ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-87/18 от 11.07.2018 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-87/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 11 июля 2018 года

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Бобылевой Л.Н.

при секретаре Денисовой К.А.

с участием прокурора Дзех К.А.

представителей административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Клетнянского районного потребительского общества о признании недействующими пунктов 85, 111, 123, 124, 125, 127, 132 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клетнянского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1263 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2017 года № 1200)

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1263 (далее –Приказ) определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клетнянского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Данный приказ действует в редакции приказов управления имущественных отношений Брянской области от 19 июля 2017 года № 767, от 01 сентября 2017 года № 931, от 30 октября 2017 года № 1200.

В Перечень включены, в том числе, следующие объекты недвижимого имущества:

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 85 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 111 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 123 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 124 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 125 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 127 Перечня);

– здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 132 Перечня).

Представитель Клетнянского районного потребительского общества обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с 1 января 2017 года пунктов 85, 111, 123, 124, 125, 127, 132 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клетнянского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1263 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2017 года № 1200), ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимости, включенные в Перечень, полностью не эксплуатируются и не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Кроме того, нарушена процедура принятия оспариваемого акта, регламентированная постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в целях налогообложения» (далее – Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений), мотивируя тем, что в нарушение пунктов 4, 5, 6, 9, 10 указанного Порядка обследование объектов недвижимости рабочей группой администрации Клетнянского района не проводилось, акты не составлялись и вид фактического использования спорных объектов управлением имущественных отношений Брянской области не определен, проект Перечня не рассматривался на заседании межведомственной комиссии. Несмотря на это, спорные объекты включены в Перечень, что влечет неправомерную обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в иске, пояснив, что с учетом положений п. 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расчет 20% площади объектов, имеющих назначение «торговые» должен производиться исходя из фактического использования площадей для торговли, поскольку расчет площади по технической документации ставит в неравные условия осуществления хозяйственной деятельности субъектов экономической деятельности.

Представитель административного ответчика ФИО2 иск не признала, пояснив, что оспариваемый Приказ управления имущественных отношений Брянской области принят уполномоченным органом. Объекты недвижимости включены в Перечень с соблюдением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, а также с учетом рекомендаций межведомственной комиссии. Отсутствие актов обследования объектов недвижимости, при наличии сведений из Государственного кадастра недвижимости, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, содержащих информацию о назначении и наименовании зданий, не препятствовало управлению имущественных отношений Брянской в рамках полномочий утвердить Приказ об определении Перечня.

Представитель заинтересованного лица Правительства Брянской области ФИО3 надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. С учетом положений статей 150, 152 и части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Участвуя в ранее состоявшемся судебном заседании, представитель Правительства Брянской области возражала против удовлетворения заявленных требований, мотивируя тем, что оспариваемый Перечень принят уполномоченным органом с соблюдением Порядка, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, на основании информации в отношении объектов недвижимости, полученной в рамках межведомственного взаимодействия.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Брянской области от 03 октября 2016 года № 76-З) на территории Брянской области с 01 января 2017 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.

Согласно статье 1.1. указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий Перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года № 307-ФЗ).

Согласно положению об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденному указом Губернатора Брянской области от 15 декабря 2015 года № 318, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области.

Управление в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты (пункт 1.3 Положения).

В соответствии с указом Губернатора Брянской области от 26 мая 2016 года № 186 «О внесении изменений в Положение об управлении имущественных отношений Брянской области» и пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1263 определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клетнянского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1263 размещен (опубликован) на «Официальном интернет - портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru/). Дата опубликования 31 октября 2016 года, номер опубликования 3201201610310001 (том 2 л.д.6-7).

На момент рассмотрения дела указанный приказ действует в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2017 года № 1200, который опубликован на «Официальном интернет - портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru/) 02 ноября 2017 года, номер опубликования 3201201711020002 (том 2 л.д. 109-116).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Таким образом, Приказ управления имущественных отношений Брянской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клетнянского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования, вступил в силу.

В Перечень включены, в том числе спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Клетнянскому районному потребительскому обществу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, , , , , от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что назначение объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , нежилое здание, наименование магазин. Два других здания с кадастровыми номерами , имеют назначение нежилое (том 1 л.д. 63-69).

Проверяя содержание Перечня в части оспариваемых объектов на предмет его соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент включения принадлежащих административных истцу зданий в Перечень) установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в действующей до 1 января 2017 года редакции определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

До утверждения на федеральном уровне порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Пунктами 4, 5 указанного Порядка определено, что информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме:

1) межведомственного взаимодействия Управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области;

2) запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества;

3) обследований объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 указанного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - рабочие группы органов местного самоуправления и органы местного самоуправления соответственно), информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса: копия кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества; копия кадастрового паспорта земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; кадастровая выписка об объекте недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен указанный объект недвижимого имущества; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении собственника (собственников) объекта недвижимого имущества; копии правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества в случае, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в ЕГРП; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копия разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

К указанным документам также могут быть приложены фото- и видеоматериалы (в случае осуществления фото- и видеосъемки) объекта недвижимого имущества.

Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом данных кадастровых паспортов соответствующих объектов недвижимости, документов технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости или фактического использования здания.

Как установлено судом спорные объекты недвижимости были включены в Перечень согласно фрагментам первоначальной выборки из сведений Государственного кадастра недвижимости исходя из назначения и наименования объектов капитального строительства – нежилое здание, магазин (том 2 л.д. 76).

Проверяя обоснованность доводов административного истца о несоответствии спорных объектов недвижимости предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признакам объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, с учетом документов технической инвентаризации, а также сведений о разрешенных видах использования земельных участков, суд приходит к следующему.

Объект с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту является зданием магазина (т. 1 л.д. 90-96).

Общая площадь здания <данные изъяты> кв.м., что соответствует площади здания, указанной в выписке из Единого государственного реестра недвижимости. Площадь торгового зала, предназначенная для осуществления торговой деятельности, составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает 20% общей площади этого здания (т. 2 л.д. 67).

Согласно договорам аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , вид разрешенного использования – для торгового обслуживания населения, что также соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 154-158, т. 2 л.д. 206-213).

Объект с кадастровым номером по адресу: <адрес> согласно техническому паспорту является зданием магазина (т. 1 л.д. 103-109).

Общая площадь здания <данные изъяты> кв.м., что соответствует площади здания, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости. Площадь торгового зала, предназначенная для осуществления торговой деятельности, составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает 20% общей площади этого здания (том 1 л.д. 69, т. 2 л.д. 62).

Согласно договорам аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , вид разрешенного использования – для торгового обслуживания населения, что также соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 144-148, т. 2 л.д. 214-221).

Объект с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту является зданием магазина (т. 1 л.д. 83-89).

Общая площадь здания <данные изъяты> кв.м., что соответствует площади здания, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости. Площадь торгового зала, предназначенная для осуществления торговой деятельности, составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает 20% общей площади этого здания (том 1 л.д. 67, т. 2 л.д. 63).

Согласно договорам аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , вид разрешенного использования – для торгового обслуживания населения, что также соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 129-133, т. 2 л.д. 222-229).

Объект с кадастровым номером по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту является зданием магазина (т. 1 л.д. 97-102).

Общая площадь здания <данные изъяты> кв.м., что соответствует площади здания, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права от от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости. Площадь торгового зала, предназначенная для осуществления торговой деятельности, составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает 20% общей площади этого здания (том 1 л.д. 68, т. 2 л.д. 65).

Согласно договорам аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , вид разрешенного использования – для торгового обслуживания населения, что также соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 124-128, т. 2 л.д. 230-237).

Объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> согласно техническому паспорту является зданием магазина (т. 1 л.д. 70-76).

Общая площадь здания <данные изъяты> кв.м., что соответствует площади здания, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости. Площадь торгового зала, предназначенная для осуществления торговой деятельности, составляет <данные изъяты> кв.м., что не превышает 20% общей площади этого здания (том 1 л.д. 66, т. 2 л.д. 64).

Согласно договорам аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , вид разрешенного использования – для торгового обслуживания населения, что также соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. (т. 1 л.д. 134-138, т. 2 л.д. 238-245).

Объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, согласно техническому паспорту является зданием магазина (т. 1 л.д. 110-116).

Общая площадь здания <данные изъяты> кв.м., что соответствует площади здания, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости. Площадь торговых залов, предназначенная для осуществления торговой деятельности, составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает 20% общей площади этого здания (т. 1 л.д. 65, т. 2 л.д. 66).

Согласно договорам аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , вид разрешенного использования – для торгового обслуживания населения, что также соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 139-142, т. 2 л.д. 246-253).

Объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес><адрес>, согласно техническому паспорту является зданием магазина (т. 1 л.д. 149-153).

Общая площадь здания <данные изъяты> кв.м., что соответствует площади здания, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости. Площадь торгового зала, предназначенного для осуществления торговой деятельности, составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает 20% общей площади этого здания (т. 1 л.д. 63, т. 2 л.д. 68).

Согласно договорам аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером вид разрешенного использования – для торгового обслуживания населения, что также соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 149-153, т. 2 л.д. 254-261).

Таким образом, согласно документам технической инвентаризации указанных объектов недвижимости, сведениям государственного реестра недвижимости площади помещений, имеющих назначение "торгового зала", превышают 20% общей площади объекта, что в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является достаточным основанием для включения спорных объектов в Перечень, за исключением здания с кадастровым номером по адресу: <адрес> (пункт 125 Перечня).

При этом все спорные объекты недвижимости, в том числе и здание с кадастровым номером , расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых – для торгового обслуживания населения.

Административный истец не оспаривает, что за указанный в документах период времени вид разрешенного использования земельных участков не изменялся.

Как следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исходя из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид 4.4 "магазины", является самостоятельными видом разрешенного использования земельного участка.

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".

Вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные объекты, соответствует пункту 1.2.5 названных Методических указаний - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", поскольку предусматривает размещение торговых объектов, к которым, в частности, относятся здания магазинов.

Учитывая данные обстоятельства включение спорных объектов в Перечень, в том числе и здания с кадастровым номером по адресу: <адрес> (пункт 125 Перечня) не противоречит требованиям подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из комиссионных актов обследования указанных зданий, составленных по состоянию на 24 ноября 2016 года, следует, что здания не используются, соответствующий раздел об использовании не менее 20 процентов площади здания под размещение офисов, торговых объектов, общественного питания или бытового обслуживания не заполнен (т. 1 л.д. 117-123).

Доводы административного истца о возможности включения в Перечень зданий предназначенных для торговли только при условии их фактического использования и определении 20% для размещения торговых объектов с учетом фактического использования площади объекта недвижимого имущества, а не по документам, суд находит несоответствующими положениям пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому критерием признания объекта недвижимости торговым центром является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности предназначение или фактическое использование в целях размещения торговых объектов.

Из позиции административного ответчика следует, что из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорные объекты недвижимости включены в Перечень исходя из предназначения зданий для использования в целях размещения торгового объекта. В данном случае спорные здания были включены в Перечень не по виду их фактического использования, а по назначению.

Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, спорные здания соответствуют признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, они подлежали включению в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.

Доводы представителя административного истца о невозможности использования объектов в целях торговли ввиду ненадлежащего технического состояния зданий не являются основанием для исключения из Перечня, поскольку в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Уплата налогов является одной из обязанностей собственника имущества. Объектами налогообложения для организаций является имущество, учтенное на балансе в качестве основных средств, спорные объекты значатся на балансе административного истца в качестве основных средств и с учетом вышеуказанных обстоятельств являются объектами налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Закон Брянской области «О налоге на имущество организаций» не содержит каких-либо особенностей в отношении неэксплуатируемых объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Кроме того, вопреки доводам представителя административного истца постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в целях налогообложения» не введен иной правой механизм определения объектов недвижимости, подлежащих включению в Перечень.

Из преамбулы данного постановления следует, что оно издано в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и из положений постановления не следует, что при формировании Перечня требуется совокупность условий, предусмотренных пунктом 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах фактическое использование зданий правового значения для настоящего административного дела не имеет, поскольку данное обстоятельство не служило и не служит основанием для включения спорных зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущество.

Доводы административного истца о нарушении процедуры формирования и определения Перечня, установленной постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения» (далее – Порядок), также не являются основанием для удовлетворения иска.

Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2, пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 Порядка).

В соответствии с пунктом 2 Порядка Перечень объектов недвижимого имущества определяется уполномоченным органом исполнительной власти – управлением имущественных отношений Брянской области.

Обследование объектов недвижимого имущества проводят рабочие группы органов местного самоуправления и по результатам обследования составляется акт (пункты 7, 7.6 Порядка).

Постановлением Правительства Брянской области главам администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области было рекомендовано создать рабочие группы по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, для подготовки предложений по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в уполномоченный орган – управление имущественных отношений Брянской области.

По результатам определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества управление имущественных отношений Брянской области формирует проект Перечня, обеспечивает его рассмотрение межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - межведомственная комиссия) в срок не позднее 15 октября года, предшествующего наступлению налогового периода, на который формируется перечень (пункт 9).

Межведомственная комиссия в срок до 25 декабря года, предшествующего наступлению налогового периода, на который формируется перечень, рассматривает проект перечня и готовит рекомендации управлению имущественных отношений Брянской области по включению, невключению конкретных объектов недвижимого имущества в Перечень или уточнению сведений о фактическом использовании общей площади объекта недвижимого имущества на основании актов обследований, проводимых рабочими группами органов местного самоуправления (пункт 10).

Управление имущественных отношений Брянской области с учетом рекомендаций межведомственной комиссии определяет на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций Перечень и ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего наступлению налогового периода, на который формируется Перечень: направляет его в электронной форме в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области; размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://uprio.ru);на официальном сайте Правительства Брянской области (http://bryanskobl.ru) не позднее 1 ноября года, предшествующего указанному налоговому периоду; перечень утверждается приказом управления имущественных отношений Брянской области (пункт 11).

Исходя из взаимосвязи приведенных выше правовых положений пункта 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об отнесении к торговым центрам зданий исходя из их предназначения для использования или фактического использования в целях размещения торговых объектов, а также пунктов 3, 4 Порядка определения фактического использования зданий об информационной базе и мероприятиях по определению Перечня следует, что формирование проекта Перечня и его определение управлением имущественных отношений Брянской области возможно на основании информации о назначении объектов недвижимости, полученной в порядке межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Вопреки доводам административного истца определение вида фактического использования здания и наличие акта обследования не является обязательным условием для решения вопроса о включении объектов недвижимости в Перечень.

Отсутствие документов технического учета, кадастрового паспорта на спорные объекты недвижимости на момент формирования и определения Перечня не доказывает факт незаконности включения объектов в Перечень.

Как следует из материалов дела на заседании межведомственной комиссии по рассмотрении вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, состоявшемся 23 сентября 2016 года, обсуждались вопросы межотраслевого значения для формирования позиции по критериям включения в Перечень объектов недвижимости, а также иных проблемах по составлению Перечня.

Как установлено в судебном заседании данные рекомендации межведомственной комиссии, в том числе по включению в Перечень неиспользуемых объектов недвижимости, учитывались административным ответчиком при определении Перечня.

Отсутствие рекомендаций межведомственной комиссии по оспариваемому Перечню не свидетельствует о нарушении процедуры определения Перечня, поскольку норма, содержащаяся в пункте 11 Порядка определения фактического использования зданий носит для административного ответчика рекомендательный характер, соответственно отсутствие рекомендации не препятствовало определению Перечня управлению имущественных отношений Брянской области в рамках своих полномочий.

Приказ об определении Перечня объектов недвижимого имущества принят и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленные сроки.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 19 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что существенных нарушений при формировании и определении оспариваемого Перечня управлением имущественных отношений Брянской области не допущено.

Учитывая, что Перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, представляет собой особую форму регионального нормативного правового акта, принятие которого предусмотрено федеральным законодателем в целях доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом, суд находит несостоятельной ссылку административного истца на статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вводимые налоги должны учитывать фактическую способность субъекта на его уплату.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Клетнянского районного потребительского общества.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного искового заявления Клетнянского районного потребительского общества о признании недействующими пунктов 85, 111, 123, 124, 125, 127, 132 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клетнянского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1263 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 октября 2017 года № 1200) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева