ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-87/2021 от 19.10.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-87/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 19 октября 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.,

при секретаре Ондар Ч.Ч.,

с участием административного истца Донгак А.У., представителя административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Донгак А.У. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г.Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

административный истец Донгак А.У. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июля 2014 года на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить ей на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 22 октября 2014 года вышеуказанное решение Кызылского городского суда оставлено без изменения. 10 ноября 2014 года возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени решение суда должником не исполнено. Общая продолжительность производства по исполнению судебного постановления составила более 7 лет. Срок исполнения судебного решения является неразумным, не отвечающим основам Конституции Российской Федерации. Указывает, что в связи с нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок понесла значительные убытки, которые выразились в вынужденной аренде жилья, оплате за аренду, в настоящее время имеет двоих малолетних детей. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей, взыскать расходы по уплате государственной пошлине в размере 300 рублей.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 11 октября 2021 года в качестве административных ответчиков по делу привлечены – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва, заинтересованных лиц – Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что в соответствии с Положением Министерство финансов Республики Тыва осуществляет финансовую, бюджетную, налоговую политику в Республике Тыва, доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений и бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Одного финансирования на приобретение жилья для детей-сирот недостаточно, для исполнения решения суда необходимо выполнить ряд мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, а именно Министерство финансов Республики Тыва финансирует денежные средства на основании заявок Министерства строительства Республики Тыва. Министерство строительства Республики Тыва заключает государственные контракты с подрядчиками и после принятия жилых помещений передает на баланс в республиканскую собственность в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва передает Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва для дальнейшего распределения жилых помещений детям-сиротам. Со стороны Министерства финансов Республики Тыва своевременно финансируется предусмотренные финансовые средства на основании заявок Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва. Министерство финансов не согласно с доводами административного истца, так как со стороны ответчиков каких-либо противоправных действий не было совершено.

В судебном заседании административный истец Донгак А.У. просила удовлетворить требования административного иска.

Представитель административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представители административных ответчиков – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла, заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы административного и гражданского дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июля 2014 года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить Донгак А.У. на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ВС .

10 ноября 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения Донгак А.У. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июля 2014 года вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (ДД.ММ.ГГГГ) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать ДД.ММ.ГГГГ), составила ** лет ** месяцев и ** дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и финансовое обеспечение возложенных на Министерство функций (пункты 1 и 48 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года № 591).

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Поскольку обязанность предоставить Донгак А.У. жилое помещение возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, соответственно, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла – ненадлежащими ответчиками по делу, поэтому административный иск Донгак А.У. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 11 октября 2021 года из МОСП города Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы заверенные копии материалов исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству -ИП, исполнительный лист ВС выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 30 октября 2014 года и получен службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ.

10 ноября 2014 года судебным приставом-исполнителем Кызыл-оол Ш.О. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое получено Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - должник) 1 декабря 2014 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, с момента получения должником копии постановления.

22 декабря 2014 года в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва направлено требование о явке к судебному приставу-исполнителю и о предоставлении сведений должником об исполнении решения суда к 14 часам 25 декабря 2016 года, получено должником 23 декабря 2014 года.

11 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, получено должником 12 февраля 2015 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 февраля 2015 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 16 февраля 2015 года, получено должником 12 февраля 2015 года.

11 февраля 2015 года в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва направлено требование о явке к судебному приставу-исполнителю и о предоставлении сведений об исполнении решения суда к 11 часам 16 февраля 2015 года, получено должником 12 февраля 2015 года.

24 февраля 2016 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда в 5-дневный срок со дня поступления требования, которое получено должником 25 февраля 2016 года.

Письмом от 3 марта 2016 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва сообщает судебному приставу-исполнителю о невозможности в настоящее время исполнить судебное решение по объективным причинам, в связи с чем просит отложить исполнительные действия по данному исполнительному документу.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27 мая 2016 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 2 июня 2016 года, получено должником 31 мая 2016 года.

20 ноября 2016 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда к 18 часам 00 минут 25 ноября 2016 года, получено должником 21 ноября 2016 года.

7 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем должник предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

7 марта 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 7 апреля 2017 года и направлено требование об исполнении решения суда.

7 марта и 30 мая 2017 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 7 апреля и 9 июня 2017 года.

30 мая 2017 года должник предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

23 августа 2017 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 29 августа 2017 года, получено должником 25 августа 2017 года.

28 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем должник предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

24 октября 2017 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 27 октября 2017 года, получено должником 25 октября 2017 года.

18 декабря 2017 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

15 декабря 2017 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва в удовлетворении заявления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о замене должника в исполнительном производстве на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва отказано.

9 апреля 2018 года должнику направлено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 13 апреля 2018 года.

4 июля 2018 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 9 июля 2018 года

4 июля 2018 года должник предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4 октября 2018 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 10 октября 2018 года.

12 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

30 января 2019 года должником получено требование о явке к судебному приставу-исполнителю и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда.

21 февраля 2019 года должник уведомлен о составлении судебным приставом-исполнителем протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

26 февраля 2019 года судебный пристав-исполнитель составил протокол об административном правонарушении в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6 марта 2019 года постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Байкара О.О. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.

29 января 2021 года судебный пристав-исполнитель требует представить Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва список предоставленных детям-сиротам жилых помещений за 2020 год, информацию о наличии на территории г. Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых застройках детям-сиротам.

12 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

12 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда до 14 часов 17 марта 2021 года.

25 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

26 мая 2021 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 14 июня 2021 года.

17 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем должник под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

17 августа 2021 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда до 27 августа 2021 года.

11 октября 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 26 октября 2021 года и направлено требование от этой же даты.

11 октября 2021 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение до сих пор не исполнено, с учётом приведенных выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия государственных органов, на которые возложено исполнение судебного решения, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несет.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Донгак А.У. подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей.

Исходя из требований Донгак А.У., принимая во внимание длительность принудительного исполнения судебного акта – ** лет ** месяцев и ** дней, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Донгак А.У. является **, включена в список лиц из числа ** на получение жилья на территории г. Кызыла Республики Тыва, состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 175 000 рублей.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета Донгак А.У. подлежат возмещению её расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком по безналичной оплате услуг от 4 октября 2021 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Донгак А.У. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г.Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административное исковое заявление Донгак А.У. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить Донгак А.У. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 175 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на расчётный счёт Донгак А.У. открытый в Красноярском отделении ПАО ** ИНН банка получателя , БИК , кор.счёт , код подразделения банка по месту ведения счета карты .

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 октября 2021 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа