Дело № 3а-9/2024
УИД 21OS0000-01-2023-000077-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2024 года город Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Петрухиной О. А.,
при секретаре судебного заседания Федотовой Е. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Илюшкина А.Г. о признании незаконными решений об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Илюшкин А. Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, в котором с учетом последующего уточнения просил признать незаконными решения от 25 апреля 2023 года №, №, № об отказе в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, а также об установлении кадастровой стоимости земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в размере их рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Требования административного иска мотивированы тем, что Илюшкину А. Г. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, кадастровая стоимость которых указанная в Едином государственном реестре недвижимости не соответствует их рыночной стоимости. 31 марта 2023 года административный истец в соответствии с положениями Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» обратился к ответчику с заявлениями об изменении рыночной и кадастровой стоимости земельных участков непригодных для целевого использования, представив в подтверждение своих доводов экспертное заключение № от 10 сентября 2019 года, составленное экспертом ФГБОУ а также отчет №, составленный ООО. Однако оспариваемыми решениями от 25 апреля 2023 года №, №, № в удовлетворении заявления истцу отказано. Полагает, что оспариваемые решения являются незаконными, нарушают законные права и интересы административного истца, как плательщика земельного налога, исчисляемого из оспариваемой кадастровой стоимости.
Административный истец Илюшкин А.Г. и его представитель Григорьев Е.В., в судебном заседании требования административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии Львов Д. Н. возражал против удовлетворения требований административного иска, ссылаясь на то, что заявление административного истца было составлено не по установленной форме, а кроме того, срок действия представленного Илюшкиным А. Г. отчета на момент его обращения с заявлением истек, а потому Учреждением оценка отчету №, составленному ООО, не давалась в связи с его представлением по истечении шестимесячного срока. Полагает, что административным истцом не был соблюден досудебный порядок разрешения спора.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1); результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (пункт 2).
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
03 июля 2016 года принят Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», положения которого, за исключением статьи 19, вступили в силу с 1 января 2017 года.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются, в числе прочего, является определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно статье 13 указанного Закона, перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки (ч. 1), в перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня (ч. 5).
Согласно части 1 статьи 14 указанного закона, определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
С принятием указанного нормативного акта законодателем изменена внесудебная процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем введения процедуры рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществляющим определение кадастровой стоимости (статья 21 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).
Бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Согласно части 23 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Так, судом установлено, что административный истец Илюшкин А. Г. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных в <адрес>.
При этом, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. метра, на кадастровый учет поставлен 26 июня 2009 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17 августа 2022 года кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 41830 рублей.
В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 600 от 22 ноября 2022 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, учтенных в едином государственном реестре недвижимости, на территории Чувашской Республики» составляет 53400 рублей.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. метра на кадастровый учет поставлен 26 июня 2009 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17 августа 2022 года кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 41832,35 рубля.
В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 600 от 22 ноября 2022 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, учтенных в едином государственном реестре недвижимости, на территории Чувашской Республики» составляет 53403 рубля.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. метра, на кадастровый учет поставлен 01 июля 2009 года. Согласно выписке из Единого реестра недвижимости по состоянию на 17 августа 2022 года кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 41830 рублей.
В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 600 от 22 ноября 2022 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, учтенных в едином государственном реестре недвижимости, на территории Чувашской Республики» составляет 53400 рублей.
Административный истец, полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков не соответствует рыночной стоимости, 31 марта 2023 года через своего представителя Григорьева Е. В. обратился с заявлением в БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии об изменении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости (входящий номер заявления №) (л.д. 139-141). Помимо заявления по электронной почте был представлен отчет о рыночной стоимости земельных участков №, составленный ООО (л.д.37-123).
В данном заявлении со ссылками на нормы ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ставился вопрос об изменении рыночной и кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с проведенной оценкой по отчету от 19 августа 2022 года ввиду выявленных недостатков, являющихся основанием для снижения их ценовой стоимости.
Рассмотрев поданное стороной административного истца заявление, БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии 25 апреля 2023 года вынесло три решения, в том числе, №, №, №.
Согласно резолютивных частей указанных решений, административный ответчик отказал Илюшкину А. Г. в пересчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №.
Оценивая доводы стороны административного ответчика об оставлении административного иска без рассмотрения ввиду несоблюдения обязательного досудебный порядка, суд исходит из следующего.
Как следует из положений части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (ч. 7 ст. 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ).
Согласно положениям части 9 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению.
На основании части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения, в том числе, в случае если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Так, из мотивировочной части всех трех оспариваемых решений следует, что обращение Илюшкина А. Г. соответствует требованиям к содержанию, указанным в части 9 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», а сама проверка обращения Илюшкина А. Г. также осуществлялась в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», а не в соответствии с положениями ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
Действительно, из обстоятельств настоящего дела следует, что поданное 31 марта 2023 года заявление стороной административного истца было составлено в свободной форме, а не в соответствии с требованиями, предъявляемыми к форме заявления, установленными приказом Росреестра от 6 августа 2020 года № П/0287 «Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме».
Кроме того, из обстоятельств дела следует, что заявление стороной административного истца было подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка земельных участков, и которая указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Соответственно, исходя из вышеприведённых норм права, а также обстоятельств рассматриваемого дела, в случае, если бы административный ответчик расценивал обращение административного истца, как поданное в порядке ст. 22.1 ФЗ № 237, то ему следовало бы руководствоваться положениями части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», что фактически сделано не было, поскольку поданное Илюшкиным А. Г. заявление было принято БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии к рассмотрению и рассмотрено по правилам ст. 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, а именно на предмет наличия ошибок при определении кадастровой стоимости земельных участков, с вынесением решений от 25 апреля 2023 года.
Как пояснял в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика, а также следует из решений от 25 апреля 2023 года, представленный административным истцом отчет не оценивался БУ «Чуваштехинвентаризация» при рассмотрении заявления Илюшкина А. Г. от 31 марта 2023 года.
В то же время административный истец в ходе рассмотрения дела пояснял, что поданное им в свободной форме заявление в адрес административного ответчика было обусловлено необходимостью устранения кадастровой ошибки.
Так, частью 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ определено, что ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
На основании части 5 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости (часть 6).
Согласно части 13 этой же статьи, при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе:
1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории);
2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; при этом ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ).
Нормы действующего законодательства, регламентирующие спорные правоотношения, предусматривают, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23 статьи 21 Закона № 237-ФЗ).
При этом, в рамках настоящего дела истцом были заявлены требования о признании незаконными именно решений от 25 апреля 2023 года.
С учетом указанных обстоятельств, когда административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельных участков и административный ответчик данное заявление принял к рассмотрению, вынеся три решения, которые являются предметом оспаривания в рамках настоящего дела, то оснований для оставления административного иска без рассмотрения суд не усматривает.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.
Действующее законодательство о кадастровой оценке связывает понимание кадастровой стоимости с соблюдением методических указаний о государственной кадастровой оценке, в ходе которой формируется соответствующая стоимостная характеристика объекта недвижимости, а также с использованием как рыночной, так и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования такого объекта.
При этом недостатки государственной кадастровой оценки могут быть устранены в порядке статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», под которой понимается несоответствие определения кадастровой стоимости положениями методических указаний о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 и пунктом 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
По состоянию на дату обращения с заявлением государственная кадастровая оценка на территории Чувашской Республики осуществлялась по правилам Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ.
Порядок рассмотрения бюджетным учреждением обращения об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: решение о перерасчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости, если наличие технической (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Оспариваемые административным истцом решения от 25 апреля 2023 года приняты уполномоченным органом в надлежащей форме с соблюдением требований к сроку принятия решения.
При оценке решений от 25 апреля 2023 года №, №, №, принятых Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, суд исходит из следующего.
Так, из оспариваемого решения № следует, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером № проводилась на основании сведений, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном Управлением Росреестра по Чувашской Республике и переданном в БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии для проведения кадастровой оценки. В Перечень были включены сведения единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 01 января 2022 года. Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере 53403 рубля на основании результатов государственной кадастровой оценки, определенных по состоянию на 01 января 2022 года и утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2022 года № 600. В рамках рассмотрения обращения Илюшкина А. Г. была проведена проверка расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, который был отнесен к сегменту 1 «Сельскохозяйственное использование» с кодом расчета вида использования 01:010 «Растениеводство в целом» в соответствии с Приложением 1 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным Приказом Росреестра от 04.08.2021 года № П/0336.
В Перечне объектов недвижимости земельный участок с кадастровым номером № отнесен к категории – земли сельскохозяйственного назначения, вид использования по документам – для ведения сельскохозяйственного производства.
В результате проверки ошибки при определении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости не установлено.
Аналогично из оспариваемого решения № следует, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером № проводилась на основании сведений, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном Управлением Росреестра по Чувашской Республике и переданном в БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии для проведения кадастровой оценки. В Перечень были включены сведения единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 01 января 2022 года. Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере 53400 рубля на основании результатов государственной кадастровой оценки, определенных по состоянию на 01 января 2022 года и утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2022 года № 600. В рамках рассмотрения обращения Илюшкина А. Г. была проведена проверка расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, который был отнесен к сегменту 1 «Сельскохозяйственное использование» с кодом расчета вида использования 01:010 «Растениеводство в целом» в соответствии с Приложением 1 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным Приказом Росреестра от 04.08.2021 года № П/0336.
В Перечне объектов недвижимости земельный участок с кадастровым номером № отнесен к категории – земли сельскохозяйственного назначения, вид использования по документам – для ведения сельскохозяйственного производства.
В результате проверки ошибки при определении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости не установлено.
Также из решения № следует, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером № проводилась на основании сведений, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном Управлением Росреестра по Чувашской Республике и переданном в БУ «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии для проведения кадастровой оценки. В Перечень были включены сведения единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 01 января 2022 года. Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере 53400 рубля на основании результатов государственной кадастровой оценки, определенных по состоянию на 01 января 2022 года и утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2022 года № 600. В рамках рассмотрения обращения Илюшкина А. Г. была проведена проверка расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, который был отнесен к сегменту 1 «Сельскохозяйственное использование» с кодом расчета вида использования 01:010 «Растениеводство в целом» в соответствии с Приложением 1 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным Приказом Росреестра от 04.08.2021 года № П/0336.
В Перечне объектов недвижимости земельный участок с кадастровым номером № отнесен к категории – земли сельскохозяйственного назначения, вид использования по документам – для ведения сельскохозяйственного производства.
В результате проверки ошибки при определении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости не установлено.
Согласно статье 13 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки. В перечень включаются сведения обо всех объектах недвижимости, указанных в решении о проведении государственной кадастровой оценки (части 1, 3).
При формировании перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки, указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
В перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату (часть 5 статьи 13 Закона Федерального закона № 237-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Закона № 237-ФЗ датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (далее - дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 15 того же Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Росреестра от 4 августа 2021 года № П/0336 (далее - Методические указания) определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке (пункт 2 Методических указаний).
При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Выбор подхода к оценке или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости (пункт 3 Методический указаний).
Согласно пункту 10 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Росреестра от 04.08.2021 года № П/0336, земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.
Пунктом 15 Методических указаний предусмотрены мероприятия в целях определения кадастровой стоимости земельных участков, среди которых следующие: определение ценообразующих факторов объектов недвижимости; первичная группировка объектов недвижимости на основе сегментации объектов недвижимости; сбор сведений о значениях ценообразующих факторов; сбор рыночной информации; группировка объектов недвижимости; построение модели оценки кадастровой стоимости и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости; анализ качества модели оценки кадастровой стоимости.
В Приложении № 1 к Методическим указаниям приведена сегментация земельных участков с указанием кодов расчета видов использования для целей определения кадастровой стоимости.
Согласно пункта 57 Методических указаний, к земельным участкам сегмента «Сельскохозяйственное использование» для целей Указаний относятся земельные участки со следующими кодами расчета видов использования: 01:010; 01:020; 01:030; 01:031; 01:032; 01:040; 01:041; 01:042; 01:050; 01:051; 01:052; 01:053; 01:054; 01:060; 01:070; 01:080; 01:081; 01:082; 01:083; 01:084; 01:085; 01:086; 01:120; 01:121; 01:130; 01:131; 01:140; 01:141; 01:142; 01:160; 01:170; 01:171; 02:012; 02:015; 02:022; 02:033.
Согласно пункту 57.2 данных Методических указаний при определении кадастровой стоимости земельных участков, в границах которых расположены сельскохозяйственные угодья, в составе факторов стоимости необходимо учитывать плодородие земельного участка, а также влияние природных факторов.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Вместе с тем, данных, свидетельствующих о том, что в отношении спорных земельных участков при проведении их кадастровой оценки было допущено искажение данных, на основании которых определялась их кадастровая стоимость, в том числе, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, таких как, местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия, неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, в материалы дела стороной административного истца представлено не было.
Также не было представлено и сведений о том, что при определении кадастровой стоимости земельных участков были допущены ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, либо технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, равно как и не было представлено сведений о допущенной кадастровой ошибке либо о допущенных со стороны административного ответчика нарушениях Методических указаний при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки.
Административный истец доказательства, подтверждающие фактическое использование земельных участков, не предоставил, в отчете об оценке от 22 августа 2022 года сведения о категории земельных участках и видах их использования отражены по информации из Единого государственного реестра недвижимости.
При рассмотрении обращения Илюшкина А. Г. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков административный ответчик для учета вида разрешенного использования земельных участков использовал информацию о виде разрешенного использования объектов оценки из Единого государственного реестра недвижимости, что согласуется с требованиями Методических указаний.
На основании вышеуказанных сведений в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу, был применен код 01:010 «Растениеводство в целом».
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости для земельных участков с кадастровыми номерами, отнесенных к категории «земли сельскохозяйственного назначения», вид использования установлен для ведения сельскохозяйственного производства.
При этом сведений о наличии в отношении земельных участков каких-либо обременений или ограничений в использовании в Едином государственном реестре недвижимости не имеется, и не представлено таких сведений и самим административным истцом.
Таким образом, приведенные административным истцом доводы не подтверждают использование при государственной кадастровой оценке не соответствующих действительности сведений. Сведения о спорных земельных участках, использованные при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, соответствуют данным государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости, являются достоверными и подлежали использованию в указанных целях.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учетном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
Приведенные нормы указывают на установленный законодателем приоритет сведений о земельных участках, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости перед сведениями, содержащимися в иных документах.
Учитывая изложенное, актуальные сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № №, №, №, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, правомерно использовались административным ответчиком при проверке расчета кадастровой стоимости.
Таким образом, оценив предоставленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что решения от 25 апреля 2023 года об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, являются законными, соответственно, оснований для удовлетворения административных исковых требований в указанной части не имеется.
Разрешая требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке путем предъявления требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.
Соответственно, законодателем предусмотрена самостоятельная процедура судебного оспаривания решения бюджетного учреждения, принятого по итогам рассмотрения такого обращения.
Согласно положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, поскольку закон предоставляет возможность заинтересованным лицам применять вместо определенной методами массовой оценки кадастровой стоимости установленную по их инициативе кадастровую стоимость в размере рыночной, имеющей большую точность и позволяющей наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости по сравнению с государственной кадастровой оценкой.
Действительно, вопрос об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не входит в предмет спора, связанного с оспариванием решения бюджетного учреждения. Между тем, статья 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривая порядок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости лицами, чьи права и обязанности затрагивает такая стоимость, устанавливает один из способов реализации закрепленного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.
В данном случае суд считает административный иск в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № №, №, №, в размере рыночной стоимости подлежащим разрешению именно как самостоятельные требования, исходя из того, что препятствием в реализации конституционного права административного истца на судебную защиту не может являться выбор им одновременно нескольких способов такой защиты, что также не противоречит закону.
Как полагает административный истец, фактическое состояние спорных земельных участков (заросшие древесной растительностью, требующие культивационных, мелиорационных и иных работ) должно быть учтено в качестве факторов, имеющих существенное значение при определении стоимости земельных участков для цели установления их кадастровой стоимости.
С учетом определения кадастровой стоимости земельных участков, установленную на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 600 от 22 ноября 2022 года, и в отсутствие на дату оценки актуальных сведений о состоянии земельных участков, судом признаны достоверными результаты государственной кадастровой оценки в отношении указанных объектов.
В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ при определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В данном случае с учетом позиции административного истца необходимо установить и выявить наличие влияния факта состояния земельных участков с кадастровыми номерами №№, №, №, и только при отсутствии таких факторов будет возможен расчет кадастровой стоимости без учета данного фактора.
Определением суда по делу была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключению эксперта ООО 1 от 08 декабря 2023 года № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером№ составляет 37204 рублей, земельного участка с кадастровым номером № – 37202 рубля, земельного участка с кадастровым номером № – 37202 рубля.
Экспертное заключение выполнено экспертом, имеющим высшее образование, необходимую экспертную квалификацию, предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов и всех необходимых сведений доказательственного значения, влияющих на определение рыночной стоимости объектов оценки, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В ходе судебного разбирательства иных доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы либо их несоответствия требованиям федеральных стандартов оценки и законодательству об оценочной деятельности, а также доказательств иного размера рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, суду не представлено. Непосредственно несогласие лиц, участвующих в деле, с экспертным заключением не может говорить о его недопустимости и недостоверности.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 19 августа 2022 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной экспертизы.
Принимая решение об установлении кадастровой стоимости, равной ее рыночной стоимости, суд вправе установить рыночную стоимость в другом размере, чем указано в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (абзац 2 пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28).
С учетом изложенного и, поскольку доводы административного истца о превышении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков над их рыночной стоимостью нашли свое подтверждение, заявленное им требование об установлении кадастровой стоимости в размере менее учтенной в Едином государственном реестре недвижимости подлежит удовлетворению с установлением кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №№, №, №, в размерах, определенных заключением судебной экспертизы.
Судом не учитывается отчет об оценке от 22 августа 2022 года, составленный ООО поскольку данный отчет по состоянию как подачи Илюшкиным А. Г. заявления в БУ «Чуваштехинвентаризация», так и настоящего иска в суд утратил свою актуальность в связи с истечением шестимесячного срока. Более того, в рамках проведенной судебной экспертизы был сделан вывод о том, что данный отчет не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости было подано в БУ «Чуваштехинвентаризации» 31 марта 2023 года, то указанную дату следует считать датой его обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, и в соответствии с правилами Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
По смыслу положений Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда, таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований административного истца Илюшкина А.Г. о признании незаконными решений Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 25 апреля 2023 года №, №, № об отказе в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами № №, №, № в размере их рыночной стоимости отказать.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью № кв. метра с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости, равной 37204 рубля по состоянию на 19 августа 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью № кв. метра с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 37202 рубля по состоянию на 19 августа 2022 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью № кв. метра с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 37202 рубля по состоянию на 19 августа 2022 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 марта 2023 года.
Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья О. А. Петрухина
Мотивированное решение составлено 22 февраля 2024 года.