ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-87/20 от 21.08.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием административного истца Гусаченко В.Г., действующей на основании протокола Номер изъят от Дата изъята , представителя административного ответчика Думы Звёзднинского городского поселения – ФИО8, действующего на основании решения Думы Звёзднинского городского поселения от Дата изъята Номер изъят «Об избрании Председателя Думы Звёзднинского городского поселения», председателя Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии – Хачатрян Ю.В., действующей на основании постановления территориальной избирательной комиссии от Дата изъята Номер изъят, представителя заинтересованного лица Администрации Звёзднинского городского поселения – Замулко Н.М., действующего на основании решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от Дата изъята Номер изъят «О регистрации избранного Главы Звёзднинского муниципального образования», прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области - Царёвой Н.Н.

рассмотрев с использованием оборудования видеоконференц-связи Усть-Кутского городского суда Иркутской области в открытом судебном заседании административное дело № 3а-87/2020 по административному исковому заявлению Гусаченко В.Г. к Думе Звёзднинского городского поселения, Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Думы Звёзднинского муниципального образования от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум», решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 20 мая 2019 г. № 120/856 «Об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования», взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Гусаченко В.Г. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об отмене решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум».

В обоснование административных исковых требований Гусаченко В.Г. указывает, что на основании пункта 2 статьи 13 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации», пункта 2 статьи 12 Закона Иркутской области от 6 мая 2006 г. № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области», пункта 1 статьи 11 Устава Звёзднинского муниципального образования в поселке Звёздный Усть-Кутского района Иркутской области была создана инициативная группа в составе 22 человек.

31 марта 2019 г. на общем собрании инициативной группы была выдвинута инициатива проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования городского поселения по вопросу изменения статуса Звёзднинского городского поселения в Звёзднинское сельское поселение.

На основании протокола от 31 марта 2019 г. № 1 было получено согласие каждого члена инициативной группы на выдвижение инициативы проведения местного референдума по преобразованию городского поселения, Гусаченко В.Г. была избрана уполномоченным представителем инициативной группы.

9 апреля 2019 г. административный истец обратилась в Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию Звёзднинского городского поселения с ходатайством, в котором был изложен вопрос, подлежащий вынесению на местный референдум.

Административный истец указывает, что инициатива была выдвинута в строгом соответствии с Законом Иркутской области от 6 мая 2006 г. № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области», с учетом того, что в состав территории Звёзднинского муниципального образования, наделенного статусом городского поселения согласно Закону Иркутской области от 16 декабря 2004 г. № 93-оз «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области» входят земли в черте населенного пункта поселка Звёздный.

Пункт 3 статьи 1 Устава Звёзднинского муниципального образования подтверждает, что наименование «Звёзднинское городское поселение» используется для обозначения муниципального образования и при изменении его статуса с городского поселения на сельское никаких изменений границ Звёзднинского муниципального образования не произойдет.

После рассмотрения, поданного ходатайства Усть-Кутская территориальная избирательная комиссия приняла решение о соответствии представленного ходатайства требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации», Законом Иркутской области от 6 мая 2006 г. № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области».

Решением Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 12 апреля 2019 г. № 118/850 ходатайство о регистрации инициативной группы и приложения к нему были направлены в Думу Звёзднинского городского поселения.

Дума Звёзднинского городского поселения в нарушение требований Закона Иркутской области от 6 мая 2006 г. № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области», продержав документы более 20 дней, не уведомила о поступлении инициативы от населения Губернатора Иркутской области, Законодательное Собрание Иркутской области, Правительство Иркутской области и Избирательную комиссию Иркутской области в пятидневный срок, скрыв сам факт поступления такой инициативы.

16 мая 2019 г. Дума Звёзднинского городского поселения провела свое заседание по рассмотрению вопроса без извещения инициативной группы, в то время как Гусаченко В.Г. 12 апреля 2019 г. была сделана запись у секретаря Думы Звёзднинского городского поселения о предоставлении возможности присутствовать инициативной группе на заседании Думы.

16 мая 2019 г. Думой Звёзднинского городского поселения было принято решение № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум», согласно которому предлагаемый инициативной группой вопрос был признан не соответствующим требованиям пункта 7 статьи 13 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На момент принятия административного искового заявления к производству копия оспариваемого решения Гусаченко В.Г. не выдана и в адрес инициативной группы не направлена.

Административный истец указывает, что согласно Федеральному закону от 3 апреля 2017 г. № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесены изменения, в частности в пункт 7 статьи 13 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором указано, что изменение статуса поселения не является вопросом местного значения, требующим проведение местного референдума.

Пункт 2 статьи 13 Федерального Закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляет право населению выдвигать инициативу по изменению статуса поселения путем создания инициативной группы по проведению местного референдума.

Административный истец полагает, что Дума Звёзднинского городского поселения, разрешая вопрос о соответствии закону вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, применяя пункт 7.2 статьи 13 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не учла положения пункта 2 статьи 13 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Административный истец считает свои права нарушенными, поскольку принятым решением 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» Дума Звёзднинского городского поселения лишила население поселка Звёздный права на выдвижение инициативы по изменению статуса поселка, высказать свое мнение по вопросу изменения статуса, на волеизъявление, на участие в самоуправлении.

Гусаченко В.Г. с учетом уточнений административного искового заявления просит суд:

- отменить решение Думы Звёзднинского муниципального образования от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум»;

- обязать Думу Звёзднинского муниципального образования признать вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум: «Хотите ли Вы изменить статус Звёзднинского городского поселения на статус Звёзднинского сельского поселения: «да» или «нет», соответствующим требованиям действующего законодательства и определить срок для принятия Думой Звёзднинского муниципального образования обоснованного решения;

- отменить решение Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 20 мая 2019 г. № 120/856 «Об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования»;

- обязать Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать инициативную группу по выдвижению инициативы проведения местного референдума и определить срок для принятия Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией решения;

- взыскать с Думы Звёзднинского муниципального образования судебные расходы в размере 6889,10 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 300,00 рублей.

Административный истец Гусаченко В.Г., в судебном заседании, административные исковые требования поддержала с учетом уточнений, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Думы Звёзднинского городского поселения – Лопаткин С.А., действующий на основании решения Думы Звёзднинского городского поселения, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административных требований, поддержал доводы возражений.

Председатель Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии – Хачатрян Ю.В., действующая на основании постановления территориальной избирательной комиссии, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административных требований, поддержала доводы возражений на иск, полагала, что административным истцом пропущен срок обжалования решения комиссии.

Представитель заинтересованного лица Администрации Звёзднинского городского поселения – Замулко Н.М, действующий на основании решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии, в судебном заседании возражал против удовлетворения административных требований, поддержал доводы возражений на иск, в которых указано, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением административным истцом пропущен.

Прокурор отдела прокуратуры по Иркутской области – Царёва Н.Н. в заключении полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Царёвой Н.Н., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований.

В силу статей 12, 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статьей 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Согласно частям 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум, местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 2 данного федерального закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Как предусмотрено частями 3 и 4 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

Таим образом, в силу части 2 статьи 13, части 4 статьи 22 Федерального закона № 131-ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

В Иркутской области порядок проведения местного референдума регулируется Законом Иркутской области от 6 мая 2006 г. № 25-оз (в ред. от 06.03.2020) «О местных референдумах в Иркутской области» (далее – Закон Иркутской области № 25-оз).

Как предусмотрено статей 2 Закона Иркутской области № 25-оз, в соответствии с Федеральным законом местным референдумом в области является форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в местном референдуме.

Статьей 8 Закона Иркутской области № 25-оз установлено, что в соответствии с Федеральным законом на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (часть 1); вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (часть 2); вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству области (часть 3); вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть, чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения (часть 4).

В соответствии со статьей 10 Закона Иркутской области № 25-оз вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум, определяются федеральными законами, Уставом области, законами области, уставом муниципального образования.

Статьей 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (пункт 3); вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7).

Согласно статье 36 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, определяющей порядок реализации инициативы проведения местного референдума, обязанность проверки представительным органом власти соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 названного федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, возложена на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (пункт 6).

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением местного референдума Звёзднинского муниципального образования наряду с указанным выше федеральным законодательством регулируются Законом Иркутской области от 6 мая 2006 г. № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области».

Согласно части 2 статьи 12 Закон Иркутской области № 25-оз для выдвижения инициативы проведения местного референдума, предусмотренной пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона, гражданин или группа граждан Российской Федерации, обладающие правом на участие в местном референдуме, образуют инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 20 человек.

Частями 1-3 статьи 13 указанного выше Закона Иркутской области закреплено, что на первом собрании инициативной группы по проведению местного референдума принимается решение о выступлении с инициативой проведения местного референдума, формулируются вопросы (вопрос) местного референдума, избирается из ее состава председатель инициативной группы, а также определяются иные лица, уполномоченные действовать от имени инициативной группы (далее - уполномоченные представители инициативной группы). На первом собрании инициативная группа по проведению местного референдума вправе назначить своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам и определить перечень его полномочий в соответствии со статьей 69 настоящего Закона. Председатель инициативной группы представляет инициативную группу во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, комиссиями местного референдума, общественными объединениями, а также осуществляет внутреннее руководство деятельностью инициативной группы. Иную деятельность, кроме проведения первого собрания и обращения с ходатайством о регистрации в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, инициативная группа имеет право осуществлять после регистрации инициативной группы.

В соответствии со статьей 14 Закона Иркутской области № 25-оз инициативная группа по проведению местного референдума обращается с ходатайством о регистрации в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии местного референдума муниципального образования со дня такого обращения. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы) местного референдума либо текст проекта (тексты проектов) нормативного правового акта (актов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум, а также должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории муниципального образования. В данном ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума также могут быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа уполномоченного представителя по финансовым вопросам в случае его назначения в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 13 настоящего Закона. К списку членов инициативной группы по проведению местного референдума и ее уполномоченных представителей прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных в нем лиц осуществлять указанную деятельность, а также может быть приложено письменное согласие уполномоченного представителя по финансовым вопросам осуществлять указанную деятельность в случае его назначения в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 13 настоящего Закона. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума, а в случае выдвижения инициативы проведения местного референдума в соответствии с пунктом 2 статьи 11 настоящего Закона также нотариально удостоверенные копии устава соответствующего общественного объединения, документа, подтверждающего регистрацию его в порядке, определенном Федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за 1 год до дня образования инициативной группы по проведению местного референдума. Ходатайство должно быть подписано всеми членами инициативной группы по проведению местного референдума, а в случае выдвижения инициативы проведения местного референдума избирательным объединением, иным общественным объединением, указанными в части 3 статьи 12 настоящего Закона, ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

Статьей 15 Закона Иркутской области № 25-оз предусмотрено, что избирательная комиссия муниципального образования в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений:

1) в случае соответствия представленных документов требованиям Федерального закона, Устава области, законов области, устава муниципального образования - о направлении ходатайства и приложенных к нему документов в представительный орган муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 15);

2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 2 части 1 статьи 15).

Представительный орган муниципального образования в течение срока, установленного уставом муниципального образования, осуществляет проверку соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона.

Указанный срок не может быть более двадцати дней со дня поступления ходатайства и иных документов инициативной группы по проведению местного референдума в представительный орган муниципального образования.

Если уставом муниципального образования не установлен срок проверки вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на местный референдум, на соответствие закону, указанный срок составляет 20 дней со дня поступления ходатайства и иных документов инициативной группы по проведению местного референдума в представительный орган муниципального образования (часть 2 статьи 15).

По результатам проверки представительный орган муниципального образования принимает решение о соответствии либо несоответствии вопросов, предлагаемых инициативной группой для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона (часть 3 статьи 15).

Представительный орган муниципального образования не позднее чем через 5 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Губернатора области, Законодательное Собрание Иркутской области, Правительство Иркутской области и Избирательную комиссию области (часть 4 статьи 15).

В случае признания вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования регистрирует инициативную группу по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство и сообщает об этом в средства массовой информации.

Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в течение пятнадцати дней со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона (часть 5 статьи 15).

Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума подлежит направлению в Избирательную комиссию области в течение пяти дней со дня его принятия (часть 6 статьи 15).

Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на местный референдум вопрос не отвечает требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации и выдает ей решение комиссии, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через 3 дня со дня его принятия (часть 7 статьи 15).

Решение о регистрации или об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума может быть обжаловано в порядке, установленном федеральными законами (часть 8 статьи 15).

В соответствии с положениями части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской избирательные объединения, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения (часть 4 статьи 240 указанного кодекса).

Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска, что является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Судом установлено, что согласно протоколу № 1 собрания инициативной группы из числа жителей Звёзднинского муниципального образования о выдвижении инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования от 31 марта 2019 г. Уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума в Звёзднинском муниципальном образовании назначена Гусаченко В.Г..

Судом установлено, что 9 апреля 2019 г. (входящий № 41) инициативная группа по проведению местного референдума обратилась с ходатайством о регистрации в Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию.

Усть-Кутская территориальная избирательная комиссия, рассмотрев данное ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования, Усть-Кутского района, Иркутской области по вопросу: «Хотите ли Вы изменить статус Звёзднинского городского поселения в Звёзднинское сельское поселение: «да» или «нет», список членов и уполномоченных представителей инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования, а также представленные с ходатайством документы: протокол № 1 собрания инициативной группы из числа жителей Звёзднинского муниципального образования о выдвижении инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования; протокол регистрации участников собрания по созданию инициативной группы для выдвижения инициативы проведения местного референдума территории Звёзднинского муниципального образования; письменные согласия членов инициативной группы, установила соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, статьи 15 Закона Иркутской области № 25-оз.

Решением Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией от 12 апреля 2019 г. № 118/850 «О направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума и приложенных к нему документов в Думу Звёзднинского городского поселения», указанные выше документы с соблюдением установленного порядка были направлены в Думу Звёзднинского городского поселения для принятия решения о соответствии закону выносимого инициативной группой вопроса на местный референдум.

Таким образом, действия Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии по направлению ходатайства о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования и приложенные к нему документы в представительный орган муниципального образования - Думу Звёзднинского муниципального образования Усть-Кутского района, уполномоченной принимать решение о назначении местного референдума, соответствуют требованиям пункта 5 статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, а также части 1 статьи 15 Закона Иркутской области № 25-оз, сроки и порядок рассмотрения ходатайства инициативной группы территориальной избирательной комиссией были соблюдены.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что инициативной группой по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования был соблюден установленный статьей 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, а также статьей 15 Закона Иркутской области № 25-оз порядок ее создания и обращения в Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию с инициативой выдвижения на местный референдум вопроса: «Хотите ли Вы изменить статус Звёзднинского городского поселения в Звёзднинское сельское поселение: «да» или «нет»».

Согласно части 2 статьи 1 Устава Звёзднинского муниципального образования (далее по тексту – Устав), Звёзднинское муниципальное образование наделено статусом городского поселения Законом области от 16 декабря 2004 г. № 93-оз «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 7 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Поселения самостоятельно осуществляют организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата Думы Поселения, Главы Поселения, голосования по вопросам изменения границ Поселения, преобразования Поселения.

Как предусмотрено частью 9 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, при этом представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица в силу данного Федерального закона, что касается представительных органов сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района, то наделение их статусом юридического лица возможно, если это предусмотрено в уставе муниципального образования.

Согласно статье 23 Устава Дума Поселения состоит из 10 депутатов, избираемых населением, на муниципальных выборах сроком на пять лет, Дума Поселения обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.

Предметом деятельности представительных органов муниципального образования является осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей.

Публично-правовые правоспособность и дееспособность таких органов по общему правилу наступают одновременно в момент их учреждения как органов местного самоуправления (первое заседание представительного органа муниципального образования в полномочном составе, вступление в должность главы муниципального образования, принятие решения представительного органа об учреждении органа местного самоуправления и о назначении его руководителя).

Учитывая изложенное выше, а также наличие у Думы Звёзднинского городского поселения, статуса юридического лица, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление предъявлено административным истцом к надлежащему ответчику – публичному представительному органу муниципального образования - Думе Звёзднинского городского поселения, к компетенции которого принятия решения о соответствии закону предлагаемого для вынесения на местный референдум вопроса.

Согласно части 6 статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

В соответствии со статьей 11 Устава решение о проведении местного референдума принимается Думой Поселения по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме; для выдвижения инициативы проведения местного референдума, предусмотренной законодательством, гражданин или группа граждан Российской Федерации, обладающие правом на участие в местном референдуме, образуют инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек. Дума Поселения осуществляет проверку соответствия вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум, требованиям федеральных законов в течении 10 дней со дня поступления ходатайства и иных документов инициативной группы по проведению местного референдума в Думу Поселения; по результатам проверки Дума Поселения принимает решение о соответствии или несоответствии требованиям закона вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум.

Согласно частей 5,6,7 Закона Иркутской области № 25-оз, в случае признания вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования регистрирует инициативную группу по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство и сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в течение пятнадцати дней со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума подлежит направлению в Избирательную комиссию области в течение пяти дней со дня его принятия. Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на местный референдум вопрос не отвечает требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации и выдает ей решение комиссии, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через 3 дня со дня его принятия.

Решением Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» Дума решила признать вопрос, предлагаемый для внесения на местный референдум «Преобразование Звёзднинского городского поселения в форме изменения его статуса в Звёзднинское сельское поселение» не соответствующим требованиям, указанным в пункте 7.2 статьи 13 Федерального закона 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2001 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статей 8 и 15 Закона Иркутской области от 6 мая 2006 г. № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области» и в проведении референдума отказано.

На основании данного решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией принято решение № 120/856 от 20 мая 2019 г. «Об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования».

Из административного искового заявления следует, что в судебном заседании не оспаривалось председателем Думы Звёзднинского городского поселения Лопаткиным С.А., а также главой поселения Замулко Н.М. (представителем заинтересованного лица Администрации Звёзднинского городского поселения), что текст решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» не был в установленному порядке опубликован, Гусаченко В.Г. не направлялся и не вручался, кроме того, административным ответчиком суду были представлены две не совпадающие по содержанию копии этого решения Думы (копия, представленная суду 6 февраля 2020 г. л.д. 145, т. 1), а также копия этого же решения Думы, представленная суду 15 апреля 2020 г., не совпадающая по содержанию с ранее представленной (л.д. 77, т. 2), кроме того в ходе рассмотрения дела судом установлено несоответствие представленной Думой в суд 6 февраля 2020 г. (л.д. 146, т. 1) выписки из протокола от 16 мая 2019 г. № 6 Думы Звёзднинского городского поселения представленной Думой суду 15 апреля 2020 г. копии этого же протокола от 16 мая 2019 г. № 6 (л.д. 78-80, т. 2).

Представление копий документов, не совпадающих по содержанию, потребовало исследование в судебном заседании оригинала решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум», а также протокола заседания Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 6, допроса в судебном заседании депутатов, принимавших участие в указанном заседании Думы, по обстоятельствам принятия решения Думы, оспариваемого по настоящему административному делу.

Таким образом, о содержании решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» Гусаченко В.Г, узнала только в судебном заседании по настоящему административному делу, исходя из чего, суд приходит к выводу о том, что установленный частью 1 статьи 219, частью 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок для обращения в суд с данным административным исковым заявлением в части требований, касающихся признания недействующим решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» Гусаченко В.Г. не пропущен.

Учитывая изложенное выше судом не может быть принят довод Думы Звёзнинского городского поселения, о пропуске Гусаченко В.Г. процессуального срока на обращение в суд с данным административным исковым заявлением.

Разрешая данный спор, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из того, что Дума Звёздиниского городского поселения, принимая оспариваемое решение Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум», кроме проверки на соответствие вопросов, предлагаемых инициативной группой для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 Закона Иркутской области от 6 мая 2006 года № 25-оз, также приняла нормативное решение о запрещении проведения референдума, касающееся как членов инициативной группы по проведению местного референдума, так и неопределенного круга лиц, проживающих на территории Звёзднинского городского поселения, чье право на участие в таком референдуме может быть нарушено, в том числе на повторное выдвижение инициативы на местный референдум схожего по смыслу вопроса.

Административным истцом после уточнения административных исковых требований заявлены требования к Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии, которые не подсудны суду субъекта, в месте с тем, данные требования являются взаимосвязанными с теми, которые заявлены к Думе Звёзднинского городского поселения, касаются одних и тех же обстоятельств дела о разрешении вопроса проведения местного референдума в Звёзднинском городском поселении по вопросу преобразования данного городского поселения в сельское.

Согласно части 1 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду общей юрисдикции или арбитражному суду.

Также суд не находит оснований для выделения в отдельное производство данных требований в силу положений части 2 статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку это приведет к затягиванию производства по данному административному делу.

Ходатайств о передачи административного дела на рассмотрение другого суда лицами, участвующими в деле и прокурором не заявлено, лица, участвующие в дела, выразили свое желание на рассмотрение дела судом субъекта, принявшим данное административное дело к производству.

Судом установлено, что оспариваемое решение принято Думой Звёзднинского городского поселения, к полномочиям которой относится проверка на соответствие вопросов, предлагаемых инициативной группой для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с федеральным законом в статьях 8, 9 Закона Иркутской области от 6 мая 2006 года № 25-оз (статьи 11, 25 Устава), это решение подписано уполномоченными должностными лицами - заместителем председателя Думы Звёзднинского городского поселения Столбовым Б.С., избранным на эту должность решением Думы Звёзднинского городского поселения от 27 сентября 2017 г. № 2 «Об избрании заместителя председателя Думы Звёзднинского городского поселения», а также Главой Звёзднинского муниципального образования Замулко Н.М., избранным на данную должность в установленном законом порядке (решение Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 13 апреля 2018 г. № 82/602 «О регистрации избранного Главы Звёзднинского муниципального образования», статья 33 Устава), решение принято в форме, предусмотренной частью 3 статьи 15 Закона Иркутской области от 6 мая 2006 года № 25-оз, статей 11 и 15 Устава Звёзднинского муниципального образования, доказательств опубликования оспариваемого решения с соблюдением указанного в нем порядка опубликования, а также в соответствии требованиями статьи 51 Устава, административным ответчиком суду не представлено.

Проверяя соблюдение Думой Звёзднинского городского поселения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил, что решением от 15 сентября 2017 г. № 52/427 «Об определении общих результатов выборов депутатов Думы Звёзднинского муниципального образования» были признаны состоявшимися и действительными выборы 10 сентября 2017 г. депутатов Думы Звёзднинского муниципального образования. В Думу Звёзднинского муниципального образования избрано 10 депутатов: десятимандатный избирательный округ Номер изъят: ФИО5, ФИО6, Замулко Н.М., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13.

В соответствии со статьей 35 Регламента решения Думы принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, если иной порядок не предусмотрен Уставом городского поселения и настоящим Регламентом.

Согласно представленному, административным ответчиком, подлиннику протокола Думы Звёзднинского городского поселения Номер изъят от Дата изъята на заседании Думы присутствовали: Глава Звёзднинского городского поселения Замулко Н.М., заместитель Председателя Думы Звёзднинского городского поселения ФИО12, депутаты Думы: ФИО11, ФИО7, ФИО5, ФИО6, ФИО9

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО18 объяснила технической ошибкой разночтения в представленных суду копиях решения Думы Звёзднинского городского поселения от Дата изъята Номер изъят «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум», а также несоответствие выписки из протокола Думы Звёзднинского городского поселения Номер изъят от Дата изъята этому протоколу.

Из представленного, административным ответчиком, подлинника решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» следует, что вопрос, предлагаемый для внесения на местный референдум «Преобразование Звёзднинского городского поселения в форме изменения его статуса в Звёзднинское сельское поселение» признан не соответствующим требованиям, указанных в пункте 7.2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в статье 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и статье 8, 15 Закона Иркутской области от 6 мая 2006 года № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области» и отказано в проведении местного референдума.

Судом установлено, что на заседание Думы 16 мая 2019 г. председатель инициативной группы Гусаченко В.Г. не была приглашена, доказательств обратного суду не представлено, также допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей члены инициативной группы ФИО19, ФИО20, ФИО22 не доверять которым у суда нет оснований, суду пояснили, что информация о заседании Думы по вопросу, выносимому на референдум, состоявшемуся 16 мая 2019 г. они не были извещены, кроме того, информация о заседании не была доведена публично до сведения жителей Звёзднинского муниципального образования, в соответствии с чем достоверность фактического проведения этого заседания у них вызывает сомнение.

В целях проверки факта проведения заседания Думы, на котором было принято оспариваемое решение, и установления действительного содержания этого решения, судом допрошены в качестве свидетелей депутаты Думы ФИО12, ФИО7, ФИО5, ФИО6, секретарь, которая вела протокол – ФИО18, которые подтвердили правильность отражения в представленном суду оригинале протокола Думы Звёзднинского городского поселения № 6 от 16 мая 2019 г. хода заседания и результатов голосования по обсуждаемым на нем вопросам.

Указанные свидетели подтвердили, что на заседании от 16 мая 2019 г. Думой Звёзднинского городского поселения по вопросу повестки дня о соответствии законодательству Российской Федерации выносимого инициативной группой на местный референдум вопроса принято решение следующего содержания: «1. Признать вопрос, предлагаемый для внесения на местный референдум «Преобразование Звёзднинского городского поселения в форме изменения его статуса в Звёзднинское сельское поселение» не соответствующим требованиям, указанным в пункте 7.2 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 8 и 15 Закона Иркутской области от 06.05.2006 г. № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области» и отказать в проведении местного референдума.

2. Направить копию настоящего решения в Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию.

3. Настоящее решение опубликовать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».».

Учитывая изложенное выше, а также то, что допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО12, ФИО7, ФИО5, ФИО6, ФИО18 предупреждены судом об уголовной ответственности за заведомо ложные показания, суд приходит к выводу о том, что на заседании Думы Звёзднинского городского поселения 16 мая 2019 г. Думой Зёзднинского городского поселения по вопросу повестки дня о соответствии законодательству выдвигаемого инициативной группой на местный референдум вопроса приняли решение от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» решение следующего содержания: «1. Признать вопрос, предлагаемый для внесения на местный референдум «Преобразование Звёзднинского городского поселения в форме изменения его статуса в Звёзднинское сельское поселение» не соответствующим требованиям, указанным в пункте 7.2 стати 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 8 и 15 Закона Иркутской области от 06.05.2006 г. № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области» и отказать в проведении местного референдума.

2. Направить копию настоящего решения в Усть-Кутскую территориальную избирательную комиссию.

3. Настоящее решение опубликовать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».».

Судом установлено, что порядок рассмотрения вопроса о соответствии закону выдвигаемого инициативной группой на местный референдум вопроса урегулирован как федеральным законодательством, так и статьей 15 Закона Иркутской области № 25-оз.

Согласно пункту 3 статьи 11 Устава Звёзднинского муниципального образования Дума Поселения осуществляет проверку соответствия вопроса, предлагаемого инициативной группой для внесения на местный референдум, требованиям федеральных законов в течение 10 дней со дня поступления ходатайства или иных документов инициативной группы по проведению местного референдума в Думу Поселения.

Как следует из отзыва Думы Звёзднинского муниципального образования от 3 февраля 2020 г. № 1 (л.д. 94-96, 150-152, т.1) Дума получила 12 апреля 2016 г. от Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии направленные на рассмотрение документы: копию решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 12 апреля 2019 г. № 118/890 «О направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского городского поселения»; ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования; протокол № 1 собрания инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования; протокола регистрации участников собрания по созданию инициативной группы для выдвижения инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования; письменные согласия членов инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования.

Таким образом, учитывая десятидневный срок рассмотрения указанных выше документов, они должны были быть рассмотрены Думой Звёзднинского муниципального образования не позднее 22 апреля 2019 г. Фактически эти документы были рассмотрены 16 мая 2019 г., то есть с пропуском установленного срока.

Вместе с тем, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что порядок принятия оспариваемого решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» соблюден, поскольку это решение принято уполномоченным органом – Думой Звёзднинского городского поселения, допущенные нарушения сроков рассмотрения поступивших из территориальной избирательной комиссии документов инициативной группы по проведению референдума не является основанием для признания этого решения недействующим.

Судом установлено, что определенный оспариваемым решением Думы порядок его опубликования был нарушен, поскольку доказательств его соблюдения Думой суду не представлено.

Вместе с тем, содержание оспариваемого решения установлено в ходе рассмотрения дела, с ним ознакомлен административный истец, также установлено, что это решение ранее было направлено Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии, то есть обнародовано.

Учитывая данные обстоятельства суд приходит к выводу о том, что нарушение административным ответчиком порядка опубликования (обнародования) оспариваемого решения также не является основанием для признания этого решения недействующим.

Проверяя соответствие оспариваемого решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» закону, суд установил, что Думой осуществлена проверка на соответствие законодательству следующего вопроса, предлагаемого для внесения на местный референдум: «Преобразование Звёзднинского городского поселения в форме изменения его статуса в Звёзднинское сельское поселение».

Как предусмотрено частью 2 статьи 15 Закона Иркутской области № 25-оз представительный орган муниципального образования в течение срока, установленного уставом муниципального образования, осуществляет проверку соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона.

Как следует из представленных суду решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 12 апреля 2019 г. № 118/850 «О направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума и приложенных к нему документов в Думу Звёзднинского городского поселения», решения Усть-Кусткой территориальной избирательной комиссии от 20 мая 2019 г. № 120/856 «Об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования» инициативная группа по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования указала предлагаемый на выдвижение на референдум вопрос: «Хотите ли Вы изменить статус Звёзднинского городского поселения в Звёзднинское сельское поселение: «да» или «нет»».

Из оспариваемого решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» следует, что Думой был рассмотрен вопрос: «Преобразование Звёзднинского городского поселения в форме изменения его статуса в Звёзднинское сельское поселение» тождественный по смыслу вопросу, выдвинутому инициативной группой на референдум. Рассмотренный Думой вопрос признан не соответствующим требованиям, указанным в пункте 7.2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в статье 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2 июня 2002 г. № 67-ФЗ и статье 8, 15 Закона Иркутской области от 6 мая 2006 года № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области», по которому отказано в проведении местного референдума.

Обсуждая вопрос о возможности выдвижения инициативной группой на местный референдум вопроса о преобразовании статуса муниципального образования из городского поселения в сельское, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, указанная выше норма Федерального закона прямо предусматривает возможность преобразования статуса муниципального образования законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, реализуемой путем выдвижения инициативы проведения по данному вопросу местного референдума.

Довод о том, что изменения статуса поселения путем его преобразования не относится к вопросам местного значения, перечисленным в статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ, что обуславливает невозможность выдвижения инициативны в проведении местного референдума по вопросу преобразования статуса городского поселения в сельское, не может быть принят судом, как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Суд исходит из того, что возможность выдвижения инициативы преобразования статуса городского поселения в сельское по инициативе населения путем сбора подписей, или, как предусмотрено, в том числе Законом Иркутской области № 25-оз, путем инициативы выдвижения вопроса на местный референдум, созданной для этих целей инициативной группой, специально предусмотрены частью 2 статьи 13, частью 4 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ независимо от того, что преобразование статуса муниципального образования не перечислено среди вопросов местного значения в статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Инициатива населения в вопросе преобразования муниципального образования реализуется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Законом Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области» от 6 мая 2006 г. № 25-оз.

Ссылка в оспариваемом решении Думы на часть 7.2 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ как на норму, не предусматривающую возможность выдвижения инициативы в проведении референдума по вопросу преобразования статуса городского поселения в сельское, основана на неправильном токовании этой нормы права, поскольку из буквального ее толкования следует, что она относится к выяснению мнения населения при принятии закона субъекта о преобразовании муниципального образования из городского поселения в сельское, которое выражается его представительным органом, а не путем проведения по этому вопросу референдума, при этом выдвижение инициативы преобразования статуса такого муниципального образования до осуществления работ по подготовке законопроекта субъекта Российской Федерации может осуществлять путем выдвижения вопроса о его преобразовании на местный референдум.

Таким образом, имеются основания для признания не действующим оспариваемого решения Думы Звёзднинского городского поселения о признании вопроса «Преобразование Звёзднинского городского поселения в форме изменения его статуса в Звёзднинское сельское поселение», поскольку он не противоречит положениям пункта 7.2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в статье 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2 июня 2002 г. № 67-ФЗ и статье 8, 15 Закона Иркутской области от 6 мая 2006 года № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области». Вместе тем административным истцом требование о признании оспариваемого решения Думы не действующим суду не заявлено.

Разрешая требования административного истца, в которых истец просит отменить решение Думы Звёзднинского муниципального образования от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» и обязать Думу Звёзднинского муниципального образования признать вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум: «Хотите ли Вы изменить статус Звёзднинского городского поселения на статус Звёзднинского сельского поселения: «да» или «нет», соответствующим требованиям действующего законодательства и определить срок для принятия Думой Звёзднинского муниципального образования обоснованного решения суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела административному истцу судом разъяснялось его право на уточнение административных исковых требований исходя их компетенции суда в административном деле, административные исковые требования были уточнены административным истцом без учета разъяснений суда.

Разрешая дело по заявленным административным требованиям к Думе Звёзднинского городского поселения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований об отмене решения Думы Звёзднинского муниципального образования от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» так как суд исходя из своей компетенции вправе признать решение публичного органа не действующим, вопрос отмены решения публичного органа к компетенции суда не относится.

Поскольку административным истцом не заявлено административных исковых требований о признании оспариваемого решения Думы не действующим, суд не вправе возложить на Думу Звёзднинского муниципального образования обязанности повторного рассмотрения данного вопроса, определив срок его повторного рассмотрения.

Кроме того, на момент рассмотрения дела процедура выдвижения инициативы выдвижения вопроса на местный референдум завершена, Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией принято решение об отказе в регистрации инициативной группы, данное решение в установленные сроки не было обжаловано, избирательной комиссией заявлено о применении последствий пропуска процессуального срока на обжалование ее решения, в следствие чего, на момент рассмотрения настоящего административного дела возможность проверки его законности в судебном порядке утрачена.

Вместе с тем, данное обстоятельство не лишает инициативную группу права вновь выдвинуть этот вопрос на местный референдум с соблюдением установленного законодательством порядка. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 26 Закона Иркутской области № 25-оз установленный Уставом Звёзднинского муниципального образования (пункт 5 статьи 11 Устава) срок в два года, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится, касается иной ситуации, когда местный референдум был назначен и проведен, но решение по результатам голосования по этому вопросу не было принято.

Согласно частей 3 и 7 статьи 15 Законом Иркутской области № 25-оз по результатам проверки представительный орган муниципального образования принимает решение о соответствии либо несоответствии вопросов, предлагаемых инициативной группой для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона, если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на местный референдум вопрос не отвечает требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации и выдает ей решение комиссии, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через 3 дня со дня его принятия.

Таким образом, в рамках проверки соответствия или несоответствия законодательству вопросов, предлагаемых инициативной группой для вынесения на местный референдум, представительный орган вправе принять лишь решение о соответствии или не соответствии этого вопроса законодательству Российской Федерации, полномочиями на принятие решения об отказе в проведении референдума в данной процедуре представительный орган не наделен.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что решение Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» в части отказа в проведении местного референдума по вопросу «Преобразование Звёзднинского городского поселения в форме изменения его статуса в Звёзднинское сельское поселение» подлежит признанию недействующим в части отказа в проведении такого местного референдума, как принятое с нарушением компетенции Думы Звёздного городского поселения противоречащее положениям частей 3 и 7 статьи 15 Законом Иркутской области № 25-оз.

Исходя из изложенного выше суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Гусаченко В.Г. о возложении на Думу Звёзднинского городского поселения обязанности признать предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум вопрос: «Хотите ли Вы изменить статус Звёзднинского городского поселения на статус Звёзднинского сельского поселения: «да» или «нет» соответствующим требованиям действующего законодательства, так как к компетенции суда относится разрешение вопроса о соответствии или несоответствии закону решения публичного органа, при этом суд не наделен полномочиями обязывать публичный орган принимать решение определенного содержания.

Кроме того, как было указано выше, к моменту обращения в суд с административным исковым заявлением Гусаченко В.Г. процесс выдвижения инициативы проведения местного референдума по вопросу, выдвигаемому инициативной группой на местный референдум завершен отказом Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии в регистрации инициативной группы.

В соответствие с пунктом 11 статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в которой указано, что если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

На основании решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией принято решение № 120/856 от 20 мая 2019 г. «Об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования».

Судом установлено, что оспариваемое административным истцом Гусаченко В.Г. решение Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией вручено ей 23 мая 2019 г. как председателю инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования, о чем на сопроводительном письме Думы Звёзднинского городского поселения от 22 марта 2019 г. исх. № 2 имеется расписка Гусаченко В.Г. в его получении (л.д. 140, т. 1).

Согласно части 7 статьи 15 Закона Иркутской области № 25-оз следует, что если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на местный референдум вопрос не отвечает требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом в статьях 8, 9 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации и выдает ей решение комиссии, в котором указываются основания отказа.

Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через 3 дня со дня его принятия.

Сроки принятия решения об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией Звёзднинского муниципального образования после получения решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» соблюдены.

Учитывая срок вручения Гусаченко В.Г. оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии, разрешая административные исковые требования к Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии об отмене ее решения от 20 мая 2019 г. № 120/856 «Об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования», возложении на нее обязанности зарегистрировать инициативную группу по выдвижению инициативы проведения местного референдума и определении срока для принятия Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией решения, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку на момент обращения Гусаченко В.Г. с данными административными исковыми требованиями к административному ответчику Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии истек предусмотренный частью 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок обжалования решения избирательной комиссии и о его применении заявлено суду административным ответчиком Усть-Кутской территориальной избирательной комиссией.

Вместе с тем, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что решение Усть-Кусткой территориальной избирательной комиссии от 12 апреля 2019 г. № 118/850 «О направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума и приложенных к нему документов в Думу Звёзднинского городского поселения», а также решение Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 20 мая 2019 г. № 120/856 «Об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского муниципального образования» (как принятое на основании решения Думы Звёзднинского городского поселения от 16 мая 2019 № 10, так как проверка на соответствие закону выдвинутого инициативной группой на местный референдум вопроса не относится к компетенции избирательной комиссии) следует признать законными, принятыми в пределах компетенции Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии, с соблюдением сроков для их принятия, с соблюдением формы принятых решений, а также в соответствии с требованиями Федерального закона №131-ФЗ, Федерального закона № 67-ФЗ, а также Закона Иркутской области № 25-оз.

Учитывая, что оспариваемое решение применялось со дня его издания в отношении неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что его следует признать не действующим в части с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.

Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся:

1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

3) расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд;

4) расходы на оплату услуг представителей;

5) расходы на производство осмотра на месте;

6) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами;

7) другие признанные судом необходимыми расходы.

Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Из материалов административного дела следует, что при обращении в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением Гусаченко В.Г. уплатила государственную пошлину в размере 300,00 рублей, что подтверждается чеком-ордером ПАО Сбербанк Иркутское городское отделение 8586/315 от 27 декабря 2019 г. на сумму 300,00 рублей.

На основании части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, понесенные Гусаченко В.Г. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 рублей, подлежат возмещению.

Заявленные административным истцом расходы:

- на проезд для участия в судебном заседании в Иркутском областном суде в размере 5 427,10 рублей: по маршруту Звездная-Лена-Звездная, подтверждаются кассовыми чеками от Дата изъята Номер изъят на сумму 106,00 рублей, от Дата изъята Номер изъят на сумму 106,00 рублей, по маршруту Звездная-Иркутск Пассажирский-Звездная, подтверждаются электронным билетом АСУ «Экспресс» Номер изъят по маршруту Звездная-Иркутск-Пассажирский, кассовым чеком от Дата изъята к билету РЖД, электронным билетом АСУ «Экспресс» Номер изъят по маршруту Иркутск-Пассажирский-Звездная, кассовым чеком от Дата изъята к билету РЖД, квитанцией оплаты 31657 от Дата изъята на сумму 5 215,10 рублей;

- на проезд для участия в судебном заседании в Усть-Кутском городском суде <адрес изъят> путем использования систем видеоконференц-связи в размере 212, 00 рублей (по маршруту Звездная-Лена-Звездная), подтверждаются кассовыми чеками от Дата изъята Номер изъят на сумму 106,00 рублей, от Дата изъята Номер изъят на сумму 106,00 рублей.

Учитывая изложенное, расходы на проезд административного истца, являющиеся издержками, связанными с рассмотрением дела, подлежат возмещению Гусаченко В.Г. в соответствии с пунктом 3 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в размере 5 639,10 рублей.

При этом, судебные расходы, связанные с оплатой комнаты отдыха в сумме 730,00 рублей и оплатой камеры хранения вещей в сумме 220,00 рублей признаны судом не являющимися неизбежными, суд не счел их связанными с необходимостью участия административного истца в судебном разбирательстве в Иркутском областном суде. Кроме того, административным истцом не представлено медицинских документов, свидетельствующих о ее нуждаемости в понесенных судебных расходах, связанных с оплатой комнаты отдыха.

Резолютивная часть решения в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в официальном печатном издании для опубликования правовых актов Думы Звёзднинского городского поселения, Администрации Звёзднинского городского поселения, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Гусаченко В.Г. к Думе Звёзднинского городского поселения, Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии об отмене решения Думы Звёзднинского муниципального образования от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум», решения Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии от 20 мая 2019 г. № 120/856 «Об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы проведения местного референдума на территории Звёзднинского

муниципального образования», взыскании судебных расходов – удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Думы Звёзднинского муниципального образования от 16 мая 2019 г. № 10 «О вопросе, предлагаемом для внесения на местный референдум» в части отказа Думы Звёзднинского городского поселения в проведении местного референдума.

Взыскать с Думы Звёзднинского городского поселения Усть-Кутского района Иркутской области за счет средств бюджета Звёзднинского муниципального образования в пользу Гусаченко В.Г. судебные расходы:

- по уплате государственной пошлины в размере 300, 00 рублей;

- на проезд для участия в судебном заседании в Иркутском областном суде в размере 5 427,10 рублей (по маршруту Звездная-Лена-Звездная, Звездная-Иркутск Пассажирский-Звездная);

- на проезд для участия в судебном заседании в Усть-Кутском городском суде Иркутской области путем использования систем видеоконференц-связи в размере 212, 00 рублей (по маршруту Звездная-Лена-Звездная).

всего: 5 939,10 рублей (пять тысяч девятьсот тридцать девять) рублей 10 копеек.

В остальной части административного искового заявления Гусаченко В.Г. к Думе Звёзднинского городского поселения, Усть-Кутской территориальной избирательной комиссии - отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании для опубликования правовых актов Думы Звёзднинского городского поселения, Администрации Звёзднинского городского поселения, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята