ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-883/20 от 13.10.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-883/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 13 октября 2020 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием представителя административного истца – ФИО1, действующего на основании доверенности,

представителя Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, заинтересованного лица ГБУ «ЦТИ» – ФИО2, действующей на основании доверенностей,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Универсальная торговая база» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО, Общество) «Универсальная торговая база» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью 27690 кв.м., категория земель:земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 3544000 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанного выше земельного участка, соответственно, плательщиком земельного налога. Кадастровая стоимость данного земельного участка, определенная по состоянию на 01 января 2019 года, не соответствует рыночной стоимости данного объекта недвижимости, что подтверждается отчетом об оценке независимого оценщика. Данное обстоятельство, нарушает права и законные интересы Общества, поскольку влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, считал надлежащим доказательством размера рыночной стоимости земельных участков отчет об оценке, выполненные оценщиком Ш. (ООО «МВМ-Оценка»), возражал против установления кадастровой стоимости земельного участка на основании заключения эксперта, полагает, что заключением эксперта фактически подтверждено надлежащее установление рыночной стоимости земельного участка отчетом об оценке, поскольку установлено отсутствие существенного расхождения рыночной цены с кадастровой стоимостью, заявил ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований в размере, заявленном в административном иске, не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере, установленном судебной экспертизой. Полагала невозможным использовать как доказательства отчет об оценке, представленные административным истцом, т.к. заключением судебной экспертизы подтверждено наличие в отчете технических и методологических ошибок, повлиявших на результат оценки.

Заинтересованное лицо администрация Соликамского городского округа Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей не направили.

С учетом надлежащего извещения лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из материалов дела следует, что ООО «Универсальная торговая база» является собственником земельного участка с кадастровым номером **, площадью 27690 кв.м., категория земель:земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, расположенного по адресу: ****.

Приведенные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости, в материалах дела (л.д. 9-31).

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Принимая во внимание, что административный истец является собственником указанного выше объекта недвижимости, следовательно, плательщиком земельного налога, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, Общество вправе оспорить кадастровую стоимость земельного участка.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 12 Постановления от 30 июня 2015 года № 28, необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абз. 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Из представленных в материалы выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка следует, что кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2019 года приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края" и составила 17510325 рублей 30 копеек (т. 1 л.д. 8).

Приведенный результат определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости, в подтверждение заявленного искового требования административным истцом представлен отчет об оценке от 18 марта 2020 года № 27/Н-20, выполненный оценщиком Ш. (ООО «МВМ-Оценка»), из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01.01.2019 года составила 3544000 рублей.

Представитель Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края возражал против установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной в отчёте об оценке № 27/Н-20 от 18 марта 2020 года, ссылаясь на их несоответствие требованиям федеральных стандартов оценки, ходатайствовал о проведении по делу судебной экспертизы.

С целью определения соответствия вышеуказанного отчета требованиям законодательства, на основании определения Пермского краевого суда от 14 июля 2020 года по данному административному делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту К. (ООО «Р-Консалтинг).

В процессе проведения экспертизы экспертом К. установлено и в заключении эксперта от 03.08.2020 № 25 отражено, что выполненный оценщиком Ш. отчет об оценке № 27/Н-20 от 18.03.2020 не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, содержит неточности и недостатки, повлиявшие на итоговый результат рыночной стоимости земельного участка. В связи с выявлением недостатков отчета, повлиявших на итоговый результат оценки объектов недвижимости, экспертом произведена оценка спорного земельного участка для определения его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.

Содержание экспертного заключения не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, и соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером **, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки 01 января 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 9055738 рублей.

При проведении оценки рыночной стоимости земельных участков экспертом использован сравнительный подход, приведено обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов. Применяя сравнительный подход для определения рыночной стоимости единого объекта, с применением метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающего цель оценки и обеспеченный исходной информацией, из предложенного рынка купли-продажи объектов, оценщик выбрал наиболее подходящие по элементам сравнения. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объектам оценки. При внесении разумных корректировок, сведения о стоимости единого объекта достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов типичных для объекта оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказ от применения корректировок оценщиком приведено в отчетах со ссылкой на источники, которыми оценщик руководствовался.

Выбор аналогов оценщиком в отчетах надлежащим образом обоснован с учетом анализа рынка объектов оценки, аналоги отнесены к одному сегменту рынка, с видом разрешенного использования, связанного с использованием под промышленную застройку.

Из содержания экспертного заключения следует, что эксперт произвел анализ рынка купли-продажи земельных участков под промышленную застройку, то есть того сегмента рынка, к которому относится объект оценки, на территории Пермского края за 4 квартал 2018 года, определил основные факторы, влияющие на цену объекта оценки, а также диапазон цен, установившийся на участки, аналогичные объекту оценки.

Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, поскольку имеется возможность проверить использованные оценщиком сведения о цене продажи объектов-аналогов из предложений, размещенных в сети Интернет. С учетом изложенного, проведенная экспертом идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по основным ценообразующим факторам.

Оснований не доверять данному заключению экспертизы у суда не имеется. Заключение судебной экспертизы соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные критерии оценки соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, подробные пояснения к изложенным в заключении эксперта выводам, иные сведения, имеющие существенное значение. Изложенные в заключении суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначного толкования, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.

Принимая во внимание установленные экспертом недостатки отчета об оценке технического и методологического характера, повлиявшие на результат оценки, суд приходит к выводу о том, что выводы, изложенные в отчете об оценке № 27/Н-20 от 18 марта 2020 года нельзя принимать как достоверные, поэтому указанный отчет не может быть положен в основу решения суда, как доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости на дату его кадастровой оценки (01 января 2019 года). Представленная административным истцом рецензия на заключение судебной оценочной экспертизы, выполненная оценщиком Ш. и показания оценщика Ш., которые он дал в судебном заседании в качестве свидетеля, не опровергают выводов эксперта К., в том числе пояснений эксперта, данных в судебном заседании.

Ходатайство представителя административного истца ФИО1 о назначении по делу повторной судебной экспертизы оставлено судом без удовлетворения как не основанное на положениях статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку сомнений в выводах эксперта или противоречий в заключении эксперта не установлено, в том числе после допроса эксперта в судебном заседании.

С учетом изложенного, заявленные ООО «Универсальная торговая база» требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, подлежат удовлетворению, при этом суд приходит к выводу, что размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка должен быть установлен с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта № 25 от 03 августа 2020 года.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в суд 12 мая 2020 года почтовой связью (том 1 л.д.150), в связи с чем, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения в суд.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Универсальная торговая база» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 27690 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 9055738 рублей.

Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости считать 12 мая 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в четвертый Апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 октября 2020 года.

Судья: подпись