ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-87/2022 от 14.09.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-87/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Туникене М.В.,

при секретере Насировой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сенатова Виталия Владимировича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок

установил:

Сенатов В.В. обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением к Администрации города Смоленска, Финансово-казначейскому управлению Администрации города Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 рублей. В обоснование указал, что решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 15 июля 2020 г. его исковые требования удовлетворены. На Администрацию города Смоленска возложена обязанность предоставить ему, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение в городе Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Суд обязал Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование Администрации г.Смоленска для выполнения данной обязанности.

В связи с неисполнением судебного решения в добровольном порядке постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от 11 ноября 2020 г. возбуждены исполнительные производства в отношении Департамента Смоленской области по образованию и науке, и в отношении Администрации г. Смоленска.

До настоящего времени решение суда не исполнено, благоустроенное жилое помещение административному истцу не предоставлено, что является нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок. Общая продолжительность производства по исполнению судебного акта составляет более 1 года 5 месяцев.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - УФССП России по Смоленской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Кречетова Е.Ю., ФССП России.

В судебном заседании административный истец Сенатов В.В. поддержал заявленные требования по указанным основаниям.

Представители административных ответчиков – Департамента Смоленской области по образованию и науке, Департамента бюджета и финансов Смоленской области, Финансово-казначейского управления Администрации г. Смоленска, Администрации г.Смоленска в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители заинтересованных лиц УФССП России по Смоленской области, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, судебный пристав-исполнитель Кречетова Е.Ю., ФССП России также в судебной заседание не явились, извещены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.

В возражениях Администрация г.Смоленска указала, что 24 ноября 2020 г. и 25 июня 2021 г. Управлением опеки и попечительства Администрации г. Смоленска в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке были направлены заявки о выделении бюджету города Смоленска денежных средств субвенции для исполнения решения суда в отношении Сенатова В.В., однако денежные средства выделены только в 2022 г. В 2022 г. объем средств субвенций, выделенных на приобретение жилых помещений детей-сирот составил 91200960 руб. - на приобретение 48 квартир, в том числе и Сенатову В.В. В феврале 2022 г. Администрацией г.Смоленска в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещены заявки на проведение 48 аукционов на право заключить муниципальные контракты по приобретению жилых помещений для детей -сирот. По причине отсутствия заявок, сроки окончания их подачи периодически продляются. Решение суда в отношении Сенатова не исполнено по причине отсутствии заявок на участие в электронном аукционе для приобретения Администрацией г.Смоленска жилых помещений для детей-сирот.

В октябре 2021 г. было принято решение о приобретении квартир по договорам долевого участия и строительстве на первичном рынке жилья. Получено добровольное согласие 30 лиц из числа детей-сирот, которых необходимо обеспечить жильем в 2021 г. В феврале 2022 г. получено добровольное согласие 41 лица на приобретение квартир по договорам долевого участия и строительстве на первичном рынке жилья. 8 февраля 2022 г. такое согласие дал административный истец. Полагает, что общий срок исполнения судебного акта отвечает требованию разумности, установленному законом (л.д.28-33 т.1).

Представитель финансово-казначейского управления Администрации г.Смоленска в письменных возражениях указал, что Администрацией г.Смоленска предприняты все необходимые действия (в рамках переданных государственных полномочий), направленные на исполнение решения суда от 15 июля 2020 г., однако исполнение решения суда возможно только после осуществления Департаментом Смоленской области по образованию и науке финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Сенатова В.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Смоленске (л.д.1-6 т.2).

Департамент Смоленской области по образованию и науке в письменных возражения административный иск не признал. Указал, что решение суда в отношении Сенатова В.В. вступило в законную силу после формирования областного бюджета на 2021 г., в связи с чем в 2021 г. денежные средства Администрации города Смоленска на приобретение жилья Сенатову В.В. не могли быть выделены. Департамент Смоленской области по образованию и науке неоднократно обращался в Департамент бюджета и финансов Смоленской области с просьбой о выделении денежных средств на исполнение судебных постановлений, в том числе и по Сенатову В.В. В соответствии с протоколом распределения отдельных субвенций из областного бюджета Департамента от 12 ноября 2021 г. для обеспечения жилым помещением Сенатова В.В. Администрации г. Смоленска распределены денежные средства. Администрация г. Смоленска в Департамент Смоленской области по образованию и науке на перечисление субвенций на приобретение жилого помещения для обеспечения Сенатова В.В. не обращалась. Полагает, что заявленный административным истцом размер компенсации не обоснован и является завышенным (л.д.79-83 т.2).

Исследовав материалы административного дела № 3а-87/2022 и гражданского дела № 2-605/2020, выслушав объяснения административного истца, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) правом на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, обладают лица, являющиеся сторонами судебного процесса, взыскатели и должники, при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного и (или) требования неимущественного характера.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнение судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительно производстве», согласно ч. 1 ст. 36 которого содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. п. 55, 56 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ).

Период предоставления судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ).

Согласно ч. 3 ст. 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3)достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу или неисполнения судебного акта.

Из представленных доказательств и материалов гражданского дела №2?605/2020 судом установлено, что решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 15 июля 2020 г., вступившим в законную силу 29 сентября 2020 г., суд обязал Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Сенатова В.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением в городе Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

На Администрацию города Смоленска возложена обязанность предоставить Сенатову В.В., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение в городе Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

10 ноября 2020 г. Сенатов В.В. обратился в Ленинский районный суд г.Смоленска с заявлением о направлении исполнительных листов в службу судебных приставов (л.д.176 дела №2-605/2020 ).

В связи с неисполнением административными ответчиками вышеуказанного судебного решения, Ленинским районным судом г. Смоленска 11 ноября 2020 г. выданы исполнительные листы № и № в отношении Администрации города Смоленска и Департамента Смоленской области по образованию и науке соответственно и направлены в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области для принудительного исполнения (л.д. 177 дела №2-605/2020 ).

18 ноября 2020 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. на основании исполнительного листа № возбуждено исполнительное производство № в отношении Департамента Смоленской области по образованию и науке (л.д.15, т.1).

18 ноября 2020 г. постановлением судебного пристава–исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Евтушенко Л.В. на основании исполнительного листа № возбуждено исполнительное производство № в отношении Администрации г.Смоленска (л.д.18 т.2).

Судебным приставом-исполнителем для должников установлен 5?дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 мая 2021 г. Администрации г. Смоленска установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 31 июля 2021 г.

Постановлением от 21 мая 2021 г. с Администрации г. Смоленска взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. с установлением нового срока исполнения исполнительного документа до 21 июля 2021г.

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 20 июля 2021 г. Администрация г.Смоленска освобождена от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб. на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 21 мая 2021 г.

Постановлениями от 20 сентября 2021 г., от 9 февраля 2022 г., от 5 апреля 2022 г., Администрации г. Смоленска устанавливались новые сроки исполнения требований исполнительного документа до 31 декабря 2021 г., до 31 марта 2022 г., до 5 августа 2022 г.

3 августа 2021 г., 14 февраля 2022 г. в адрес Администрации г.Смоленска вынесены предупреждения о привлечении к уголовной ответственности в случае злостного неисполнения решения суда.

14 мая 2021 г. в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности в случае злостного неисполнения решения суда.

Решениями Ленинского районного суда г. Смоленска от 23 ноября 2020 г., от 15 января 2021г.; от 10 марта 2021 г.; от 9 апреля 2021 г.; от 4 июня 2021 г.; от 22 июля 2021 г.; от 23 сентября 2021 г.; от 27 октября 2021 г.; от 13 декабря 2021 г., от 24февраля 2022 г., от 29 апреля 2022г. в удовлетворении заявления Администрации г. Смоленска о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано ( л.д.222-242 т.2).

Постановлением от 21 мая 2021 г. с Департамента Смоленской области по образованию и науке взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 6 июля 2021 г. Департамент освобожден от уплаты исполнительского сбора.

19 мая 2021 г. в адрес Департамента направлено требование о предоставлении информации по исполнению решения суда, в ответ на которое сообщено, что Сенатов включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Смоленской области.

Общая продолжительность исполнения решения суда со дня поступления ходатайства Сенатова В.В. о направлении исполнительных листов в службу судебных приставов (10 ноября 2020 г.), до дня принятия судебного акта по настоящему делу (14 сентября 2022 г.) составляет 1год 10 месяцев 4 дня.

Оценивая достаточность и эффективность действий органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, суд исходит из следующих обстоятельств.

Законом Смоленской области от 29 ноября 2007 г. № 114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а также уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Из содержания п.п. 5, 7, 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 25марта 2014 г. № 202, следует, что приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

Органы местного самоуправления в целях реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями самостоятельно формируют списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на основании заявлений о включении детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в данный список; принимают решение о расходовании средств субвенции на приобретение жилого помещения конкретному лицу из числа детей-сирот; направляют в уполномоченный орган в сфере образования заявки на получение субвенции; обеспечивают целевое расходование средств субвенции.

Расходование средств субвенций в соответствии с их целевым назначением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 30 декабря 2008 г. № 763 «Об утверждении порядка расходования субвенций бюджетами муниципальных районов Смоленской области, бюджетами городских округов Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой местными бюджетами из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в следующем финансовом году, в Департамент в срок до 01 июля текущего финансового года.

Главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке.

Департамент, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенного до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств (Положение о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утвержденное постановлением Администрации Смоленской области от 30 декабря 2016 г. № 820, Положение о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденное постановлением Администрации Смоленской области от 25марта 2014 г. № 202).

Процедура увеличения суммы расходов областного бюджета возможна только путем внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области.

В качестве причин, препятствующих административным ответчикам исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения, Департаментом по образованию и науке указано, что решение суда вступило в законную силу 29 сентября 2020 г. после формирования областного бюджета на 2021 г. в связи с чем в 2021 г. денежные средства Администрации г. Смоленска на приобретение жилого помещения Сенатова В.В. не могли быть выделены.

В соответствии с областным законом от 18 декабря 2020 г. № 165-з «Об областном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов» в 2021 г. Администрации г. Смоленска было запланировано 72200760 рублей.

Фактически Администрации г. Смоленска на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот перечислено 71722588 рублей в связи со сложившейся экономией в ходе закупочных процедур.

Остаток денежных средств в размере 478171,70 руб. возвращен в областной бюджет.

При этом дополнительные средства на осуществление государственных полномочий органов местного самоуправления по обеспечению детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями Департаменту Смоленской области по образованию и науке в 2021 году не выделялись.

Обращения Департамента Смоленской области по образованию и науке в Департамент бюджета и финансов Смоленской области, являющийся органом исполнительной власти Смоленской области, обеспечивающим реализацию единой финансовой и бюджетной политики на территории Смоленской области, с заявками от 17 марта 2020 г., 23 июля 2020г., 3 сентября 2021 г., 12 февраля 2021 г. о выделении денежных средств для исполнения судебных решений, оказались безрезультатны (л.д.94-97 т.2).

Согласно ответу Департамента бюджета и финансов Смоленской области (без даты и номера исходящего документа) обращение Департамента Смоленской области по образованию и науке от 12 февраля 2021 г. рассмотрено, разъяснено, что вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований может быть рассмотрен при очередном внесении изменений в областной закон об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (л.д.94 т.2)

На иные обращения Департамента Смоленской области по образованию и науке ответы Департамента бюджета и финансов Смоленской области в суд не представлены. Доказательства, совершение действенных и исчерпывающих мер Департаментом, как главным распорядителем средств субвенций по внесению предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи, в материалах дела отсутствуют, а представленные обращения в Департамент бюджета и финансов Смоленской области, с учетом отсутствия на них ответов и совершения иных наступательных и эффективных действий, имеют формальный, шаблонный характер.

Также не представлены Департаментом Смоленской области по образованию и науке доказательства принимаемых мер, направленных на исполнение судебного решения по обеспечению жилым помещением Сенатова В.В., путем обращения по этому вопросу к вышестоящим должностным лицам, иным уполномоченным и контролирующим органам, в том числе Смоленскую областную Думу, доказательства совершение иных действий, направленных на исполнение судебного акта.

Позиция Департамента Смоленской области по образованию о науке, об отсутствии заявок от Администрации г. Смоленска на перечисление субвенции на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа жилыми помещениями не может свидетельствовать об уважительной причине неисполнения судебного акта, которым на Департамент Смоленской области по образованию о науке возложена обязанность осуществить финансирование Администрации города Смоленска для выполнения обязанности по предоставлению Сенатову В.В. благоустроенного жилого помещения в городе Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения не менее учетной нормы предоставления, без каких-либо особенностей, в том числе обязанности Администрации г. Смоленска по направлению заявок.

24 ноября 2020 г. и 25 июня 2021 г. Управлением опеки и попечительства Администрации г. Смоленска в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке поданы заявки о выделении бюджету г. Смоленска средств субвенций для исполнения решения суда в отношении Сенатова В.В.

Законом Смоленской области от 17 декабря 2021 года № 145-з «Об областном бюджете на 2022 года и на плановый период 2023 и 2024 годов» Администрации г. Смоленска в 2022 г. предусмотрено выделение денежных средств в качестве субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в размере 91200960 рублей.

В соответствии с Протоколом заседания комиссии Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи по распределению отдельных субвенций из областного бюджета от 12 ноября 2021года и Приложением № 1 к протоколу № (п/п 21) утверждены объемы субвенций на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов на приобретение жилых помещений для детей-сирот, которые включены в Единый список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Смоленской области, в отношении которых вступили в законную силу судебные решения об обеспечении их жильем, в числе которых на 2022 год числится Сенатов В.В. (л.д.92 т.2)

До настоящего времени вышеуказанные исполнительные производства не окончены, финансирование за счет средств областного бюджета Департаментом Смоленской области по образованию и науке исполнения Администрацией города Смоленска государственных полномочий по обеспечению Сенатова В.В., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Смоленске не произведено, Администрацией города Смоленска жилое помещение в соответствии с решением суда от 15 июля 2020 г. административному истцу не предоставлено.

Администрацией г. Смоленска во исполнение вышеуказанного решения суда произведены следующие действия:

24 ноября 2020 г. и 25 июня 2021 г. в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке направлены заявки о выделении бюджету г.Смоленска денежных средств субвенции для исполнения решения суда в отношении Сенатова В.В.

Согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на 2022 г. с 11 февраля 2022 по 18 февраля 2022 г. объявлены 48 аукционов на приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

28 февраля 2022 г. 15 аукционов не состоялись.

8 февраля 2022 г. у Сенатова В.В. истребовано согласие на предоставление ему нового жилья, приобретаемого Администрацией г. Смоленска по договору долевого участия в строительстве в 2022 г.

28 февраля 2022 г. внесены изменения в план-график закупок в части приобретения Администрацией г. Смоленска жилых помещений путем участия в долевом строительстве жилья.

2 марта 2022 г. направлены на размещение 15 заявок на проведение аукционов в электронной форме на приобретение в муниципальную собственности г.Смоленска жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в целях формирования специализированного жилищного фонда

Сроки окончания приема заявок на проведения электронных аукционов по приобретению жилых помещений для детей-сирот неоднократно продлялись (л.д. 85-98, 102-122 т.1);

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должниками принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными, так как основная их часть проведена в 2022 г., после обращения Сенатова В.В. с административным иском в суд.

Так, действия Департамента Смоленской области по образованию и науке в рамках исполнительного производства сводились лишь к обращениям в адрес Департамента бюджета и финансов Смоленской области с просьбой предоставить дополнительные субсидии на финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Вместе с тем, указанные действия были осуществлены в рамках компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и не были направлены на исполнение судебного постановления от в отношении Сенатова В.В.

Приводимые Департаментом Смоленской области по образованию и науке доводы относительно невозможности выделения денежных средств на приобретение жилого помещения конкретному лицу – Сенатову В.В., судом отклоняются, как направленные на оспаривание вступившего в законную силу судебного постановления, что является недопустимым.

Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 15 июля 2020 г., вступившее в законную силу, подлежит неукоснительному исполнению органами, на которые возложена соответствующая обязанность.

Действия Администрации г. Смоленска также не могут быть оценены как надлежащее исполнение требований исполнительного документа.

Администрация г. Смоленска мероприятия, побуждающие Департамент к исполнению решения суда в своей части, не осуществляла, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Оценивая доводы Администрации г. Смоленска о том, что решение суда в отношении Сенатова В.В. не исполнено по причине отсутствия заявок на участие в электронном аукционе для приобретения жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд исходит из того, что Администрация какие либо действенные меры, направленные на исполнение решения суда не предпринимала.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Администрацией г. Смоленска использовался способ проведения закупки жилых помещений путем проведения аукционов, которые постоянно были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в таких аукционах.

В тоже время до 1 января 2022 г. имелась возможность в силу п. 7 ч. 2 ст.83.1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме для осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений, которой Администрация г. Смоленска не воспользовалась, доказательств невозможности применения иных способов определения поставщика, не представлено.

Представленные доказательства мониторинга квартир вторичного рынка жилья (скриншоты объявлений л.д.134-153 т.1), данные выводы не опровергают, поскольку исходя из представленных данных у Администрации г.Смоленска имелась возможность приобретения жилого помещения для предоставления его Сенатову В.В.

Действия административных ответчиков по исполнению решения суда в отношении Сенатова В.В. были явно недостаточными, носили ограниченный и формальный характер, поскольку целью судебного восстановления права на предоставление жилого помещения является реализация права на его получение административным истцом в установленный срок.

Исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия финансирования, стоимости жилых помещений, а также от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от предпринятых действий по исполнению обязательств перед третьими лицами.

Из представленных материалов также следует, что нарушение разумного срока исполнения судебного акта имело место по причинам, не зависящим от административного истца.

Из положений части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу или неисполнения судебного акта.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу «Д. против Российской Федерации» от 04 декабря 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу «К. против Российской Федерации» от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу «К. и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, Постановление Европейского Суда по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года).

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции, а действия Департамента Смоленской области по образованию и науке и Администрации г.Смоленска не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Административными ответчиками не предоставлено каких-либо достаточных либо допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительных документов вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должников, подтверждающих уважительность причин их неисполнения в срок, установленный действующим законодательством для исполнения решения суда.

Отсутствие свободных жилых помещений на территории муниципального образования города Смоленска, либо недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан. Более того, действенные меры для изыскания этих денежных средств в 2020- 2021 г. не проводились, а проведенные меры носили формальный характер и не могут быть признаны эффективными и достаточными.

При таких обстоятельствах, административный истец имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

При определении размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд учитывает продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, а также практику Европейского Суда по правам человека.

Суд также учитывает меры, принятые административными ответчиками по исполнению решения суда, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1 постановления от 29 марта 2016 г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда и приходит к выводу, что требуемая Сенатовым В.В. сумма 100 000 рублей с каждого административного ответчика является завышенной, определяет размер компенсации в размере 50 000 рублей, подлежащих взысканию с Департамента по образованию и науке и 50000 рублей, подлежащих взысканию с Администрации г.Смоленска.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с удовлетворением административного иска подлежат возмещению понесенные Сенатовым В.В. расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд в размере 300 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе: расходы на оплату услуг представителей (п. 4 ст. 106 КАС РФ); другие признанные судом необходимые расходы (п. 7 ст. 106 КАС РФ).

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).

Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Сенатовым В.В. фактически понесены расходы по оплате юридических услуг в размере 3 700 рублей, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от 22 апреля 2022 г., согласно которому «Исполнитель» Реджепова В.Ф. оказала «Заказчику» Сенатову В.В. юридическую помощь в виде юридической консультации, формирования правовой позиции, анализа представленных документов, составления в суд административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (л.д.11-13 т.1). Согласно чеку по операции 22 апреля 2022 г. Сенатов В.В. оплатил юридические услуги в сумме 3 700 руб. (л.д.14 т.1).

Учитывая объем заявленных административным истцом требований, сложность дела о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, фактический объем оказанных юридических услуг и расходы на их оплату, а также отсутствие возражений административных ответчиков по заявленной ко взысканию суммы, суд приходит к выводу о том, что фактически понесенные Сенатовым В.В. расходы по оплате юридических услуг в размере 3 700 рублей являются разумными.

Согласно положениям части 3 статьи 4, пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации. Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации финансовыми органами субъектов Российской Федерации являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1. раздела 1 Положения о Департаменте бюджета и финансов Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 16 мая 2008 года № 300 (с последующими изменениями и дополнениями) Департамент бюджета и финансов Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, обеспечивающим реализацию единой финансовой и бюджетной политики на территории Смоленской области и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Смоленской области.

Согласно пунктам 2.4, 2.5, 2.15, 2.16, 2.18, 2.20, 2.23, 2.25, 2.30, 2.32, 2.35, 2.37, 2.46, 2.80, 2.96 раздела 2 вышеуказанного Положения к полномочиям Департамента бюджета и финансов Смоленской области относится: осуществление методологического руководства по вопросам организации бюджетного процесса в Смоленской области; обеспечение правового сопровождения осуществления бюджетного процесса в Смоленской области; ведение реестра источников доходов областного бюджета; формирование перечней целевых статей областного бюджета в соответствии с расходными обязательствами Смоленской области; установление порядка и методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета; разработка проектировки основных характеристик областного бюджета, а также осуществление расчетов объема бюджетных ассигнований областного бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств Смоленской области; организация составления и непосредственно составление проекта областного бюджета; осуществление составления и ведения кассового плана исполнения областного бюджета; установление порядка представления в Департамент финансовым органом муниципального образования реестра расходных обязательств соответствующего муниципального образования; организация исполнения областного бюджета на основе бюджетной росписи и кассового плана; установление порядка исполнения областного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств, доведение до главных распорядителей средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; установление порядка учета бюджетных обязательств; представление в установленном порядке в судах прав и законных интересов казны Смоленской области и Департамента по вопросам, отнесенных к компетенции Департамента; составление бюджетной отчетности Смоленской области и т.д.

Учитывая, что обязанность по исполнению решения суда в части осуществления финансирования за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией города Смоленска государственных полномочий по обеспечению Сенатова В.В. жилым помещением возложена на Департамент Смоленской области по образованию и науке и финансирование должно осуществляться за счет средств бюджета Смоленской области, суд приходит к выводу о том, что с Департамента бюджета и финансов Смоленской области за счет средств бюджета Смоленской области в пользу Сенатова В.В. подлежит взысканию компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей, понесенные расходы по оплате юридических услуг в размере 1 800 рублей, государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 150 рублей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и согласно Положению о финансовом органе Администрации г. Смоленска, утвержденному решением сессии Смоленского городского Совета от 25 марта 2016 г. № 108 Финансово-казначейское управление Администрации г. Смоленска является финансовым органом г. Смоленска в полномочия которого входит составление и организация исполнения бюджета г. Смоленска на соответствующий финансовый год и плановый период.

Учитывая, что обязанность по исполнению указанного выше судебного акта возложена на Администрацию г. Смоленска и финансирование должно осуществляться за счет средств бюджета данного муниципального образования, суд приходит к выводу о том, что с муниципального образования город Смоленск в лице Финансово-казначейского управления Администрации г.Смоленска за счет средств бюджета муниципального образования город Смоленск в пользу Сенатова В.В. подлежат взысканию: компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 150 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 1 800 рублей.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации взысканные денежные средства подлежат перечислению на банковский счет Сенатова В.В., указанный в административном исковом заявлении.

Согласно части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259, 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление Сенатова Виталия Владимировича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента бюджета и финансов Смоленской области за счет средств бюджета Смоленской области в пользу Сенатова Виталия Владимировича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 50000 рублей, государственную пошлину в размере 150 рублей, в возмещение расходов по оплате юридических услуг 1 850 рублей, расходы, а всего: 52000 (пятьдесят две тысячи) рублей.

Взыскать с Финансово-казначейского управления Администрации г.Смоленска за счет средств местного бюджета в пользу Сенатова Виталия Владимировича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 50000 рублей, государственную пошлину в сумме 150 рублей, в возмещение расходов по оплате юридических услуг 1 850 рублей, а всего: 52000 (пятьдесят две тысячи ) рублей.

Указанные денежные средства перечислить на банковский счет Сенатова Виталия Владимировича

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 28 сентября 2022 г.

Судья М.В. Туникене