Дело № 3а-88/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 24 мая 2019 года
Хабаровский краевой суд
в составе председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,
при секретаре Бурковой А.М.,
с участием представителей административного истца Семеновой Т.В., Рябининой Т.Е.,
представителей административного ответчика Гончар Е.И., Магдыч К.И.,
прокурора Сырчиной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2018 г. № 40/4 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год»,
УСТАНОВИЛ:
19 декабря 2018 г. Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принято постановление № 40/4 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год» (опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 21.12.2018 и в «Собрании законодательства Хабаровского края», 06.02.2019, № 12 (том 4).
Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК») обратилось в суд с административным иском о признании недействующими со дня принятия пунктов 1 и 2 указанного постановления.
В обоснование требований указало, что при расчете необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на производство электрической энергии, влияющей на размер устанавливаемых тарифов, Комитетом неправомерно снижены экономически обоснованные расходы общества по статьям расходов «оплата труда», «социальные взносы»; при расчете расходов по статье затрат «топливо на технологические цели» необоснованно не учтены расходы по реализации Программы управления издержками по проекту «Газопровод-отвод до ТЭЦ» в г. Николаевск-на-Амуре с переводом станции на газовое топливо», утвержденной протоколом заседания правления Комитета от 7 мая 2006 г. № 16 и Федеральной службой по тарифам России (письмо от 4 февраля 2008 г. № ЕЯ-499/12).
В судебном заседании представители административного истца Семенова Т.В. и Рябинина Т.Е., каждая в отдельности, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в возражениях на отзыв административного ответчика.
Представители административного ответчика Гончар Е.И., Магдыч К.И., каждая в отдельности, заявленные требования не признали по тем основаниям, что оспариваемые тарифы утверждены уполномоченным органом в пределах его компетенции, нормам федерального законодательства не противоречат, поддержали отзыв на административный иск и письменные пояснения по делу.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей – работников АО «ДГК» ФИО1, ФИО2, сотрудников Комитета ФИО3, ФИО4, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в связи с тем, что Комитетом при определении НВВ неправильно рассчитаны затраты общества по статье расходов на оплату труда и, как следствие, на социальные нужды, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике является одним из методов государственного регулирования, осуществляемым, в числе иного, в соответствии с принципами достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; сохранения государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции; экономической обоснованности оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии.
Пунктами 3 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с Положением о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 4 июня 2010 г. № 142-пр, Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования (пункт 1.2) и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере тепло- и электроснабжения (пункт 3.1).
В области государственного регулирования цен (тарифов), надбавок на электрическую энергию, цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Комитет устанавливает цены (тарифы) и (или) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, включая электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах (пункт 4.1.26).
АО «ДГК» осуществляет регулируемую деятельность по поставке электрической энергии.
28 апреля 2018 г. общество обратилось в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением об открытии дела об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год (далее – тариф на электрическую энергию).
На основании данного заявления Комитетом вынесено распоряжение и открыто дело № 34/ТЭК от 3 мая 2018 г..
19 декабря 2018 г. Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принято постановление № 40/4, которым на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края, с календарной разбивкой согласно приложению к постановлению.
Постановление опубликовано 21 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru и в «Собрании законодательства Хабаровского края», 06.02.2019, № 12 (том 4).
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, с соблюдением требований законодательства к его форме, принятию и введению в действие, в том числе опубликованию.
Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В силу пунктов 12 и 15 Основ ценообразования одним из методов, применяемых при регулировании цен (тарифов), является метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании которого регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В числе иного расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на топливо (подпункт 1 пункта 18) и расходы на оплату труда и страховые взносы (подпункт 6 пункта 18).
Как следует из материалов дела, тариф на электрическую энергию на 2018 год для АО «ДГК» был установлен постановлением Комитета от 22 декабря 2017 г. № 40/1.
При расчете тарифов обществом применялись следующие индексы: 2018 г. – 103,7%, 2019 г. – 104%.
Исходя из НВВ в размере 2 683,2 млн. руб. АО «ДГК» предложило к утверждению на 2019 год одноставочный тариф в размере 10 407,41 руб./МВтч; двухставочный тариф в размере: ставка на мощность – 749 008,23 руб./МВт.мес., ставка на энергию – 5 854,35руб./МВтч.
Комитетом двухставочный тариф на электрическую энергию на период с 1 января по 30 июня 2019 г. установлен в размере: ставка стоимости единицы электрической мощности - 398 836,82 руб./МВт.мес., ставка стоимости единицы электрической энергии – 2,24720 руб./кВт.ч.; на период с 1 июля по 31 декабря 2019 г. в размере: ставка стоимости единицы электрической мощности - 419 066,07 руб./МВт.мес., ставка стоимости единицы электрической энергии – 2,25269 руб./кВт.ч.
Из материалов дела следует, что на 2019 год АО «ДГК» предлагало учесть фонд оплаты труда по СП Николаевская ТЭЦ в размере 278 060,6 тыс. руб., в том числе на электрическую энергию - 200 823,86 тыс. руб. с ростом к 2018 г. на 32,6%.
По расчетам экспертов Комитета данный фонд оплаты труда составил 210 803,4 тыс. руб., в том числе на электрическую энергию – 152 248,3 тыс. руб..
При этом с учетом пункта 26 Основ ценообразования и в связи с низким уровнем размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленным постановлением Губернатора Хабаровского края от 4 декабря 2018 г. № 83, эксперты с учетом роста индекса потребительских цен на 2019 год (104,6%) рассчитали тарифную ставку рабочего первого разряда в размере 6 603,83 руб. (АО «ДГК» данную ставку заявило в размере 8 222,0 руб.); текущее премирование за выполнение производственных показателей экспертами принято в размере 50% (организацией предложено в размере 60%).
В связи с уменьшением фонда оплаты труда экспертами снижены расходы на страховые тарифы (взносы) с 86 261,25 тыс. руб. (в том числе на электрическую энергию 62 300,58 тыс. руб.) до 62 914,63 тыс. руб. (в том числе на электрическую энергию 45 438,74 тыс. руб.).
Кроме того, при формировании тарифов Комитетом на основании абзаца 7 пункта 78 Основ ценообразования, постановления Правительства РФ от 8 декабря 2018 г. № 1496 затраты по топливной составляющей НВВ на 2019 год рассчитаны без учета Программы управления издержками (ПУИ) и определены с учетом снижения выработки электрической энергии, снижением отпуска тепловой энергии, а также прекращением Программы управления издержками в размере 545 937,01 тыс. руб. (по расчетам АО «ДГК» размер указанных расходов с учетом Программы управления издержками составил 1 509 336,44 тыс. руб.)
Проверяя обоснованность снижения тарифным органом размера затрат АО «ДГК» по статьям расходов «оплаты труда» и «социальные взносы», суд приходит к следующему.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
При расчете тарифа фактическая численность работников принята Комитетом по предложению общества и составила 211,99 человека.
Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы (далее – ОТС), участником которого является АО «ДГК», утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 18 марта 2013 г. и продлено Соглашением о порядке, условиях и продлении срока действия на период 2016-2018 годов 22 декабря 2014 г.
Согласно пункту 1.5 указанного ОТС расходы работодателей, предусмотренные этим соглашением, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления.
По данным общества в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением фактический размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (далее – ММТС) в СП «Николаевская ТЭЦ» в 2017 году составил 7 668 руб., в 2018 году – 7 854 руб..
При расчете расходов на оплату труда в НВВ на 2019 год общество применило ММТС в размере 8 222 руб..
При этом административный истец исходил из того, что в соответствии с ОТС и информационным письмом «РаЭл» от 17 января 2018 г. ММТС рабочего первого разряда с 1 января 2018 г. устанавливается в размере 7 772 руб., в дальнейшем ММТС индексируется с периодичностью один раз в полгода в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (далее – ИПЦ). С 1 июля 2018 г. с учетом размера ИПЦ (103,4%) ММТС составила 8 040 руб., с 1 января 2019 г. с учетом размера ИПЦ (101,7%) – 8 177 руб., с 1 июля 2019 г. с учетом ИПЦ (101,1%) – 8 267 руб., среднегодовая плановая ММТС на 2019 г. – 8 222 руб. ((8 177 + 8 267)/2 = 8 222).
Выплаты компенсирующего и стимулирующего характера на 2019 год рассчитаны обществом в соответствии с Коллективным договором (пункт 4.2 раздела 4 Приложения № 4), при этом размер текущей премии составил 60%.
В обоснование расчета общество представило в Комитет Коллективный договор на 2016-2017, 2018 годы, приказы о введении в действие дополнений и изменений к Коллективному договору; Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике на 2013-2015 годы, Соглашение о порядке, условиях и продлении срока действия ОТС на 2016-2018 годы; информационное письмо РаЭл от 17 января 2018 г. о повышении ММТС с 01 января 2018 г.; приказы АО «ДГК» о фактической индексации ставок по полугодиям (повышении тарифных ставок, должностных окладов).
Кроме того, обществом были представлены данные фактической численности работников и фактического объема фонда оплаты труда за 2017 год, из которых следует, что на производство электроэнергии при фактической численности работников 215,238 человек сумма расходов на оплату труда составила 174 220,3 тыс. руб. при ММТС рабочего 1 разряда в размере 7 668 руб. и текущем премировании в размере 53,9%.
Снижая размер ММТС рабочего 1 разряда до 6 603,83 руб., эксперты в экспертном заключении указали на то, что при определении ММТС учитывались пункт 26 Основ ценообразования, постановление Губернатора Хабаровского края от 4 декабря 2018 г. № 83 и ИПЦ на 2019 год в размере 104,6%; текущее премирование принято в размере 50% (без обоснования); страховые взносы рассчитаны от принятого экспертами фонда оплаты труда без оплаты льготного проезда к месту отдыха и обратно (п. 7 ст. 422 Налогового кодекса РФ).
В отзыве на административный иск Комитет ссылается на то, что указание в экспертном заключении на постановление Губернатора Хабаровского края от 4 декабря 2018 г. № 83 ошибочно; тарифное регулирование осуществляется с соблюдением баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике); регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации (пункт 11(1) Основ ценообразования); норма пункта 26 Основ ценообразования не является императивной и не обязывает Комитет принимать тарифную ставку первого разряда, определенную ОТС, а лишь ее учитывать при необходимости; ОТС на 2019-2021 годы на момент установления тарифов утверждено не было; Николаевская ТЭЦ осуществляет комбинированную выработку электрической и тепловой энергии, выработка двух видов энергии производится на одном и том же оборудовании и одним и тем же персоналом, в связи с чем, при формировании фонда оплаты труда на производство электрической энергии Николаевской ТЭЦ была принята тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 6 313,39 руб. (без индекса инфляции), которая идентична ставке, принятой при расчете тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую той же ТЭЦ (в тарифе постановления Комитета от 14.12.2018 № 38/1, которое в судебном порядке не обжаловалось); с учетом ИПЦ в размере 104,6% тарифная ставка принята в размере 6 603,81 руб. (6 313,39 х 104,6%).
Размер премирования (50%) был принят на уровне 2018 года исходя из имеющихся у Комитета данных; обществом при формировании тарифов на 2019 год не были предоставлены коллективный договор на 2019 год и (или) намерения о пролонгации коллективного договора, учтенного в предыдущем периоде регулирования.
При расчете эксперты учли среднемесячную оплату труда в размере 59 848,85 руб., что превышает среднюю заработную плату по виду экономической деятельности «Обеспечение электрической энергии» согласно статистическим данным - 57 616 руб.; рост среднемесячной оплаты труда по ОТС опережает уровень инфляции, определенный Прогнозом.
Из письменных пояснений представителя административного ответчика следует, что при расчете тарифов фонд оплаты труда сформирован исходя из фактического объема фонда оплаты труда за 2017 год с учетом прогнозного индекса потребительских цен и с учетом того, что АО «ДГК» фактические расходы за 2017 год завышены по отношению к учтенным в тарифе за счет ставки первого разряда и текущего премирования.
Суд считает, что произведенный регулирующим органом расчет ММТС рабочего 1 разряда не соответствует методу экономически обоснованных расходов (затрат) и противоречит требованиям пункта 26 Основ ценообразования, которые, вопреки утверждению административного ответчика, носят императивный характер.
Принятая Комитетом за основу расчета ММТС рабочего первого разряда в размере 6 313,39 руб. (без ИПЦ на 2019 г.) не соответствует ни размеру ММТС согласно Отраслевому тарифному соглашению, ни фактическому размеру ММТС в СП «Николаевская ТЭЦ» и ниже ММТС (6 436,35 руб.), принятой Комитетом при расчете тарифа на электроэнергию, который был утвержден для СП «Николаевская ТЭЦ» АО «ДГК» на 2018 год.
Довод административного ответчика о том, что поскольку СП «Николаевская ТЭЦ» осуществляет комбинированную выработку электрической и тепловой энергии, то величина ММТС рабочего 1 разряда при формировании фонда оплаты труда на производство электрической энергии должна быть идентична величине ММТС, принятой при расчете тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую той же ТЭЦ, на 2019 год, не основан на законе.
Тарифная ставка, используемая при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, и принятая при расчете тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую той же ТЭЦ, на 2019 год, не является неизменным показателем, не подлежащим корректировке. Более того, размер данной ставки должен быть определен в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что размер ММТС рабочего 1 разряда (6 603,81 руб.), принятый Комитетом при установлении тарифа на тепловую энергию на 2019 год, является экономически обоснованным, поскольку в таком размере ставка определена только в связи с имеющимся ограничением максимального размера тарифа на тепловую энергию, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (приказ ФАС России от 13 ноября 2018 г. № 1547/18).
Тот факт, что обществом не оспаривается постановление Комитета от 14 декабря 2018 г. № 38/1 об установлении тарифов на тепловую энергию, при определении которых ММТС учтена в указанном выше размере, сам по себе не свидетельствует о ее обоснованности, и не является основанием для признания требований, заявленных АО «ДГК» в настоящем деле, не подлежащими удовлетворению.
Относительно текущего премирования, которое при расчете расходов на оплату труда принято Комитетом в размере 50%, следует отметить, что при этом не были учтены ни положения Коллективного договора, согласно которым размер текущего премирования в 2017 году составил 60%, в 2018 году – 55%, ни данные о фактических расходах на выплату премии в 2017 году – 53,9%.
При таких обстоятельствах оснований для снижения размера премии до 50% в расчетах тарифа на 2019 год у Комитета не имелось.
Довод административного ответчика о том, что при расчете тарифа расходы по статье «оплата труда» были сформированы исходя из фактического объема фонда оплаты труда за 2017 год, материалами дела и иными доказательствами не подтвержден.
В связи с неправильным определением расходов общества, подлежащих включению в НВВ по статье затрат «оплата труда», является неправильным и расчет Комитетом затрат на социальные нужды, поскольку данные расходы производны от величины расходов на оплату труда.
Проверяя обоснованность снижения тарифным органом размера затрат АО «ДГК» по статье расходов «топливо на технологические цели», суд приходит к следующему.
Согласно пункту 21 Основ ценообразования № 1178 расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе нормативов удельного расхода топлива с помесячной и ежегодной разбивкой (за исключением ядерного) на производство 1 кВтч электрической энергии и 1 Гкал тепловой энергии, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1); цен на топливо в соответствии с пунктом 30 (подпункт 2).
Из материалов дела следует, что по указанной статье расходов расчет стоимости затрат на топливо был выполнен обществом с учетом цены мазута, в то время как Комитетом расчет сделан исходя из стоимости газа.
Рассчитывая расходы на топливную составляющую по цене мазута, АО «ДГК» применило Программу мероприятий по управлению издержками, утвержденную в 2007 году в связи со строительством газопровода-отвода до г. Николаевска-на-Амуре с переводом котлоагрегатов ТЭЦ на сжигание в качестве топлива природного газа (далее – ПУИ).
Снижая размер указанных расходов, эксперты в экспертном заключении указали, что Николаевская ТЭЦ вырабатывает и поставляет электрическую энергию на розничный рынок для потребителей Николаевского энергоузла; прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года дефлятор роста цен на электрическую энергию на 2019 год определен в размере 106,1%; расчет для СП «Николаевская ТЭЦ» топливной составляющей с учетом программы ПУИ приведет к росту тарифов для потребителей Николаевского энергоузла в 4 раза к уровню 2018 года.
В отзыве на административный иск административный ответчик дополнительно ссылается на то, что в данном случае Комитет руководствовался принципом соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (п. 1 ст. 6 Закона об электроэнергетике) и Основами ценообразования № 1178, действующими на момент утверждения тарифов, которыми не предусмотрен учет ПУИ после окончания периода самоокупаемости.
В письменных пояснениях представитель административного ответчика указывает, что в 2017 году инвестиции по ПУИ возвращены в полном объеме; плановая экономия по топливу за два года после окупаемости проекта компенсирована амортизационными отчислениями; действие ПУИ в части тепловой энергии прекращено с 2018 года, указанное АО «ДГК» не оспорено.
В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Хабаровского края от 3 февраля 2007 г. № 14-пр были утверждены меры по развитию газификации Хабаровского края до 2010 года.
Одной из первоочередной задач на 2007 - 2008 годы в реализации указанных Мер определено строительство газопровода-отвода до г. Николаевска-на-Амуре и перевод котлоагрегатов ТЭЦ г. Николаевска-на-Амуре на природный газ, в связи с чем, ОАО «ДГК» предложено обеспечить реализацию Мер по развитию газификации; выполнить функции заказчика по проектированию и строительству газопроводов-отводов, распределительных сетей и переводу на природный газ объектов энергосистемы края; выполнить перевод на природный газ ТЭЦ г. Николаевска-на-Амуре к 01 октября 2008 г.; представлять в Федеральную службу по тарифам расчеты предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусматривающие окупаемость расходов на строительство газопровода-отвода и перевод ТЭЦ г. Николаевска-на-Амуре на природный газ в размере ежегодной экономии стоимости топлива после завершения реализации проекта.
Решением правления Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края от 7 мая 2017 г. (протокол заседания № 16) в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» была согласована Программа управления издержками филиала «Хабаровская генерация» ОАО «ДГК» по реализации проекта «Газоснабжение Николаевской ТЭЦ» (пункт 1) и определено при формировании предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию на весь срок окупаемости мероприятий, предусмотренных ПУИ, и в течение 2-х лет после окончания срока окупаемости сохранять расчетный уровень расходов по статье «Топливо на технологические цели», учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов (пункт 2.1).
Инвестиционный проект «Газоснабжение Николаевской ТЭЦ» одобрен Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (письмо от 6 августа 2007 г. № 1-910).
Согласно ПУИ срок окупаемости по реализации проекта установлен 9,5 лет (по 2017 год включительно).
Пункт 8 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109, действовавших на момент принятия постановления Правительства Хабаровского края от 3 февраля 2007 г. № 14-пр, решения правления Комитета от 7 мая 2017 г. и утверждения ПУИ, предусматривал, что регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов, если методом регулирования не предусмотрено иное.
Основы ценообразования № 109 перестали применяться в части государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с 31 января 2012 г. - даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 и утратили силу с 1 января 2014 г..
Пунктом 9 Основ ценообразования № 1178 определено, что регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, за исключением организаций, регулирование цен (тарифов) которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала, обязаны сохранять согласованный с ними уровень расходов в течение периода, позволяющего компенсировать расходы на осуществление данных мероприятий с учетом процентов за кредит, привлекаемых для их осуществления.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что при утверждении тарифов на электрическую энергию расходы по статье «Топливо на технологические цели» в отношении Николаевской ТЭЦ рассчитывались тарифными органами с учетом ПУИ (то есть по цене мазута) с 2008 года по 2018 год включительно.
Отказ Комитета применить при утверждении тарифов на 2019 год в расчете расходов общества по статье «Топливо на технологические цели» ПУИ по тем основаниям, что истек период самоокупаемости мероприятий, предусмотренных данной Программой, а действовавшее на момент утверждения тарифов законодательство не позволяло сохранять расчетный уровень расходов по данной статье, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов, после истечения срока окупаемости мероприятий, суд считает незаконным, поскольку обязанность регулирующих органов сохранять расчетный уровень расходов в течение 2 лет после окончания срока окупаемости была предусмотрена законодательством, действовавшим на момент утверждения ПУИ.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования, которое должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия к закону и действиям государства, предполагающий недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм. Только в таком случае возникают предпосылки для конституционно-правового режима разумной стабильности условий хозяйствования, при котором организации, действующие добросовестно, должны получать государственную защиту от рисков, создаваемых публичной властью, и в том числе от внезапных изменений законодательства в той или иной сфере, не позволяющих юридическим лицам своевременно подготовиться к изменяющимся условиям осуществления предпринимательской деятельности. Защита от подобных рисков для субъектов предпринимательской деятельности, гарантируемая в статье 34 Конституции Российской Федерации, является составной частью конституционной обязанности государства по охране законом права частной собственности (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
При этом суд учитывает, что постановлением Правительства РФ от 30 января 2019 г. № 64 Основы ценообразования № 1178 были дополнены пунктом 21(1), согласно которому при осуществлении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, период сохранения производителем электрической энергии (мощности), осуществляющим регулируемую деятельность, средств, полученных им вследствие снижения расходов на топливо, составляет 2 года после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с представленными обществом данными плановый экономический эффект (источник возврата инвестиций) за период реализации ПУИ с 2007 по 2017 годы и в 2018 году не достигнут, то есть самоокупаемости не произошло и что ПУИ применялась Комитетом при утверждении тарифов на 2018 год, при этом правовое регулирование по указанному вопросу в 2017-2018 годах не изменялось.
При таких обстоятельствах оснований для отказа применять ПУИ в расчетах тарифа на 2019 год у Комитета не имелось.
Довод Комитет о том, что учет в расчете ПУИ приведет к увеличению тарифа в 4 раза является несостоятельным, так как в судебном заседании установлено, что увеличение тарифа связано также с и изменением законодательства, поскольку постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2018 г. № 1496 отменен абзац 7 пункта 78 Основ ценообразования.
Довод Комитета о необходимости при установлении тарифа соблюдать принцип баланса интересов производителей и потребителей не может служить основанием к отказу заявленных требований, поскольку соблюдение баланса интересов не может основываться на произвольном снижении регулирующим органом экономически обоснованной НВВ.
Частью 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться такие основные принципы, как определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Данные принципы при установлении оспариваемого тарифа соблюдены не были.
Довод административного истца о том, что изменение тарифа на электрическую энергию (мощность), производимую СП «Николаевская ТЭЦ» без пересмотра тарифов для конечных потребителей, установленных постановлением Комитета от 27 декабря 2018 г. № 44/5, не возможно, не состоятелен. Права административного истца указанным постановлением не нарушаются. В случае изменения на основании судебного решения тарифа, утвержденного оспариваемым постановлением, Комитет имеет возможность во внесудебном порядке внести изменения в те тарифы, при утверждении которых в расчетной формуле использовался данный тариф.
Таким образом, поскольку при утверждении тарифа электрическую энергию (мощность) для СП «Николаевская ТЭЦ» АО «ДГК» регулирующим органом для его расчета необоснованно была занижена НВВ общества, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» удовлетворить,
признать недействующими с даты принятия пункты 1 и 2 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2018 г. № 40/4 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год».
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
Взыскать с Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в пользу акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда Е.Л. Унтевская