ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-87/20 от 20.05.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 3а-87/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 20 мая 2020 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.

при секретаре Кротковой Ю.В.

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город» по доверенности Гадючко Н.В., административного ответчика Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области по доверенности Макшанцевой Н.В., заинтересованного лица администрации города Собинки Владимирской области по доверенности Роговой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город» о признании не действующим со дня принятия пункта 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» приложения «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» к Порядку определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, утвержденному решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 «О Порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 23 января 2019 года № 9/1),

УСТАНОВИЛ:

решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 «О Порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (далее также - решение Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1) утверждён Порядок определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка (далее также - Порядок), являющийся вместе с Таблицей ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка (далее также - Таблица ставок), приложением к названному решению Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (т.1, л.д.170-173).

Нормативный правовой акт официально опубликован в издании «Доверие» № 8 (11066) 4 февраля 2014 года и размещён на сайте муниципального образования, начало его действия с даты официального опубликования (т.1, л.д.216,217).

Пунктом 11 Таблицы ставок к Порядку была установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани, оказывающие социальные льготы» в размере «0,1».

В дальнейшем в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения.

Так решениями Совета народных депутатов города Собинки от 28 января 2015 года № 10\1 и от 25 февраля 2015 года № 23/2 устанавливалась одинаковая ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания» и «Бытовое обслуживание» соответственно, описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани, оказывающие социальные льготы», в размере «0,11», решением Совета народных депутатов города Собинки от 2 марта 2016 года № 19/3 устанавливалась ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «15,0», а решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 22 марта 2017 года № 34/7 устанавливалась ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «17,4».

Решением Владимирского областного суда от 4 мая 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2018 года, был признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «17,4» Таблицы ставок, Порядка, утверждённого решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7) (т.1, л.д.14-21, т.2, л.д.47-52).

Решением Совета народных депутатов города Собинки от 23 января 2019 года № 9/1 «О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Собинки от 29 января 2014 № 9/1 «О Порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (в редакции решений от 2 марта 2017 года № 34/7, от 24 января 2018 года № 6/1)» (далее также - решение Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1) пункт 3.3 Таблицы ставок, был изложен в новой редакции, в соответствии с которой установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» (т.1, л.д.174-175).

Решение Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, в котором указано, что оно вступает в силу с момента официального опубликования в газете «Голос Собинки» и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года, официально опубликовано в издании «Голос Собинки» № 1 (20) 30 января 2019 года и размещено на сайте муниципального образования (т.1, л.д. 217,248).

Вместе с тем приложение к решению Совета народных депутатов города Собинки от 29 января 2014 года № 9/1, в том числе Таблица ставок, а, следовательно, и пункт 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» названной Таблицы к Порядку, утверждённому решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, именно в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, которое вступило в силу с 30 января 2019 года и распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года, фактически прекратило своё действие, в связи с принятием решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 19 февраля 2020 года № 11/2 «О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Собинки от 29 января 2014 года № 9/1 «О Порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования города Собинки» (в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 № 9/1)», вступившим в силу с момента официального опубликования 28 февраля 2020 года в газете «Голос Собинки» № 3 (35), и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, которым в новой редакции изложено приложение к решению Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 - Таблица ставок, а, следовательно, и пункт 3.3, устанавливающий, в том числе ставку от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» (т.1,л.д.191-215,217,249-252).

17 марта 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город» (далее также - ООО «УК «Чистый город»), являющееся с августа 2013 года арендатором земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования город Собинка Владимирской области, обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, уточнённым на стадии его принятия, о признании не действующим со дня принятия пункта 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» приложения - Таблицы ставок к Порядку, утвержденному решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1) (т.1, л.д.2-8,106-109).

В обоснование ООО «УК «Чистый город» указало на то, что применение оспариваемой нормы влечёт существенное повышение размера арендной платы и не согласуется с принципами экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений и учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, закрепленными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, как арендатора земельного участка, находящегося в собственности названного муниципального образования. По мнению административного истца, устанавливая ставку от кадастровой стоимости земельного участка в размере «15,0», после признания решением Владимирского областного суда от 4 мая 2018 года недействующим пункта 3.3, в части установления ставки в размере «17,4», в редакции решения Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7, административный ответчик злоупотребляет правом.

В судебном заседании представитель ООО «УК «Чистый город» по доверенности Гадючко Н.В. поддержала административный иск с учётом уточнений по изложенным в нём основаниям. Подтвердила, что заявленные требования фактически сводятся к оспариванию пункта 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «15,0» приложения - Таблицы ставок, к Порядку, утвержденному решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, но именно в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, которая хотя и утратила силу, но продолжает применяться к административному истцу, о чём свидетельствует наличие в Арбитражном суде Владимирской области иска комитета по управлению имуществом города Собинки о взыскании с ООО «УК «Чистый город» задолженности по арендной плате, том числе за 2019 год, при расчёте которой применялась ставка, утверждённая решением Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, и пени. При этом указала, что полномочия Совета народных депутатов города Собинки на издание оспариваемого в части нормативного правового акта, форму (вид) в которой он принят, предусмотренные правила введения его в действие, в том числе правила опубликования, административный истец не оспаривает.

Административный ответчик Совет народных депутатов города Собинки Владимирской области и заинтересованное лицо администрация города Собинки Владимирской области в своих письменных возражениях (т.1, л.д.167-169, т.2, л.д.31-33) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании их представителями по доверенностям Макшанцевой Н.В. и Роговой М.Ю., соответственно, не согласились с заявленными требованиями, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Совета народных депутатов города Собинки, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, порядок его принятия не нарушен. При определении размера оспариваемой ставки, учитывался диапазон ставок, установленных постановлением Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969, утвердившим Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Владимирской области, в соответствии с которым для земельных участков с таким же видом разрешенного использования, что и земельный участок, находящийся в аренде у административного истца, ставка устанавливается в размере от «0,1 до 50,0». Ставка была установлена на уровне 2016 года. Поскольку на момент обращения ООО «УК «Чистый город» с настоящим административным иском в суд, оспариваемый в части нормативный правовой акт в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1 прекратил своё действие, в связи с принятием решения Совета народных депутатов от 19 февраля 2020 года № 11/2, которым в новой редакции изложена Таблица ставок, считали необходимым прекратить производство по настоящему административному делу. Кроме того, названные представители в судебном заседании подтвердили отсутствие каких-либо доказательств анализа и оценки определения доходности земельного участка рассматриваемого вида разрешённого использования, соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении в оспариваемом пункте 3.3 Таблицы ставок к Порядку, утвержденному решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1), ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «15,0», не отрицали применения оспариваемого в части нормативного правового акта, в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, в отношении ООО «УК «Чистый город», являющегося на территории муниципального образования город Собинка единственным арендатором земельного участка со ставкой от кадастровой стоимости земельного участка в размере «15,0».

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требовании, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы

В силу пунктов 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Законом Владимирской области от 25 февраля 2015 года №10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Владимирской области или государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям администрации Владимирской области (пункт 6 части 2 статьи 1).

Постановлением Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969 (с последующими изменениями) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Владимирской области, согласно пункту 8 которого, ставка от кадастровой стоимости земельного участка является основным инструментом дифференциации арендной платы и устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в виде конкретных значений применительно к каждому виду разрешенного использования в пределах, указанных в Таблице ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области.

Согласно пункту 3.3 упомянутой Таблицы размер ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешённого использования земельного участка «Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)» составляет «0,1 - 50,0».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 и частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Частью 3 статьи 34 этого же Федерального закона предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1, пункту 18 части 2 статьи 23 Устава муниципального образования город Собинка Владимирской области (далее - Устав) к полномочиям Совета народных депутатов муниципального образования город Собинка относится, в том числе установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, утверждение порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

В силу положений, содержащихся в статье 41 Устава, Совет народных депутатов муниципального образования город Собинка по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами и законами Владимирской области, уставом муниципального образования принимает решения, в том числе нормативные правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.

Из материалов дела усматривается, что как решение Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, так и решение Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1 приняты в соответствии с предоставленными приведёнными выше нормами федерального, регионального и муниципального законодательства полномочиями, компетентным нормотворческим органом, в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, порядок введения их в действие и опубликования не нарушен, и по этим основаниям, как решение Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, так и решение Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1 административным истцом не оспариваются.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Проверяя соответствие оспариваемого в части решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Эти принципы являются общеобязательными.

К числу таких принципов относятся:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Из материалов дела следует, что муниципальным образованием города Собинки в лице председателя комитета по управлению имуществом, действующего от имени собственника, на основании договора аренды от 6 августа 2013 года № 1542-с ООО «УК «Чистый город» предоставлен с 6 августа 2013 года на неопределенный срок земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 1310 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир «строение», почтовый адрес ориентира: ****, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий вид разрешённого использования - для содержания здания бани. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке по следующим основаниям: в связи изменением кадастровой стоимости и (или) процентных ставок от кадастровой стоимости земельного участка; в случае введения индекса инфляции; в случае, если законодательством будет установлен иной порядок исчисления арендной платы за земельные участки, в соответствии с нормативными документами органов местного самоуправления на текущий финансовый год и не чаще одного раза в год, о чем арендодатель уведомляет арендатора в течение месяца с момента вступления в силу новой методики расчета. Расчёт арендной платы производится, в том числе с учётом ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земель, которая составляла на момент заключения названного договора аренды «0,05», а размер арендной платы - 2 436 рублей 07 копеек в год (т.2, л.д.34-38).

В последующем подписанными обеими сторонами соглашениями от 25 июля 2014 года и от 6 августа 2015 года к упомянутому договору аренды, размер арендной платы изменялся соответственно с 7 августа 2014 года - до 5 115 рублей 75 копеек в год и с 7 августа 2015 года - до 5 908 рублей 69 копеек в год (т.2, л.д.39,40).

Таким образом, размеры ставок от кадастровой стоимости земельного участка с видом разрешённого использования как у арендуемого административным истцом земельного участка, установленные решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, как в первоначальной редакции в размере «0,1», так и в редакциях решений Совета народных депутатов от 28 января 2015 года № 10/1 и от 25 февраля 2015 года № 23/2 - в размере «0,11», устраивали ООО «УК «Чистый город», которое в связи с этим соглашалось на изменение арендной платы за пользование названным земельным участком.

Решением Совета народных депутатов города Собинки от 2 марта 2016 года № 19/3 «О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Собинки от 29 января 2014 года № 9/1 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (далее также - решение Совета народных депутатов от 2 марта 2016 года № 19/3) Таблица ставок и Порядок, утвержденные решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, были изложены в новой редакции. Пунктом 3.3 названной Таблицы была установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «15,0».

Решение Совета народных депутатов от 2 марта 2016 года № 19/3 утратило силу в связи с принятием решения Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7 «О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Собинки от 29 января 2014 года № 9/1 «О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (далее также - решение Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7) и не было оспорено в период его действия, в том числе ООО «УК «Чистый город», несмотря на его несогласие с установленным этим решением размером ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «15,0», что подтверждается неподписанным административным истцом соглашением от 1 июля 2016 года к вышеуказанному договору аренды, направленному в его адрес арендодателем (т.2, л.д.41).

Решением Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7 размер ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», был установлен в размере «17,4».

По административному иску ООО «УК «Чистый город» решением Владимирского областного суда от 4 мая 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2018 года, был признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «17,4» Таблицы ставок Порядка, утверждённого решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7) (т.1, л.д.14-21, т.2, л.д.47-52).

Решением Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1 пункт 3.3 Таблицы ставок, был изложен в новой редакции, в соответствии с которой установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» (т.1, л.д.174-175).

В результате этого решения размер ставки от кадастровой стоимости упомянутого земельного участка увеличился для ООО «УК «Чистый город» по сравнению с 2015 годом более чем в 136 раз (с «0,11» до «15,0»), а арендная плата с 5 908 рублей 69 копеек до 378 133 рублей 39 копеек, то есть практически в 64 раза (т.2, л.д.40,44).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Несмотря на то, что судом предлагалось Совету народных депутатов города Собинки Владимирской области представить в суд доказательства анализа и оценки определения доходности земельного участка рассматриваемого вида разрешённого использования, соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «15,0», содержащейся в пункте 3.3 Таблицы ставок к Порядку, утвержденному решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1), таких доказательств административным ответчиком представлено не было (т.1, л.д.119-122).

Не было представлено таких доказательств и заинтересованным лицом - администрацией города Собинки Владимирской области.

Более того, при рассмотрении настоящего административного дела по существу в судебном заседании 20 мая 2020 года представителем Совета народных депутатов города Собинки по доверенности Макшанцевой Н.В. было заявлено об отсутствии таких доказательств у административного ответчика. Данный представитель фактически признал то обстоятельство, что при принятии решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1 не определялась доходность земельных участков рассматриваемого вида разрешенного использования, не проводилось экономического обоснования.

Подтвердила данные обстоятельства в судебном заседании и представитель заинтересованного лица администрации города Собинки по доверенности Рогова М.Ю.

При таком положении, выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление Советом народных депутатов города Собинки Владимирской области оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «15,0», содержащейся в пункте 3.3 приложения - Таблицы ставок к Порядку, утвержденному решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1), нарушает права и законные интересы субъекта экономической деятельности ООО «УК «Чистый город», противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582.

С учётом изложенного все доводы Совета народных депутатов и администрации города Собинки, содержащиеся в письменных отзывах (возражениях), представленных в суд и в устных пояснениях их представителей в судебном заседании, в том числе со ссылками на постановление Губернатора Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969, установившим для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с таким же видом разрешённого использования, как, в данном случае у ООО «УК «Чистый город», ставку в размере «0,1 - 50,0», а также на якобы неэффективное использование административным истцом арендованных земельного участка и расположенного на нём здания бани, на отсутствие между ООО «УК «Чистый город» и администрацией города Собинки соглашений о предоставлении услуг отдельным категориям граждан, являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска и то обстоятельство, что оспариваемым в части нормативным правовым актом ставка от кадастровой стоимости земельного участка была установлена на уровне 2016 года в размере «15,0», а решение Совета народных депутатов от 2 марта 2016 года № 19/3, которым на тот период была установлена такая же ставка не было оспорено в судебном порядке в период его действия, в том числе ООО «УК «Чистый город», несмотря на его несогласие с установленным этим решением размером ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани», в размере «15,0».

Относительно позиции Совета народных депутатов и администрации города Собинки о необходимости прекращения производства по настоящему административному делу, поскольку на момент обращения ООО «УК «Чистый город» с настоящим административным иском в суд, оспариваемый в части нормативный правовой акт, в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, прекратил своё действие, в связи с принятием решения Совета народных депутатов от 19 февраля 2020 года № 11/2, которым в новой редакции изложена Таблица ставок, следует обратить внимание на следующее.

Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации допускает возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, который утратил силу, отменен или изменен, только в случае, если такой акт перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 214, часть 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов административного дела, пояснений представителей лиц, участвующих в деле, усматривается, что приложение к решению Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, в том числе Таблица ставок, а, следовательно, и пункт 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» названной Таблицы к Порядку, утверждённому решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, именно в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, которое вступило в силу с 30 января 2019 года и распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года, фактически прекратило своё действие, в связи с принятием решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 19 февраля 2020 года № 11/2 «О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов города Собинки от 29 января 2014 года № 9/1 «О Порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования города Собинки» (в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 № 9/1)», вступившим в силу с момента официального опубликования 28 февраля 2020 года в газете «Голос Собинки» № 3 (35), и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, которым в новой редакции изложено приложение к решению Совета народных депутатов города Собинки от 29 января 2014 года № 9/1 - Таблица ставок, а, следовательно, и пункт 3.3, устанавливающий, в том числе ставку от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» (т.1,л.д.191-215,217).

Административное исковое заявление ООО «УК «Чистый город» о признании в части не действующим решения Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1) поступило во Владимирский областной суд 17 марта 2020 года (т.1, л.д.2-8).

Поскольку в ходе судебного разбирательства доподлинно установлено, что оспариваемый в части нормативный правовой акт, именно в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, хоть и прекратил своё действие в названной редакции, но продолжает применяться в отношении ООО «УК «Чистый город», чего не отрицали в судебном заседании представители всех участвующих в деле лиц, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, подтверждается письменными доказательствами, в том числе наличием в Арбитражном суде Владимирской области дела по иску комитета по управлению имуществом города Собинки о взыскании с ООО «УК «Чистый город» задолженности по арендной плате, том числе за 2019 год, при расчёте которой применялась ставка, утверждённая решением Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, и пени (т.1, л.д.110-114,164,165), прекращение действия оспариваемого в части нормативного правового акта, в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, на день подачи ООО «УК «Чистый город» административного искового заявления не является основанием для прекращения производства по настоящему административному делу.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что прекращение действия оспариваемого нормативного правового акта на день подачи административного искового заявления не является основанием для отказа в его принятии, следовательно, и прекращения, если такие нормативные правовые акты продолжают применяться к определенным видам правоотношений (абзац 8 пункта 19).

Согласно статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. При удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Оспариваемый пункт 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» приложения - Таблицы ставок к Порядку, утвержденному решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1, именно в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1, противоречит федеральному законодательству и на момент вынесения данного судебного акта уже утратил силу, соответственно признание его не действующим с момента вступления в силу настоящего решения суда первой инстанции не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, суд принимает во внимание пояснения представителей Совета народных депутатов и администрации города Собинки о том, что ООО «УК «Чистый город» является на территории муниципального образования город Собинка единственными арендатором земельного участка со ставкой от кадастровой стоимости земельного участка в размере «15,0», установленной оспариваемым в части нормативным правовым актом, в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1.

Заслуживает внимание и позиция административного истца, а также прокурора относительно того, что факт установления оспариваемым в части нормативным правовым актом ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «15,0», после признания решением Владимирского областного суда от 4 мая 2018 года не действующим пункта 3.3, в части установления ставки в размере «17,4», в редакции решения Совета народных депутатов от 22 марта 2017 года № 34/7, свидетельствует о наличии со стороны административного ответчика злоупотребление правом.

В связи с вышеизложенным суд полагает, что требования ООО «УК «Чистый город» о признании не действующим со дня принятия пункта 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» приложения - Таблицы ставок к Порядку, утвержденному решением Совета народных депутатов от 29 января 2014 года № 9/1 (в редакции решения Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1), подлежат удовлетворению в полном объёме.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Голос Собинки», в котором было опубликовано решение Совета народных депутатов от 23 января 2019 года № 9/1.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чистый город» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 3.3 в части установления ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Бытовое обслуживание», описание вида разрешенного использования земельного участка «Бани» в размере «15,0» приложения «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель и вид деятельности арендаторов, установленных для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» к Порядку определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка, утвержденному решением Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 29 января 2014 года № 9/1 «О Порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Собинка» (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки Владимирской области от 23 января 2019 года № 9/1).

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Голос Собинки».

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Д.А.Завьялов