3а-886/2021 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 августа 2021 года гор. Красногорск Московская область Московский областной суд в составе председательствующего судьи Першиной С.В. с участием прокурора Териной Н.Н. при ведении протокола помощником судьи Прониным М.П. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Деминой Светланы Николаевны к Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействующим пункта 1174 приложения к Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункта 1418 приложения к Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» у с т а н о в и л: 27 ноября 2018г. Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». 28 ноября 2019г. Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Демина С.Н. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, на 2020г., утвержденных указанными распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области. Административный истец просит суд признать недействующими пункт 1174 приложения к Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»; пункт 1418 приложения к Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», в части включения в названные перечни принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого здания торгово- складского комплекса общей площадью 1498,9 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ссылаясь на отсутствие у здания предусмотренных законом признаков объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций начисляется исходя из кадастровой стоимости. В обоснование заявленного иска административный истец ссылается на то, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, спорное здание располагается на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты>, имеет вид разрешенного использования: <данные изъяты>. Однако, ни Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития (действовавшие на период принятия оспариваемого Перечня), ни Классификатор разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 10.11.2020г. № П/0412 не предусматривает подобный вид разрешенного использования в составе земель населенных пунктов. Вид разрешенного использования «под строительство торгово-складского комплекса» никакого описания не имеет, поскольку отсутствует как самостоятельный вид в классификаторе. Таким образом, с учетом неправомерного присвоения земельному участку единственного разрешенного использования, не предусмотренного нормативно-правовыми актами, а также не позволяющего конкретно определить вид его использования, следует вывод, что здание расположено на земельном участке, разрешенное использование которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В таком случае, исходя из положений ст. 378.2 НК РФ должна быть соблюдена процедура по определению фактического использования здания, расположенного на земельном участке, которая перед принятием оспариваемого нормативного акта не проводилась. При этом, административный истец не оспаривает, что часть спорного объекта используется под торговую площадь, в частности, площадь торговых помещений составляет 3.33% от общей площади здания. Таким образом, представленные характеристики фактического использования здания не позволяли включить его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Включение данного нежилого здания в Перечень за указанный период, по мнению административного истца, неправомерно налагает на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере. Представителем административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области представлен письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что оспариваемые распоряжения приняты компетентным органом государственной власти Московской области и в оспариваемой части не противоречат федеральному законодательству, а также не нарушает права и законные интересы административного истца. Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. В соответствии с п. 1,2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. К ним относятся: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом условия признания объекта недвижимости административно- деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003г. № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, признаются торговые центры (комплексы) общей площадью от <данные изъяты> кв.м. и помещения в них. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором находится здание, определен как «под строительство торгово- складского комплекса» и предусматривает размещение торговых объектов. Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> соответствует требованиям ст. 378.2 НК РФ и Закона Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области». В судебном заседании представитель административного истца Гусев А.С. по доверенности поддержал заявленные исковые требования. Представитель административного ответчика Чеховская А.В. по доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований, полностью поддержав доводы письменного отзыва. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему. Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Однако в силу части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иное здание, строение, сооружение, помещение. Пунктом 1 статьи 402 названного кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. Законом Московской области от 8 октября 2014 года N 126/2014-ОЗ "О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Московской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (с 1 января 2015 года). Решением Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от 26.10.2017г. № 138/13 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Павловский Посад Московской области» в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ставка налога на имущество физических лиц в 2019г. и 2020г. установлена в размере 2 процента от кадастровой стоимости. Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 7 статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В силу пункта 13.5.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, в Московской области уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений Московской области. Из системного анализа названных правовых норм следует, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом. Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано в официальном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225 29 ноября 2018г. и размещено на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 27 ноября 2018. Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 28.11.2019, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 225, 29.11.2019. Таким образом, порядок принятия и опубликования указанных нормативных правовых актов соблюден, хотя данное обстоятельство административным истцом не оспаривается. Материалами дела подтверждается, что Демина С.Н. является собственником нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>. Спорное здание имеет назначение- нежилое, наименование- склад, по техническому паспорту- торгово-складской комплекс, расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, который отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: <данные изъяты>. В Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 под номером 1174 включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>; в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г., утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 под номером 1418 включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>. Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 приведенного кодекса. Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. Пунктом 4 названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2). При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий этого подпункта). Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Как следует из материалов дела, названный выше земельный участок имеет один вид разрешенного использования, исходя из наименования которого он допускает размещение на нем только одного объекта недвижимости, помещения в котором должны одновременно использоваться для торговой и складской деятельности, то есть допускает размещение здания смешанного назначения. При таком положении нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное здание не могло быть включено в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится, вследствие чего утверждение административного ответчика о законности включения указанного здания в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка несостоятельно. Правовых оснований для включения спорного здания в Перечень по фактическому использованию у административного ответчика также не имелось. В силу прямого указания, содержащегося в пункте 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет его в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации. Вместе с тем, до издания оспариваемых Распоряжений № 15ВР-1632 и № 15ВР-1947, как этого требует федеральный законодатель, в установленном порядке проверка фактического использования спорного здания не проводилась. Техническая документация спорного здания также не дает возможности для его включения в Перечень на 2019 и 2020 годы, так как согласно экспликации к плану этажей здания, являющейся неотъемлемой частью технического паспорта спорного здания, поименованного как торгово-складской комплекс, от 27.04.2011г., два помещения площадью 744,7 кв.м. и 751,4 кв.м. соответственно имеют назначение «основная площадь» и одно помещение площадью 2,8 кв.м.- «вспомогательная»; указанные сведения не свидетельствуют ни о размещении объектов торговли, ни о размещении объектов бытового обслуживания. Акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения с целью определения вида их фактического использования для целей налогообложения № 21/001-П от 4.02.2021г., в соответствии с которым спорный объект недвижимости был исключен из Перечня, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26.11.2020г. № 15ВР-1607, подтверждает доводы административного истца о том, что торговая площадь в здании составляет 3,33% ( 50 кв.м. от общей площади здания <данные изъяты> кв.м.). Дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд приходит к выводу о том, что отнести спорное здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования, ни фактическое использование здания. В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Министерством имущественных отношений Московской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено. При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> не отвечал предусмотренным законом (ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации) признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, данное здание не подлежало включению в Перечень. Исходя из изложенного, административное исковое заявление Деминой С.Н. подлежит удовлетворению. Определяя момент, с которого оспариваемые нормы подлежат признанию не действующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество и признание оспариваемых норм не действующими с момента вынесения настоящего решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим со дня его принятия. Руководствуясь ст. ст. 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л: административное исковое заявление Деминой Светланы Николаевны удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия пункт 1174 приложения к Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018г. № 15ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункт 1418 приложения к Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2019г. № 15ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Министерства имущественных отношений Московской области, в котором было опубликовано или должно было быть опубликовано оспоренное положение нормативного правового акта. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья С.В. Першина Мотивированное решение изготовлено 17.08.2021г. |