ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-889/2022 от 25.03.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2022 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Мешковой Е.В.

с участием прокурора Атяскиной О.А.

представителя административного истца по доверенности Савватеева Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-889/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альтавир» о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

У с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Альтавир» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в пункт нежилого здании с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , Перечень на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , Перечень на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в пункт нежилого здании с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , Перечень на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2233 от 22 октября 2021 года в части включения в пункт нежилого здании с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что в Перечни включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания, которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они не предназначены и фактически не используются в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, не являются административно-деловыми, торговыми центрами; здания расположены на земельном участке, разрешенное использование которого не предусматривает размещение торговых, офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Фактически все здания используются для осуществления производственной деятельности, переданы по договорам аренды ООО «Завод стальных конструкций» и ООО «Тольяттинский завод стальных конструкций», основным видом деятельности которых является производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств. Включение нежилых зданий в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Савватеев Н.Н. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объекты недвижимости включены в Перечни в соответствии с их наименованиями и расположением на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений предприятия ( зона ПК-4), в составе следующих зданий: механический цех, административно-бытовой корпус, гараж для легковых машин, административные бытовки для рабочих, главный корпус, производственный корпус, контрольно-пропускной пункт, бойлерная, склад баллонов с углекислотой», предусматривающий размещение на нем административных объектов.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.

Приказом от 7 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень на 2020 год, Перечень на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014.

Приказом от 22 октября 2021 года № 2233 министерство утвердило Перечень на 2022 год.

В Перечень на 2019 год в пункт включено нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером .

В Перечень на 2020 год в пункт включено нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером .

В Перечень на 2021 год в пункт включено нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером .

В Перечень на 2022 год в пункт включено нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером , в пункт нежилое здание с кадастровым номером .

Приказ министерства № 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019 года.

Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства от 22 октября 2021 года № 2233 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Альтавир» на праве собственности принадлежат следующие нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес> : нежилое здание с кадастровым номером площадью 1203,2 кв.м; с кадастровым номером площадью 21,3 кв.м; с кадастровым номером площадью 179,9 кв.м; с кадастровым номером площадью 12993,8 кв.м; с кадастровым номером площадью 120,3 кв.м; с кадастровым номером площадью 827,3 кв.м.

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером имеет наименование здание ( Лит.А, А7)- Административно-бытовой корпус, гараж для легковых автомашин; наименование здания с кадастровым номером - здание Лит.А6)-контрольно-пропускной пункт; наименование здания с кадастровым номером - здание (Лит.А8)-бойлерная; наименование здания с кадастровым номером - здание ( ЛитА1, А2, А3)- административные бытовки для рабочих, главный корпус, производственный корпус; наименование здания с кадастровым номером - здание (Лит.А9) -склад баллонов с углекислотой; наименование здания с кадастровым номером - здание (Лит.А4) - здание механического цеха. Сведения о назначении зданий в выписках отсутствуют.

По сведениям технического паспорта в административно-бытовом корпусе располагаются склады. тамбуры, коридоры, санузлы, бойлеры, кабинеты, подсобные, гараж., касса, приемная; в контрольно-пропускном пункте – КПП; в бойлерной- подсобные, кабинет; на складе баллонов с углекислотой -склад, в здании механического цеха- производственные помещения; в здании административных бытовок для рабочих, главном корпусе, производственном корпусе – тамбуры, коридоры, санузлы, теплоузел, раздевалки, душ, бассейн, предбанник, парилка, лестничные клетки, бытовые, обеденный зал, подсобные, кухня, мойка, склады, кабинеты, цеха.

Термин «кабинет» не тождественен термину «офис».

Помещения обеденного зала ( 103,4 кв.м), кухни (38,4 кв.м), мойки (11,0кв.м), не относятся к помещениям общественного питания, а помещения парилки ( 4,3 кв.м), бассейна (37,0 кв.м), душа (17,7 кв.м, 7,6 кв.м), предбанника (7,5 кв.м) не относятся к объектам бытового обслуживания, поскольку находятся на территории производственных предприятий и предназначены для их работников, кроме того, площадь этих помещений составляет 226,9 кв.м, что от общей площади здания (12993,8 кв.м) составляет 1,74 %.

Остальные помещения в зданиях являются производственными или вспомогательными.

Мероприятия по определению вида фактического использования нежилых зданий на даты утверждения Перечней на 2019-2022 годы административным ответчиком не проводились.

Из пояснений представителя административного истца, акта осмотра зданий, выполненного представителем административного истца 21 января 2021 года, представленных договоров аренды от 1 сентября 2018 года, от 1 августа 2019 года, от 1 апреля 2020 года, от 1 марта 2021 года, от 1 февраля 2022 года следует, что фактически все здания используются для осуществления производственной деятельности, переданы по договорам аренды ООО «Завод стальных конструкций» и ООО «Тольяттинский завод стальных конструкций», основным видом деятельности которых является производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств.

Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости, сведения технического учета подтверждают, что здания, принадлежащие административному истцу на праве собственности, предназначены и фактически используются в целях функционирования производственных предприятий, доступ посторонних лиц в эти здания ограничен контрольно-пропускным пунктом.

Вопреки доводам административного ответчика, наименование зданий не подтверждает назначение этих зданий в качестве объектов офисного, делового, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, а вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , на котором расположены здания (для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений предприятия ( зона ПК-4), в составе следующих зданий: механический цех, административно-бытовой корпус, гараж для легковых машин, административные бытовки для рабочих, главный корпус, производственный корпус, контрольно-пропускной пункт, бойлерная, склад баллонов с углекислотой), не предусматривает размещение на нем офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового облуживания.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что включение нежилых зданий в Перечни на 2019-2022 годы противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019-2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования общества с ограниченной ответственностью «Альтавир» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в пункт нежилого здании с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в пункт нежилого здании с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в пункт нежилого здании с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самаркой области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самаркой области № 2233 от 22 октября 2021 года в части включения в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2022 года.