ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-87/17 от 12.10.2017 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2017 г. г. Улан-Удэ

Судья Верховного суда Республики Бурятия Тубденова Ж.В., при секретаре Черепановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Савельева А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

У С Т А Н О В И Л А:

Представитель административного истца Колесникова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка ..., в размере его рыночной стоимости – 5821416,59 руб.

В обоснование требований указывала, что Савельев А.В. является собственником вышеназванного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 г. установлена в размере 16012524,96 руб., что значительно превышает его рыночную стоимость, определенную ... в размере 5821416,59 руб.

В суде представитель административного истца Колесникова Е.А. административный иск поддержала, просила установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 г. в размере его рыночной стоимости – 5821416,59 руб.

Представитель Администрации г.Улан-Удэ Манзарова Т.Н. административный иск не признала.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Николаева Н.Б. оставила разрешение иска на усмотрение суда.

Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Комлочук Н.С. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители Правительства Республики Бурятия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Бурятия в суд не явились.

В соответствии с ч.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В соответствии с п.п.1 и 5 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что Савельеву А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок .... Право собственности подтверждено свидетельством о государственной регистрации права ..., выданным Управлением Росреестра по Республике Бурятия.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровой справке, выданных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – административные и офисные здания, объекты сервисного обслуживания населения, стоянки для легковых автомобилей, объекты инженерной инфраструктуры. В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.01.2016 №2 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Республике Бурятия" государственная кадастровая оценка указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 16012542,96 руб.

Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с отчетом об оценке ... от 24.10.2016 г. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 г. равна 5821416,59 руб.

Оценщик ... является членом саморегулируемой организации оценщиков – Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Ассоциации Российских магистров оценки».

Отчет оценщика является относимым и допустимым доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка.

Оценщиком проанализированы предложения на дату проведения оценки по выставленным на продажу земельным участкам. Отчет содержит подробное описание проведенного исследования, использованного метода.

Определение рыночной стоимости земельного участка проведено после проведения исследования оцениваемого земельного участка, 3 объектов-аналогов земельных участков в <...>, с определением стоимости объекта оценки путем сравнительного подхода, основных характеристик рынка недвижимости, с идентификацией и описанием оцениваемого земельного участка. Оценщиком применена корректировка на цену предложения в размере 14%.

Согласно заключению оценщика объектами-аналогами послужили наиболее близкие по характеристикам к объекту оценки земельные участки, расположенные в <...>, где и находится оцениваемый земельный участок, исходя из доступной для анализа информации о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

В судебном заседании оценщик ... подтвердил, что рыночная стоимость объекта оценки определена методом сравнения продаж, объекты аналоги, наиболее схожие по характеристикам с оцениваемым земельным участком, находятся в радиусе 500 метров от объекта оценки. При оценке применена единственная корректировка на цену продажи в размере 14%. Корректировка на наличие коммуникаций не применена, поскольку возможности подключения к инженерным коммуникациям у земельных участков равные. В целях исключения двойного налогообложения стоимость улучшений земельного участка в виде коммуникаций не учитывается в составе стоимости оцениваемого земельного участка. Согласно ст. 20 ФСО №7 застроенный земельный участок оценивается как незастроенный. Коммуникации являются самостоятельными объектами налогообложения по налогу на имущество.

Доказательств, опровергающих вышеуказанную рыночную стоимость земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено. Тем самым, суд приходит к выводу о признании административного иска обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца в суд с настоящим иском – 28 августа 2017 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Савельева А.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка ... в размере его рыночной стоимости, равной 5 821416,59 руб., по состоянию на 01.01.2015 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 28 августа 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ж.В. Тубденова