ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-889/19 от 19.04.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 апреля 2019 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Усенко А.О.,

с участием административного истца Чекановой А.А., представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Тарасова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-889/2019 по административному исковому заявлению Чекановой А.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара и Департаменту финансов Администрации городского округа Самара о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л :

Чеканова А.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, мотивируя тем, что решением Ленинского районного суда города Самары от 12 сентября 2017 года удовлетворено ее исковое заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, Департамент управления имуществом городского округа Самара обязан предоставить Чекановой А.А., Чекановой Л.В. и Чекановой А.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте населенного пункта г.Самара.

12 января 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство № об обязании Департамента управления имуществом городского округа Самара предоставить Чекановой А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте населенного пункта г.Самара. Однако, до настоящего времени указанное выше решение суда должником фактически не исполнено, жилое помещение административному истцу не предоставлено.

Общая продолжительность производства по исполнению судебного акта на момент подачи настоящего административного искового заявления составила более 13 месяцев, что, по мнению Чекановой А.А., нарушает ее право на судопроизводство в разумный срок.

На основании изложенного, административный истец просит суд присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 рублей.

В судебном заседании Чеканова А.А. административные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Тарасов А.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил письменные возражения, согласно которым просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку 17 апреля 2018 года, 29 марта 2018 года, 15 марта 2018 года, 28 февраля 2018 года, 14 февраля 2018 года и 9 февраля 2018 года в адрес УФССП России по Самарской области административным ответчиком направлялись ответы на требования судебного пристава-исполнителя, в которых сообщалось, что в муниципальной собственности свободные жилые помещения социального использования, соответствующие решению суда, имеются в домах по улице Гаражной Красноглинского района городского округа Самара. Иные жилые помещения, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации, в муниципальной собственности городского округа Самара отсутствуют.

Для получения смотрового уведомления на жилое помещение по улице Гаражной Красноглинского района городского округа Самара Чекановой А.А. предлагалось обратиться в управление по жилищным вопросам Департамента.

В настоящее время свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, соответствующие требованиям и нормам, установленным жилищным законодательством, которые могли бы быть предоставлены административному истцу, в муниципальной собственности отсутствуют. При поступлении в муниципальную собственность требуемого жилого помещения Чеканова А.А. будет незамедлительно приглашена в управление по жилищным вопросам Департамента для получения смотрового уведомления.

В 2018 году, во исполнение вступивших в законную силу решений судов, были приобретены 29 жилых помещений на сумму 80 945 810 рублей. На приобретение жилых помещений для исполнения вступивших в законную силу решений суда в 2019 году бюджетом городского округа Самара предусмотрено финансирование в размере 29 488 000 рублей, а также в рамках дополнительного финансирования выделены денежные средства в размере 106 743 100 рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», административным ответчиком организована работа по размещению на официальном сайте «zakupki.gov.ru» муниципальных заказов на приобретение в собственность городского округа Самара жилых помещений в целях их последующего предоставления во исполнение решений суда. После регистрации сделок и принятия жилых помещений в муниципальную собственность они будут переданы гражданам в соответствии требованиями судебных актов и временем их принятия.

Представитель Департамента финансов Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Размер заявленной Чекановой А.А. компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок полагает завышенным, что противоречит принципам разумности и справедливости. Также полагает, что при соотношении установленного порядка предоставления жилых помещений, связанного с их приобретением и регистрацией права собственности муниципального образования, и длительности неисполнения решения Ленинского районного суда города Самары от 12 сентября 2017 года, срок неисполнения судебного акта не может быть расценен как не отвечающий критериям разумности.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без его участия.

Суд, заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, проверив дело, обозрев в судебном заседании материалы гражданского дела № по иску Чекановой А.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, полагает административный иск Чекановой А.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара и Департаменту финансов Администрации городского округа Самара о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 3 названного выше Федерального закона заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В силу ч.ч. 2 и 3 ст. 1 ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее – заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Частью 3 ст. 258 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

При этом, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП) как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации (абз. 2 п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Судом установлено, что 3 июля 2017 года Чеканова А.А. обратилась в Ленинский районный суд г.Самары с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Решением Ленинского районного суда г.Самары от 12 сентября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 декабря 2017 года, исковые требования Чекановой А.А. удовлетворены, Департамент управления имуществом городского округа Самара обязан предоставить Чекановой А.А., Чекановой Л.В. и Чекановой А.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте населенного пункта г.Самара.

Из текста указанного выше решения суда усматривается, что срок его исполнения судом не установлен.

Вместе с тем, судом установлено, что 9 января 2018 года Чеканова А.А. обратилась в МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области с заявлением о возбуждении исполнительного производства, к которому приложила исполнительный лист от 27 декабря 2017 года серии ФС № об обязании Департамента управления имуществом городского округа Самара предоставить Чекановой А.А., Чекановой Л.В. и Чекановой А.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте населенного пункта г.Самара.

12 января 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство № об обязании Департамента управления имуществом городского округа Самара предоставить Чекановой А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте населенного пункта г.Самара. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 настоящей статьи.

Однако, до настоящего времени указанное выше решение суда должником фактически не исполнено, жилое помещение административному истцу не предоставлено.

Из материалов исполнительного производства № следует, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области неоднократно (9 раз) направлялись должнику требования о незамедлительном исполнении решения Ленинского районного суда г.Самары от 12 сентября 2017 года, в которых устанавливались сроки его исполнения и предоставления судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающих исполнение решения суда.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области от 16 марта 2018 года с должника – Департамента управления имуществом городского округа Самара, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Однако, определением Ленинского районного суда г.Самары от 17 мая 2018 года Департамент управления имуществом городского округа Самара освобожден от уплаты указанного выше исполнительного сбора. Основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора послужило установление судом того обстоятельства, что Департамент управления имуществом городского округа Самара не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа, предпринимал меры к его исполнению, однако, у него отсутствовала возможность своевременно исполнить требования исполнительного документа, поскольку система обеспечения жилыми помещениями предопределяет наличие объективных причин в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Кроме того, в связи с неисполнением должником решения Ленинского районного суда г.Самары от 12 сентября 2017 года о предоставлении Чекановой А.А. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и расположенного в черте населенного пункта г.Самара, постановлениями по делу об административном правонарушении от 28 февраля 2018 года, от 11 апреля 2018 года, от 26 июня 2018 года, от 19 декабря 2018 года, от 17 января 2019 года и от 29 января 2019 года Департамент управления имуществом городского округа Самара был признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 17.15 КоАП РФ, с наложением штрафов в размерах 30 000 рублей и 60 000 рублей.

Постановлениями ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) МОСП по ИПР при УФССП России по Самарской области от 18 января 2019 года и от 20 февраля 2019 года отказано в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара Белоклокова А.В. по сообщению о совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 315 УК РФ, по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Таким образом, длительность неисполнения указанного выше судебного акта по состоянию на дату обращения Чекановой А.А. в Самарский областной суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок составляет 1 год 1 месяц 21 день, а на дату рассмотрения настоящего административного дела – 1 год 3 месяца 10 дней.

Однако, суд полагает, что указанные выше сроки неисполнения судебного акта, в данном конкретном случае, не могут быть расценены как не отвечающие критериям разумности по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, с момента возбуждения исполнительного производства и по настоящее время в муниципальной собственности свободные жилые помещения социального использования, соответствующие решению Ленинского районного суда г.Самары от 12 сентября 2017 года, имелись и имеются лишь в домах по улице Гаражной Красноглинского района городского округа Самара. Иные жилые помещения, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации, в муниципальной собственности городского округа Самара отсутствуют.

Для получения смотрового уведомления на жилое помещение по улице Гаражной Красноглинского района городского округа Самара Чекановой А.А. через судебного пристава-исполнителя предлагалось обратиться в управление по жилищным вопросам Департамента. Однако, для получения смотрового уведомления административный истец к должнику не обратилась. Более того, в судебном заседании Чеканова А.А. заявила, что она не согласна на предоставление ей жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу.

В настоящее время свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, соответствующие требованиям и нормам, установленным жилищным законодательством, которые могли бы быть предоставлены административному истцу, в муниципальной собственности отсутствуют.

Судом также установлено, что бюджетом городского округа Самара Департаменту управления имуществом городского округа Самара на приобретение жилых помещений (квартир) на 2018 год было предусмотрено финансирование в размере 50 000 000 рублей. Также Решением Думы городского округа Самара на 2018 год названному выше Департаменту на приобретение жилых помещений (квартир) были дополнительно выделены денежные средства в размере 120 074 700 рублей. Общее финансирование из бюджета городского округа Самара на 2018 год составило 170 074 700 рублей на приобретение 64 жилых помещений.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Департаментом управления имуществом городского округа Самара были размещены на официальном сайте «zakupki.gov.ru» муниципальные заказы на приобретение 64 жилых помещений (квартир). Однако, по результатам электронных аукционов административным ответчиком в 2018 году были закуплены лишь 29 жилых помещений на сумму 80 945 820 рублей. Оставшиеся аукционы признаны несостоявшимися в связи с тем, что не была подана ни одна заявка на участие.

На 2019 год бюджетом городского округа Самара Департаменту управления имуществом городского округа Самара не приобретение жилых помещений (квартир) предусмотрено финансирование в размере 29 488 000 рублей. Также, Решением Думы городского округа Самара на 2019 год названному выше Департаменту выделены денежные средства в размере 106 743 000 рублей.

На выделенные денежные средства в размере 136 231 100 рублей Департаментом управления имуществом городского округа Самара запланировано приобретение в 2019 году 70-ти квартир.

Принимая во внимание, установленные фактические обстоятельства дела, а также учитывая, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует значительных временных затрат, как на проведение закупки, последующее заключение контракта, его исполнение – строительство жилых помещений, сдачу их в эксплуатацию, передачу и оформление прав муниципального образования на жилые помещения, суд приходит к выводу о том, что действия Департамента управления имуществом городского округа Самара по исполнению решения Ленинского районного суда города Самары от 12 сентября 2017 года, исходя из специфики реализации публичных полномочий в области обеспечения указанной выше категории лиц жилыми помещениями, следует признать достаточными и эффективными.

Доводы административного истца о том, что существенное затягивание срока исполнения судебного постановления обусловлено отсутствием со стороны Департамента управления имуществом городского округа Самара активных действий по получению бюджетного финансирования в целях приобретения жилого помещения для последующего предоставления его Чекановой А.А., суд полагает необоснованными, поскольку данные доводы не подтверждены объективными, допустимыми и достаточными доказательствами. Напротив, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о целенаправленных действиях административного ответчика для своевременного исполнения судебного решения.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие обстоятельств, объективно затрудняющих своевременное исполнение решения суда, представляющую определенную сложность процедуру приобретения жилых помещений и оформления их в муниципальную собственность в целях последующего предоставления по договорам социального найма, общую продолжительность неисполнения судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что при исполнении решения Ленинского районного суда города Самары от 12 сентября 2017 года нарушены разумные сроки, а также, что вследствие нарушения срока исполнения решения для административного истца наступили какие-либо негативные последствия, а потому предусмотренные законом основания для удовлетворения административного иска Чекановой А.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Чекановой А.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара и Департаменту финансов Администрации городского округа Самара о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение месяца со для его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 апреля 2019 года.

Председательствующий: Непопалов Г.Г.