Дело № 3а-87/2023
УИД 76OS0000-01-2023-000109-46
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ярославль 05 декабря 2023 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бисеровой О.И.,
при секретаре Масловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим постановления Правительства Ярославской области от 12.01.2022 № 2-п «О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им. Воровского» и о внесении изменений в постановления Правительства области от 01.07.2010 № 460-п, от 02.11.2017 № 823-п»,
установил:
Постановлением Правительства Ярославской области от 12.01.2022 № 2-п «О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им. Воровского» и о внесении изменений в постановления Правительства области от 01.07.2010 № 460-п, от 02.11.2017 № 823-п»:
- реорганизован памятник природы «Парк санатория им. Воровского» в охраняемый природный комплекс «Парк санатория им. Воровского»;
- выделена в составе охраняемого природного комплекса «Парк санатория им. Воровского» зона ограниченного хозяйственного использования для размещения и эксплуатации линейных объектов и объектов инфраструктуры, необходимых для функционирования закрытого акционерного общества «Санаторий имени Воровского».
- включен в состав зоны ограниченного хозяйственного использования для размещения и эксплуатации линейных объектов и объектов инфраструктуры, необходимых для функционирования закрытого акционерного общества «Санаторий имени Воровского», земельный участок общей площадью 56199 кв. м, расположенный к юго-востоку от с. Кстово Покровского сельского поселения Рыбинского муниципального района;
- утверждено прилагаемое Положение об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им. Воровского»;
- в Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области, утвержденный постановлением Правительства области от 01.07.2010 № 460-п «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области», внесены изменения согласно приложению.
- в постановление Правительства области от 02.11.2017 № 823-п «Об утверждении режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения в Ярославской области» внесено изменение, признан утратившим силу пункт 216 перечня памятников природы регионального значения в Ярославской области, для которых установлен режим особой охраны, утвержденного постановлением.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru – 14.01.2022, и в издании «Документ-Регион», № 4, 21.01.2022.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Ярославской области 12.01.2022 №2-п со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением процедуры принятия, установленной статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области письмом от 19.02.2018 № их.25-01061/21 направил в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации проект постановления Правительства Ярославской области «О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им. Воровского» и о внесении изменений в постановления Правительства области от 01.07.2010 № 460-п, от 02.11.2017 № 823-п». В ответном письме от 30.03.2021 № 09-15-29/8751 Министерство согласовывает вышеуказанный проект постановления Правительства Ярославской области в части уточнения режима особой охраны указанной особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ), отдельно обратив внимание на то, что законодательством Российской Федерации уменьшение площади, изменение границ, в результате которого исключаются территории, или изъятие части особо охраняемой природной территории, или изъятие части особо охраняемой территории не предусмотрено. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается.
Вопреки указанному в письме Минприроды России, Правительство Ярославской области приняло постановление от 12.01.2022 № 2-п, которым изменены границы памятника природы «Парк санатория им.Воровского» путем исключения из них земельных участков и снятия статуса ООПТ общей площадью 7 га, т.е. без установления согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Оспариваемое постановление в части изменения границ и уменьшения площади ООПТ противоречит статье 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды», поскольку привело к изъятию земель природно-заповедного фонда.
В судебном заседании представитель административного истца – заместитель Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шинкарев А.И. административный иск поддержал по изложенным в нем доводам.
Представители административных ответчиков Правительства Ярославской области и Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области по доверенностям ФИО1, ФИО2, ФИО3 административные исковые требования не признали, поддержал позицию, изложенную в отзывах на административный иск (т.1 л.д.67-86, т.2 л.д.1-16).
Из представленных отзывов на административный иск и пояснений представителей административных ответчиков в судебном заседании следует, что утверждение административного истца о нарушении действующего законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта ввиду отсутствия согласования проекта постановления с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации является несостоятельным. Создание ООПТ регионального значения, определение задач и особенностей режима охраны конкретной ООПТ регионального значения, а равно определение границ и площади ее территории является прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации не установлен правовой институт «упразднения, корректировки границ ООПТ», следовательно, указанные правоотношения не запрещены, их регулирование возможно законодательством субъекта Российской Федерации, пока иное не будет установлено законом Российской Федерации. В соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» принят Закон Ярославской области от 28.12.2015 №112-з «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области». Частью 1 статьи 4 указанного Закона установлено, что ООПТ регионального значения создаются, реорганизуются и упраздняются в порядке, установленном Правительством Ярославской области, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Порядок создания, реорганизации и упразднения ООПТ регионального значения в Ярославской области утвержден постановлением Правительства области от 27.09.2012 № 981-п. Требования данного порядка были соблюдены. В 2018 году ЗАО «Санаторий им.Воровского» обратилось в департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области с ходатайством о подготовке проекта постановления Правительства области об изменении границ ООПТ «Парк санатория им.Воровского» с целью исключения земель, занимаемых санаторием (участок №1) и технической территорией (участок №2). К обращению прилагались финансово-экономическое, экологическое и правовое обоснование изменения зонирования ООПТ; пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости изменения границ ООПТ; фотоматериалы; сведения о площади ООПТ с измененными границами; карты-схемы и перечень координат измененных границ ООПТ. На основании данных департаментом рекомендаций ЗАО «Санаторий им.Воровского» подготовило ходатайство о выделении зон ограниченного хозяйственного использования с приложением соответствующих документов. До момента направления в 2018 году ЗАО «Санаторий им.Воровского» в департамент обращений и материалов, необходимых для разработки проекта постановления, департаментом в 2017 году организовано проведение работ по комплексному экологическому обследованию территории памятника природы «Парк санатория им.Воровского» в рамках реализации государственного контракта на оказание услуг по проведению комплексного экологического обследования и паспортизации памятников природы Ярославской области регионального значения от 07.08.2017 № 24, заключенного между департаментом и ООО «Научно-производственное объединение «Кадастр» (исполнитель был определен на основании проведения конкурсных процедур в установленном порядке). Исполнителем был подготовлен Отчет о результатах проведения комплексного экологического обследования и паспортизации памятника природы Ярославской области регионального значения «Парк санатория им.Воровского», который утвержден 31.10.2017 директором ООО «Научно-производственное объединение «Кадастр». В Отчете приведены выводы о том, что памятник природы «Парк санатория им.Воровского» образован в соответствии с решением Ярославского облисполкома от 25.07.1966 № 582, в указанном решении, а также в последующем решении малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27.05.1993 № 118 установлена площадь памятника природы – 23 га, совпадающая непосредственно с площадью парка, для сохранения которого и создана ООПТ. Постановлением Администрации Ярославской области от 21.01.2005 № 8 утверждено текстовое описание границ памятника природы, в результате чего увеличилась площадь памятника природы до 36 га. При установлении границ памятника природы в 2005 году в его состав были включены земельные участки, занятые существующим комплексом строений, хозяйственных и лечебных объектов санатория. На момент проведения комплексного экологического обследования площадь памятника составляла 30,8627 га, что отражено также в Едином государственном реестре недвижимости. В целях приведения границ ООПТ в соответствие с законодательством рекомендуется исключить из границы ООПТ земельные участки, занятые существующим комплексом зданий. В результате корректировки границ уточненная площадь ООПТ составляет 23,7906 га, что фактически соответствует площади парка и ООПТ, установленной при создании памятника природы в 1966 году. Согласно выводам, изложенным в подразделе 1.8 раздела 1 Отчета предложено изменить категорию ООПТ «памятник природы» на «охраняемый природный комплекс».
Разработанный по результатам рассмотрения материалов, поступивших из ЗАО «Санаторий им.Воровского», и имевшихся в департаменте материалов комплексного экологического обследования памятника природы проект постановления Правительства области «О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им.Воровского» и о внесении изменений в постановления Правительства области от 01.07.2010 № 460-п, от 02.11.2017 № 823-п» был направлен на экологическую экспертизу в соответствии с пунктом 3.3 Порядка. Проект предусматривал изменение границ ООПТ (исключение земель, занятых техническими строениями и сооружениями санатория) и выделение зон ограниченного хозяйственного использования для линейных объектов санатория, расположенных непосредственно в парковой зоне санатория. Данные, полученные департаментом в результате реализации государственного контракта в 2017 году и материалы оценки воздействия на окружающую среду, разработанные в 2019 году ООО «Арктур Эко», подтверждают необходимость исключения из границ ООПТ территорий земельных участков, занятых хозяйственной и лечебной инфраструктурой санатория. Заключением государственной экологической экспертизы от 13.06.2019 № 10/2019, утвержденным приказом департамента от 13.06.2019 № 20Э, подтверждена обоснованность реорганизации памятника природы и изменения его границ. Данное заключение не оспорено. Письмом департамента от 09.12.2020 №ИХ.25-00012/20 проект постановления с пояснительной запиской, заключением государственной экологической экспертизой был направлен на согласование в Минприроды России. Письмом от 14.04.2020 № 09-15-29/9166 в согласовании проекта постановления отказано, поскольку проект предусматривал изменение площади памятника природы.
Учитывая позицию Минприроды России о недопустимости исключения земельных участков из ООПТ, были внесены изменения в проект постановления, который предусматривал реорганизацию памятника природы без изменения границ ООПТ и выделение зоны ограниченного хозяйственного использования. В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» данный проект письмом департамента от 19.02.2021 №ИХ.25-01061/21 направлен в Минприроды России на согласование. Данный проект постановления был согласован.
В соответствии с требованиями Порядка 12.08.2021 в адрес департамента кадастровым инженером ФИО8 представлена пояснительная записка с информацией о выявленной технической ошибке, допущенной при описании границ ООПТ в 2005 году с указанием подробных сведений об ошибочно включенных в состав памятника природы земельных участках, занятых хозяйственными и лечебными объектами. Пояснительная записка включала также уточненную схему границ памятника природы, сведения о характерных точках уточненной границы памятника природы и справка БТИ от 2021 года. По мнению кадастрового инженера ФИО8, указанная ошибка в части описания границ участка и его площади была воспроизведена при формировании границ памятника природы в графической и координатной форме и внесении в 2014 году сведений о границе памятника природы в ГКН (в настоящее время - ЕГРН). При подготовке для ЗАО «Санаторий им.Воровского» документации для реализации проекта постановления Правительства области о реорганизации памятника природы и утверждении Положения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им.Воровского» было выявлено данное несоответствие границ ООПТ. В целях устранения технической ошибки, связанной с необоснованным включением в 2005 году в границы памятника природы земельных участков, занятых существующим комплексом строений, хозяйственных и лечебных объектов санатория, а также реестровой ошибки (т.е. возникшей вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы), кадастровым инженером произведена корректировка границ памятника природы в соответствии с существующими границами парковой и хозяйственной зон на территории санатория с учетом сведений об объектах, содержащихся в ЕГРН. Кроме того, произведена привязка границ ООПТ без изменения конфигурации (за исключением земель, занятых указанными строениями и сооружениями) к границам земельного участка с кадастровым номером № категории земель особо охраняемых территорий и объектов, используемого ЗАО «Санаторий им.Воровского» для осуществления санаторной деятельности. Уточненная площадь ООПТ составила 23,7906 га, что фактически соответствует площади парка и ООПТ, установленной при создании памятника природы в 1966 году. Выявление и устранение технических ошибок, допущенных при установлении границ ООПТ (в описательной, графической или координатной форме) и (или) площади ООПТ, функциональных зон, зон ограниченного хозяйственного использования в ООПТ, в том числе ошибок, возникших вследствие ошибки, допущенной при формировании границ ООПТ, осуществляется в соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 Порядка. В данном случае в соответствии с подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 раздела 1 Порядка в проект постановления, согласованный Минприроды России были внесены изменения в части устранения технической ошибки, в связи с чем повторное согласование с Минприроды России не требовалось.
Дополнительно указывают, что ссылка административного истца на судебные постановления не состоятельна, поскольку судебные постановления основаны на иных фактических обстоятельствах. Также указывают, что в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» к ООПТ не могут относится территории (участки территории), которые не имеют особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения. При принятии решения о создании ООПТ необходимо учитывать положения части 1 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Допустимость уменьшения площади ООПТ и упразднения ООПТ (при соблюдении всех установленных природоохранных требований и процедур, включая соответствие региональным порядкам разработки и утверждения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и при наличии обоснования утраты особого природоохранного значения и положительного заключения государственной экологической экспертизы) подтверждена судебной практикой.
В удовлетворении заявленного административного иска просят отказать.
Представитель заинтересованного лица ЗАО «Санаторий имени Воровского» по доверенности ФИО4 против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал позицию административных ответчиков, а также письменные пояснения (т.3 л.д.25-29), согласно которым установленная оспариваемым постановлением площадь ООПТ – 23 га соответствует той площади, которая совпадает с площадью парка санатория, в площадь 30,8818 га входят земельные участки общей площадью 7 га, которые заняты хозяйственными постройками, лечебными корпусами, в связи с чем обоснованно исключены из состава ООПТ. Постановлением Администрации Ярославской области от 21.01.2005 № 8 ООПТ определена неверно. В настоящее время из ООПТ исключены части земельного участка, занятого хозяйственными постройками санатория, ранее площадь ООПТ фактически полностью совпадала с площадью и границами участков, находящихся в собственности ЗАО «Санаторий имени Воровского». Вместе с тем, в случае удовлетворения судом заявленных требований, и как следствие установления ООПТ на часть земельного участка, занятую техническими строениями, сооружениями, иными хозяйственными объектами санатория, устанавливаются соответствующие запреты, ограничения и обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы, тем самым будут нарушены права и законные интересы ЗАО «Санаторий имени Воровского» на осуществление санаторно-курортной, иной хозяйственной деятельности.
Заинтересованным лицом Минприроды России представлены письменные пояснения, в которых указано, что в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4 Закона Ярославской области, подпункта «а» пункта 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых территориях» проект оспариваемого постановления был направлен в Минприроды России, при этом в сопроводительной документации отмечалось, что проектом постановления изменение границ ООПТ не предусмотрено. Учитывая изложенное, Минприроды России письмом от 20.03.2021 № 09-15-29/8751 согласовало указанный проект постановления в части уточнения режима особой охраны указанной ООПТ (т.3 л.д. 97-98).
В судебном заседании от 09.11.2023 допрошены свидетели ФИО7, ФИО8 (т.3 л.д.89-94).
Свидетель ФИО7, кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского», пояснила, что в 2017 году совместно с иными специалистами принимала участие в обследованиях территорий, имеющих статус ООПТ с целью установления, действительно ли они продолжают сохранять статус ООПТ, либо необходимо внесение каких-либо изменений. Также обследовалась территория парка санатория им.Воровского, объектом исследования была вся территория земельного участка, которая отображена на схеме (т.3 л.д.31), т.е. обозначена красным контуром; также обследовалась территория за пределами данного земельного участка с целью определить воздействие на ООПТ; действительно на данном земельном участке расположены хозяйственные постройки, место расположение которых на схеме обозначено синим цветом; вблизи административных зданий, лечебного и гостиничных корпусов и иных хозяйственных построек имеется растительность, в том числе деревья, которые не являются старо возрастными, искусственные клумбы, которые сами по себе не представляют ценности, полагает данная территория была ошибочно включена в ООПТ; участки, обозначенные синим цветом, как территория, не относящаяся к ООПТ, определялась кадастровым инженером, сами специалисты границы ООПТ не определяли.
Свидетель ФИО8, являющийся кадастровым инженером, пояснил, что им по заданию ЗАО «Санаторий им.Воровского» проводились кадастровые работы с целью уточнения границ ООПТ парка им.Воровского, в ходе кадастровых работ было установлено, что границы парка были установлены в соответствии с решением Ярославского облисполкома в 1966 году, затем уточнены в 1993 году. Текстовое описание границ ООПТ появилось в 2005 году, согласно данному описанию площадь ООПТ составляет 36 га. В 2014 году определены координаты характерных точек границы ООПТ, которые совпадают с границами земельного участка, находящегося в собственности ЗАО «Санаторий им.Воровского»; изначально границы ООПТ были определены без каких-либо изъятий, соответствовали ранее уточненным координатам и конфигурации земельного участка, сведения о которых содержались в ЕРГН, затем им была подготовлена пояснительная записка о наличии кадастровой ошибки, допущенной при проведении кадастровых работ в 2014 году, которая заключалась в том, что в границы ООПТ ошибочно включены земельные участки, занятые хозяйственными постройками; границы ООПТ соответствовали тем схемам, которые представлены на т. 2 л.д. 118, 149, в данные границы были включены территории, занятые хозяйственными постройками; границы охранной зоны уточнялись в 2019 году, при этом им были использованы координаты, отраженные в заключении кадастрового инженера от 2017 года, данные точки им были проверены на предмет отсутствия наложения с координатами зданий и иных построек и произведен вынос в натуру.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования административного иска заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.
Пунктом 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об особо охраняемых территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (пункт 3 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых территориях»).
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (пункт 4 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с: а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Ярославской области от 28.12.2015 № 112-з «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области» с учетом особенностей режима особой охраны и целей создания особо охраняемых природных территорий устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий регионального значения: 1) природные парки; 2) государственные природные заказники; 3) памятники природы; 4) дендрологические парки и ботанические сады; 5) охраняемые природные комплексы; 6) туристско-рекреационные местности.
Статьей 4 Закона Ярославской области «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории регионального значения создаются, реорганизуются и упраздняются в порядке, установленном Правительством Ярославской области, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона.
Постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012 № 981-п утвержден Порядок создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области, который регулирует отношения, связанные с созданием ООПТ регионального значения, изменением границ и зонирования ООПТ, выделением зон ограниченного хозяйственного использования в составе ООПТ, реорганизацией и упразднением ООПТ.
Согласно пункту 3.2 Порядка изменение зонирования ООПТ, выделение зон ограниченного хозяйственного использования, реорганизация ООПТ осуществляются с целью сохранения (оптимизации состояния) природного комплекса или объекта с учетом сложившегося уровня природопользования и необходимости функционирования населенных пунктов и объектов инфраструктуры.
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что постановление об изменении границ, зонирования ООПТ, выделении зон ограниченного хозяйственного использования, реорганизации, упразднении ООПТ принимается Правительством области:
- при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту постановления Правительства области, подготовленному в соответствии с подпунктами 3.4.1, 3.4.2.1, 3.4.2.2, 3.4.2.4, 3.4.3.4, 3.4.4.2 пункта 3.4 данного раздела Порядка;
- при наличии согласований, предусмотренных пунктом 1.7 раздела 1 Порядка;
- при соблюдении требований, установленных пунктами 3.1, 3.2 данного раздела Порядка (за исключением требований по подготовке материалов комплексного экологического обследования по проектам постановлений Правительства области, поступивших в департамент для проведения государственной экологической экспертизы до 01.07.2019, а также случаев, указанных в абзаце пятом данного пункта).
При подготовке проектов постановлений Правительства области на основании материалов комплексного экологического обследования ООПТ, полученных департаментом в результате реализации государственных контрактов в 2017-2019 годах, государственным бюджетным учреждением Ярославской области «Центр охраны окружающей среды» в результате выполнения государственного задания в 2019 году, используются сведения и документы, предусмотренные техническим заданием к соответствующему государственному контракту либо соответствующим государственным заданием.
Подпунктом 3.4.2.2 Порядка установлено, что при реорганизации ООПТ с одновременным изменением границ ООПТ, зонирования ООПТ, выделением зон ограниченного хозяйственного использования в составе ООПТ инициатор (инициатором может являться федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти области, ОМСУ, физическое или юридическое лицо) направляет в департамент:
- пояснительную записку с обоснованием (финансово-экономическим, экологическим, правовым) необходимости реорганизации ООПТ и приложением фотоматериалов;
- материалы комплексного экологического обследования всей ООПТ, подготовленные в соответствии с требованиями пункта 2.13 раздела 2 Порядка и обосновывающие необходимость реорганизации ООПТ;
- проект положения о реорганизованной ООПТ, оформленный в соответствии с пунктом 2.14 раздела 2 Порядка, - в отношении каждой ООПТ, которая продолжает функционировать или образуется в результате реорганизации;
- сведения по охранной зоне ООПТ (в случае если ООПТ реорганизуется в природный парк или памятник природы) в отношении каждой ООПТ, которая продолжает функционировать или образуется в результате реорганизации) - описание границ охранной зоны, карты-схемы с обозначением границ охранной зоны (с номерами характерных точек и без указания номеров характерных точек) и перечень координат характерных точек границ охранной зоны в установленной системе координат, сведения о площади охранной зоны;
- пояснительную записку кадастрового инженера (пояснительная записка подписывается подготовившим ее кадастровым инженером и должна содержать подробные разъяснения, касающиеся произведенных изменений границ ООПТ и охранной зоны, и подтверждение соответствия измененных границ требованиям земельного и градостроительного законодательства, границам земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, населенных пунктов, муниципальных образований и муниципальных районов, требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ ООПТ и охранной зоны, при необходимости к пояснительной записке прикладываются графические материалы).
В случае если площадь ООПТ, зон ограниченного хозяйственного использования в составе ООПТ и (или) охранной зоны ООПТ составляет более 500 га, допускается подготовка карт-схем границ с номерами характерных точек в виде схем (листов) отдельных участков границы, позволяющих идентифицировать номер и месторасположение каждой характерной точки, в указанном случае обязательным приложением является обзорная схема границ с указанием месторасположения отдельных схем (листов)).
Инициатор вправе представить материалы исследовательских работ, заключения специалистов, сведения о наличии (отсутствии) редких и исчезающих видов грибов, лишайников, растений и животных, видеоматериалы.
В проект положения о реорганизованной ООПТ включаются:
- сведения о площади ООПТ с измененными границами, карты-схемы измененных границ ООПТ (с номерами характерных точек и без указания номеров характерных точек), перечень координат характерных точек измененных границ ООПТ в установленной системе координат;
- описание измененных границ зон ограниченного хозяйственного использования и иных зон, а также карты-схемы с обозначением границ (с номерами характерных точек и без указания номеров характерных точек) и перечень координат характерных точек границ таких зон в установленной системе координат (если изменение границ ООПТ затрагивает указанные зоны, за исключением случаев, указанных в абзаце двенадцатом подпункта 3.4.1 данного пункта).
Согласно пункту 1.7 Порядка Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области согласовывает проекты постановлений Правительства области о создании ООПТ, об изменении режима особой охраны ООПТ (в том числе об изменении зонирования ООПТ, выделении зон ограниченного хозяйственного использования в составе ООПТ), об изменении границ ООПТ, о реорганизации и упразднении ООПТ:
- с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- с федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах ООПТ будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- с органами исполнительной власти области и структурными подразделениями аппарата Правительства области в соответствии с указом Губернатора области от 23.09.2015 № 541 «Об утверждении Регламента Правительства Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области».
Судом установлено, что 25.07.1966 исполнительным комитетом Ярославского областного Совета депутатов трудящихся принято решение № 582 «Об охране природных ландшафтов, памятников садово-паркового искусства, имеющих оздоровительную, культурно-эстетическую, научно-познавательную и историко-мемориальную ценность», согласно которому парк санатория имени Воровского площадью 23 га, сосны в возрасте около 100 лет включен в Перечень памятников природы Рыбинского района, подлежащих государственной охране (т.1 л.д.87-113, 107).
В дальнейшем решением малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27.05.1993 № 118 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области» парк санатория им.Воровского (Володарского) также включен в Перечень особо охраняемых природных территорий с категорией государственный памятник природы, площадь – 23 га.
Постановлением Администрации Ярославской области от 21.01.2005 № 8 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области» утверждено текстовое описание границ памятника природы Парка санатория им.Воровского (пункт 4.65 постановления).
Границы и площадь особо охраняемой природной территории Ярославской области – памятника природы «Парк санатория имени Воровского» уточнены в ходе кадастровых работ в 2014 году, сведения о границах и уточненной площади 308 627 кв.м (или 30,8627 га) внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В имеющемся в материалах дела картографическом материале отображена конфигурация границы земельного участка ООПТ в соответствии с уточненными границами (в том числе, представленном на л.д. 146, 149, 156 т.2). Кадастровым инженером ФИО8 суду представлены чертежи границ объектов кадастровых работ по адресу: Ярославская область, м.р-н Рыниский, с/о Покровский, в районе п.Кстово, на которых продемонстрированы в том числе граница ООПТ «Парк санатория им.Воровского» в соответствии с описанием, приведенным в постановлении Администрации Ярославской области от 21.01.2005 №8; уточненная в 2014 году граница ООПТ по сведениям ЕГРН; граница ООПТ на 2023 год по сведениям ЕГРН (в соответствии с оспариваемым постановлением), граница земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности ЗАО «Санаторий имени Воровского» (т.3 л.д.82-86).
Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 № 460-п утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий, в который был включен в категории памятники природы, расположенные в Рыбинском муниципальном районе и городском округе г. Рыбинск Парк санатория имени Воровского, площадь указана 30,8627 га, в границах участка ЗАО «Санаторий имени Воровского», расположенного между р. Черемухой, автомобильной дорогой Михайловское - Костино, государственным лесным фондом и дер. Якунники (пункт 2.14.21).
Постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2017 № 823-п утвержден режим особой охраны территорий памятников природы регионального значения в Ярославской области, а также Перечень памятников природы регионального значения в Ярославской области, для которых установлен режим особой охраны (Приложение №2), в который за номером 216 включен Парк санатория имени Воровского, площадью 30,8627 га, расположенный в Рыбинском муниципальном районе.
Материалами дела подтверждается, что проект постановления Правительства области «О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им.Воровского» и о внесении изменений в постановления Правительства области от 01.07.2010 №460-п, от 02.11.2017 № 823-п» подготовлен в связи с поступившим в департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в 2018 году обращением ЗАО «Санаторий имени Воровского», представившим предусмотренные Порядком документы.
Из материалов дела также следует, что ранее в 2017 году департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области организовано проведение работ по комплексному экологическому обследованию территории памятника природы «Парк санатория им.Воровского» в рамках реализации государственного контракта на оказание услуг по проведению комплексного экологического обследования и паспортизации памятников природы Ярославской области регионального значения от 07.08.2017 № 24, заключенного между департаментом и ООО «Научно-производственное объединение «Кадастр» (исполнитель был определен на основании проведения конкурсных процедур в установленном порядке). По итогам проведения работ исполнителем подготовлен Отчет о результатах проведения комплексного экологического обследования и паспортизации памятника природы Ярославской области регионального значения «Парк санатория им.Воровского» (т.2 л.д. 34-184).
В материалы дела представлено также заключение государственной экологической экспертизы от 13.06.2019 № 10/2019, утвержденное приказом департамента от 13.06.2019 № 20Э.
Суд считает, что требования к форме принятого нормативного акта, его опубликования и введения в действие, установленные статьями 46, 52 Устава Ярославской области, статьями 12, 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» соблюдены.
Вместе с тем, административным ответчиком существенно нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного акта, что выразилось в отсутствии согласования проекта постановления с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, которым является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, обязательность которого закреплена в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», в статье 4 Закона Ярославской области «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области», в пункте 1.7 Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области.
В данном случае материалами дела подтверждено, что, действительно, в соответствии с требованиями приведенных выше норм проект постановления Правительства Ярославской области «О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им. Воровского» и о внесении изменений в постановления Правительства области от 01.07.2010 № 460-п, от 02.11.2017 № 823-п» письмом департамента от 19.02.2021 № ИХ.25-01061/21 направлен в Минприроды России на согласование (т.3 л.д.122).
Согласно проекту постановления предлагалось реорганизовать памятник природы «Парк санатория им.Воровского» в охраняемый природный комплекс «Парк санатория им.Воровского», выделить в составе охраняемого природного комплекса зону ограниченного хозяйственного использования для размещения и эксплуатации линейных объектов и объектов инфраструктуры, необходимых для функционирования ЗАО «Санаторий имени Воровского», а также утвердить прилагаемое Положение об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им. Воровского» (т.3 л.д.123-124).
При этом, как следует из представленного к согласованию Положения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им.Воровского» площадь данного природного комплекса в пункте 6 Положения указана 30,8627 га (т.3 л.д.125-141). В качестве Приложения 1 к указанному Положению представлена схема границ охраняемого природного комплекса «Парк санатория им.Воровского» (т.3 л.д.142); в Приложении 2 приведен Перечень координат характерных точек границ охраняемого природного комплекса «Парк санатория им.Воровского»; в Приложении 3 содержится описание границ и особого правового режима, перечень координат характерных точек границ и схема границ зоны ограниченного хозяйственного использования в составе охраняемого природного комплекса «Парк санатория им. Воровского» (т.3 л.д.145-151). Кроме того, направлялись изменения, вносимые в Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области, согласно которому пункт 2.14.21 подраздела 2.14 раздела 2 предлагалось признать утратившим силу и дополнить разделом 4 «Охраняемые природные комплексы», в который вносятся сведения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им.Воровского» площадью 30,8627 га (т.3 л.д.152).
Таким образом, из приведенных выше документов следует, что на согласование в Минприроды России предлагался проект постановления, в котором площадь 30,8627 га и границы ООПТ «Парк санатория им.Воровского» оставались без изменения, соответствовали тем сведениям, которые были внесены о данной ООПТ в ЕГРН в 2014 году при уточнении ее границ и площади. Данные обстоятельства подтверждены также и допрошенным в качестве свидетеля кадастровым инженером ФИО8 Направленный на согласование проект предусматривал лишь реорганизацию памятника природы «Парк санатория им.Воровского» в охраняемый природный комплекс, а также выделение в составе охраняемого природного комплекса зоны ограниченного хозяйственного использования для размещения и эксплуатации линейных объектов и объектов инфраструктуры.
Письмом от 30.03.2021 № 09-15-29/8751 Минприроды России согласовало представленный проект постановления в части уточнения режима особой охраны ООПТ регионального значения - «Парк санатория им.Воровского» (т. 3 л.д.156).
При этом в письме Минприроды России обращено внимание на то, что законодательством Российской Федерации уменьшение площади, изменение границ, в результате которого исключаются территории, ранее входящие в состав особо охраняемой природной территории, или изъятие части особо охраняемой природной территории не предусмотрено. Позиция Минприроды России основана на положениях статьей 58, 59 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
В письменных пояснениях на административный иск Минприроды России также отмечается, что представленный на согласование проект постановления не предусматривал изменение границ ООПТ «Парк санатория им.Воровского» и был согласован только в части уточнения режима особой охраны указанной ООПТ (т.3 л.д.97-98).
Однако оспариваемое постановление не соответствует проекту, который согласован Минприроды России. Согласно Положению об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им.Воровского», утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 12.01.2022 № 2-п, площадь природного комплекса в постановлении определена – 23,7906 га. Схема границ охраняемого природного комплекса и перечень координат характерных точек границ охраняемого природного комплекса (Приложения 1 и 2 к Положению) представлены в отличном от проекта постановления виде. Фактически из территории ООПТ исключены два земельных участка общей площадью 7 га. Соответствующие изменения внесены в Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в отсутствие обязательного согласования с Минприроды России, принятие постановления повлекло изъятие части особо охраняемой природной территории, что в силу статей 58 и 59 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» недопустимо.
При этом, к доводам административных ответчиков со ссылками на подпункт 1.2.1 пункта 1.2 раздела 1 Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области о том, что уменьшение площади до 23,7906 га и изменение конфигурации границ ООПТ «Парк санатория им.Воровского», по сравнению с теми сведениями, которые содержатся в ЕГРН, является следствием исправления технической ошибки, суд относится критически.
Согласно абзацу второму пункта 1.2 Порядка он не распространяется на отношения, связанные с принятием Правительством области решений об изменении границ (в описательной, графической или координатной форме) и (или) площади ООПТ, функциональных зон, зон ограниченного хозяйственного использования в составе ООПТ при наличии технической ошибки (описка, опечатка, орфографическая, пунктуационная, грамматическая или арифметическая ошибка, несоответствие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых устанавливались границы).
В силу подпункта 1.2.1 Порядка решения, указанные в абзацах втором - шестом пункта 1.2 данного раздела Порядка, принимаются Правительством области без проведения государственной экологической экспертизы проекта соответствующего постановления Правительства области и без согласований с органами исполнительной власти, за исключением согласований, предусмотренных указом Губернатора области от 23.09.2015 № 541 «Об утверждении Регламента Правительства Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области». Подготовку проектов постановлений Правительства области по указанным вопросам осуществляет департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент).
В обоснование указанных доводов административные ответчики ссылаются на поступление 12.08.2021, т.е. уже после согласования проекта постановления в Минприроды России, в департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области пояснительной записки кадастрового инженера ФИО8, в которой указывалось на наличие кадастровой ошибки при установлении границ и площади ООПТ (т. 1 л.д.125-134).
Вместе с тем данная пояснительная записка и приложенные к ней схемы уточненных границ, а также сведения о характерных точках уточненной границы памятника природы (охраняемого природного комплекса) «Парк санатория им.Воровского» не свидетельствуют о наличии технической ошибки в том смысле, который определен в абзаце втором пункта 1.2 Порядка.
По существу, в пояснительной записке кадастровым инженером ставится под сомнение достоверность внесенных в ЕГРН сведений о границе и площади ООПТ, правильность их уточнения в 2014 году, исходя из тех данных о площади, которые отражены в решении исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от 25.07.1966 № 582 и решении малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27.05.1993 № 118, определены иные координаты характерных точек границы, а также иная площадь и конфигурация границы ООПТ.
Указанная пояснительная записка в составе документов, направлявшихся с проектом постановления на согласование в Минприроды России, не представлялась.
Помимо этого, данные доводы административных ответчиков опровергаются иными представленными в дело доказательствами.
Как видно из материалов дела и подтверждено административными ответчиками, в 2020 году департаментом (письмо от 09.12.2020 №ИХ.25-00012/20) в Минприроды России уже направлялся проект постановления Правительства области, который предусматривал, помимо изменения режима особой охраны ООПТ «Парк санатория им.Воровского», уменьшение площади ООПТ – до 23,7906 га путем исключения земельных участков, занятых хозяйственными постройками. Конфигурация земельного участка, относящегося к ООПТ, соответствовала тем границам, которые установлены оспариваемым постановлением (т.1 л.д.137-166).
Письмом от 14.04.2020 № 09-15-29/9166 Минприроды России в согласовании данного проекта постановления отказано, поскольку проект предусматривал изменение площади памятника природы. При этом, как указывалось кадастровым инженером ФИО8 в судебном заседании, координаты «исключенных» частей земельного участка ООПТ им были взяты из Отчета о результатах проведения комплексного экологического обследования и паспортизации памятника природы Ярославской области регионального значения «Парк санатория им.Воровского», соответствуют тем координатам, которые отражены в проекте постановления от 2020 года.
При таких обстоятельствах доводы административных ответчиков о том, что была исправлена техническая ошибка, несостоятельны, фактически действия административных ответчиков были направлены на преодоление отказа в согласовании проекта постановления от 2020 года, который предусматривал уменьшение площади ООПТ, а, следовательно, и изъятие части ее территории.
Доводы административных ответчиков со ссылками на проведение комплексного экологического обследования и паспортизации памятника природы Ярославской области регионального значения «Парк санатория им.Воровского», государственной экологической экспертизы, которыми, по их мнению, установлена необходимость исключения из состава ООПТ двух земельных участков, используемых в хозяйственной деятельности ЗАО «Санаторий имени Воровского», во внимание приняты быть не могут.
Граница и площадь ООПТ (30,8627 га) уточнены при проведении кадастровых работ в 2014 году, соответствующие сведения внесены в ЕГРН. Проект постановления, предусматривающий, помимо изменения режима охраны, изменение границы и площади ООПТ, Минприроды России согласован не был, поскольку предусматривал изъятие части особо охраняемой территории. Не имеют значение и доводы административных ответчиков и заинтересованного лица ЗАО «Санаторий имени Воровского» о том, что площадь ООПТ «Парк санатория им.Воровского» - 23,7906 га, соответствует площади парка и ООПТ, установленной при создании памятника природы в 1966 году.
Кроме того, заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № 10/2019 от 13.06.2019, в котором, по мнению административных ответчиков, содержатся выводы о наличии оснований для снятия статуса ООПТ с части земельных участков, и которое было направлено в Минприроды России в составе документов по согласованию проекта постановления в 2020 году, Минприроды России также отклонено. Каких-либо установленных законом мер по преодолению разногласий с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды по вопросу обоснованности изменения границ и площади ООПТ Правительством Ярославской области не предпринималось. Напротив, действия административных ответчиков после получения отказа в согласовании проекта постановления в 2020 году в дальнейшем были направлены на устранение замечаний, которые были высказаны Минприроды России.
При этом, выводы Отчета о результатах проведения комплексного экологического обследования и паспортизации памятника природы и государственной экологической экспертизы о том, что предлагается снять статус ООПТ с части земельных участков, общей площадью 7,021 га, по существу, обоснованы лишь тем, что на данных участках парка расположены подразделения санатория, а наличие статуса ООПТ препятствует осуществлению хозяйственной деятельности ЗАО «Санаторий имени Воровского». Однако вопрос о возможности выделения в составе ООПТ «Парк санатория им.Воровского» зон ограниченного хозяйственного использования в месте расположения административных зданий, гостиничных и лечебных корпусов, а также иных хозяйственных построек, не рассмотрен и не исследован. Суд также отмечает, что в целом предназначенные для исключения из состава ООПТ земельные участки определены произвольно.
Таким образом, постановление Правительства Ярославской области от 12.01.2022 № 2-п «О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им.Воровского» и о внесении изменений в постановления Правительства области от 01.07.2010 № 460-п, от 02.11.2017 № 823-п» принято в отсутствии согласования проекта данного постановления с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, что в данном случае в силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» являлось обязательным. Процедура принятия оспариваемого постановления существенно нарушена. Кроме того, принятие данного постановления фактически повлекло изъятие части особо охраняемой природной территории, что противоречит статьям 58 и 59 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что по делу установлено несоответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, принятие Правительством Ярославской области постановления от 12.01.2022 № 2-п, что выразилось в отсутствии согласования проекта данного постановления с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, изъятии части особо охраняемой природной территории.
С учетом положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснений, приведенных в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установленные нарушения законодательства, имеющего большую юридическую силу, при принятии постановления от 12.01.2022 № 2-п, являются основанием для признания его недействующим.
Исходя из разъяснений пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 и, принимая во внимание, что оспариваемый в настоящем административном деле нормативный акт неоднократно применялся, суд считает, что постановление Правительства Ярославской области от 12.01.2022 № 2-п подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим постановление Правительства Ярославской области от 12.01.2022 № 2-п «О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе «Парк санатория им. Воровского» и о внесении изменений в постановления Правительства области от 01.07.2010 № 460-п, от 02.11.2017 № 823-п» с момента вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать в издании «Документ-Регион» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И.Бисерова
Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2023 года