ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-87/2022 от 17.08.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-87/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тверь 17 августа 2022 года

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коклюшкиной Н.А.,

с участием прокурора Шустровой Д.А.,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Платинум» Елохиной Т.С.,

представителей Думы Вышневолоцкого городского округа и Администрации Вышневолоцкого городского округа Новиковой М.К., Спиридоновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам заместителя прокурора Тверской области и общества с ограниченной ответственностью «Платинум» об оспаривании решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года № 236 «Об утверждении Перечня значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа» в части установленного коэффициента и решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 27 сентября 2021 года № 306 «О внесении изменений в решение Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года № 236 «Об утверждении перечня значений коэффициента (К) при определении размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа»,

установил:

Решением Думы Вышневолоцкого городского округа № 236 от 25 декабря 2020 года утвержден Перечень значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа.

Согласно Приложению к решению для земельных участков с видом разрешенного использования «Связь: размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3» (код 6.8) значения коэффициента (К) установлено: для земель городских населенных пунктов – 80, для земель сельских населенных пунктов – 170, для земель вне населенных пунктов – 120.

Указанное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в общественно-политической газете «Вышневолоцкая правда» в приложении № 51 от 25 декабря 2020 года и размещено на сайте муниципального образования.

Решением Думы Вышневолоцкого городского округа № 306 от 27 сентября 2021 года, внесены изменения в решение Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года № 236, в приложении к решению «перечень значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа» внесены изменения, для земельных участков с видом разрешенного использования «Связь: размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3» (код 6.8) значение коэффициента (К) установлено для земель городских населенных пунктов, земель сельских населенных пунктов, земель вне населенных пунктов – 118.

Указанное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в общественно-политической газете «Вышневолоцкая правда» в приложении № 38 от 01 октября 2021 года и размещено на сайте муниципального образования.

Заместитель прокурора Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском о признании не действующими указанных решений представительного органа местного самоуправления, с учетом уточнения требований просил признать недействующим с момента принятия решение № 236 от 25 декабря 2020 года в части установления значений коэффициента (К) для земельных участков с наименованием вида разрешенного использования «связь», решение Думы Вышневолоцкого городского округа № 306 от 27 сентября 2021 года признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на несоответствие оспариваемых нормативных положений принципу экономической обоснованности определения арендной платы, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, в результате которого нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих экономическую деятельность и арендующих земельные участки соответствующего вида разрешенного использования, в связи с увеличением арендной платы, коэффициент установлен необоснованно, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Привлеченное к участию в деле общество с ограниченной ответственностью «Платинум» предъявило административный иск о признании недействующими со дня принятия решений Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года № 236 в части установления значений коэффициента арендной платы для земельных участков с видом разрешенного использования «Связь» и решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 27 сентября 2021 года № 306 о внесении изменений в указанное решение.

Общество указало, что является инфраструктурным оператором, осуществляющим деятельность по строительству инфраструктуры, необходимой для размещения сооружений связи. В рамках осуществления своей деятельности Общество арендует земельные участки, находящиеся в неразграниченной государственной собственности без торгов для размещения сооружений связи.

В 2015-2017 г.г. между ООО «Платинум» и Комитетом по управлению имуществом города Вышний Волочек были заключены договоры аренды земельных участков № 63/17 от 22 мая 2017 года, № 84/17 от 20 июля 2017 года, № 86/2015 от 23 сентября 2015 года, при заключении которых коэффициент, используемый при расчете арендной платы (КСЭО) находился в значениях 0,75, затем 8.

Оспариваемыми решениями значения коэффициентов изменены. При увеличении значений коэффициента (К) органом местного самоуправления не были проведены соответствующие расчеты, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков), не были учтены затраты арендаторов, связанные с осуществлением деятельности на арендуемых земельных участках. Значения указанного коэффициента установлены произвольно, не отвечают принципу экономической обоснованности, нарушают права и законные интересы Общества.

В судебном заседании прокурор Шустрова Д.А., представитель ООО «Платинум» Елохина Т.С. поддержали заявленные требования.

Представители Думы Вышневолоцкого городского округа и Администрации Вышневолоцкого городского округа Новикова М.К., Спиридонова В.А. полагали требования прокурора и ООО «Платинум» не подлежащими удовлетворению, указав, что проекты оспариваемых решений представительного органа местного самоуправления об установлении значений коэффициента (К) были подготовлены с соблюдением принципа экономической обоснованности. При подготовке проектов решений был проведен анализ общедоступной информации оценочных характеристик доходности земельных участков в сравнении с кадастровой стоимостью по различным видам разрешенного использования. Установленные значения коэффициента арендной платы являются экономически обоснованными, соответствует уровню коммерческой привлекательности земельных участков, отвечают требованию соблюдения баланса интересов сторон.

Заслушав пояснения прокурора и представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает требования прокурора и административного истца обоснованными, при этом исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Тверской области от 30 мая 2020 года № 250-пп утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Тверской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов.

Пунктом 2 указанного постановления в редакции, действовавшей до 29 ноября 2021 года, представительным органам местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов Тверской области в срок до 01 января 2021 года рекомендовано утвердить значения коэффициента, устанавливаемого в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена с учетом видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» на 2021 год.

Данным постановлением в редакции, действующей после 29 ноября 2021 года, представительным органам местного самоуправления рекомендовано при утверждении значения коэффициента, устанавливаемого в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена с учетом видов разрешенного использования земельных участков, руководствоваться классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Согласно пункту 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Тверской области № 250-пп, устанавливаемый с учетом видов разрешенного использования земельных участков коэффициент (К) применяется в формуле, по которой определяется размер арендной платы в месяц за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

А = Скадастр x S x Сап x К / 12, где Скадастр - удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка, S - площадь земельного участка или его части, являющегося предметом договора аренды земельного участка (в кв. м); Сап - ставка арендной платы, установленная Порядком (в %).

Оспариваемые значения коэффициентов (К) утверждены уполномоченным органом местного самоуправления во исполнение постановления Правительства Тверской области от 30 мая 2020 года № 250-пп.

Согласно протоколу № 20 заседания Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года при принятии решения № 236 представительный орган действовал в правомочном составе. При установленной пунктом 5 статьи 29 Устава Вышневолоцкого городского округа численности депутатов Вышневолоцкой городской Думы - 21 депутат, в голосовании по проекту решения об установлении коэффициентов приняло участие 16 депутатов, которые проголосовали за принятие оспариваемого решения.

В соответствии с протоколом № 30 заседания Думы Вышневолоцкого городского округа от 27 сентября 2021 года при принятии решения № 306 присутствовало 14 депутатов, которые проголосовали за принятие оспариваемого решения.

Решения № 236 от 25 декабря 2020 года и № 306 от 27 сентября 2021 года представительного органа местного самоуправления опубликованы в печатном издании – газете «Вышневолоцкая правда», размещены на официальном сайте муниципального образования в соответствии с установленным статьей 49 Устава Вышневолоцкого городского округа порядком официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Исходя из положений о порядке официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленных частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд признает требование об опубликовании оспариваемых нормативных положений и доведения их до всеобщего сведения соблюденным.

Судом установлено, что оспариваемые значения коэффициента (К) при определении размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с наименованием вида разрешенного использования «связь» увеличены по сравнению со значениями ранее применявшихся для начисления арендной платы значений коэффициента социально-экономических особенностей, утвержденных решением Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2019 года № 110 для различных категорий земельных участков с целевым использованием «связь» (Приложения № 2 и № 6), поскольку согласно данному решению значение КСЭО по земельным участкам из категории земель населенных пунктов, расположенных на территории г. Вышний Волочек и пгт. Красномайский, составляло 80, в иных населенных пунктах – 170, а применительно к земельным участкам из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности, иного специального назначения – 1.

Вследствие увеличения размера коэффициента, применяемого при расчете арендной платы, размер арендной платы за земельные участки с указанным видом разрешенного использования также увеличился.

ООО «Платинум», согласно представленным договорам от 23 сентября 2015 года № 86/15, от 22 мая 2017 года № 63/17, от 20 июля 2017 года № 84/17 является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в гор. Вышний Волочек, используемых для размещения сооружений связи.

Согласно приложениям к договорам аренды при расчете арендной платы используются значения показателя кадастровой стоимости земельных участков, ставка арендной платы, коэффициент социально-экономических особенностей (КСЭО), а с 2021 года коэффициент (К) в соответствии с постановлением Правительства Тверской области № 250-пп.

Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации 16 июля 2009 года принято постановление № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 11 мая 2004 года № 209-О, от 28 февраля 2017 года № 424-О при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710 (далее Методические рекомендации), в целях применения принципа экономической обоснованности рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Таким образом, значения коэффициента должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, при соблюдении баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При подготовке дела к судебному разбирательству административному ответчику предлагалось представить доказательства экономической обоснованности значений коэффициентов, установленных оспариваемыми решениями Думы Вышневолоцкого городского округа.

Между тем, вопреки установленной частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности органа местного самоуправления по доказыванию законности принятого им нормативного правового акта, такие доказательства суду не представлены.

Протоколы заседания депутатов Думы Вышневолоцкого городского округа № 20 от 25 декабря 2020 года и № 30 от 27 сентября 2021 года не содержат сведений относительно обсуждения депутатами экономического обоснования проектов правовых актов об установлении значений коэффициента арендной платы.

По проекту решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года № 236 ответчиком представлена пояснительная записка руководителей структурных управлений администрации городского округа, содержащая в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «Связь» лишь примеры расчета арендной платы (т. 1 л.д. 136-138).

Согласно протоколу согласительного совещания руководителей управления администрации Вышневолоцкого городского округа от 04 августа 2021 года по проекту решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 27 сентября 2021 года № 306 проект утвержден без учета замечаний и предложений ООО «Платинум», поскольку не представилось возможным провести необходимые расчеты расходов инфраструктурного оператора (т. 1 л.д. 179-180).

В судебное заседание ответчиком представлено финансово-экономическое обоснование принятия проекта решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года № 236 за подписью руководителя Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа.

Согласно данному обоснованию расчет величины коэффициента (К) - 118 исчислен как отношение условного минимального размера арендной платы к произведению удельного показателя кадастровой стоимости, ставки арендной платы и площади (т. 1 л.д. 104).

Указанный расчет не соответствует требованиям закона, поскольку не основан на применении принципов, содержащихся в Методических рекомендациях, не учитывает доходность земельных участков, производственные затраты и отраслевые нормы прибыли арендаторов.

Как усматривается из расчета, при исчислении значения коэффициента 118 в расчет принималась не площадь арендуемого земельного участка, а площадь с учетом предполагаемой санитарно-защитной зоны, рассчитав которую, орган местного самоуправления пришел к выводу о фактически используемой площади земельного участка, которая существенно превышает указанную в договоре аренды.

Такой расширительный подход при определении используемой арендаторами площади земельных участков в целях формирования коэффициента суд признает не основанным на нормах закона, нарушающим принцип экономической обоснованности и интересы арендаторов.

Административным ответчиком не представлено доказательств учета при установлении значений коэффициента объективных данных об оценке доходности земельных участков, о прибыли, получаемой арендаторами от осуществления разрешенной деятельности на таких участках, о доле арендных платежей в совокупных затратах арендаторов, связанных с использованием участков, местоположении земельных участков, градостроительной ценности, тенденции развития отрасли, потребительском спросе на участки, развитости инфраструктуры.

Изложенное свидетельствует, что многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, в отношении которых оспариваемыми нормативными правовыми актами органа местного самоуправления установлены значения коэффициент, с применением которых начислялась арендная плата с 01 января 2021 года, муниципальным органом не проводился.

Данные обстоятельства указывают на нарушение баланса частных и публичных интересов и несоблюдение принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемых нормативных актов.

Таким образом, на момент принятия решений представительным органом местного самоуправления оспариваемые значения коэффициента арендной платы не были экономически обоснованы в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 и Методическими рекомендациями.

Поскольку решение Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года № 236 в оспариваемой части и решение Думы Вышневолоцкого городского округа от 27 сентября 2021 года № 306 с момента их принятия вступили в противоречия с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц и административного истца при исчислении размера арендной платы, они подлежат признанию недействующими со дня принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования заместителя прокурора Тверской области и Общества с ограниченной ответственностью «Платинум» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия решение Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года № 236 «Об утверждении Перечня значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа» в части установления значений коэффициента (К) для наименования вида разрешенного использования земельных участков «связь: размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3» (код 6.8.) – 80 (для земель городских населенных пунктов), 170 (для земель сельских населенных пунктов), 120 (для земель вне населенных пунктов).

Признать не действующим со дня принятия решение Думы Вышневолоцкого городского округа от 27 сентября 2021 года № 306 «О внесении изменений в решение Думы Вышневолоцкого городского округа от 25.12.2020 № 236 «Об утверждении Перечня значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа».

Взыскать с Думы Вышневолоцкого городского округа в пользу ООО «Платинум» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

Сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в периодическом печатном издании «Вышневолоцкая правда» и размещению на официальном сайте муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Кустов

Мотивированное решение составлено 19 августа 2022 года.

Председательствующий А.В. Кустов