Дело № 3а-87/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 06 июня 2016 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего
судьи областного суда Богородской Н.А.
при секретаре Чесаковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с решением Советского районного суда гор.Брянска от 19 февраля 2015 года аттестационная комиссия департамента здравоохранения Брянской области обязана в течение 10-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ФИО1 от 03 сентября 2014 года об аттестации на присвоение высшей квалификационной категории по специальности «фтизиатрия» в порядке и сроки, определенные приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 апреля 2013 года № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории», с департамента здравоохранения Брянской области в его пользу взыскано 200 руб. Решение суда вступило в законную силу, выданы исполнительные листы и по его просьбе направлены Советским районным судом гор.Брянска письмом № 319 от 30 апреля 2015 года в Советский районный отдел судебных приставов гор.Брянска УФССП по Брянской области. Постановлением судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства от 19 мая 2015 года исполнительный лист № 2-2560/2015 о взыскании 200 руб. возвращен без исполнения.
Отдел № 1 УФК по Брянской области письмом от 26 мая 2015 года также отказался исполнять решение суда о взыскании с департамента здравоохранения Брянской области имеющейся задолженности. Решение Советского районного суда гор.Брянска от 19 февраля 2015 года № 2-2560/15 в части возложения обязанности на аттестационную комиссию департамента здравоохранения Брянской области рассмотреть заявление ФИО1 об аттестации не исполнено. Никаких документов об исполнении решения суда в этой части ни от кого не имеет (ни от Советского районного отдела судебных приставов гор.Брянска УФССП по Брянской области, ни из департамента здравоохранения Брянской области).
Считает оскорбительным то обстоятельство, что решение суда, вступившее в законную силу, не исполняется. Является инвалидом, 200 руб. намерен потратить на приобретение лекарств, решение вопроса о его профессиональной квалификации имеет значение для рационального трудоустройства. Просит взыскать в его пользу за длительное неисполнение решения Советского районного суда гор.Брянска от 19 февраля 2015 года № 2-2560/15 компенсацию 100 000 руб.
В заявлении, поступившем в Брянский областной суд 23 мая 2016 года, ФИО1, ссылаясь на то, что глава 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет административному истцу более широкие права, чем предусмотрено Федеральным законом № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года, указал, что неисполнение судебного решения об обязании аттестационной комиссии департамента здравоохранения Брянской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть его заявление от 03 сентября 2014 года в соответствии с требованиями приказа Минздрава Российской Федерации № 240н, также требует соответствующей компенсации. Для принудительного исполнения в Советский районный отдел судебных приставов гор.Брянска были направлены исполнительные листы серии ФС № № и ФС № №, по исполнительному листу ФС № № исполнительное производство не возбудили, а по исполнительному листу ФС № № возбудили, но не окончили по сей день.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеются почтовое уведомление о вручении судебного извещения и расписка о его извещении о назначении судебного разбирательства. В заявлении от 23 мая 2016 года просит рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом положений статей 150, 152 и 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца ФИО1
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Брянской области Яськов С.Д. заявленные требования не признал, пояснив, что оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется, поскольку согласно представленному в УФК по Брянской области исполнительному листу ФС № № от 22 апреля 2015 года, выданному Советским районным судом гор.Брянска, о взыскании в пользу ФИО1 200 руб., должником по нему является департамент здравоохранения Брянской области. В УФК по Брянской области должнику, как получателю бюджетных средств, лицевых счетов не открыто, в связи с чем, взыскателю было разъяснено о возможности предъявления исполнительного листа по месту открытия лицевых счетов должника - в департамент финансов Брянской области. В соответствии с требованиями действующего законодательства неисполнение решения суда в части возложения на аттестационную комиссию департамента здравоохранения Брянской области обязанности по рассмотрению заявления ФИО1 об аттестации на присвоение высшей категории по специальности «фтизиатрия» не является основанием для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель департамента финансов Брянской области Галушко Д.В. иск не признал, пояснил, что заявление ФИО1 об исполнении решения суда от 19 февраля 2015 года поступило в департамент финансов Брянской области 03 июня 2015 года. 05 июня 2015 года департаментом финансов Брянской области было направлено уведомление в департамент здравоохранения Брянской области о поступлении исполнительного документа и необходимости представления информации об источниках образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа, применительно к бюджетной классификации текущего финансового года, а также представления платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного или частичного исполнения требований исполнительного документа. 11 июня 2015 года департамент здравоохранения Брянской области указал код бюджетной классификации, по которому планировалось погасить указанную задолженность. При внесении изменений в сводную бюджетную роспись и предоставлении платежного поручения, указанная в исполнительном документе денежная сумма в размере 200 руб., платежным поручением от 17 июня 2015 года была перечислена на счет, указанный взыскателем. Исполнительные действия по исполнению судебного решения совершены в установленный законом 3-х месячный срок.
Представитель департамента здравоохранения Брянской области Латышева О.В. иск не признала, пояснив, что решение Советского районного суда гор.Брянска от 19 февраля 2015 года в части взыскания в пользу ФИО1 расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. департаментом здравоохранения Брянской области исполнено, указанная денежная сумма перечислена в пользу взыскателя 18 июня 2015 года согласно платежному поручению от 17 июня 2015 года. Исполнить указанное решение суда в части возложения на департамент здравоохранения Брянской области обязанности по рассмотрению заявления ФИО1 от 03 сентября 2014 года о проведении аттестации, не представляется возможным, поскольку в департаменте здравоохранения Брянской области аттестационные документы ФИО1 на присвоение высшей квалификационной категории по специальности «фтизиатрия» отсутствуют, т.к. поступившие 09 сентября 2014 года документы ФИО1 о проведении аттестации были возвращены заявителю и повторно ФИО1 в аттестационную комиссию не представлены.
Судебный пристав-исполнитель Советского районного отдела судебных приставов гор.Брянска УФССП России по Брянской области Ткаченко М.А. требования ФИО1 не признала, полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, т.к. постановлением судебного пристава-исполнителя от 19 мая 2015 года в возбуждении исполнительного производства по исполнению исполнительного листа о взыскании с департамента здравоохранения Брянской области в пользу ФИО1 200 руб. было отказано в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поскольку департамент здравоохранения Брянской области является бюджетным учреждением, обращение взыскания на денежные средства бюджетной системы Российской Федерации регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации. В остальной части исполнение решения суда от 19 февраля 2015 года не предусматривает обращение взыскания на бюджетные средства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
В силу разъяснений, изложенных в подпункте «б» пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», Закон о компенсации, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе: по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (далее - публично-правовое образование) о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц; по административным исковым заявлениям, заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования; по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности (далее - иск к публично-правовому образованию); возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (далее - иск о возложении обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц); по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления.
Под денежным обязательством согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Согласно пункту 55 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу требований пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Судом установлено, что решением Советского районного суда гор.Брянска от 19 февраля 2015 года частично удовлетворено заявление ФИО1 о признании незаконными действий (бездействий) департамента здравоохранения Брянской области по рассмотрению заявления о проведении аттестации. Суд обязал аттестационную комиссию департамента здравоохранения Брянской области в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление ФИО1 от 03 сентября 2014 года об аттестации на присвоение высшей категории по специальности «фтизиатрия» в порядке и сроки, определенные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории». С департамента здравоохранения Брянской области в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Указанное решение суда вступило в законную силу 26 марта 2015 года.
20 апреля 2015 года в Советский районный суд гор.Брянска поступило заявление ФИО1 о выдаче исполнительного листа по указанному решению суда.
30 апреля 2015 года исполнительные листы серии ФС № по делу № 2-2560 (2015) от 19 февраля 2015 года о признании незаконными действий (бездействий) департамента здравоохранения Брянской области и серии ФС № по делу № 2-2560(2015) от 19 февраля 2015 года о взыскании с департамента здравоохранения Брянской области расходов по уплате госпошлины направлены в Советский районный отдел судебных приставов гор.Брянска УФССП по Брянской области.
Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя Советского РОСП гор.Брянска Ткаченко М.А. от 19 мая 2015 года в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа № 2-2560/2015 от 22 апреля 2015 года, выданного Советским районным судом гор.Брянска по делу, вступившему в законную силу 26 марта 2015 года, о взыскании с департамента здравоохранения Брянской области в пользу ФИО1 200 руб., отказано на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», т.к. данный исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, поскольку должник – департамент здравоохранения Брянской области является бюджетным учреждением, обращение взыскания на денежные средства бюджетной системы Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Исполнительный документ направлен ФИО1
Согласно уведомлению о возврате исполнительного документа от 26 мая 2015 года отделом № 1 Управления Федерального казначейства по Брянской области ФИО1 возвращен исполнительный документ серии ФС №, выданный 22 апреля 2015 года Советским районным судом гор.Брянска на основании решения от 19 февраля 2015 года по делу № 2-2560 (2015), в связи с отсутствием лицевого счета должника в Управлении Федерального казначейства по Брянской области, и разъяснена возможность его предъявления по месту открытия лицевых счетов – в департамент финансов Брянской области.
03 июня 2015 года в департамент финансов Брянской области поступило заявление ФИО1, в котором заявитель просил исполнить решение Советского районного суда гор.Брянска от 19 февраля 2015 года, приложив к заявлению решение суда и исполнительный лист серии ФС №, выданный Советским районным судом гор.Брянска 22 апреля 2015 года о взыскании с департамента здравоохранения Брянской области в его пользу расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.
05 июня 2015 года департаментом финансов Брянской области направлено уведомление в департамент здравоохранения Брянской области о поступлении указанного исполнительного документа и необходимости предоставления информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа, применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требования исполнительного документа; при отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, заверенную копию запроса – требования главному распорядителю (распорядителю) о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Указанное уведомление получено департаментом здравоохранения Брянской области 10 июня 2015 года.
11 июня 2015 года департаментом здравоохранения Брянской области направлена соответствующая информация в департамент финансов Брянской области о погашении образовавшейся задолженности в размере 200 руб.
На основании платежного поручения № от 17 июня 2015 года на расчетный счет ФИО1, указанный им в заявлении при обращении в департамент финансов Брянской области, 18 июня 2015 года перечислена денежная сумма в размере 200 руб. согласно исполнительному листу ФС № от 22 апреля 2015 года.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным истцом не представлено.
Таким образом, судом установлено, что с момента поступления в департамент финансов Брянской области (03 июня 2015 года) исполнительного листа о взыскании с департамента здравоохранения Брянской области в пользу ФИО1 200 руб. до момента исполнения исполнительного документа (18 июня 2015 года) общая продолжительность исполнения указанного судебного акта составляет 15 дней.
На основании изложенного, учитывая, что решение суда о взыскании с департамента здравоохранения Брянской области в пользу ФИО1 расходов по уплате госпошлины в размере 200 руб. исполнено ответчиком в установленный законом срок, оснований для удовлетворения требований ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Советского районного суда гор.Брянска от 19 февраля 2015 года в данной части не имеется.
Требования ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Советского районного суда гор.Брянска от 19 февраля 2015 года в части возложения обязанности на департамент здравоохранения Брянской области по рассмотрению его заявления об аттестации, не исполненного до настоящего времени, суд находит необоснованными, т.к. решение Советского районного суда гор.Брянска от 19 февраля 2015 года в данной части не предусматривает обращения взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований административного истца о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение указанного судебного акта в разумный срок в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 - 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Брянского областного суда Н.А.Богородская