ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-88/20 от 12.08.2020 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2020-000115-16 Дело №3а-88/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 августа 2020 года г.Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Костыревой Е.Л.,

при секретаре Бухтеевой И.В.,

с участием представителя УФССП России по Амурской области Тисленко С.С., представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области и Правительства Амурской области Туз М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Харина Александра Владимировича к администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области, МКУ «Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Харин А.В. обратился в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что 6 декабря 2018 года решением Белогорского городского суда по иску прокурора Белогорского района Амурской области, действующего в интересах Харина А.В., к администрации Белогорского района удовлетворены требования о предоставлении жилого помещения. 27 февраля 2019 года судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда данное решение оставлено без изменения. На основании поступившего исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Белогорску и Белогорскому району от 22 мая 2019 года возбуждено исполнительное производство <номер>. До настоящего времени судебное постановление не исполнено. Полагает, что неисполнение вступившего в силу судебного постановления более 6 месяцев (с момента возбуждения ИП) привело к нарушению его права на исполнение судебного акта в разумный срок, что является основанием для выплаты соответствующей компенсации.

Просит взыскать с администрации муниципального образвоания Белогорского района в лице МКУ «Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района» за счет средств бюджета муниципального образования Белогорского района в пользу Харина А.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 рублей и расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 рублей. Денежные средства перечислить Харину Александру Владимировичу на расчетный счет <номер><данные изъяты>, кор/счет <номер>, БИК <номер>, КПП <номер>, ИНН <номер>.

Представитель заинтересованных лиц Министерства социальной защиты Амурской области и Правительства Амурской области Туз М.М. в судебном заседании и в письменных отзывах на административный иск с заявленными требованиями не согласилась, указала о том, что в настоящее время в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем в Амурской области, включено 4181 человек, из них в возрасте: от 14 лет до 18 лет – 977 человек; от 18 лет и старше – 3204 человека, из них имеют неисполненные судебные решения – 1239 человек. Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в установленном законом порядке были доведены до министерства, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов. В 2020 году плановый показатель в соответствии с условиями соглашения составляет 230 жилых помещений. В текущем году для достижения данного показателя выделены средства федерального и областного бюджетов в объеме 295,7 млн. рублей (на 82,4 млн. рублей больше по сравнению с 2019 годом), в том числе федеральный бюджет – 176 714 400,00 рублей. На 2020 год размер субвенции распределен между органами местного самоуправления в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов области на финансовое обеспечение расходов государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из ответа Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2017 года №ВК-717/07 следует, что в 2017 году выделение дополнительных средств федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам Амурской области не планируется. О сложившейся ситуации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2017 году министерство сообщало прокурору Амурской области, заместителю генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Ходатайство о рассмотрении возможности выделения дополнительных средств было направлено в адрес министра образования и науки Российской Федерации. Ходатайство о содействии в выделении дополнительных средств направляли в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Также министерством было направлено обращение в министерство финансов Амурской области о рассмотрении возможности увеличения объема финансирования при уточнении бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам. В августе 2018 губернатором Амурской области было направлено обращение Президенту Российской Федерации о выделении дополнительной финансовой помощи региону в размер 2,95 млр. рублей, а также поручение Правительству Российской Федерации разработать правила определения очередности обеспечения жильем сирот с учетом даты постановки на регистрационный учет и даты вступления решения суда в законную силу. В июне 2019 года на совещании губернатора Амурской области по вопросу «О состоянии дел по обеспечению в 2019 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принято решение о разработке механизма совместного финансирования строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через государственные программы. На совещании губернатора Амурской области по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 26 июля 2019 года было принято решение об увеличении объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение предоставления жилых помещений в 2019 году. Министерством, как главным распорядителем денежных средств, предпринимаются все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Министерство несогласно с размером заявленной компенсации, поскольку данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного действиями или бездействием госорганов, в том числе судов. Считаем, что размер заявленной компенсации необоснованно завышен.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФССП России по Амурской области Тисленко С.С. пояснила, что в МОСП по г.Белогорску и Белогорскому району на исполнении находится исполнительное производство об обязании администрации Белогорского района предоставить жилое помещение истцу. Постановлением о возбуждении исполнительного производства был указан срок для добровольного исполнения, данное постановление вручено должнику, неоднократно выносились требования для исполнения данного решения, в настоящий момент решение суда находится в МОСП по г.Белогорску и Белогорскому району на исполнении.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Белогорского района в письменном отзыве на административный иск с заявленными требованиями не согласился, указав, что надлежащим ответчиком по настоящему административному делу является исполнительный орган государственной власти Амурской области, на который законодательством Амурской области возложено исполнение вышеуказанных полномочий.

Представитель заинтересованного лица министерства финансов Амурской области в письменном отзыве на административный иск с заявленными требованиями не согласилась, указав, что министерство социальной защиты Амурской области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, отвечает, соответственно, от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Установлено, что администрации Белогорского района Амурской области в 2018, 2019 годах перечислялась субвенция на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в размере: за 2018 год 2916,0 тыс. рублей (Закон Амурской области от 13.12.2017 № 158-03). Кроме того, в соответствии с положениями Закона Амурской области от 10 декабря 2018 года №292-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (в редакции Закона от 28 марта 2019 года) на 2019 год Белогорскому району распределена субвенция на обеспечение предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в размере - 4811,4 тыс. рублей. По состоянию на 25 октября 2019 года распределенная Белогорскому району субвенция на указанные цели администрацией Белогорского района не была освоена. Законом Амурской области от 25 октября 2019 года №421-03 «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» субвенция, предусмотренная Белогорскому району (в размере 4811,4 тыс. рублей) перераспределена между муниципальными образованиями Амурской области. Также, Законом Амурской области от 12 декабря 2019 года №449-03 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» на 2020 год Белогорскому району распределена субвенция на обеспечение предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 5970,9 тыс. рублей. Таким образом, Амурская область в лице главного распорядителя бюджетных средств в 2018, 2019 и 2020 гг. предоставила муниципальному образованию Белогорский район финансовое обеспечение для исполнения полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сумма выделенных средств, превышает сумму предъявленных истцом требований, складывающихся из расходов на исполнение решения Белогорского городского суда. Доказательства недостаточности выделенных средств ответчиком не представлены. Просит принять решение с учетом всех обстоятельств дела и представленных доказательств.

Административный истец Харин А.В., представители МКУ «Финансового управления администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области», министерства финансов Амурской области, МОСП по г.Белогорску и Белогорскому району УФССП Росси по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со ст.150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела №2-2246/2018, исполнительного производства <номер>, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.Риме 4 ноября 1950 года) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

Европейский суд по правам человека рассматривает стадию исполнения судебного решения как неотъемлемую часть судопроизводства, которое, по его мнению, завершается только в момент полного исполнения решения суда надлежащим образом в отношении надлежащего лица без каких-либо изъятий, в особенности, когда должником является государство или финансируемые им органы, иные публичные образования (постановления «Вассерман против Российской Федерации», «Плотниковы против Российской Федерации», «Рябых против Российской Федерации», Гиззатова против Российской Федерации и другие).

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 КАС РФ.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона о компенсации, частью 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как следует из материалов дела, решением Белогорского городского суда Амурской области от 6 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 27 февраля 2019 года, на администрацию Белогорского района Амурской области возложена обязанность предоставить Харину А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории с.Успеновка Белогорского района Амурской области, общей площадью не менее 30 кв.м.

Исполнительный лист ФС №022459705, выданный Белогорским городским судом Амурской области на основании решения суда от 6 декабря 2018 года, поступил в МОСП по г.Белогорску и Белогорскому району УФССП России по Амурской области 22 мая 2019 года.

22 мая 2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Белогорску и Белогорскому району УФССП России по Амурской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <номер> в отношении должника администрации Белогорского района Амурской области, которое до настоящего времени не окончено.

Настоящее административное исковое заявление Харина А.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок поступило в Амурский областной суд 24 июля 2020 года.

Согласно п.55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Материалы гражданского дела №2-2246/2018 не содержат какого-либо ходатайства (просьбы) Харина А.В. о направлении исполнительного листа в службу судебных приставов.

Таким образом, общая продолжительность исполнения решения суда от 6 декабря 2018 года, исчисляемая со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать, составила 1 год 2 месяца 2 дня (с 22 мая 2019 года до 24 июля 2020 года). Срок с момента вступления решения суда в законную силу составил 1 год 4 месяца 26 дней.

Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

По общему правилу, установленному в статье 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Поскольку решением Белогорского городского суда Амурской области от 6 декабря 2018 года не был установлен срок для исполнения решения суда, оно должно было быть исполнено в срок, предусмотренный статьей 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Из материалов дела усматривается, что службой судебных приставов предпринимались все предусмотренные законом меры для исполнения решения суда. В адрес должника судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда в установленный срок.

Со стороны суда также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части неясностей не содержит.

Особенность предмета исполнительного производства предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, которым в установленный срок решение суда исполнено не было, не исполнено оно и до настоящего времени.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п.«ж» ч.1).

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2).

В частности, данный Федеральный закон в статье 8 предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) (ст.5).

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подп.«ж» п.1 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (ст.12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1 ст.130), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст.132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.71-73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 1 статьи 19 указанного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления (ст. 5).

Согласно части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов области из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, в силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса, части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113 утвержден Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункта 2 указанного Порядка, министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - главный распорядитель) на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, представленных по форме, установленной главным распорядителем, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление органам местного самоуправления на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области №40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего органа местного самоуправления.

В силу пункта 4 этого же Порядка органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно пункту 7 настоящего Порядка главный распорядитель ежемесячно, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в министерство финансов Амурской области сводные сведения о расходовании субвенции, полученной из областного бюджета; средства субвенции носят целевой характер и не могут быть направлены на иные цели (п. 8).

Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления указанной категории детей благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 17 которого органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Учитывая изложенное, а также решение Белогорского городского суда от 6 декабря 2018 года, суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются администрация муниципального образования Белогорского района, как главный распорядитель субвенций, выделенных субъектом на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и МКУ «Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района», как финансовый орган администрации Белогорского района.

Из материалов дела следует, что на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в бюджет муниципального образования Белогорского района перечислялись субвенции в следующих размерах: в 2018 году – 2916,0 тыс.рублей (Закон Амурской области от 13 декабря 2017 года №158-ОЗ); в 2019 году – 4811,4 тыс.рублей (Закон Амурской области от 10 декабря 2018 года №292-ОЗ), в 2020 году 5970,9 тыс.рублей (Закон Амурской области от 12 декабря 2019 года №449-ОЗ).

Из ответа Министерства социальной защиты населения Амурской области от 31 октября 2018 года №17-8154 следует, что средства, предусмотренные Белогорскому району на 2018 год на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей-сирот, использованы в полном объеме. Дополнительные средства в текущем году не предусмотрены. По заключению Правительства Российской Федерации правовых оснований для увеличения средств субсидии бюджету Амурской области, как отдельному субъекту, не имеется. В соответствии с распределением субсидий, предусмотренных федеральным бюджетом на 2019 год, объем субсидии бюджету Амурской области составляет 121,2 млн.рублей. Выделение дополнительных средств на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджету Белогорского района, как отдельно взятому муниципальному образованию, не представляется возможным.

Как следует из представленных материалов дела, в ноябре 2017 года министерством социальной защиты населения Амурской области было направлено письмо в министерство финансов Амурской области о рассмотрении возможности увеличения объема финансирования при уточнении бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам. Из ответа следует, что возможности выделения дополнительных средств, не имеется.

Из ответа Министерства социальной защиты населения Амурской области от 18 января 2019 года №17-354 следует, что по состоянию на 1 января 2019 года в сформированный министерством список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области, включены сведения о 2835 лицах, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями, в возрасте от 18 до 23 лет, из них имеют судебные решения порядка 90 граждан. Законом Амурской области от 10 декабря 2018 года №292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию расходного обязательства «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» бюджету Белогорского района предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 4 009 500 рублей, что больше на 1 093 500 рублей по сравнению с 2018 годом. На выделенные средства в 2019 году планируется обеспечить жильем 5 детей-сирот.

Из ответа Министерства социальной защиты населения Амурской области от 7 февраля 2020 года №17-32/1030 следует, что на 2020 год муниципальному образованию Белогорского района предусмотрено 5,9 млн. рублей на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением 7 жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа. Выделение дополнительных средств на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей-сирот и лиц из их числа, муниципальному образованию Белогорского района, как отдельно взятому муниципальному образованию, не представляется возможным.

В 2017 году губернатор Амурской области сообщал прокурору Амурской области, заместителю генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, министру образования и науки Российской Федерации, заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Министерство финансов Амурской области о рассмотрении возможности увеличения объема финансирования при уточнении бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам.

В августе 2018 губернатором Амурской области было направлено обращение Президенту Российской Федерации о выделении дополнительной финансовой помощи региону в размер 2,95 млр. рублей, а также обращение к Правительству Российской Федерации с предложением разработать правила определения очередности обеспечения жильем сирот с учетом даты постановки на регистрационный учет и даты вступления решения суда в законную силу.

В июне 2019 года на совещании губернатора Амурской области по вопросу «О состоянии дел по обеспечению в 2019 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принято решение о разработке механизма совместного финансирования строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через государственные программы.

На совещании губернатора Амурской области по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 26 июля 2019 года было принято решение об увеличении объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение предоставления жилых помещений в 2019 году.

Министерством социальной защиты населения Амурской области, как главным распорядителем денежных средств, предпринимались все возможные меры, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Уставом муниципального казенного учреждения «Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района» направление средств районного бюджета на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам не предусмотрено.

Решением Белогорского городского суда от 27 сентября 2019 года администрация муниципального образования Белогорского района Амурской области была освобождена от взыскания исполнительского сбора.

Между тем, Законом о компенсации закреплено, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3 статьи 1).

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) (часть 2 статьи 1).

Как отмечал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок, исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. При этом Европейский суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Копнин и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кравченко и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кукса против Российской Федерации» от 15 июня 2006 года и другие).

Судом учитывается, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.

Судом принимается во внимание то обстоятельство, что администрацией муниципального образования Белогорского района предпринимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа, вместе с тем, реализация указанных мероприятий в течение более одного года не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению жилого помещения Харину А.В., до настоящего времени решение суда от 6 декабря 2018 года не исполнено, жилое помещение административному истцу не предоставлено, поэтому такие меры не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными в смысле, придаваемом судебной практикой, в том числе Европейского суда по правам человека, доказательств этому суду не представлено.

При этом материалы дела свидетельствуют о том, что объективные причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, и административный истец за данную задержку исполнения решения ответственность не несет, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Харин А.В. имеет право на компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу административного истца, суд приходит к следующему.

Административным истцом заявлена сумма компенсации в размере 60 000 рублей.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации, размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу Харина А.В., с учетом указанных требований закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая требования административного истца, того, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, общую продолжительность исполнения указанного выше решения, существенную значимость и последствия для административного истца, который в результате длительного неисполнения решения суда лишен гарантированного ему законом и установленного судебным актом права на жилище, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца и полагает необходимым присудить в его пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей.

Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать установленный судом факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

В остальной части заявленной суммы требования административного истца удовлетворению не подлежат.

В силу положений пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, части 3.1 статьи 353 КАС РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о присуждении компенсации подлежит исполнению соответствующим финансовым органом, в качестве которого в рассматриваемом случае выступает МКУ «Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района».

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ в связи с удовлетворением административного иска за счет средств бюджета муниципального образования Белогорского района в пользу Харина А.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче настоящего административного искового заявления в размере 300 рублей (чек по операции Сбербанк онлайн от 13 июля 2020 года).

Согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Доводы администрации муниципального образования Белогорского района о том, что надлежащим ответчиком по настоящему административному делу является исполнительный орган государственной власти Амурской области, на который законодательством Амурской области возложено исполнение вышеуказанных полномочий, признаются судом ошибочными, не основанными на законе.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Харина Александра Владимировича удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования Белогорского района Амурской области в лице муниципального казенного учреждения «Финансовое управление администрации муниципального образования Белогорского района» за счет средств бюджета муниципального образования Белогорского района в пользу Харина Александра Владимировича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, перечислив платеж получателю Харину Александру Владимировичу по следующим реквизитам: счет <номер>, открытый на имя Харина Александра Владимировича, Банк получателя: <данные изъяты>, корреспондентский счет <номер>, БИК <номер>, КПП <номер>, ИНН <номер>

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Харина Александра Владимировича отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Л. Костырева

Решение в окончательной форме принято 14 августа 2020 года.

Председательствующий судья Е.Л. Костырева

УИД 28OS0000-01-2020-000115-16 Дело №3а-88/2020