кооптехника» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункт 4672 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;

- пункт 4072 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «Соликамская кооптехника» с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 9 000 рублей.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 августа 2021 г.

Судья (подпись)