ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-88/19 от 11.11.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-88/2019

УИД 19OS0000-01-2019-000076-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 11 ноября 2019 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

с участием прокурора Тулиной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» о признании недействующими Постановление Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 г. № 151 «О переводе земельных участков, расположенных в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения», Постановление Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 г. № 152 «О переводе земельного участка, расположенного в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения»,

У С Т А Н О В И Л:

15 апреля 2019 г. приняты Постановление Правительства Республики Хакасии № 151 «О переводе земельных участков, расположенных в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения» (далее – Постановление Правительства РХ № 151) и Постановление № 152 «О переводе земельного участка, расположенного в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения» (далее – Постановление Правительства РХ № 152).

Региональная общественная экологическая организация жителей Койбальской степи «Родная степь» (далее – РОЭО «Родная степь»), действуя в интересах членов общественной организации – граждан Российской Федерации, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Постановлений Правительства РХ № 151, № 152

Полагает, что поименованные Постановления Правительства РХ противоречат пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон №172-ФЗ).

Поясняет, что нарушен порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности необходимо получить заключение государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании представитель административного истца Азараков В.Н. требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске и дополнениях к нему.

Представители административного ответчика Правительства Республики Хакасия Кравченко Ю.А., Князева Н.В., действующие на основании доверенностей, требования не признали, представили письменные возражения, указав, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному и региональному законодательству и не нарушают права и законные интересы членов РОЭО «Родная степь» или неопределенного круга лиц.

12 августа 2019 г., 24 сентября 2019 г. определениями суда к участию в деле привечены в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский», Лунев Владимир Георгиевич, ООО «Разрез Аршановский», представители которых возражали против удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора Тулиной О.Е., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

В силу абзаца 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50) разъяснено, что по смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», абзац восьмой пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абзац девятый части 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Часть 6 статьи 208 КАС РФ закрепляет, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 10 июня 2015 г. № 47-ЗРХ «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Хакасия в сфере земельных отношений» предусматривает, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, земель или земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности, а также до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, за исключением перевода земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд относится к полномочиям Правительства Республики Хакасия в сфере земельных отношений.

В силу статьи 88 Конституции Республики Хакасия исполнительную власть Республики Хакасия осуществляет Правительство Республики Хакасия, возглавляемое Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.

Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия. Правительство Республики Хакасия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия на территории Республики Хакасия. В состав Правительства Республики Хакасия входят Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия, первый заместитель и заместители Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, министры и председатели государственных комитетов Республики Хакасия (статья 93 Конституции Республики Хакасия).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 18-ЗРХ) постановление Правительства Республики Хакасия - нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия Правительства Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия.

Согласно статье 23 Закона Республики Хакасия № 18-ЗРХ порядок принятия (издания) иных нормативных правовых актов утверждается Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия в соответствии с настоящим Законом; датой принятия иных нормативных правовых актов считается день их подписания Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия, или должностным лицом, исполняющим обязанности Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, руководителем исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, или должностным лицом, исполняющим обязанности руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия.

Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 03 декабря 2012 г. № 70-ПП утвержден Регламент Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия (далее – Регламент).

Пункт 16 раздела VIII Регламента закрепляет, что проекты постановлений Правительства или его Президиума могут приниматься в опросном порядке, без обсуждения на заседании Правительства или его Президиума, по вопросам, определенным приложениями 6 и 2 к настоящему Регламенту соответственно.

Согласование проводит руководитель органа - разработчик проекта постановления Правительства или его Президиума. При согласовании не менее чем половиной от общего количества членов Правительства или его Президиума соответственно и получения положительного заключения Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия (за исключением случаев, когда подготовка заключения не требуется) проект постановления Правительства или его Президиума, подготовленный для принятия в опросном порядке, без рассмотрения на заседании Правительства или его Президиума, сдается в структурное подразделение Администрации Главы Республики Хакасия, ответственное за ведение делопроизводства в Правительстве, специалисты которого осуществляют проверку полноты представленных документов, наличие необходимых виз и заключения Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия и передают на подписание Главой Республики Хакасия.

Если при согласовании проекта постановления любой член Правительства или его Президиума высказал необходимость заслушивания проекта на заседании Правительства или его Президиума, проект постановления выносится на заседание Правительства или его Президиума соответственно.

Постановления Правительства, принятые в опросном порядке, без рассмотрения на заседании Правительства включаются в очередной протокол заседания Правительства и по решению Главы Республики Хакасия озвучиваются на очередном заседании (пункт 18 раздела VIII Регламента).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона Республики Хакасия № 18-ЗРХ официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете «Хакасия»; в газете «Хабар»; в бюллетене «Вестник Хакасии»; или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Оспариваемые Постановления Правительства РХ подписаны исполняющим обязанности Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Курлаевым Ю.Н., действующим на основании распоряжения от 11 апреля 2019 г. № 98-рп/к; приняты в опросном порядке без обсуждения на заседании Правительства, при согласовании не менее чем половиной от общего количества членов Правительства (листы согласования), при наличии положительных заключений Министерства по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия от 10 апреля 2014 г. № ср-122/азк, от 12 апреля 2019 г. № ср-129/азк; опубликованы в официальном печатном издании «Вестник Хакасии» № 26 от 15 апреля 2019 г.

Постановления Правительства РХ № 151, № 152 озвучены на заседании Правительства Республики Хакасия 23 апреля 2019 г. (протокол заседания № 05).

Таким образом, оспариваемые региональные правовые акты приняты органом исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий, порядок опубликование и введение в действие не нарушен.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую определен Федеральным законом № 172-ФЗ.

Так, часть 1 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ закрепляет, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц);

2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц);

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка (часть 4 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ).

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) (пункт 4 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ).

Пунктами 4, 6 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ предусмотрены случаи перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию:

с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.

Исчерпывающий перечень оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую перечислены в статье 4 Федерального закона № 172-ФЗ.

10 апреля 2019 г. ООО «УК «»Разрез Майрыхский», как недропользователь, обратилось в уполномоченный республиканский орган государственной власти с ходатайством о переводе 16 земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, из состава земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

К ходатайству приложен проект «Инфраструктурная подготовка территории геологического участка Аршановский-2 в границах лицензии АБН 16462».

Обоснование перевода земельных участков, обусловлено размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи 90 (пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ акт).

В целях установления соответствия земельных участков с документом территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, было представлено Решение Совета депутатов Куйбышевского сельсовета № 130 «О внесении изменений в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия», которым постановлено: «Земельный участок в границах, установленных схемой расположения участка недр приложения № 3 к лицензии АБН1646ТЭ на пользование недрами ООО «Угольная компания «Разрез Майрыхский», изменить с «СХ-1 - Зона сельскохозяйственного использования» на «П6 - Зона производственных объектов 1 класса» в целях пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Бейский-Западный Бейского каменноугольного месторождения в Республике Хакасия.».

Таким образом, ходатайство о переводе земельных участков из состава земель категории сельскохозяйственного назначения в другую на момент подачи полностью соответствовало требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 172-ФЗ, оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не имелось.

23 октября 2018 г. ООО «Разрез Аршановский», как недропользователь, обратилось в уполномоченный республиканский орган государственной власти с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 19:06:050707:9 из состава земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Вышеназванный земельный участок принадлежит на праве собственности Луневу В.Г.; был передан ООО «Разрез Аршановский» на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 01 августа 2018 г. Приложением к ходатайству также являлся документ, подтверждающий утверждение 19 октября 2018 г. проекта рекультивации «Подъездной железнодорожный путь к Угольному «Разрезу Аршановский» в Бейском районе Республики Хакасия и согласование перевода земельного участка правообладателем Луневым В.Г.

Обоснованием перевода земельного участка явилось строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (пункт 6 части 1 статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ).

В целях соответствия земельного участка с документом территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации было представлено решение № 105 Совета депутатов Куйбышевского сельсовета Бейского района Республики Хакасия от 21 мая 2018 г., которым внесены изменения в Генеральный план Куйбышевского сельсовета Бейского района и постановлено: «Земельный участок с кадастровым номером 19:06:050707:9, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, Бейский район, в 500 м от северной оконечности озера Сосновое по направлению на северо-восток, уч. 1, зону сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (СХУ) на зону производственных объектов II класса (П5), в целях размещения промплощадки погрузочно-сортировочного комплекса».

Таким образом, ходатайство о переводе земельного участка из состава земель категории сельскохозяйственного назначения в другую на момент подачи полностью соответствовало требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 172-ФЗ, оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не имелось.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:

1) основания изменения категории земель;

2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;

3) категория земель, перевод из которой осуществляется;

4) категория земель, перевод в которую осуществляется.

Оспариваемые Постановления Правительства РХ, являясь актами о переводе земельных участков из одной категории в другую, содержат сведения предусмотренные пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ.

Довод представителя административного истца о том, что Постановления Правительства РХ № 151, № 152 недействительны, поскольку нарушен порядок их принятия – не получено заключение государственной экологической экспертизы, основан на неправильном толковании норм права.

Статьей 10 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определено, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьи 11, 12 поименованного Федерального закона содержит исчерпывающий перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней.

Данные нормы не содержат обязанности проводить государственную экологическую экспертизу при переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

При таких обстоятельствах оспариваемые Постановления Правительства Республики Хакасия приняты в пределах предоставленной законодателем компетенции соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления региональной общественной экологической организации жителей Койбальской степи «Родная степь» о признании недействующими Постановление Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 г. № 151 «О переводе земельных участков, расположенных в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения», Постановление Правительства Республики Хакасия от 15 апреля 2019 г. № 152 «О переводе земельного участка, расположенного в Бейском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения» отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 18 ноября 2019 г.