мотивированное решение составлено 09.06.2019 года
дело № 3а-88/2019
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2019 года город Мурманск
Мурманский областной суд в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.
при секретаре Тарасовой Ю.В.,
с участием прокурора Павловой И.А.,
представителя административных ответчиков Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области по доверенностям П.Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Мурманской области, Губернатору Мурманской области о признании нормативного правового акта не действующим в части,
у с т а н о в и л:
Пунктом 1 постановления Правительства Мурманской области от 05 августа 2016 года № 386-ПП на территории Мурманской области принят способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению – равномерно в течение календарного года.
Постановление опубликовано в Электронном бюллетене Правительства Мурманской области, http://www.gov-murman.ru, на Официальном интернет-портале правовой информации, http://www.pravo.gov.ru 08.08.2016. Информация о дате, источнике официального опубликования и адресе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена в областной газете «Мурманский вестник 10.08.2016 (л.д.39).
ФИО1 обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 1 указанного постановления.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, проживает в Мурманской области по адресу: ... его семья является малоимущей и многодетной. Осуществляя оплату коммунальной услуги по отоплению принятым способом, он вынужден нести расходы в максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи неравномерно в течении календарного года, вместо 9 месяцев отопительного периода - 12 месяцев.
Из-за принятого способа оплаты размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев году.
Полагает, что указанное обстоятельство влечет снижение ежемесячных размеров социальной поддержки в денежной форме в виде ежемесячной коммунальной выплаты многодетной семье, назначенной ему с апреля 2015 года, и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – с мая 2015 года. Снижение размера социальной помощи в отопительный период в связи с переносом 25 % платы на летние месяцы означает, что перенесенные суммы исключаются из размера социальной помощи, поскольку их перенос и/или равномерное распределение на другие месяцы не предусмотрены.
В связи с чем считает, что он вынужден дважды (в зимний и летний периоды) нести расходы, оплачивая коммунальную услугу по отоплению в максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Полагает, что в связи с указанным обстоятельством на потребителя, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме, возлагается обязанность осуществлять оплату услуг по отоплению с превышением максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи. В случае прекращения права на получение мер социальной поддержки после окончания отопительного периода, такой потребитель обязан осуществлять оплату в летний период за счет собственных средств. Данная обязанность по оплате отопления за летние периоды 2015, 2016 и 2017 годов без перерасчета и выплаты социальных пособий за зимние месяцы возложена на административного истца решением Североморского районного суда Мурманской области.
Считает, что оспариваемый пункт постановления в части, касающейся потребителя, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, противоречит пункту 77 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлению Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», части 2 статьи 1 Закона Мурманской области «О региональном стандарте максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи», пункту 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Правилам, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 14 апреля 2010 года № 160-ПП «О правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области».
Указывает на то, что в связи с уменьшением в отопительный период мер социальной поддержки его расходы увеличились на 25 процентов, нарушено право на получение в полном объеме мер социальной поддержки в денежной форме, что также не соответствует Указу Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431.
Ссылаясь на несоответствие оспариваемых положений в том числе Указу Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712, пунктам 1-4, 6, 7, 11 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормам международного права, просит признать недействующим с момента издания пункт 1 постановления Правительства Мурманской области от 05 августа 2016 года № 386-ПП «О принятии способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению» в той мере, в которой он распространяется на потребителя, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В предыдущих судебных заседаниях заявленные требования поддержал. Дополнительно представил расчет ущерба административного истца за июль и август 2016 года при способе оплаты за отопление равномерно в течение календарного года (л.д.82).
Представитель административных ответчиков Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области по доверенностям П.Т.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на законность обжалуемого положения нормативного правового акта. В материалы дела представлены письменные возражения (л.д.34-37,68-75).
Заслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, заключение прокурора прокуратуры Мурманской области Павловой И.А., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 августа 2012 года № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей. А именно, подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение об оплате потребителями, проживающими в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 указанного постановления органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие такое решение, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами от 6 мая 2011 года № 354.
Судом установлено, что 05 августа 2016 года Правительством Мурманской области принято постановление № 386-ПП «О принятии способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению», пунктом 1 которого принят на территории Мурманской области способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Согласно пункту 2 указанного постановления признано утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 01.07.2013 № 358-ПП «О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению».
При этом пунктом 3 постановления предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2016 года.
С учетом изложенного, административный истец, проживающий на территории ЗАТО г. Североморск Мурманской области, является лицом, в отношении которого применяется оспариваемое положение нормативного правового акта, то есть является субъектом отношений, регулируемых указанным постановлением.
В данном случае, постановление Правительства Мурманской области от 05 августа 2016 года № 386-ПП издано в пределах полномочий указанного органа власти субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьями 64, 72 Устава Мурманской области подписано Губернатором Мурманской области, требования закона к форме нормативного правового акта соблюдены. При этом постановление опубликовано в порядке, установленном Законом Мурманской области от 31.05.1995 № 6-01-ЗМО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Мурманской области».
Материалами дела также подтверждается, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленная Уставом Мурманской области, Законом Мурманской области от 20.12.2001 № 324-01-ЗМО «О Правительстве Мурманской области», Регламентом Правительства Мурманской области и иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 30 января 2014 года № 32-ПП, нарушена не была (л.д. 56-61).
Доводы истца о незаконности пункта 1 постановления Правительства Мурманской области от 05 августа 2016 года № 386-ПП суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Так, согласно пункту 41(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с пунктом 42 (2) Правил представления коммунальных услуг способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.
При этом согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11 марта 2013 года № 34 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению» установлена продолжительность отопительного периода, которая составляет 9 месяцев.
Согласно пояснительной записке министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к проекту оспариваемого постановления, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 и от 06.04.2013 № 307 Правительство Мурманской области приняло решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В связи с прекращением действия норм, позволяющим субъектам Российской Федерации принимать решение о способе оплаты коммунальной услуги по отоплению (равномерно в течение календарного года или в течение отопительного периода) Правительством Российской Федерации было утверждено постановление от 29.07.2016 № 603, которое дает право органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению до 01 октября. Учитывая изложенное, Правительству Мурманской области необходимо принять решение по сохранению порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Мурманской области равномерно в течение календарного года (л.д.57).
Анализируя приведенные выше нормы материального права в сфере оплаты коммунальных услуг, также фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Мурманской области от 05.08.2016 № 386-ПП, отдельное положение которого оспаривается ФИО1, принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий административных ответчиков, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования нормативных правовых актов.
При этом суд учитывает, что до принятия оспариваемого нормативного правового акта на территории Мурманской области действовал аналогичный способ оплаты коммунальной услуги по отоплению – равномерно в течение календарного года, что не оспаривалось административным истцом.
Постановление Правительства Мурманской области от 05 августа 2016 года № 386-ПП, содержащее оспариваемое ФИО1 положение, принято в установленной форме, в рамках реализации полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по принятию решения о применении на территории Мурманской области способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, опубликовано для всеобщего сведения.
Являются несостоятельными также доводы ФИО1 о несоответствии оспариваемого положения перечисленным в административном иске нормативным правовым актам, регулирующим стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, предоставление субсидий отдельным категориям граждан.
Так, в соответствии с частями 1, 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 20, 21 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, предусмотрено, что размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Мурманской области от 05 декабря 2006 года № 813-01-ЗМО «О региональном стандарте максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 22 процентов.
Согласно пункту 2 указанной статьи с 1 января 2010 года установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для многодетных семей в размере 10 процентов.
В соответствии со статьей 3 Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от его формы собственности, предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг, которая составляет 30 процентов от размера платы за предоставленные коммунальные услуги, определенной в соответствии с жилищным законодательством.
На основании статьи 50 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве специалиста привлечена консультант управления организации мер социальной поддержки Министерства социального развития Мурманской области С.О.В,
Согласно письменной консультации указанного специалиста, исходя из Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, размер субсидии напрямую не зависит от начислений за жилищно-коммунальные услуги, однако не должен превышать фактические расходы семьи на их оплату, уменьшенные на размер предоставленных получателю субсидии мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций.
Это означает, что исчисленный размер субсидии сравнивается с размером квартплаты за предыдущий месяц за вычетом предоставленной льготы по жилищно-коммунальным услугам. Если размер исчисленной субсидии выше размера квартплаты, то размер субсидии, выплаченной гражданину, будет равен размеру квартплаты.
По информации ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» ФИО1 назначена субсидия на период с 01.04.2016 по 30.09.2016.
При исчислении размера субсидии в период с 01.04.2016 по 30.06.2016 применена величина стандарта максимально допустимой доли расходов в размере 10 % в связи с наличием у семьи административного истца статуса «многодетной».
С 01 июля 2016 года семья ФИО1 утратила статус «многодетной», поскольку К.Е.Ф.., _ _ года рождения, исполнилось 18 лет, и она закончила обучение в 11 классе образовательной организации.
В связи с чем, с 01 июля 2016 года размер субсидии ФИО1 определялся с применением максимально допустимой доли расходов в размере 22%.
Ежемесячная коммунальная выплата в размере 30% от фактически начисленной платы за коммунальные услуги, определенной в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, семье ФИО1 в период с июля по август 2016 года не предоставлялась также в связи с отсутствием у семьи статуса «многодетной».
Исчисленный административному истцу размер субсидии за июль и август 2016 года в размере 4122,81 рублей ниже суммы фактических начислений по оплате жилищно-коммунальных услуг и является максимальным. В связи с чем фактическая сумма начисленной квартплаты не влияет на размер выплаченной ФИО1 субсидии.
При этом исчисление размера субсидии с применением максимально допустимой доли расходов в размере 10% возобновлен ФИО1 с сентября 2016 года, поскольку семья вновь получила статус «многодетной» в связи с поступлением К.Е.Ф. в образовательную организацию по очной форме обучения с 01 сентября 2016 года (л.д.96-100).
У суда нет оснований не доверять консультации специалиста С.О.В,, поскольку она не заинтересована в исходе настоящего дела, имеет соответствующие образование и квалификацию в рассматриваемом вопросе, ее пояснения, в том числе представленные в письменном виде, ничем не опорочены.
Таким образом, доводы ФИО1 о наступлении у него неблагоприятных последствий в связи с принятием оспариваемого положения нормативного правового акта сводятся только к временной утрате у его семьи статуса «многодетной» по объективным причинам (достижения совершеннолетия одним из детей), и уменьшении в связи с этим размера предоставляемых льгот (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, что не может являться основанием для признания незаконным нормативного правого акта.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, поскольку его права и законные интересы оспариваемым положением нормативного правового акта Правительства Мурманской области не нарушены.
Вопреки доводам административного истца, в ходе судебного разбирательства установлено, что постановление Правительства Мурманской области от 05 августа 2016 года № 386-ПП, содержащее оспариваемое положение, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе приведенным в административном иске.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим пункт 1 постановления Правительства Мурманской области от 05 августа 2016 года № 386-ПП «О принятии способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению» отказать.
Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в Электронном бюллетене Правительства Мурманской области.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в административном деле, может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий -