ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-87/2024 от 07.02.2024 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 3а-87/2024

УИД 33OS0000-01-2024-000004-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 7 февраля 2024 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.

при секретаре Муравьевой А.Е.,

с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., административного истца Малаховского С.П., представителя административного ответчика Совета народных депутатов города Собинки Собинского района Владимирской области по доверенности Макшанцевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малаховского Семена Павловича о признании не действующим со дня его принятия пункта 3 решения Совета народных депутатов города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» в той части, в которой он предполагает вступление в силу изменений и дополнений, внесённых в Устав муниципального образования город Собинка данным нормативным правовым актом, предусматривающих изменение структуры органов местного самоуправления, разграничения полномочий между органами местного самоуправления, изменение перечня полномочий и порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления ранее окончания срока полномочий Совета народных депутатов, принявшего данное решение и ранее окончания срока полномочий избранного главы города Собинки на досрочных муниципальных выборах, проведённых в связи с досрочным прекращением полномочий главы города Собинки 25 октября 2023 года (до принятия оспариваемого нормативного правового акта),

УСТАНОВИЛ:

Малаховский С.П. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня его принятия пункта 3 решения Совета народных депутатов города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» в той части, в которой он предполагает вступление в силу изменений и дополнений, внесённых в Устав муниципального образования город Собинка данным нормативным правовым актом, предусматривающих изменение структуры органов местного самоуправления, разграничения полномочий между органами местного самоуправления, изменение перечня полномочий и порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления ранее окончания срока полномочий Совета народных депутатов, принявшего данное решение и ранее окончания срока полномочий избранного главы города Собинки на досрочных муниципальных выборах, проведённых в связи с досрочным прекращением полномочий главы города Собинки 25 октября 2023 года (до принятия оспариваемого нормативного правового акта).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является избирателем, зарегистрированным постоянно на территории муниципального образования город Собинка Владимирской области, где в соответствии со статьями 3,32 Конституции Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным главой местного самоуправления. 25 октября 2023 года Советом народных депутатов города Собинки Владимирской области (далее также - СНД города Собинки) принято решение № 82/12 «Об информации о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования город Собинка Карповой Е.Г. по собственному желанию и назначении временно исполняющего обязанности главы города», пунктом 3 которого предусмотрено информирование об этом территориальной избирательной комиссии (далее также - ТИК) Собинского района для подготовки и организации досрочных выборов главы города Собинки в установленные сроки. Однако, СНД города Собинки было принято решение от 15 ноября 2023 года № 85/14 «О проекте решения Совета народных депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка», предусматривающее, в том числе проведение по этому вопросу публичных слушаний 19 декабря 2023 года, в 13 часов 00 минут, в здании администрации города Собинки, кабинет № 40, которые состоялись. После чего, проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» был утверждён решением СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка». Поскольку, по мнению Малаховского С.П., решение СНД г. Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» предусматривает изменение структуры органов местного самоуправления, разграничения полномочий между органами местного самоуправления, изменение перечня полномочий и порядка избрания выборного должностного лица органа местного самоуправления, указанные изменения, как считает административный истец, не могут вступать в силу ранее окончания срока полномочий СНД города Собинки их принявших, а также до окончания срока полномочий главы города Собинки, избранного на досрочных выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением полномочий главы города Собинки 25 октября 2023 года, то есть до принятия оспариваемого решения, а поэтому пункт 3 названного решения, предусматривающий иной порядок его вступления в силу, а именно то, что: «Настоящее решение вступает в силу после государственной регистрации и официального опубликования в газете «Голос Собинки», - прямо противоречит абзацу 2 части 8 статьи 44, части 4 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утверждённого Решением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года (л.д.2,3).

Малаховский С.П., участвующий в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, акцентируя внимание на появлении должности главы администрации и на становление председателя СНД города Собинки - главой названного муниципального образования, как на изменение структуры органов местного самоуправления и полномочий названных должностных лиц, а также на том, что результаты публичных слушаний не опубликованы в официальном печатном издании «Голос Собинки», а были размещены только на официальном сайте органов местного самоуправления, что не согласуется, по его мнению, с правовыми позициями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2021 года № 23-П.

Административный ответчик СНД города Собинки в представленных в суд письменных возражениях (л.д.52-58) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании представителем СНД города Собинки по доверенности Макшанцевой Н.В., просил отказать в удовлетворении заявленных требований Малаховского С.П., указывая на то, что оспариваемое в части решение СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка», принято в пределах компетенции СНД города Собинки, с соблюдением процедуры, формы его принятия, порядка опубликования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца Малаховского С.П. Изменения и дополнения, внесённые указанным решением в Устав муниципального образования город Собинка, не повлекли каких-либо изменений структуры органов местного самоуправления. Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано 22 декабря 2023 года в официальном печатном издании - газете «Доверие» № 63 (11921), предусмотренном в качестве такового пунктом 7 статьи 44 Устава муниципального образования город Собинка, утверждённого решением Собинского городского Совета народных депутатов, с последующими изменениями и дополнениями.

Административный ответчик глава муниципального образования город Собинка Собинского района Владимирской области Федоров К.Д., явка которого не признана судом обязательной и не является таковой по закону, извещённый надлежащим образом о времени месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении настоящего административного дела без его участия, указав, что доводы, изложенные в возражениях СНД города Собинки, поддерживает в полном объёме (л.д.194,196).

Заинтересованное лицо администрация муниципального образования город Собинка Собинского района Владимирской области в представленных в суд письменных возражениях просила отказать в полном объёме в удовлетворении административного искового заявления Малаховского С.П., приведя в обоснование фактически те же доводы, что и СНД города Собинки, ходатайствовала о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие своего представителя (л.д. 47-49,193,195).

Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании нормативного правового акта, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд, с учётом мнения участвующих в деле лиц, определил рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся административного ответчика главы муниципального образования город Собинка Собинского района Владимирской области Федорова К.Д. и представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования город Собинка Собинского района Владимирской области, явка которых не признана судом обязательной и не является таковой по закону.

Заслушав объяснения административного истца Малаховского С.П., представителя административного ответчика СНД города Собинки Макшанцевой Н.В., заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Владимирской области Денисова А.А., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав и оценив материалы настоящего административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Исходя из положений частей 7,8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, в полном объёме, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает принятие органами местного самоуправления поселений в целях решения вопросов местного значения устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 43, частям 1- 3 статьи 44 названного Федерального закона устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, определяет, в том числе структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов, порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (часть 1); публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования (часть 2); на публичные слушания должен выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (пункт 1 части 3); порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте (часть 4).

Статья 44 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает следующее.

Уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления (пункт 4 части 1).

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (часть 4).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 5)

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (часть 6).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования, а в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 статьи 35 настоящего Федерального закона - после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования (часть 8).

Изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться:

1) решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования;

2)отдельным нормативным правовым актом, принятым представительным органом (сходом граждан) и подписанным главой муниципального образования. В этом случае на данном правовом акте проставляются реквизиты решения представительного органа (схода граждан) о его принятии. Включение в такое решение представительного органа (схода граждан) переходных положений и (или) норм о вступлении в силу изменений и дополнений, вносимых в устав муниципального образования, не допускается (часть 8.1).

Из материалов настоящего административного дела следует, что решением Собинского городского Совета народных депутатов от 24 августа 2005 года № 77/11 «Об утверждении Устава муниципального образования город Собинка» был утверждён Устав муниципального образования город Собинка Собинского района Владимирской области (далее также - Устав, Устав МО город Собинка), в который в дальнейшем неоднократно вносились изменения и дополнения (л.д.59-96).

Согласно абзацу 2 статьи 20, части 1 статьи 22 Устава представительным органом МО город Собинка является СНД города Собинки, состоящий из 16 депутатов, избираемых жителями МО город Собинка на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Владимирской области, настоящим Уставом (л.д.71).

В силу пункта 1 части 1 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 23 Устава в исключительной компетенции СНД города Собинки находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (л.д.64,72).

Устав муниципального образования, изменения и дополнения в Устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Совета народных депутатов (часть 3 статьи 45 Устава) (л.д.91).

Вопросы проведения публичных слушаний в МО город Собинка регламентируются статьей 15 Устава и Положением «О публичных слушаниях в муниципальном образовании город Собинка», утверждённым решением СНД города Собинки от 14 декабря 2018 года № 110/14 (далее также - Положение) (л.д.69,150-154).

Судом доподлинно установлено, подтверждается материалами настоящего административного дела, что СНД города Собинки 15 ноября 2023 года принято решение № 85/14 «О проекте решения Совета народных депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» (далее также - решение СНД города Собинки от 15 ноября 2023 года № 85/14), которым постановлено, в том числе: утвердить проект названного решения, опубликовать его в газете «Голос Собинки» с целью ознакомления и выявления мнения граждан для последующего проведения по данному проекту публичных слушаний; публичные слушания провести в соответствии с утверждённым Положением. Этим же решением СНД города Собинки от 15 ноября 2023 года № 85/14 установлены: дата проведения публичных слушаний - 19 декабря 2023 года; время проведения публичных слушаний - 13-00 часов; место проведения публичных слушаний - кабинет № 40 в здании администрации города Собинки; назначены комиссия для подготовки и проведения публичных слушаний по проекту решения, а также ответственный за организационное и техническое обеспечение проведения публичных слушаний; определены порядок направления предложений и замечаний по проекту решения, опубликования и обнародования итогов публичных слушаний, данного решения, вступления его в силу. Приложением к решению СНД города Собинки от 15 ноября 2023 года № 85/14 являлся проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО город Собинка» (л.д.143-148).

Решение СНД города Собинки от 15 ноября 2023 года № 85/14 вместе с проектом решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО город Собинка» были официально опубликованы в газете «Голос Собинки» от 16 ноября 2023 года № 13 (97) и размещены на официальном сайте органов местного самоуправления МО город Собинка. Также на официальном сайте органов местного самоуправления МО город Собинка было размещено оповещение о начале общественных обсуждений и публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО город Собинка» (л.д.149,189-191).

Решение СНД города Собинки от 15 ноября 2023 года № 85/14 вместе с проектом решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО город Собинка» направлялось на правовую экспертизу в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области и для ознакомления и правового контроля в Собинскую межрайонную прокуратуру (л.д.183,184).

Каких-либо замечаний из Собинской межрайонной прокуратуры относительно проекта решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО город Собинка» не поступало.

Замечания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области относительно проекта решения «О внесении изменений и дополнений в Устав МО город Собинка», в последующем были учтены и устранены СНД города Собинки при принятии решения от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка», о чём свидетельствует, в том числе его регистрация в Управлении Минюста России по Владимирской области 27 декабря 2023 года № RU335151022023003 (л.д.135,187,188).

Публичные слушания состоялись 19 декабря 2023 года в определённое время и в установленном для их проведения месте (л.д.119-124).

Протокол публичных слушаний и заключение по итогам их проведения были размещены на официальном сайте органов местного самоуправления МО город Собинка, а заключение по итогам их проведения также официально опубликовано в газете «Доверие» от 22 декабря 2023 года № 63 (11921) (л.д.119-125,182,189).

Решение СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» было принято на заседании СНД города Собинки, состоявшемся 20 декабря 2023 года, на котором присутствовали 14 из 16 избранных депутатов, единогласно проголосовавших за принятие названного решения (л.д.98-103,126-130,155-160,186).

В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ решение СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» зарегистрировано в Управлении Минюста России по Владимирской области 27 декабря 2023 года № RU335151022023003. Текст решения размещён на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации (https://pravo-search.minjust.ru) (л.д.38,131,135).

Во исполнение пункта 1 части 8.1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ решение СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» подписано председателем СНД города Собинки и Врио главы города Собинки, официально опубликовано в газете «Голос Собинки» от 28 декабря 2023 года № 15 (99) и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления МО город Собинка (л.д.97-102,132-134,191).

Пунктом 3 решения СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» (далее также - решение СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16) предусмотрено, что настоящее решение вступает в силу после государственной регистрации и официального опубликования в газете «Голос Собинки».

Из содержания решения СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 видно, что изменения и дополнения, внесённые данным нормативным актом в Устав МО город Собинка касались только порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, без изменения структуры органов местного самоуправления и разграничения полномочий между органами местного самоуправления названного муниципального образования.

Так изменился порядок избрания выборных должностных лиц органов местного самоуправления. В частности, определено, что глава муниципального образования избирается СНД города Собинки из своего состава открытым голосованием большинством голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов, и исполняет полномочия председателя СНД города Собинки, а глава администрации МО город Собинка назначается на должность по контракту, заключаемому с главой муниципального образования (статьи 28,31.2 Устава, в редакции решения СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16).

Указанные нормативные положения соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Так согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

А в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Владимирской области от 14 ноября 2014 года № 120-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области» глава муниципального образования, являющегося городским или сельским поселением, в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Действительно, в силу абзаца 2 части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.

В силу статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из положений статьи 20 Устава структуру органов местного самоуправления МО город Собинка составляют: СНД города Собинки - представительный орган МО город Собинка; глава города Собинки - высшее должностное лицо МО город Собинка; администрация МО город Собинка - исполнительно-распорядительный орган МО город Собинка (л.д.71).

Вместе с тем, изменения и дополнения Устава, внесенные решением СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16, не касались структуры органов местного самоуправления, разграничения полномочий между органами местного самоуправления, а коснулись изменения порядка избрания выборных должностных лиц органов местного самоуправления, что согласно абзацу 2 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ является исключением, позволяющим, в данном случае руководствоваться абзацем 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с которым муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которым выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, - глава города Собинки, избираемый представительным органом муниципального образования из своего состава, также является выборным должностным лицом местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Постановлением главы МО город Собинка от 25 октября 2023 года № 670 «О досрочном прекращении полномочий главы МО г. Собинка в связи с отставкой по собственному желанию» прекращены досрочно полномочия главы МО город Собинка Карповой Е.Г. Решением СНД города Собинки от 25 октября 2023 г. № 82/12 данная информация принята к сведению, назначен временно исполняющий обязанности главы МО город Собинка (л.д.6-9,14-18).

При таком положении на момент принятия решения СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 должность главы города Собинки в связи с досрочным прекращением полномочий главой города Собинки Карповой Е.Г. 25 октября 2023 года являлась вакантной.

Изменения, внесённые в Устав решением СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16, в том числе и в части избрания главы города, вступили в силу 28 декабря 2023 года и применимы к новому главе города Собинки - Федорову К.Д., избранному 17 января 2024 года из состава депутатов СНД города Собинки (решение № 51/1), ранее занимавшему должность председателя СНД города Собинки (л.д.97,142).

Доводы Малаховского С.П. о том, что право на назначение досрочных выборов возникло у административного ответчика 25 октября 2023 года после досрочного прекращения полномочий главы МО город Собинка, а изменения в Устав внесены в декабре 2023 г., что, по мнению административного истца, свидетельствует об обязанности применения Устава в редакции, действовавшей на момент принятия решения о досрочном прекращении полномочий главы города, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Досрочные выборы главы МО город Собинка должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы города, то есть не позднее 7 апреля 2024 года.

Данный срок подлежит исчислению с 25 октября 2023 года, с учетом положений пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 67-ФЗ), определяющих, что в период, который начинается за пять месяцев до предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи дня голосования и заканчивается через месяц после указанного дня голосования, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть проведены в иной день, кроме указанного дня голосования, и назначаются на указанный день с учетом положений, предусмотренных пунктами 6 - 9 настоящей статьи.

Таким образом, СНД города Собинки был бы вправе назначить досрочные выборы главы МО город Собинка до 17 января 2024 года, но не ранее 7 января 2024 года, а в случае неисполнения указанной обязанности досрочные выборы должны быть назначены до 27 января 2024 года ТИК Собинского района.

При таких обстоятельствах, решение о назначении досрочных выборов главы города Собинки не могло быть принято ранее января 2024 года, в то время как изменения в Устав, касающиеся, в том числе порядка избрания главы МО город Собинка, вступили в законную силу 28 декабря 2023 года, то есть до наступления даты, начиная с которой представительный орган города Собинки был вправе принять решение о назначении досрочных выборов главы города Собинки.

В связи с этим суд находит ошибочным толкование Малаховским С.П. правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утверждённого Решением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года.

С учетом изложенных обстоятельств, начиная со дня официального опубликования решения СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 (28 декабря 2023 года), СНД г. Собинки был не вправе принимать решение о назначении муниципальных выборов главы города.

Довод Малаховского С.П. о том, что право назначения досрочных выборов возникает у представительного органа муниципального образования после возникновения основания проведения досрочных выборов (25 октября 2023 года), является несостоятельным, поскольку не учитывает необходимость обязательного применения в рассматриваемой ситуации пункта 7 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ.

То обстоятельство, что глава города Собинки после изменения в Устав не является главой администрации города, избирается из состава представительного органа - СНД города Собинки, исполняет обязанности председателя этого исполнительного органа, а глава администрации МО город Собинка назначается на должность СНД города Собинки из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, по контракту, заключаемому с главой муниципального образования, - не свидетельствует об изменении структуры органов местного самоуправления, разграничения полномочий между органами местного самоуправления.

Таким образом, решение СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 принято в соответствии с предоставленными приведёнными выше нормами федерального, регионального и муниципального законодательства полномочиями, компетентным нормотворческим органом, в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, порядок введения его в действие и опубликования не нарушен.

С учётом изложенного, пункт 3 названного решения, предусматривающий порядок его вступления в силу, а именно то, что: «Настоящее решение вступает в силу после государственной регистрации и официального опубликования в газете «Голос Собинки», не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе абзацу 2 части 8 статьи 44, части 4 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утверждённого Решением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года.

Поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 44 Устава МО город Собинка официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в районной газете «Доверие» или «Голос Собинки», а заключение о результатах публичных слушаний было официально опубликовано в газете «Доверие» и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления МО город Собинка, сам по себе довод Малаховского С.П. о том, что результаты публичных слушаний не опубликованы в официальном печатном издании «Голос Собинки», а были размещены только на официальном сайте органов местного самоуправления, что не согласуется, по его мнению, с правовыми позициями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2021 года № 23-П, не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных им требований.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Малаховского С.П. о признании не действующим со дня его принятия пункта 3 решения СНД города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 в той части, в которой он предполагает вступление в силу изменений и дополнений, внесённых в Устав МО город Собинка данным нормативным правовым актом, предусматривающих изменение структуры органов местного самоуправления, разграничения полномочий между органами местного самоуправления, изменение перечня полномочий и порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления ранее окончания срока полномочий Совета народных депутатов, принявшего данное решение и ранее окончания срока полномочий избранного главы города Собинки на досрочных муниципальных выборах, проведённых в связи с досрочным прекращением полномочий главы города Собинки 25 октября 2023 года (до принятия оспариваемого нормативного правового акта), не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый вышеназванный нормативный правовой акт, в соответствующей части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов Малаховского С.П.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Малаховского Семена Павловича о признании не действующим со дня его принятия пункта 3 решения Совета народных депутатов города Собинки от 20 декабря 2023 года № 97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка» в той части, в которой он предполагает вступление в силу изменений и дополнений, внесённых в Устав муниципального образования город Собинка данным нормативным правовым актом, предусматривающих изменение структуры органов местного самоуправления, разграничения полномочий между органами местного самоуправления, изменение перечня полномочий и порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления ранее окончания срока полномочий Совета народных депутатов, принявшего данное решение и ранее окончания срока полномочий избранного главы города Собинки на досрочных муниципальных выборах, проведённых в связи с досрочным прекращением полномочий главы города Собинки 25 октября 2023 года (до принятия оспариваемого нормативного правового акта), отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Д.А.Завьялов

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2024 года.