ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-879/2022 от 15.06.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

№ 3а-879/2022

32OS0000-01-2022-000496-66

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 15 июня 2022 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Дубининой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» ( далее – ООО «ЦТСП и РИ»; Общество) обратилось в Брянский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащих Обществу на праве собственности объектов недвижимости:

здание, назначение: нежилое, наименование: выставочный зал, площадью 1455,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 15 358 784,11 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 12 324 000 руб.;

здание, назначение: нежилое, наименование: выставочный зал , площадью 490,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: А, кадастровая стоимость которого составляет 15 745 291,87 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 6 331 000 руб.;

здание, назначение: нежилое, наименование: многофункциональный гараж, площадью 970 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 21 832 876,4 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 10 825 000 руб.;

здание, назначение: нежилое, наименование: ангар под испытания и подготовки технических средств для инвалидов, площадью 860 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 11 684 268,8 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 8 257 000 руб.;

здание, назначение: нежилое, наименование: здание для монтажа и проведения испытаний транспортно-подъемных устройств, площадью 729,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 8 750 479,14 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 7 008 000 руб.;

здание, назначение: нежилое, наименование: здание для монтажа и испытаний гусенечных подъемников для инвалидов, площадью 345,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 4 279 283,54 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 433 000 руб.;

здание, назначение: нежилое, наименование: заготовительный склад, площадью 323 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 3 865 641,39 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 994 000 руб.;

здание, назначение: нежилое, наименование: павильон сборки транспортно-подъемных устройств для инвалидов, площадью 236 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 5 971 892,68 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 407 000 руб.;

здание, назначение: нежилое, наименование: цех по производству пельменей и макаронных изделий, площадью 701,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 1, кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 11 295 492,89 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 740 000 руб.;

помещение, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, площадью 58,8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 2 481 306,49 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2020 года в размере 998 000 руб.;

помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадью 145,7 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , местоположение: , кадастровая стоимость которого составляет 4 054 130,18 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 425 000 руб.;

помещение, назначение: жилое, наименование: квартира, площадью 166,5 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , адрес: , кадастровая стоимость которого составляет 7 372 853,1 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2020 года в размере 5 358 000 руб.; ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца, как налогоплательщика.

Административный истец ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель Общества не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Правительство Брянской области, Брянская городская администрация о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В отзыве на административное исковое заявление от 28 апреля 2022 года представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е. возражает против удовлетворения заявленных административных исковых требований, ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере рыночной стоимости не оспаривает.

В ходатайстве от 10 июня 2022 года представитель административного ответчика - управления Росреестра по Брянской области Казанская Ю.М. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях на административный иск от 25 апреля 2022 года представителем управления Росреестра по Брянской области Казанской Ю.М. указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается, а также не оспаривается представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов. Управление Росреестра по Брянской области административные исковые требования в части привлечения в качестве административного ответчика не признает, поскольку, как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.

В отзыве на административный иск от 28 апреля 2022 года представитель административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е. против удовлетворения заявленных требований возражает, ссылаясь на то, что полученный оценщиком результат рыночной стоимости спорных объектов не соответствует действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной не оспаривает.

В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов», представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» и заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Правительства Брянской области, Брянской городской администрации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости (часть 7, пункт 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.

Как следует из материалов административного дела, административному истцу ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

здание, назначение: нежилое, наименование: выставочный зал, площадью 1455,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: выставочный зал , площадью 490,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: А;

здание, назначение: нежилое, наименование: многофункциональный гараж, площадью 970 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: ангар под испытания и подготовки технических средств для инвалидов, площадью 860 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: здание для монтажа и проведения испытаний транспортно-подъемных устройств, площадью 729,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: здание для монтажа и испытаний гусенечных подъемников для инвалидов, площадью 345,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: заготовительный склад, площадью 323 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: павильон сборки транспортно-подъемных устройств для инвалидов, площадью 236 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: ;

здание, назначение: нежилое, наименование: цех по производству пельменей и макаронных изделий, площадью 701,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 1, кадастровый , местоположение: ;

помещение, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, площадью 58,8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , местоположение: ;

помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадью 145,7 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , местоположение: ;

помещение, назначение: жилое, наименование: квартира, площадью 166,5 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , адрес: .

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 февраля 2022 года № КУВИ-001/2022-13602057, № КУВИ-001/2022-13603956, № КУВИ-001/2022-13605865, № КУВИ-001/2022-13608546, № КУВИ-001/2022-13609784, № КУВИ-001/2022-13612569, № КУВИ-001/2022-13612636, № КУВИ-001/2022-13614058, №КУВИ-001/2022-13616580, № КУВИ-001/2022-13615313 и приказу управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498, кадастровая стоимость составляет: здание, кадастровый , местоположение: , - 15 358 784,11 руб.; здание, кадастровый , местоположение: А, - 15 745 291,87 руб.; здание, кадастровый , местоположение: , - 21 832 876,4 руб.; здание, кадастровый , местоположение: , - 11 684 268,8 руб.; здание, кадастровый , местоположение: , - 8 750 479,14 руб.; здание, кадастровый , местоположение: , - 4 279 283,54 руб.; здание, кадастровый , местоположение: , - 3 865 641,39 руб.; здание, кадастровый , местоположение: , - 5 971 892,68 руб.; здание, кадастровый , местоположение: , - составляет 11 295 492,89 руб.; помещение, кадастровый , местоположение: , - составляет 4 054 130,18 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 23 января 2020 года и 24 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) указанных объектов – 01 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости 1498 22.11.2019.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 февраля 2022 года № КУВИ-001/2022-13618435, № КУВИ-001/2022-13621770 и акту определения кадастровой стоимости объектов недвижимости ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» № 144_29.07.2020 от 12 августа 2020 года кадастровая стоимость помещения, кадастровый , местоположение: , составляет 2 481 306,49 руб.; помещения, кадастровый , адрес: , - 7 372 853,1 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 27 августа 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) данных объектов – 29 июля 2020 года. Дата начала применения кадастровой стоимости 29 июля 2020 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости 144_29.07.2020 12.08.2020.

В соответствии с требованиями статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, являются налогоплательщиками налога на имущество организаций.

Согласно части 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В силу требований части 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Таким образом, права и обязанности административного истца ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов», как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, и Общество вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении данных объектов рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов», оспаривая кадастровую стоимость указанных в административном иске объектов недвижимости, в обоснование заявленных требований представил отчет об оценке от 05 марта 2022 года № 4, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО6, согласно которому рыночная стоимость объектов оценки составляет: здание, назначение: нежилое, наименование: выставочный зал, площадью 1455,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , по состоянию на 01 января 2019 года - 12 324 000 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: выставочный зал , площадью 490,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: А, по состоянию на 01 января 2019 года - 6 331 000 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: многофункциональный гараж, площадью 970 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , по состоянию на 01 января 2019 года - 10 825 000 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: ангар под испытания и подготовки технических средств для инвалидов, площадью 860 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , по состоянию на 01 января 2019 года - 8 257 000 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: здание для монтажа и проведения испытаний транспортно-подъемных устройств, площадью 729,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , по состоянию на 01 января 2019 года - 7 008 000 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: здание для монтажа и испытаний гусенечных подъемников для инвалидов, площадью 345,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , по состоянию на 01 января 2019 года - 3 433 000 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: заготовительный склад, площадью 323 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , по состоянию на 01 января 2019 года - 2 994 000 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: павильон сборки транспортно-подъемных устройств для инвалидов, площадью 236 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , по состоянию на 01 января 2019 года - 2 407 000 руб.; здание, назначение: нежилое, наименование: цех по производству пельменей и макаронных изделий, площадью 701,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 1, кадастровый , местоположение: , пер.Кирпичный, , по состоянию на 01 января 2019 года - 5 740 000 руб.; помещение, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, площадью 58,8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , местоположение: по состоянию на 29 июля 2020 года - 998 000 руб.; помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадью 145,7 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , местоположение: , по состоянию на 01 января 2019 года - 2 425 000 руб.; помещение, назначение: жилое, наименование: квартира, площадью 166,5 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , адрес: , по состоянию на 29 июля 2020 года - 5 358 000 руб.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 20 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверяя представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, указанных в административном исковом заявлении, суд исходит из того, что согласно требованиям Федеральных стандартов оценки №№ 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки, ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата, перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Как следует из материалов административного дела, содержание представленного отчета об оценке от 05 марта 2022 года № 4, выполненного частнопрактикующим оценщиком ФИО6, свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценки оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, оценщиком учтено месторасположение спорных объектов, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных месту расположения объектов оценки.

Согласно статье 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости указанных в административном иске объектов недвижимости от 05 марта 2022 года № 4 выполнен оценщиком ФИО6, который является действительным членом саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, его деятельность по оценке застрахована.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Вместе с тем, доказательств, опровергающих указанный выше отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали обоснованность представленного отчета о рыночной стоимости спорных объектов, доказательств иного размера рыночной стоимости объектов не представили, ходатайств о назначении по делу экспертизы не заявляли.

Таким образом, оценивая представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года №№ 297, 298, 299, от 25 сентября 2014 года № 611, и находит его допустимым доказательством по делу, поскольку оценка рыночной стоимости объектов недвижимости произведена на основании исследования и анализа рынка недвижимости, расчет итоговой рыночной стоимости объектов недвижимости, кроме объекта с кадастровым сделан на основе результатов, полученных с использованием доходного подхода, объекта с кадастровым - на основе результатов, полученных с использованием сравнительного подхода, обоснованность применения которых надлежащим образом изложена в описательной части отчета.

На основании изложенного, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости спорных объектов, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости указанных в административном иске объектов недвижимости, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 05 марта 2022 года № 4, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО6, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» и установлении кадастровой стоимости:

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: выставочный зал, площадью 1455,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 12 324 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: выставочный зал , площадью 490,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 6 331 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: многофункциональный гараж, площадью 970 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 10 825 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: ангар под испытания и подготовки технических средств для инвалидов, площадью 860 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 8 257 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: здание для монтажа и проведения испытаний транспортно-подъемных устройств, площадью 729,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 7 008 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: здание для монтажа и испытаний гусенечных подъемников для инвалидов, площадью 345,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 433 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: заготовительный склад, площадью 323 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 994 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: павильон сборки транспортно-подъемных устройств для инвалидов, площадью 236 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 407 000 руб.;

объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: цех по производству пельменей и макаронных изделий, площадью 701,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 1, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 740 000 руб.;

объекта недвижимости - помещение, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, площадью 58,8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2020 года в размере 998 000 руб.;

объекта недвижимости - помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадью 145,7 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 425 000 руб.;

объекта недвижимости - помещение, назначение: жилое, наименование: квартира, площадью 166,5 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2020 года в размере 5 358 000 руб.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» обратилось в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 17 марта 2022 года (л.д.142).

Таким образом, датой подачи ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 17 марта 2022 года, т.е. дату его обращения в суд.

С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Доводы представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, изложенные в представленных возражениях на административный иск, о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здание, назначение: нежилое, наименование: выставочный зал, площадью 1455,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 12 324 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: выставочный зал , площадью 490,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 6 331 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: многофункциональный гараж, площадью 970 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 10 825 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: ангар под испытания и подготовки технических средств для инвалидов, площадью 860 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 8 257 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: здание для монтажа и проведения испытаний транспортно-подъемных устройств, площадью 729,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 7 008 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: здание для монтажа и испытаний гусенечных подъемников для инвалидов, площадью 345,5 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 433 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: заготовительный склад, площадью 323 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 994 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: павильон сборки транспортно-подъемных устройств для инвалидов, площадью 236 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 407 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: цех по производству пельменей и макаронных изделий, площадью 701,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 1, кадастровый , местоположение: равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 740 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - помещение, назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, площадью 58,8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2020 года в размере 998 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, площадью 145,7 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , местоположение: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 2 425 000 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - помещение, назначение: жилое, наименование: квартира, площадью 166,5 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж , кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2020 года в размере 5 358 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 марта 2022 года – дату обращения ООО «Центр технических средств профилактики и реабилитации инвалидов» с настоящим административным иском в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 29 июня 2022 года