ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-886/19 от 18.10.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-886/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2019 года город Брянск

Брянский областной суд в составе

председательствующего Суярковой В.В.

при секретаре Аверкиной О.Н.

с участием представителя административного истца Емельяненко М.В. - Потемкиной Н.Е.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Емельяненко Марины Васильевны к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости

УСТАНОВИЛ:

Емельяненко М.В., действуя через представителя Потемкину Н.Е., обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

универсального магазина, назначение: нежилое здание, общей площадью 482,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 декабря 2018 года в размере 7 227 542 руб. 57 коп.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 245 кв.м., с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 сентября 2018 года в размере 795 455 руб. 40 коп.;

универсального магазина, назначение: нежилое здание, общей площадью 497,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 ноября 2018 года в размере 6 509 096 руб. 33 коп.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 877 кв.м., с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 августа 2018 года в размере 1 459 273 руб. 65 коп.;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 046 кв.м., с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 мая 2017 года в размере 1 264 603 руб. 54 коп.

Кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости просила установить согласно отчету об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 21 июня 2019 года, выполненному Обществом с ограниченной ответственностью «Брянский Оценщик».

Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, административный истец просила удовлетворить заявленные исковые требования. Данное обстоятельство нарушает её права и законные интересы, поскольку влечет неверное определение её налоговых обязательств, в частности, по уплате имущественного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно письменному отзыву представителя административного ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области Жензировой О.В. не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (размеру рыночной стоимости).

Согласно письменному отзыву представителя заинтересованного лица- администрации Суражского района Брянской области, он возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку снижение кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости существенно повлияет на размер налоговых доходов местного бюджета.

Согласно письменному отзыву представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевской Н.С. не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости. Предоставленный административным истцом в качестве доказательства по делу отчет об оценке не оспаривается.

В судебном заседании представитель административного истца Емельяненко М.В. - Потемкина Н.Е. поддержала в полном объеме заявленные требования и просила их удовлетворить.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

В судебное заседание не явились: административный истец Емельяненко М.В., представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия; представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области, имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия; представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»; представитель заинтересованного лица - администрации Дятьковского района Брянской области, представитель заинтересованного лица - администрации Суражского района Брянской области, представитель заинтересованного лица - администрации Комаричского района Брянской области, заинтересованное лицо - ООО «Агроторг».

С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Емельяненко Марине Васильевне на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

универсальный магазин, назначение: нежилое здание, общей площадью 482,6 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером: на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 14 декабря 2018 года;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 245 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером: на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности № от 13 июня 2018 года;

универсальный магазин, назначение: нежилое здание, общей площадью 497,7 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером: на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 10 декабря 2018 года;

земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 877 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером: на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 18 мая 2018 года.

Также на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, № от 22 апреля 2017 года Емельяненко Марина Васильевна является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 046 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: на основании свидетельства о государственной регистрации от 28 апреля 2017 года.

Актом от 14 декабря 2018 года утвержденным Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области», по состоянию на 14 декабря 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости - кадастровый номер: определена в размере 15 997 861 руб. 84 коп.

Актом от 11 сентября 2018 года утвержденным Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области», по состоянию на 11 сентября 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости - кадастровый номер: определена в размере 2 886 594 руб. 75 коп.

Актом от 28 ноября 2018 года , утвержденным Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области», по состоянию на 28 ноября 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости - кадастровый номер: определена в размере 12 954 598 руб. 46 коп.

Актом от 21 августа 2018 года утвержденным Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области», по состоянию на 21 августа 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости - кадастровый номер: определена в размере 4 201 495 руб. 57 коп.

Актом от 15 мая 2017 года утвержденным Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области», по состоянию на 12 мая 2017 года кадастровая стоимость объекта недвижимости - кадастровый номер: определена в размере 2 626 171 руб. 28 коп.

Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости (кадастровые справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости л.д. 40-44)

На основании статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В силу статей 70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 390, частью 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объекта налогообложения определяется, исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Административным истцом в качестве доказательства действительной рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости представлен отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости №56 от 21 июня 2019 года, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Брянский Оценщик», согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости:

универсального магазина, назначение: нежилое здание, общей площадью 482,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: составляет 7 227 542 руб. 57 коп. по состоянию на 14 декабря 2018 года;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 245 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: составляет 795 455 руб. 40 коп. по состоянию на 11 сентября 2018 года;

универсального магазина, назначение: нежилое здание, общей площадью 497,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , составляет 6 509 096 руб. 33 коп. по состоянию на 28 ноября 2018 года;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 877 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: составляет 1 459 273 руб. 65 коп. по состоянию на 21 августа 2018 года;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 046 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: составляет 1 264 603 руб. 54 коп. по состоянию на 12 мая 2017 года.

Проверяя представленный административным истцом отчет на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, отраженных в отчете.

Оценивая отчет об оценке по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объекта оценки, произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта.

Данное экспертное заключение сторонами не оспаривается.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 21 июня 2019 года, выполненному Обществом с ограниченной ответственностью «Брянский Оценщик».

По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Следовательно, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Суд считает необходимым указать в решении дату подачи истцом заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - 25 июля 2019 года, дата обращения административного истца в суд.

С учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-ФЗ, кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года (в том числе по иску, поданному до 1 января 2019 года), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, подлежит учету при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Емельяненко Марины Васильевны к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

универсального магазина, назначение: нежилое здание, общей площадью 482,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости - 7 227 542 руб. 57 коп. по состоянию на 14 декабря 2018 года;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 245 кв.м., с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости - 795 455 руб. 40 коп. по состоянию на 11 сентября 2018 года;

универсального магазина, назначение: нежилое здание, общей площадью 497,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости - 6 509 096 руб. 33 коп. по состоянию на 28 ноября 2018 года;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 877 кв.м., с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости - 1 459 273 руб. 65 коп. по состоянию на 21 августа 2018 года;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, общей площадью 1 046 кв.м., с кадастровым номером: расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости - 1 264 603 руб. 54 коп. по состоянию на 12 мая 2017 года.

Датой подачи заявления считать 25 июля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Суяркова

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2019 года.