Дело № 3а-87/2023
УИД 46OS0000-01-2023-000099-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Курск 20 ноября 2023 года
Курский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Павловой Е.Б.,
при секретаре – Орлове А.Д.,
с участием: прокурора – Польской И.И.
административного истца – ФИО1,
административного истца и представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,
представителя административного ответчика – Губернатора Курской области по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Губернатору Курской области об оспаривании нормативного правового акта,
у с т а н о в и л :
и.о. Губернатора Курской области принято постановление №212-пг «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» (далее – постановление Губернатора Курской области от 22.06.2023 № 212-пг).
В соответствии с пунктом 1 постановления Губернатора Курской области от 22.06.2023 № 212-пг на территории Курской области запрещено проведение массовых публичных мероприятий, за исключением мероприятий, посвященных государственным праздникам, Дням воинской славы и памятным датам, проводимых органами публичной власти.
Согласно пункту 2 указанная мера устанавливается на срок до снятия режима (средний уровень реагирования), введенного Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756».
Постановление Губернатора Курской области от 22.06.2023 № 212-пг опубликовано: 22.06.2023 в сетевом издании «Региональное информационное агентство «Курск» https://riakursk.ru;
26.06.2023 на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, также размещено на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
30.06.2023 в газете «Курская правда».
ФИО2 и ФИО1 обратились в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Губернатора Курской области от 22.06.2023 № 212-пг как не соответствующего законодательству Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что они являются участниками общественного объединения, которому было отказано в проведении митинга со ссылкой на оспариваемое постановление. Считают, что данное постановление незаконно ограничивает права и свободы человека, общественных объединений, запрещая проведение массовых публичных мероприятий, не входящих в его исключение, осуществляет дискриминацию и принято должностным лицом с превышением полномочий.
Административный истец ФИО2, представляющий также интересы административного истца ФИО1 по доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и дополнительным основаниям, указанным в уточненном заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Польской И.И., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Предусмотренное Конституцией Российской Федерации право граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в числе основ конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина (статья 1, часть 1; статья 2; статья 13, части 1 и 3; статья 31; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2; статья 64).
Несмотря на то, что в силу Конституции Российской Федерации регулирование, а тем более ограничение, прав и свобод человека и гражданина сосредоточено в ведении Российской Федерации (статья 55, часть 3; статья 71, пункт «в»), наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями, конкретизирующими на собственной территории правовой режим проведения публичных мероприятий, не исключается Конституцией Российской Федерации, ее статьей 72 (пункт «б» части 1), относящей защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и статьей 76 (часть 2), по смыслу которой у субъектов Российской Федерации предполагается наличие права принятия по предметам совместного ведения собственных - соответствующих федеральным законам - законов и иных нормативных правовых актов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу части 1 статьи 4 Устава Курской области, принятого Курской областной Думой 15.07.2022 (далее – Устав Курской области), в соответствии с Конституцией Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Курская область обладает всей полнотой государственной власти.
Статьей 26 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения (часть 1). Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативным актам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации (часть2). Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с частью 1 и пунктом 17 части 2 статьи 21 Устава Курской области Губернатор Курской области является высшим должностным лицом Курской области и осуществляет полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами, настоящим Уставом и законами Курской области.
Губернатор Курской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Курской области издает постановления и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативным актам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Курской области.
Акты Губернатора Курской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Курской области.
Нормативные правовые акты Губернатора Курской области подлежат официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Губернатора Курской области в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора Курской области. Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Курской области считается первая публикация его полного текста в газете «Курская правда» или в официальном сетевом издании в соответствии с нормативным правовым актом Губернатора Курской области, либо на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (статья 23 Устава Курской области).
В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее – Закон о военном положении).
Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (часть 1 статьи 1 Закона о военном положении).
В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности (пункт 4 статьи 1 Закона о военном положении).
В целях повышения эффективности деятельности высших должностных лиц (органов исполнительной власти) субъектов Российской Федерации в связи с введением военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757), в том числе, на территории Курской области введен режим (средний уровень реагирования), в рамках которого высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики, в органах исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, отдельных мероприятий по территориальной обороне, мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения. Высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации реализуют также следующие меры:
а) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
б) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
в) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
г) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
д) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
е) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, использование их работы для нужд обороны.
Согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 высшие должностные лица субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному определению перечня реализуемых мер, их сроков, особенностей и порядка реализации с учетом текущей ситуации и возникающих рисков на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 исполняющим обязанности Губернатора Курской области принято постановление № 212-пг, в соответствии с которым на территории Курской области запрещено проведение массовых публичных мероприятий, за исключением мероприятий, посвященных государственным праздникам, Дням воинской славы и памятным датам, проводимых органами публичной власти. Указанная мера установлена на срок до снятия режима (средний уровень реагирования), введенного Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757.
Постановление Губернатора Курской области от 22.06.2023 № 212-пг подписано председателем Правительства Курской области, исполняющим обязанности Губернатора Курской области в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Устава Курской области и распоряжением Губернатора Курской области от 21.06.2023 № 512-ргл, и опубликовано: 22.06.2023 в сетевом издании «Региональное информационное агентство «Курск» https://riakursk.ru; 26.06.2023 на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, также размещено на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 30.06.2023 в газете «Курская правда».
С учетом приведенных выше норм федерального и регионального законодательства и установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт обладает нормативным характером, принят уполномоченным лицом в установленном порядке и в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением порядка его опубликования.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из представленных доказательств усматривается, что постановление Губернатора Курской области от 22.06.2023 № 212-пг затрагивает права и законные интересы административных истцов.
Проверяя, соответствует ли содержание оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 4 статьи 1 Закона о военном положении предусмотрено, что ограничение прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства в период действия военного положения допускается для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статьи 18 Закона о военном положении, определяющей правовое положение граждан в период действия военного положения установлено, что в период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами. Граждане обязаны выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения.
При этом из положений пункта 3 статьи 5 Закона о военном положении следует, что предусмотренные указанным Федеральным конституционным законом меры, применяемые в период действия военного положения, могут применяться и на территориях, на которых военное положение не введено.
На основании указов Президента Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекаются для применения мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 Закона о военном положении, с предоставлением им полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Закона о военном положении (пункт 2 статьи 15 Закона о военном положении).
Пунктом 2 статьи 14 Закона о военном положении установлен перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения, осуществляемых на основании указов Президента Российской Федерации, для реализации мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 данного закона.
Согласно пункту 7 Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в том числе Курской области, возложена обязанность создать для реализации мер, предусмотренных настоящим Указом, оперативные штабы субъектов Российской Федерации. Руководителем оперативного штаба субъекта Российской Федерации является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В состав оперативного штаба субъекта Российской Федерации включаются представители Министерства обороны Российской Федерации, руководители соответствующих территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также представители органов публичной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и организаций.
Постановлением Губернатора Курской области от 20.10.2022 № 304-пг создан оперативный штаб по реализации в Курской области Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757, утвержден его состав и Положение об оперативном штабе.
В соответствии с пунктом 3 постановления Губернатора Курской области от 20.10.2022 № 304-пг перечень мер, предусмотренных подпунктами «а» - «е» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757, сроки, особенности и порядок их реализации определяются решениями оперативного штаба.
Из Положения об оперативном штабе следует, что оперативный штаб является межведомственным координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Курской области, органов местного самоуправления Курской области, заинтересованных служб и организаций независимо от организационно-правовой формы при организации работы и выработке коллегиальных предложений по осуществлению полномочий по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики, отдельных мероприятий по территориальной обороне, мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочий по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения.
На оперативном штабе в пределах предоставленной компетенции решаются вопросы по реализации на территории Курской области полномочий по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики, отдельных мероприятий по территориальной обороне, мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, полномочий по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения, а также следующих мер: а) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; б) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; в) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений; г) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней; д) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; е) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, использование их работы для нужд обороны, а также решает иные вопросы, связанные с реализацией на территории Курской области Указа Президента Российской Федерации от № 757.
При реализации указанных мер оперативный штаб определяет перечень реализуемых мер, сроки, особенности и порядок их реализации с учетом текущей ситуации и возникающих рисков на территории Курской области.
Решения оперативного штаба являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, иными органами, в том числе коллегиальными, организациями, осуществляющими деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, гражданами, зарегистрированными по месту жительства (месту пребывания) и (или) находящимися на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
04.03.2023 оперативным штабом по реализации в Курской области Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 принято решение о запрете до особого распоряжения проведения на территориях муниципальных образований массовых публичных мероприятий, за исключением мероприятий, посвященных государственным праздникам, Дням воинской славы и памятным датам, проводимых органами власти.
Принятие данного решения связано с учетом действия высокого («желтого») уровня террористической опасности, установленного решением председателя антитеррористической комиссии в Курской области от 03.02.2023 № 21, и введенного Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 №757 особого режима (средний уровень реагирования), с учетом реально существующих угроз проведения террористических актов.
Из решения председателя антитеррористической комиссии в Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что на основании информации УФСБ России по Курской области установление высокого («желтого») уровня террористической опасности вызвано необходимостью в реализации дополнительных мер по недопущению осуществления диверсий и террористических актов на потенциальных объектах террористических посягательств в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) и пункта 15 Положения об оперативном штабе, решения оперативного штаба, принятые в рамках его компетенции в соответствии с настоящим Указом, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное выше, а также учитывая, что Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 Губернатор Курской области наделен полномочиями по проведению отдельных мероприятий по территориальной обороне, мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и вправе принимать меры по усилению охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Губернатора Курской области от 22.06.2023 № 212-пг о введении временных ограничений не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, направлено на усиление охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности на территории Курской области и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Губернатор Курской области, как высшее должностное лицо Курской области, в связи с введенным на территории Курской области Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 режима (средний уровень реагирования), во исполнение положений Закона о военном положении наделен полномочиями по самостоятельному определению перечня реализуемых мер по усилению охраны общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а меры, установленные оспариваемым постановлением 22.06.2023 №212-пг, соответствуют как Указу Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757, так и Закону о военном положении.
Установление временных ограничительных мер по проведению на территории Курской области массовых мероприятий, направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, включая административных истцов, на защиту жизни и здоровья как высших и наиболее значимых конституционных ценностей, согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина и являлась объективно необходимой мерой с учетом реально существующих угроз проведения террористических актов с целью принятия превентивных мер по обеспечению безопасности населения Курской области.
Вопреки доводам административных истцов Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, в том числе ее статьи 17 (часть 3), 19, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3), допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты конституционно значимых ценностей при справедливом соотношении публичных и частных интересов, при этом устанавливаемые федеральным законом средства и способы такой защиты должны быть обусловлены ее целями и способны обеспечить их достижение, исключая умаление и несоразмерное ограничение соответствующих прав и свобод; таким же критериям должны соответствовать и подзаконные нормативные акты, принятые в том числе в экстраординарной ситуации в порядке исполнения Конституции Российской Федерации и федерального закона (постановления от 18.02.2000 № 3-П, от 14.11.2005 № 10-П, от 26.12.2005 №14-П, от 16.07.2008 № 9-П, от 07.06.2012 № 14-П, от 17.02.2016 № 5-П, от 25.12.2020 № 49-П).
Доводы административных истцов о противоречии постановления Губернатора Курской области от 22.06.2023 № 212-пг нормам Уголовного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» судом признаются необоснованными, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят во исполнение положений Закона о военном положении, имеющего большую юридическую силу, и регулирует правоотношения в области территориальной и гражданской обороны.
Кроме того, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1 статьи 8 названного Закона).
В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения (часть 6 статьи 12 закона).
В соответствии со статьями 1, 2, 4.1, 10, 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера о введении режима повышенной готовности, об установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации, осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Таким образом, по смыслу названных положений федерального законодательства в их системном толковании право граждан на проведение публичных мероприятий может быть ограничено нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии обстоятельств, конкретизированных в федеральном законодательстве, в том числе при наличии реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе при наличии реальной угрозы возникновения (совершения) террористического акта.
Вопреки доводам стороны административного истца постановление от 22.06.2023 № 212-пг принято Губернатором Курской области в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и Устава Курской области и в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 2 Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» деятельность органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, осуществляется в соответствии с принципами обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, государственная и территориальная целостность Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами публичной власти своих полномочий.
Дискриминационное, по мнению административных истцов, применение оспариваемого нормативного правового акта, выражающееся в принятии решения о возможности проведения публичной власти массовых мероприятий, вопреки введенным ограничениям, при одновременном запрете проведения аналогичных мероприятий административными истцами со ссылкой на введения указанных ограничений, не свидетельствует о несоответствии постановления Губернатора Курской области от 22.06.2023 №212-пг правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Восстановление нарушенных, по мнению административных истцов, своих прав в указанной части, возможно в ином процессе при оспаривании решений и действий органов публичной власти. Возможность рассмотрения данных вопросов при оспаривании нормативного правового акта, с учетом специфики дел данной категории, исключается.
Судом не принимаются во внимание доводы административных истцов о полномочиях Президента Российской Федерации, оперативного штаба по реализации в Курской области Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757, поскольку они не относятся к предмету рассматриваемого спора.
Таким образом, запрет на проведение массовых мероприятий, установленный оспариваемым постановлением Губернатора Курской области от 17 марта 2020 года № 28-у, действующий во взаимосвязи с общей системой конституционно-правового и соответствующего отраслевого законодательного регулирования, обусловлен объективной необходимостью реагирования на угрозу возникновения террористических актов на территории Курской области, имеет исключительный характер и преследует конституционно закрепленные цели защиты жизни и здоровья граждан. Это означает, что данный запрет, вопреки утверждениям административных истцов, не может расцениваться как не основанный на федеральном законе и не согласующийся с требованиями пропорциональности вводимых ограничений прав. Следовательно, оспариваемая норма не нарушает прав административных истцов в указанных им аспектах.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 о признании недействующим постановления Губернатора Курской области от 22 июня 2023 № 212-пг «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2023 г.
Председательствующий судья: Е.Б. Павлова