ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-87/19 от 01.04.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-87/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 01 апреля 2019 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Епифанцевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании совершить действия,

установил:

ФИО1 обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – птичника №6 с кадастровым номером по адресу: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости – <данные изъяты> руб. и обязании внести сведения об установленной кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, указав, что является собственником объекта недвижимости птичник №6. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости составляет <данные изъяты> руб., что существенно превышает его рыночную стоимость и нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств (л.д.14).

В письменном отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области обращено внимание на то, что из отчета не представляется возможным установить, какие именно значения сроков экономической жизни и эффективных возрастов использовались для расчета, а также не указаны источники информации о корректировке удельных весов конструктивных элементов здания. Разрешение требования в части установления кадастровой стоимости равной рыночной оставляется на усмотрение суда, в части требования об обязании внести сведения в ЕГРН следует отказать (л.д.110).

В письменном отзыве административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области указано, что объект недвижимости с кадастровым номером вошел в перечень объектов оценки и прошел пообъектную оценку, кадастровая стоимость которого утверждена Постановлением №257. самостоятельных возражений по существу заявленных требований не имеется (л.д.101).

Заинтересованным лицом администрацией муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области направлено ходатайство, в котором изложена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, разрешение заявленных требований оставляется на усмотрение суда (л.д.95).

В судебное заседание представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованного лица администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Просила удовлетворить заявленные требования и установить рыночную стоимость в размере согласно отчету об оценке.

Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО3 в судебном заседании сообщила, что разрешение требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 29.10.2015 N 102-оз «О единой дате начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 N 257.

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Судом установлено, что 27.10.2014 за Куренным О.А. зарегистрировано право собственности на нежилое помещение – птичник №6 с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.21).

Из выписки из ЕГРН от 19.10.2018 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. Дата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – 08.07.2012 (л.д.22).

Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке от 18.01.2019 № 001-07560-18 следует, что по состоянию на 08.07.2012 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. (л.д.29).

Отчет составлен Г, членом Ассоциации саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков «НКСО», имеющей стаж работы в области оценочной деятельности с 2010 г. (л.д.31-32).

В соответствии со ст.247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В силу ст.248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной административным истцом рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках – Правительстве Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Ленинградской области.

Суд, исследовав отчет об оценке от 18.01.2019 № 001-07560-18 и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что отчет отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования,

Из отчета об оценке от 18.01.2019 № 001-07560-18 следует, что для определения рыночной стоимости земельного участка оценщик применил сравнительный и затратный подходы.

Оценщиком проанализирован рынок коммерческой недвижимости, аналогичных оцениваемому, и выбрано 4 объектов, наиболее схожих по характеристикам с оцениваемым, для использования в качестве объектов-аналогов.

К отобранным объектам-аналогам сделаны корректировки на дату сделки, торг, площадь, местоположение, инженерную оснащенность, этажность. Расчетная величина физического износа составила 31,88%, величина функционального износа принята равной 0. Размеры корректировок в отчете обоснованы, приведены ссылки на соответствующие источники информации.

Допрошенная в качестве свидетеля оценщик Г пояснила, что размер физического износа объекта оценки определен для каждого из конструктивных элементов здания с учетом срока службы и коэффициента условий эксплуатации.

Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные в отчете об оценке выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости согласно отчету об оценке от 18.01.2019 № 001-07560-18.

Требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости удовлетворению не подлежат, так как в силу положений ст.24.20 Федерального закона №135-ФЗ названная обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Следовательно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения данного требования отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании совершить действия удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости (птичник № 6) с кадастровым номером по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 08 июля 2012 года, на период с 1 января 2019 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером считать 25 февраля 2019 года.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Ленинградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2019 г.