ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-88/20 от 21.02.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-88/2020

УИД 76OS0000-01-2020-00016-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 21 февраля 2020 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.

с участием прокурора Лебедева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Технология чистоты» о признании недействующим пункта 148 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н,

установил:

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее также Департамент) от 21.12.2018 года N 23-н утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее также Приказ, Перечень).

28.12.2018 года Приказ вместе с Перечнем опубликованы в издании "Документ-Регион", N 113.

В указанный перечень под номером 148 включен объект – здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>

ООО «Технология чистоты» - собственник указанного объекта недвижимости обратилось с административном иском, в котором просит признать недействующим пункт 148 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н.

Из административного иска следует, что в Едином государственном реестре недвижимости нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> учтено с наименованием: химчистка, и расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: для эксплуатации химчистки.

Административный истец полагает, что указанных сведений Единого государственного реестра недвижимости недостаточно для установления того факта, что здание в полном объеме или в части предназначено для оказания бытовых услуг, и отнесения его в связи с этим к торговым центрам.

В связи с этим, административный истец считает, что до включения здания в Перечень административный ответчик обязан был определить фактическое использование данного объекта недвижимости. Таких действий Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области совершено не было.

Следовательно, включение здания с кадастровым номером <данные изъяты> в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций», а также постановлению Правительства Ярославской области от 27 августа 2015 года № 948-п, которым утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО1 административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на основании доверенности ФИО2 в удовлетворении административного иска возражала, привела доводы о том, что оспариваемый нормативный акт принят Департаментом в пределах его компетенции, порядок принятия нормативного акта соблюден, установленные налоговым законодательством основания для включения здания административного истца в Перечень у Департамента имелись.

Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд оснований для удовлетворения требований административного иска ООО «Технология чистоты» не находит.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации к региональным налогам относится налог на имущество организаций.

Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно пункту 3.2.15 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 года N 116, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, который определяет на очередной налоговый период перечень отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества.

В соответствии со статьей 2 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области», пунктом 4.1 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 года N 116, Департаментом издаются нормативные акты в форме приказов.

В соответствии со статьями 12, 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» приказы, носящие нормативный характер, подлежат опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и в издании «Документ – регион».

Анализ приведенных положений налогового законодательства и законодательства Ярославской области, а также установленных судом обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый в настоящем административном деле Приказ принят уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, в пределах его компетенции, требования к порядку принятия нормативного акта, его форме и введению в действие соблюдены.

Проверяя содержание нормативного акта в оспариваемой его части по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему:

Как указывалось выше, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещениях в них.

Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378<2> Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения площадью от 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером <данные изъяты>, внесенное в Перечень под пунктом 148, имеет площадь 2 181, 2 кв.метра, то есть превышает площадь в 1 000 кв.метров.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, на дату утверждения Перечня и на настоящий момент, является – «для эксплуатации химчистки»; само здание с кадастровым номером <данные изъяты> по сведениям Единого государственного реестра недвижимости имело на дату утверждения Перечня и на настоящий момент наименование – «химчистка».

Суд полагает, что наличие в сведениях Единого государственного реестра недвижимости таких характеристик здания и земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным для внесения его в Перечень, поскольку как вид разрешенного использования земельного участка, так и наименование здания предусматривают возможность использования его для размещения объектов бытового обслуживания, к которым относится предоставление услуг химчистки.

Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года N 540, земельный участок с видом разрешенного использования для предоставления услуг химчистки относится к видам разрешенного использования «бытовое обслуживание» (код 3.3).

Доводы административного истца, что вышеприведенное описание вида разрешенного использования земельного участка и наименования здания не предполагают использования его в целях размещения предприятия бытового обслуживания по предоставлению услуг химчистки в полном объеме, противоречат установленным по делу обстоятельствам и нормам материального закона, подлежащим применению в данных правоотношениях.

Возможность использования здания в целях предоставления услуг химчистки, исходя из вида разрешенного использования земельного участка и наименования здания, предполагает возможность использования его в таком качестве в полном объеме.

Доводы административного иска о том, что данные услуги не оказываются населению, а исключительно на основании муниципальных или государственных контрактов, также не имеют правового значения, поскольку не опровергают достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Также на неправильном толковании положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации основано утверждение административного истца о том, что у Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области имелась обязанность установить фактическое использование объекта недвижимости.

Исходя из вышеприведенных положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, размещение объекта недвижимости на земельном участке, предполагающем размещение на нем объектов бытового обслуживания, или наименование здания, предполагающее его использование в соответствии с таким назначением, как это установлено в настоящем административном деле, является достаточным для включения такого объекта в Перечень.

При таких обстоятельствах, у уполномоченного органа исполнительной власти отсутствует обязанность по установления фактического использования данного здания.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что включение здания с кадастровым номером <данные изъяты> в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 2.1 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области». В связи с этим, оснований для признания недействующим приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н в части пункта 148 Перечня у суда не имеется. Административное исковое заявление ООО «Технология чистоты» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Технология чистоты» о признании недействующим пункта 148 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 года N 23-н, отказать.

Опубликовать в издании «Документ – Регион» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 5 марта 2020 года