ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-87/2023 от 24.08.2023 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-87/2023

24 августа 2023 г. г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

с участием представителя административных истцов ФИО15.,

представителя административного ответчика Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» по доверенности ФИО1,

представителя заинтересованного лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации городского округа «город Махачкала» по доверенности ФИО2,

представителя заинтересованного лица жилищно-строительного кооператива <.>) по доверенности ФИО3,

прокурора Мустафаевой М.М.,

при секретаре судебного заседания Муртузалиеве Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО16. об оспаривании в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования,

установил:

решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26.05.2016 г. № 9-4 «Об утверждении Генерального плана развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» до 2035 г.» утвержден Генеральный план развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее - Генплан г. Махачкалы).

Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26.05.2016 г. № 9-5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» утверждены Правила землепользования и застройки городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее также – ПЗЗ г. Махачкалы).

Указанные решения в соответствии со статьей 39 Устава городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» размещены в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» http://www.mkala.ru, решение от 26.05.2016 г. № 9-5 опубликовано в официальном периодическом печатном издании Собрания депутатов и администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» «Махачкалинские известия» от 03.06.2016 г. № 22.

Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 27.07.2017 г. № 17-1 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26 мая 2016 г. № 9-4 «Об утверждении генерального плана развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» до 2035 г.» (далее – решение от 27.07.2017 г. № 17-1), официально опубликованным в издании «Махачкалинские известия», № 31, 04.08.2017 г., в решение от 26.05.2016 г. № 9-4 внесены изменения согласно приложению.

В соответствии с пунктом 17 Перечня земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в генеральный план муниципального образования «город Махачкала» (пункт 3 приложения к решению от 27.07.2017 г. № 17-1), внесены изменения в Генплан г. Махачкалы путем изменения функционального зонирования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <...>, с функциональной зоны, предполагающей размещение объектов здравоохранения (зона «О5») на функциональную зону «О8» (зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки).

Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 29.04.2021 г. № 9-4 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее – решение от 29.04.2021 г. № 9-4), официально опубликованным в издании «Махачкалинские известия», № 18, 07.05.2021 г., внесены изменения в ПЗЗ г. Махачкалы.

В соответствии с пунктом 19 вышеуказанного решения внесены изменения в карту градостроительного зонирования ПЗЗ г. Махачкалы, в части приведения земельных участков в границы одной территориальной зоны согласно приложению № 2.

Согласно пункту 6079 приложения № 2 к решению от 29.04.2021 г. № 9-4, в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного в двух территориальных зонах – «Ж2. Зона многоквартирной среднеэтажной жилой застройки (4-8 этажей)» и «О8. Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки» определена одна территориальная зона - «О8. Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки».

ФИО17., в лице представителя по доверенности ФИО18., обратились в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Собранию депутатов и администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее – Собрание депутатов, администрация г. Махачкалы) о признании недействующим со дня принятия и отмене пункта 6 079 приложения № 2 к решению от 29.04.2021 г. № 9-4, которым в отношении земельного участка с кадастровым номером установлена одна территориальная зона «О8.Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки».

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении и дополнении к нему указано, что оспариваемым пунктом 6079 приложения № 2 к решению от 29.04.2021 г. № 9-4, которое принято административными ответчиками с нарушением установленной процедуры, нарушены права и законные интересы административных истцов, являющихся собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного на соседнем земельном участке с кадастровым номером , а именно право на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, т.к. изменение территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером позволит осуществлять на нем жилищное строительство, а не строительство объектов здравоохранения. В нарушение требований ст. ст. 5.1., 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), проект вносимых в ПЗЗ г. Махачкалы изменений, в том числе, фрагменты карты градостроительного зонирования с отображением земельных участков, в отношении которых вносятся изменения, а также общественные обсуждения проекта не были опубликованы ни в печатном издании, ни на сайте администрации г. Махачкалы в сети Интернет, что подтверждается нотариальным протоколом осмотра доказательств от 23.08.2022 г.; оповещение о начале общественных обсуждений по проекту изменений, вносимых в ПЗЗ г. Махачкалы, не размещалось на информационных стендах; экспозиция проекта изменений в ПЗЗ г. Махачкалы не проводилась, что лишило административных истцов возможности вносить свои предложения по проекту изменений в ПЗЗ г. Махачкалы; земельный участок с кадастровым номером никогда не находился в территориальной зоне «О8», в связи с чем обоснование вносимых изменений нахождением этого участка в двух территориальных зонах «Ж2» и «О8» является незаконным; срок, в течение которого принимались предложения и замечания, с учетом публикации оповещения о начале общественных обсуждений в печатном издании 12.02.2021 г. и окончанием срока приема предложений и замечаний 19.02.2021 г., был ограничен семью днями, что, с учетом объема предлагаемых изменений, было явно недостаточно для внесения заинтересованными лицами предложений и замечаний по проекту изменений (т. 1, л.д. 2-5, 141-142).

Определением Верховного Суда Республики Дагестан от 12.07.2022 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» администрации г. Махачкалы (далее – УАиГ г. Махачкалы) и жилищно-строительный кооператив <.>) (далее - <.>») (т. 1, л.д. 19-22).

Представитель административного ответчика Собрания депутатов по доверенности ФИО4 в представленных в суд письменных возражениях просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, указав в обоснование, что действовавшая до внесения оспариваемых изменений редакция ПЗЗ г. Махачкалы не соответствовала Генплану г. Махачкалы, а внесение изменений было направлено на устранение этого несоответствия. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером находился в двух территориальных зонах, что не отвечало требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Оспариваемое решение от 29.04.2021 г. № 9-4 принято Собранием депутатов в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением формы правового акта, порядка его принятия, утверждения и официального опубликования.

В письменных возражениях на административный иск представитель заинтересованного лица <.>» по доверенности ФИО5 просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать. В обоснование указал, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит ЖСК <.>» на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от 14.12.2017 г., заключенного с ООО «ИнвестКом». Административные истцы не имеют права на обжалование в судебном порядке пункта 6079 приложения № 2 к решению от 29.04.2021 г. № 9-4, поскольку, исходя из положений ст. 5.1 ГрК РФ, таким правом обладают только лица, проживающие на территории, в отношении которой вносятся изменения в ПЗЗ г. Махачкалы, либо правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах этой территории. Внесение изменений в ПЗЗ г. Махачкалы в отношении земельного участка с кадастровым номером было обусловлено необходимостью приведения этого муниципального правового акта в соответствие с положениями Генплана г. Махачкалы, в соответствии с которым данный земельный участок был расположен в функциональной зоне «О8», а также в связи с необходимостью устранения нарушения, выразившегося в расположении земельного участка в двух территориальных зонах «Ж2» и «О8». Процедура принятия оспариваемого по делу решения от 29.04.2021 г. № 9-4 административными ответчиками была соблюдена, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют (т. 1, л.д. 150-157).

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 05.09.2022 г. в удовлетворении административных исковых требований ФИО19. о признании недействующим со дня принятия и отмене пункта 6079 приложения № 2 к решению от 29.04.2021 г. № 9-4, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21.12.2022 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.04.2023 г., решение Верховного Суда Республики Дагестан от 05.09.2022 г. отменено с направлением административного дела на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Дагестан в ином составе судей (т. 2, л.д. 120-125, 221-227).

Определением Верховного Суда Республики Дагестан от 01.02.2023 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Глава г. Махачкалы (т. 2, л.д. 133-135).

В ходе нового рассмотрения административного дела административные истцы ФИО20В., в лице представителя по доверенности ФИО21 обратились в Верховный Суд Республики Дагестан с дополнительными административными исковыми требованиями, согласно которым просили признать недействующим и отменить со дня принятия пункт 17 Перечня земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в генеральный план муниципального образования «город Махачкала» (пункт 3 приложения к решению от 27.07.2017 г. № 17-1), которым изменено функциональное зонирование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <...>, путем изменения его функциональной зоны с «О5. Зона больниц, стационарных учреждений здравоохранения и социального обеспечения» на функциональную зону «О8. Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки».

В обоснование в заявлении и дополнении к нему указали, что административными ответчиками нарушена процедура принятия оспариваемого решения от 27.07.2017 г. № 17-1. Так, в нарушение требований ст. ст. 23, 24, 28 ГрК РФ, административными ответчиками: не проведены обязательные публичные слушания, в связи с чем административные истцы оказались лишены возможности внести свои предложения, касающиеся проекта изменений Генплана г. Махачкалы; не были организованы выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта изменений Генплана г. Махачкалы; функциональная зона земельного участка с кадастровым номером изменена без внесения соответствующих изменений в карту функционального зонирования Генплана г. Махачкалы; постановление о назначении публичных слушаний не содержит ряд обязательных сведений, а именно, указания на организатора публичных слушаний, способа ознакомления с текстом проекта муниципального правового акта, перечня мероприятий, необходимых для организации и проведения публичных слушаний; в ходе публичных слушаний не велся протокол; заключение о результатах публичных слушаний не содержит ряд обязательных сведений, а именно количество граждан, принявших участие в публичных слушаниях, количество голосов, поданных «за» и «против», а также количество воздержавшихся по вопросу, вынесенному на публичные слушания; заключение о результатах публичных слушаний не было размещено на официальном сайте администрации г. Махачкалы в сети Интернет. Оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права административных истцов, поскольку допущенные нарушения ограничили их возможность внести свои предложения и высказаться относительно принимаемых изменений в Генплан г. Махачкалы. Отнесение земельного участка с кадастровым номером к функциональной зоне «О8» приведет к ухудшению условий жизнедеятельности административных истцов, т.к. позволит застроить указанный земельный участок, соседствующий с их многоквартирным домом, не объектами здравоохранения и соцобеспечения, а жилой застройкой.

В дополнительно поданных письменных возражениях на административные исковые заявления представитель заинтересованного лица <.> по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование указала, что постановление врио. главы администрации г. Махачкалы от 03.03.2017 г. № 280 содержит все необходимые сведения, в том числе, данные об организаторе публичных слушаний – Комиссии по землепользованию и застройке городского округа «город Махачкала». Предлагаемые изменения в Генплан г. Махачкалы были изложены в прилагаемом проекте решения, которое было опубликовано в издании «Махачкалинские известия». В ходе проведения публичных слушаний велся протокол, копия которого представлена в суд, из которого усматривается, что в публичных слушаниях приняло участие 38 жителей г. Махачкалы, результаты голосования по каждому из вопросов содержатся в протоколе. Доводы административных истцов о том, что заключение о результатах публичных слушаний не размещено на сайте администрации г. Махачкалы в сети Интернет, являются необоснованными, т.к. согласно действующему на территории городского округа «город Махачкала» Положению о порядке проведения публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и дополнительно может быть размещено на официальной сайте муниципального образования в сети Интернет. Поскольку заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в издании «Махачкалинские известия» № 15, 21.04.2022 г., нарушений при опубликовании данного заключения не допущено.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО22. по доверенности ФИО23А. заявленные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административных исковых заявлениях и дополнениях к ним.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов по доверенности ФИО1 в судебном заседании просил принять по делу законное и обоснованное решение.

Представитель заинтересованного лица УАиГ г. Махачкалы по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил административные исковые требования ФИО24. оставить без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица <.> по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать по доводам представленных в суд письменных возражений и дополнений к ним.

Административные истцы ФИО25. и представители административных ответчиков администрации г. Махачкалы и Главы г. Махачкалы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителей сторон по делу и заинтересованных лиц, исследовав представленные письменные доказательства, с учетом заключения прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.

Перечень вопросов, находящихся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, определен в части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно части 11 статьи 35 вышеуказанного Федерального закона, иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений и утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ, генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 24 ГрК РФ, генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления муниципального округа, представительным органом местного самоуправления городского округа, если иное не установлено частью 10 статьи 28.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ, под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 27 Устава городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», принятого решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 07.04.2016 г. № 8-7 (далее – Устав), утверждение генерального плана города Махачкалы и правил землепользования и застройки территорий города Махачкалы находится в компетенции Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

Частью 5 статьи 23 Устава предусмотрено, что Собрание депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Дагестан, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Махачкалы.

В силу пункта 2 части 2 статьи 37 Устава, решения Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» входят в систему муниципальных правовых актов города Махачкалы.

В соответствии со статьей 39 Устава, нормативные правовые акты органов местного самоуправления города Махачкалы подлежат официальному опубликованию в течение 10 календарных дней с момента их подписания, если иной срок не установлен действующим законодательством или не указан в самом тексте акта. (часть 1).

Нормативные правовые акты города Махачкалы должны быть официально опубликованы в газете «Махачкалинские известия», являющейся официальным периодическим изданием Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и Администрации города Махачкалы (часть 4).

Оспариваемые по делу в части решения от 27.07.2017 г. № 17-1 о внесении изменений в Генплан г. Махачкалы и от 29.04.2021 г. № 9-4 о внесении изменений в ПЗЗ г. Махачкалы официально опубликованы в издании «Махачкалинские известия» № 31, 04.08.2017 г., и № 18, 07.05.2021 г. соответственно.

Таким образом оспариваемые по делу муниципальные нормативные правовые акты приняты Собранием депутатов в рамках предоставленных полномочий по вопросам, относящимся к его компетенции, с соблюдением требований к их форме и порядку официального опубликования, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Исследуя вопрос о соответствии оспариваемого административными истцами пункта 6079 приложения № 2 к решению от 29.04.2021 г. № 9-4, которым в отношении земельного участка с кадастровым номером вместо двух территориальных зон определена одна территориальная зона - «О8.Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки», суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 33 ГрК РФ.

Предусмотренная вышеуказанными статьями процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки состоит из: внесения заинтересованными лицами в комиссию предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки; подготовку комиссией заключения по поступившему предложению с направлением его главе местной администрации; принятия главой местной администрации решения о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки с установлением этапов градостроительного зонирования, порядка и сроков проведения работ по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ с одновременным утверждением состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки, которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении; опубликования сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет»; проведение органом местного самоуправления проверки проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям действующего законодательства; принятие главой муниципального образования решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту; проведение общественных обсуждения или публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ; представление комиссией главе местной администрации проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки с внесенными в него по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний изменениями с обязательным приложением протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; принятие главой местной администрации решения об утверждении проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки и о направлении проекта в представительный орган местного самоуправления; принятия представительным органом муниципального образования решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки (части 5 – 15 статьи 31, статья 32, части 2 – 5 статьи 33 ГрК РФ).

Судом установлено, что применительно к оспариваемому по делу в части решению от 29.04.2021 г. № 9-4 решение о подготовке проекта внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы было принято врио. Главы г. Махачкалы путем издания постановления от 07.10.2020 г. № 682, которым одновременно была создана Комиссия по подготовке проекта внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы (далее – Комиссия), утверждены ее состав (приложение № 1), Положение о деятельности Комиссии (приложение № 2), порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы (приложение № 3), порядок направления в Комиссию предложений по подготовке проекта внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы (приложение № 4) и этапы градостроительного зонирования территории городского округа «город Махачкала» (приложение№ 5) (т. 2, л.д. 38-47).

Постановлением Главы г. Махачкалы от 04.02.2021 г. № 60 принято решение о проведении с 05.02.2021 г. по 12.03.2021 г. на официальном сайте администрации г. Махачкалы www.mkala.ru в сети Интернет, в разделе «Общественные обсуждения», общественных обсуждений по проекту внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы. Согласно пункту 2 данного постановления голоса, замечания и предложения по проекту принимаются до 19.02.2021 г. (т. 2, л.д. 24-28).

Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в издании «Махачкалинские известия», № 6, 12.02.2021 г. (т. 2, л.д. 35).

Согласно протоколу общественных обсуждений по проекту внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы от 24.02.2021 г., в ходе проведенных на официальном сайте администрации г. Махачкалы общественных обсуждений за одобрение проекта проголосовало 2 человека, предложений и замечаний не поступило, в связи с чем общественные обсуждения признано считать состоявшимися, с рекомендацией Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы подготовить заключение по результатам общественных обсуждений, опубликовать заключение о результатах общественных обсуждений в газете «Махачкалинские известия» и на официальном сайте администрации г. Махачкалы в сети Интернет, и направить проект о внесении изменений Главе г. Махачкалы для принятия решения (т. 2, л.д. 29-30).

09.03.2021 г. Комиссией составлено аналогичное по содержанию заключение о результатах общественных обсуждений, которое опубликовано в издании «Махачкалинские известия», № 10, 12.03.2021 г. (т. 2, л.д. 31-32, 36).

В соответствии с рекомендациями Комиссии по землепользованию г. Махачкалы по итогам проведенных общественных обсуждений от 15.03.2021 г., Главе г. Махачкалы рекомендовано утвердить проект внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы (т. 2, л.д. 33-34).

Соответствующие изменения внесены в ПЗЗ г. Махачкалы оспариваемым по делу решением Собрания депутатов от 29.04.2021 г. № 9-4 (т. 2, л.д. 51-63).

По результатам рассмотрения административного дела суд приходит к выводу о том, что вышеуказанная, предусмотренная действующим градостроительным законодательством процедура внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы оспариваемым по делу решением от 29.04.2021 г. № 9-4 административными ответчиками была нарушена.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Устава г. Махачкалы (в редакции решения Собрания депутатов от 25.10.2018 г. № 28-4, действовавшей на момент принятия оспариваемого по делу решения), по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Порядок организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе с внутригородским делением «город Махачкала» регулируется Положением, утвержденным решением Собрания депутатов от 23.04.2020 г. № 41-3 (далее – Положение № 41-3).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 1 Положения № 41-3, одним из обязательных этапов процедуры проведения общественных обсуждений является размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте Администрации города Махачкалы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта.

В силу части 4 статьи 1 Положения № 41-3, общественные обсуждения проводятся в целях: соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности; соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; информирования жителей города Махачкалы и правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства о содержании проектов по вопросам градостроительной деятельности; подготовки предложений и рекомендаций по вопросам градостроительной деятельности.

При проведении общественных обсуждений всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (часть 5 статьи 1 Положения № 41-3).

В силу части 13 статьи 31 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 02.08.2019 г. № 283-ФЗ), продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В нарушение указанного требования закона доказательств опубликования в порядке, определенном Положением № 41-3 и постановлением Главы г. Махачкалы от 04.02.2021 г. № 60, проекта изменений в ПЗЗ г. Махачкалы, принятых оспариваемым по делу решением от 29.04.2021 г. № 9-4, административными ответчиками в суд не представлено.

Какие-либо доказательства размещения проекта изменений на официальном сайте администрации г. Махачкалы www.mkala.ru в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения» административными ответчиками суду не представлены, судом факт такого размещения не установлен, что также подтверждается представленным в суд представителем административных истцов нотариальным протоколом осмотра доказательств от 23.08.2022 г.

Доводы представителя заинтересованного лица УАиГ г. Махачкалы по доверенности ФИО2 о том, что проект изменений в ПЗЗ г. Махачкалы был размещен и общественные обсуждения проводились на старом сайте администрации г. Махачкалы в сети Интернет, суд признает необоснованными, т.к. объективных доказательств в подтверждение указанного довода суду не представлено.

В отсутствие доказательств опубликования проекта изменений, вносимых в ПЗЗ г. Махачкалы, общественные обсуждения, назначенные постановлением Главы г. Махачкалы от 04.02.2021 г. № 60, не могут считаться проведенными в соответствии с требованиями закона, т.к. допущенное нарушение фактически лишило заинтересованных лиц возможности участвовать в общественных обсуждениях, подать свои замечания и предложения по проекту изменений.

Доводы представителя заинтересованного лица ЖСК «Пархоменко» ФИО3 о недопустимости нотариального протокола осмотра доказательств от 23.08.2022 г. в качестве доказательства по делу, суд считает необоснованными, а заявленное ходатайство о признании данного протокола недопустимым доказательством и исключении его из числа доказательств по делу подлежащим отказу в удовлетворении.

При этом суд учитывает, что указанное доказательство получено представителем административных истцов в порядке, определенном ст. 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 г. № 4462-1, т.е. в установленном законом порядке.

Кроме того, наличие на сайте администрации г. Махачкалы www.mkala.ru в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения» информации о проведенных в различное время иных общественных обсуждениях по вопросам внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы, не подтверждает факт опубликования в указанном разделе сайта проекта изменений, внесенных оспариваемым по делу решением от 29.04.2021 г. № 9-4. Напротив, отсутствие на сайте администрации г. Махачкалы сведений об опубликовании указанного проекта изменений представителем заинтересованного лица в ходе судебного заседания по делу не оспаривалось.

Вышеуказанное нарушение процедуры принятия оспариваемого по делу решения от 29.04.2021 г. № 9-4, выразившееся в нарушении порядка проведения общественных обсуждений по проекту вносимых изменений, суд считает существенным, повлекшим нарушение прав и законных интересов административных истцов, в связи с чем заявленные административные исковые требования в части признания пункта 6079 приложения № 2 к решению от 29.04.2021 г. № 9-4 недействующим, подлежат удовлетворению.

Доводы представителя заинтересованного лица ЖСК «Пархоменко» о том, что административные истцы не обладают правом на обращение в суд с административным иском об оспаривании внесенных в ПЗЗ г. Махачкалы изменений, суд считает ошибочными и основанными на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 5.1 ГрК РФ, участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

В этой связи, учитывая, что оспариваемым по делу решением от 29.04.2021 г. № 9-4 были внесены изменения в ПЗЗ г. Махачкалы, т.е. в отношении документа градостроительного зонирования, принятого в отношении всей территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», административные истцы, являясь правообладателями объектов недвижимости, расположенных на территории этого городского округа, имели право на участие в общественных обсуждениях по проекту внесения изменений в ПЗЗ г. Махачкалы.

Кроме того, суд учитывает, что в результате принятия вышеуказанного нормативного правового акта, административными ответчиками путем установления одной территориальной зоны фактически был изменен правовой режим земельного участка с кадастровым номером , являющегося смежным с земельным участком с кадастровым номером и расположенным на нем многоквартирным жилым домом, в котором проживают административные истцы, в связи с чем, по мнению суда, административные истцы, в силу части 1 статьи 208 КАС РФ и части 4 статьи 32 ГрК РФ, имеют право на обращение в суд с административным иском о признании решения от 29.04.2021 г. № 9-4 недействующим в оспариваемой части.

Учитывая, что оспариваемый пункт 6079 приложения № 2 к решению Собрания депутатов от 29.04.2021 г. № 9-4 фактически не применялся, ЖСК «Пархоменко» как правообладатель земельного участка с кадастровым номером права, связанные с установлением в отношении этого участка территориальный зоны «О8», не реализовало, суд считает необходимым признать указанный пункт недействующим со дня его принятия.

В связи с удовлетворением административного иска в указанной части, в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, подлежат взысканию с административного ответчика Собрания депутатов в пользу административного истца ФИО6 понесенные ею по административному делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. в связи с подачей административного иска об оспаривании в части решения от 29.04.2021 г. № 9-4 (т. 1, л.д. 6).

Исследовав вопрос о соответствии оспариваемого административными истцами пункта 17 Перечня земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в Генплан г. Махачкалы (пункт 3 приложения к решению от 27.07.2017 г. № 17-1), нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 17 статьи 24 ГрК РФ, внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 ГрК РФ.

Предусмотренный вышеуказанными статьями ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого по делу решения от 27.07.2017 г. № 17-1) порядок внесения изменений в генеральный план состоял из: принятия главой местной администрации городского округа решения о подготовке проекта о внесении изменений в генеральный план; подготовки проекта внесения изменений в генеральный план; согласования проекта внесения изменений в генеральный план в случаях, указанных в статье 25 ГрК РФ; обязательного рассмотрения проекта изменений в генеральный план на публичных слушаниях; принятия представительным органом городского округа, с учетом протоколов публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план и заключения о результатах публичных слушаний, решения о внесении изменений в генеральный план.

В соответствии с частью 2 статьи 28 ГрК РФ (в той же редакции), порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Решением Собрания депутатов от 19.09.2013 г. № 23-3б утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний в городском округе «город Махачкала» (далее – Положение № 23-3б).

Согласно пункту 7 Положения № 23-3б (в редакции решения Собрания депутатов от 26.12.2013 г. № 25-7), правом на участие в публичных слушаниях обладают лица, проживающие на территории проведения публичных слушаний и достигшие ко дню проведения публичных слушаний 16-летнего возраста.

Лицам, имеющим право на участие в публичных слушаниях, гарантируется заблаговременное - не менее чем за 10 дней до дня проведения публичных слушаний - оповещение о предстоящих публичных слушаниях (пункт 9.1 Положения № 23-3б).

В силу пункта 9.2. Положения № 23-3б, оповещение осуществляется посредством опубликования (обнародования) муниципального правового акта о назначении публичных слушаний в средствах массовой информации в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Также оповещение может осуществляться посредством размещения муниципального правового акта о назначении публичных слушаний на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет», расклеивания его копий в специально отведенных местах, рассылки по месту жительства граждан.

Согласно пункту 10.2 Положения № 23-3б, проект муниципального правового акта, выносимый на публичные слушания, оформленный в качестве приложения к муниципальному правовому акту о назначении публичных слушаний, доводится до сведения граждан, проживающих на территории проведения публичных слушаний, в соответствии с пунктом 9.2 настоящего Положения.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания депутатов городского округа «город Махачкала», назначаются Собранием депутатов городского округа «город Махачкала», а по инициативе Главы города Махачкалы - Главой города Махачкалы.

Назначение публичных слушаний оформляется принимаемым Собранием депутатов городского округа «город Махачкала» или Главой города Махачкалы муниципальным правовым актом (пункт 16 Положения № 23-3б), требования к содержанию которого перечислены в пункте 17 данного Положения.

Порядок организации и проведения публичных слушаний регламентирован главой 6 Положения № 23-3б, которой предусмотрено ведение протокола публичных слушаний с определением требований к его содержанию (пункт 24).

В соответствии с пунктом 27.1 Положения № 23-3б, на основании протокола о проведении публичных слушаний в течение 5 рабочих дней со дня проведения публичных слушаний Организатор составляет заключение о результатах публичных слушаний.

В течение пяти рабочих дней со дня подготовки заключения о результатах публичных слушаний Организатор направляет заключение соответствующему должностному лицу, органу местного самоуправления и обеспечивает его опубликование (обнародование) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Дополнительно заключение может быть размещено на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (пункт 28 Положения № 23-3б).

Согласно пункту 39 Положения № 23-3б, срок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа, проекту изменений, вносимых в генеральный план, с момента оповещения жителей городского округа о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Как усматривается из материалов административного дела, постановлением врио. Главы г. Махачкалы от 03.03.2017 г. № 280 на территории городского округа «город Махачкала» были назначены публичные слушания по проекту изменений, вносимых в Генплан г. Махачкалы.

Согласно указанному постановлению проведение публичных слушаний было назначено на 04.04.2017 г. в 17 час. 00 мин. в актовом зале администрации г. Махачкалы по адресу <...>.

Изменения в Генплан г. Махачкалы, выносимые на публичные слушания, изложены в приложении к постановлению – проекте решения Собрания депутатов, содержащем Перечень земельных участков, в отношении которых планируется изменение функциональных зон, в котором под пунктом 17 указан земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу г. Махачкала, ФИО26.

Вышеуказанное постановление врио. Главы г. Махачкалы от 03.03.2017 г. № 280 о назначении публичных слушаний с Перечнем земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в Генплан г. Махачкалы, опубликован в издании «Махачкалинские известия», № 10, 10.03.2017 г.

В соответствии с протоколом № 2 от 04.04.2017 г. заседания Комиссии по землепользованию и застройке городского округа г. Махачкалы, комиссией в присутствии 38 жителей г. Махачкалы заслушаны и единогласно приняты решения по вопросам изменения функционального зонирования 32-х земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <...> (вопрос 17).

Согласно заключению по результатам публичных слушаний, Комиссия по землепользованию и застройке городского округа г. Махачкалы по результатам проведенных в 17 час. 00 мин. 04.04.2017 г. в актовом зале Администрации г. Махачкалы публичных слушаний, с учетом отсутствия замечаний и предложений к вынесенному на публичные слушания проекту изменений в Генплан г. Махачкалы, приняла решение рекомендовать Главе г. Махачкалы принять проект вносимых изменений согласно приложению № 1.

Вышеуказанное заключение по результатам публичных слушаний вместе с Перечнем земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в Генплан г. Махачкалы, было дважды опубликовано в издании «Махачкалинские известия», № 16, 21.04.2017 г. и № 21, 26.05.2017 г.

В соответствии с рекомендациями Комиссии по землепользованию г. Махачкалы по итогам проведенных 04.04.2017 г. с участием 38 жителей г. Махачкалы публичных слушаний Главе г. Махачкалы рекомендовано внести изменения в Генплан г. Махачкалы в части изменения функциональных зон 32-х территорий, указанных в прилагаемом к рекомендациям протоколе № 2.

Проект внесения изменений в Генплан г. Махачкалы согласован с Минэкономразвития России, которое письмом от 07.06.2017 г. № Д27и-754 направило в Администрацию г. Махачкалы сводное заключение о согласии с проектом внесения изменений в Генплан г. Махачкалы при условии учета указанных в этом заключении замечаний.

Вышеуказанные изменения внесены в Генплан г. Махачкалы оспариваемым по делу решением Собрания депутатов от 27.07.2017 г. № 17-1.

Таким образом, представленными в суд доказательствами подтверждается факт проведения на территории городского округа «город Махачкала» публичных слушаний по проекту изменений в Генплан г. Махачкалы, внесенных в него оспариваемым административными истцами муниципальным правовым актом. Доводы административного искового заявления об обратном суд признает необоснованными.

Также необоснованными судом признаются доводы административного искового заявления о том, что административные истцы были лишены возможности участвовать в публичных слушаниях по вопросу внесения изменений в Генплан г. Махачкалы, внести свои предложения и замечания относительно внесенных изменений.

При этом суд учитывает, что оповещение о предстоящих публичных слушаниях, назначенных на 17 час. 00 мин. 04.04.2017 г., было опубликовано в издании «Махачкалинские известия», № 10, 10.03.2017 г., т.е. за 25 дней до дня проведения публичных слушаний, что соответствует требованиям пунктов 9.1 и 9.2 Положения.

Вместе с постановлением врио. Главы г. Махачкалы от 03.03.2017 г. № 280 в вышеуказанном номере издания «Махачкалинские известия» опубликован Перечень земельных участков, в отношении которых вносятся изменения, в том числе, сведения о планируемом изменении функционального назначения земельного участка, расположенного по адресу <...>, на зону «О8» (пункт 17).

Следовательно, содержание планируемых изменений в Генплан г. Махачкалы было заблаговременно доведено до сведения граждан, проживающих на территории городского округа «город Махачкала», что соответствует требованиям пунктов 10.1 и 10.2 Положения.

Вышеуказанные выводы суда подтверждаются фактом участия в публичных слушаниях, состоявшихся в 17 час. 00 мин. 04.04.2017 г. в актовом зале администрации г. Махачкалы по адресу <...>, 38-ми жителей г. Махачкалы.

Доводы административного искового заявления о том, что представленный в суд протокол № 2 от 04.04.2017 г. не может рассматриваться как протокол публичных слушаний, а представляет собой протокол заседания Комиссии по землепользованию городского округа «город Махачкала», тогда как протокол публичных слушаний административными ответчиками не составлялся, суд признает необоснованными.

Исходя из даты составления данного протокола (04.04.2017 г.), перечня рассмотренных вопросов, по которым были приняты решения (об изменении функционального назначения 32-х земельных участков, включенных в Перечень земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в Генплан г. Махачкалы), учитывая участие в заседании 38-ми жителей г. Махачкалы, а также составление данного протокола Комиссией по землепользованию и застройке городского округа «город Махачкала», являвшейся, согласно постановлению от 03.03.2017 г. № 280, организатором публичных слушаний, суд приходит к выводу о том, что указанный протокол № 2 от 04.04.2017 г. фактически является протоколом назначенных и проведенных по проекту внесения изменений в Генплан г. Махачкалы публичных слушаний.

Факт проведения в 17 час. 00 мин. 04.04.2017 г. в актовом зале администрации г. Махачкалы публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генплан г. Махачкалы подтверждается также содержанием заключения о результатах публичных слушаний, опубликованного в издании «Махачкалинские известия», № 16, 21.04.2017 г. и № 21, 26.05.2017 г., а также содержанием рекомендаций Комиссии по землепользованию и застройке городского округа «город Махачкала» Главе г. Махачкалы, к которым в качестве протокола состоявшихся публичных слушаний приложен протокол № 2 от 04.04.2017 г.

Довод административного искового заявления о том, что административные ответчики, изменив функциональную зону спорного земельного участка с кадастровым номером 05:40:000034:3112, не изменили при этом карту функциональных зон Генплана г. Махачкалы, опровергается представленными в суд фрагментами карты функционального зонирования, в соответствии с которыми до внесения оспариваемых по делу изменений указанный земельный участок находился в функциональной зоне «О5», тогда как в результате принятия оспариваемого по делу нормативного правового акта в отношении него установлена функциональная зона «О8».

Также необоснованными суд признает доводы административного иска об отсутствии в постановлении о назначении публичных слушаний указания на организатора публичных слушаний, отсутствии в заключении о результатах публичных слушаний подписей организаторов, а также о не размещении заключения о результатах публичных слушаний на официальном сайте администрации г. Махачкалы в сети Интернет.

Признавая указанные доводы необоснованными, суд учитывает, что пунктом 3 постановления врио. Главы г. Махачкалы от 03.03.2017 г. № 280, организация и проведение публичных слушаний были поручены администрации г. Махачкалы в лице Комиссии по землепользованию и застройке городского округа г. Махачкалы, что свидетельствует о соответствии указанного постановления требованиям подп. «д» пункта 17 Положения № 23-3б.

Доводы об отсутствии в заключении о результатах публичных слушаний подписей организаторов, а также о не опубликовании заключения на официальном сайте администрации г. Махачкалы опровергаются самим заключением от 04.04.2017 г., подписанным председателем и секретарем Комиссии (подписи содержатся в приложении к заключению с Перечнем земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в Генплан г. Махачкалы), а также содержанием пункта 28 Положения № 23-3б, согласно которому размещение заключения на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет является дополнительным способом его доведения до заинтересованных лиц. То обстоятельство, что заключение о результатах проведенных 04.04.2017 г. публичных слушаний было опубликованы в издании «Махачкалинские известия», № 16, 21.04.2017 г. и № 21, 26.05.2017 г., что соответствует требованиям пункта 28 Положения № 23-3б, представителем административных истцов в ходе судебного заседания по делу не оспаривалось.

Срок проведения публичных слушаний по проекту внесения изменения в Генплан г. Махачкалы с момента оповещения жителей городского округа «город Махачкала» о начале публичных слушаний (10.03.2017 г.) до дня первого опубликования заключения о результатах публичных слушаний (21.04.2017 г.) составил 1 месяц и 11 дней, что соответствует требованиям пункта 39 Положения № 23-3б о продолжительности публичных слушаний по вопросам внесения изменений в Генплан г. Махачкалы (не менее одного и не более трех месяцев).

С учетом вышеуказанных установленных судом обстоятельств, связанных с внесением изменений в Генплан г. Махачкалы, принятых оспариваемым по делу решением от 27.07.2017 г. № 17-1, в том числе учитывая обстоятельства организации и проведения на территории городского округа «город Махачкала» публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генплан г. Махачкалы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании оспариваемой части этого нормативного правового акта недействующей.

Отсутствие в материалах административного дела доказательств проведения административными ответчиками выставок и экспозиций демонстрационных материалов проекта внесения изменений в Генплан г. Махачкалы, на что также указывалось административными истцами в административном исковом заявлении, основанием удовлетворения заявленных административных исковых требований, по мнению суда, не является, поскольку, как установлено судом, граждане, проживающие на территории городского округа «город Махачкала», были ознакомлены с проектом вносимых изменений путем их опубликования в издании «Махачкалинские известия», № 10, 10.03.2017 г.

Отсутствие в постановлении о назначении публичных слушаний от 03.03.2017 г. № 280 сведений о способе ознакомления с текстом проекта муниципального правового акта, получения иной информации, необходимой для участия в публичных слушаниях и перечня мероприятий, необходимых для организации и проведения публичных слушаний, в виде календарного плана с указанием мероприятия, сроков исполнения, ответственного исполнителя, а также отсутствие в заключении о результатах публичных слушаний от 04.04.2017 г. сведений о количестве граждан, принявших участие в публичных слушаниях и о количестве голосов, поданных «за» или «против», а также количестве воздержавшихся по проекту муниципального правового акта, вынесенному на публичные слушания, существенными нарушениями, повлиявшими на законность принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, влекущими его отмену, по мнению суда, признаны быть не могут.

При этом суд учитывает, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными. В этой связи вышеуказанные отдельные нарушения, допущенные при организации и проведении публичных слушаний, результаты которых изложены в протоколе № 2 от 04.04.2017 г., достаточными основаниями для удовлетворения административного иска, по мнению суда, не являются.

Кроме того, разрешая заявленные административные исковые требования, суд учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 18 ГрК РФ, генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Функциональными зонами являются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

В силу части 12 статьи 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

При этом, как следует из положений статей 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки.

Генеральный план городского поселения, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского поселения в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

В силу пункта 15 статьи 24 ГрК РФ, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Между тем, административные истцы правообладателями земельного участка с кадастровым номером не являются, какие-либо объекты недвижимости, расположенные в границах этого земельного участка, административным истцам не принадлежат.

Объективных и допустимых доказательств того, что установление в Генплане г. Махачкалы в отношении принадлежащего ЖСК <.> земельного участка с кадастровым номером функциональной зоны «О8» (в результате чего правовой режим данного земельного участка не изменился), создает какие-либо препятствия административным истцам по использованию принадлежащих им объектов недвижимости и земельного участка, материалы дела не содержат.

Доводы административных истцов о том, что изменение функционального зонирования земельного участка с кадастровым номером приведет к ухудшению их жизнедеятельности, т.к. позволит застроить данный участок объектами жилой застройки, признаются судом необоснованными, поскольку, как указано выше, правовой режим данного земельного участка определен не Генпланом г. Махачкалы, а градостроительным регламентом, содержащимся в ПЗЗ г. Махачкалы.

Иное толкование повлекло бы ограничение права административных ответчиков по планированию и определению стратегии развития территории городского округа «город Махачкала».

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований в части признания недействующим пункта 17 приложения к решению Собрания депутатов от 27.07.2017 г. № 17-1

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

административное исковое заявление ФИО27 удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия пункт 6079 приложения № 2 к решению Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением«город Махачкала» от 29.04.2021 г. № 9-4 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории городского округа «город Махачкала».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Махачкалинские известия» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в пользу ФИО30 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

В удовлетворении административного иска ФИО28. о признании недействующим со дня принятия пункта 17 Перечня земельных участков, в отношении которых вносятся изменения в Генеральный план муниципального образования «город Махачкала» - приложения к решению Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 27.07.2017 г. № 17-1 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26 мая 2016 г. № 9-4 «Об утверждении генерального плана развития городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» до 2035 г.», отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 07.09.2023 г.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов